Что делает клиент вместо продукта?
Простите, не спалось - тема крутится в голове и не отпускает в кроватку 😴
Итак, поиск ответа на этот (смотри заголовок публикации), далеко не самый простой вопрос — занимает умы каждого продукт оунера
Если вы создаёте продукты и НЕ ищете ответ на вопрос: «Что делает клиент вместо моего продукта?» - пора начинать беспокоиться
Почему это важно?
Поиск ответа и сам ответ является этапом подготовки в структуре гоу ту маркет (позиционирование → сегменты → каналы → конверсии → метрики)
Для выбора позиционирования, помимо понимания своего продукта, придется сделать анализ рынка и понять что ( и как) продают конкуренты и, обязательно, кто является конкурентом
Другими словами —определение альтернатив, которыми реально пользуется целевая аудитория
Простой пример с Excel: каждый, кто создавал CRM систему сталкивался с ситуацией, когда при анализе конкурентных продуктов приходится признавать excel сильным конкурентом. Записная книжка администратора - это тоже конкурент CRM системы
Так как понять, чем же пользуются пользователи вместо твоего классного продукта?
Хочу усложнить задачу. Как же выяснить, что делает клиент вместо продукта, не прибегая к полевым исследованиям — без опросов и кастдевов?
Ответ: AI powered research
если найдутся те, кто спросит про качество эй ай ресерча - с меня отдельная публикация
фреймворк как находить неявных конкурентов: идти через потребности
На первом шаге берем сегментацию - подойдет любая, даже самая простая демографическая или половозрастная
Далее просим ai ресерч собрать потребности каждого сегмента и ,обязательно, добавляем описание продукта (Perplexity или Deep Research подойдут для этой задачи)
Получив список потребностей, берем каждую потребность и отдельно, через тот же ресерч инструмент, запускаем поиск «как каждый сегмент может закрывать выбранную потребность»
Например: тренер спортивной секции обладает потребностью в контроле посещаемости, контроле оплат и например, хочет собрать новую группу
Контроль посещаемости может закрываться как записью в блокноте, так и ведением базы в современной crm системе
Собираете список всех возможных фич, которыми сегменты закрывают свои потребности - это и будет «сырой» основной для ответа на вопрос «Что делает клиент вместо покупки моего продукта?»
Далее конкурентный анализ, поиск маркет гепов, анализ каналов коммуникаций, построение позиционирования, выбор каналов коммуникаций и запуск тестов - так и строится гоу ту маркет «на коленке»