Как продать мобильное приложение?

Как продать мобильное приложение?

Я часто слышу про вопрос продажи приложений и оценки их с точки зрения инвестора (чаще венчурного). В этой статье я расскажу, что знаю из своего опыта в части оценки и продажи приложений.

Привет, меня зовут Виталик, я основатель Adapty.io — сервис для аналитики и роста мобильных приложений с подписками. Ниже я расскажу, основные моменты продажи или инвестиции в приложения.

Любое ваше приложение — это актив, который можно монетизировать. Можно зарабатывать деньги на самом приложении (платное приложение, подписки, реклама, разовые покупки), а можно продать само приложение. В первый раз это может казаться немного странным, но относитесь к этому как к продаже любой вещи, которая у вас есть. Ниже я разберу основные вопросы и причины продажи мобильного приложения, рассмотрим где продавать, кому продавать, и как инвесторы их оценивают.

Зачем продавать приложение, которое приносит деньги?

Наверное, это самый частый вопрос, который мне задают. Причин может быть много:

  • Надоело заниматься проектом.
  • Жизненные обстоятельства изменились.
  • Развалилась команда.
  • Изменился рынок.

Но самая частая причина — усталость от проекта и желание двигаться дальше. Приложения, как и любой бизнес, не работают просто так (хотя я знаю исключения), как минимум, они требуют поддержки и обновлений. Операционное приложение требует постоянной закупки трафика, оптимизации воронки продаж и т.д.

При продаже проекта вы получаете X * месячная чистая прибыль наперед. В зависимости от выручки, это могут быть очень хорошие деньги, которые позволят вам либо что-то купить, либо начать новый проект с чистого листа.

Могу ли я продать свое приложение?

Зная Apple, можно подумать, что продавать приложение может быть нелегально. Но нет, тут все ок, это не нарушает никакие правила. В соответствующей статье продажа указана как одна из причин переноса:

You transfer an app when you’ve sold the app to another developer or you want to move it to another App Store Connect account or organization.

Как технически выглядит продажа приложения?

Вы отдаете приложение, вам отдают деньги (или на что вы договоритесь). При продаже стоит учесть несколько моментов:

  • Заключайте договор. В нем нужно обезопасить себя от того, что продавец использовал труд других программистов неофициально. В противном случае есть риск того, что вам перейдет код, которым нельзя пользоваться. Лучше сделать договор с юристом.
  • Заберите исходный код. Проверьте, что вам дали именно код приложения, которое вы хотите купить.

Важно, что при переносе вы хотите сохранить максимум информации, а именно, отзывы и клиентов (подписчиков). Они сохранятся в любом случае.

Сам процесс покупки происходит одним из способов. Первый, вы делаете перенос приложения в аккаунт другого разработчика. У Apple хорошо написано как это сделать. Проблем в том, что для переноса нужно соответствовать целому ряду критериев, в частности:

  • Надо подписать все соглашения Paid Agreement.
  • Ни одна версия приложения не должна использовать iCloud entitlement и Wallet capability.
  • У приложения должна быть хотя бы одна версия в сторе.

Если первый вариант не получается, то придется отдавать весь аккаунт разработчика. Это сложнее: если у вас есть другие приложения, их придется переносить или продавать все приложения вместе. Плюс еще нужно не забыть изменить банк; )

В любом случае все завершится тем, что покупателю передадут репозиторий с кодом. Покупателю нужно проверить, что приложение сделано ровно из этого кода, он собирается и работает. Об этом пишет и сама Apple:

If you transfer your app, you will continue to have access to information for payments and sales that occurred prior to the transfer. You will not be able to access information for sales after the transfer has been completed. The recipient of the transferred app will only receive payment and sales information for transactions that occurred after the transfer.

Где продавать?

Тут есть несколько вариантов:

  • Продать на бирже.
  • Продать напрямую.

Разберем оба варианта.

Из бирж самой популярной является Flippa; также есть Sell My App и AppBusinessBrokers. Биржа является посредником и позволяет сделать все гладко и безопасно, чтобы все стороны были довольны. Обычно биржи работают по модели комиссии (success fee) за сделку, которую платит продавец. За дополнительные деньги можно купить все стандартные документы вроде договоров и NDA. Success fee составляет примерно 10%.

Если не боитесь быть обманутым и чувствуете себя уверенно, то продавать напрямую — вполне ок. Приложения продают даже на Авито (это забавно):

Как продать мобильное приложение?

За сколько продавать?

Приложение с подписками оценивают как операционный бизнес. То есть, продавец возьмет вашу годовую или месячную выручку и умножит ее на коэффициент. Обычно этот коэффициент от 1 до 3 для года или 12-36 для месяца, то есть, за 1-3 годовых выручки. Важно, что выручку надо считать после вычета комиссии Apple и ваших расходов на трафик и остальную операционку.

Как продать мобильное приложение?

Пример: если у вас в приложении 1 000 подписчиков, которые платят по 10 долларов в месяц и вы в программе Apple Small Business Program, то в месяц вы получаете 0.85 * 1000 * 10 = $8500. Пусть 30% вы тратите на трафик и еще 20% на все остальное, тогда чистая прибыль будет 0.5 * 8500 = $4250. Таким образом, приложение можно продать за $51 000–$153 000. Звучит уже неплохо.

Однако некоторые приложения продают и покупают сильно дороже. В основном это стратегическая покупка, которая идет через слияние-поглощение, это большие сделки с переходом команды в штат другой компании.

Как продать мобильное приложение?

Как и всегда, надо торговаться в обе стороны. Но помните, что иногда лучше продать чуть дешевле, но освободить себе кучу времени наперед.

На что смотрит покупатель кроме выручки?

Если мы говорим про подписки, то одна из самых важных метрик — это отписки (churn rate) и «длина хвоста подписчиков» (какую часть выручки составляют те, кто давно пользуются, против новых). Это хорошо показывают два графика.

Распределение по продлениям:

Большую часть платежной базы приложения составляют старые пользователи, а не новые. Значит, пользователи видят ценность в продукте, остаются и платят дольше.
Большую часть платежной базы приложения составляют старые пользователи, а не новые. Значит, пользователи видят ценность в продукте, остаются и платят дольше.

Есть еще момент: если смотреть только на выручку последнего месяца, есть риск, что разработчик купил очень много трафика и резко увеличил выручку. Чтобы обезопаситься от этого, надо смотреть чистую прибыль.

Второй важный показатель — это анализ когорт. Когорты наглядно показывают, насколько долго пользователи остаются в приложении, и как быстро они затухают.

Пример визуализации затухания когорт в Адапти.
Пример визуализации затухания когорт в Адапти.

Имея понимание исторической динамики (то есть конверсий в воронке продаж), можно построить простую модель для оценки будущей выручки и учета рисков.

Мобильное приложение — это венчурный бизнес?

Еще один частый вопрос, который я встречаю. Венчурный инвестор ожидает высокого возврата инвестиций, хотя бы 10х как премия за риск. Так работает экономика фондов.

Если ваше приложение не выглядит как хорошее дополнение к какой-то большой компании, у него мало пользователей и оно медленно растет — вряд ли это венчурный бизнес. Лучше рассматривать такой продукт как операционный бизнес. Это ничем не хуже, а часто даже лучше и удобнее.

Если компания не продается и не планируется IPO, возврат денег инвестора будет через дивиденды. Давайте прикинем, как это может происходить.

Предположим, вы привлекли $1М инвестиций и через год стали получать выручку $1М в месяц при $500К расходов (трафик и операционка). Остается 0.7 * 500К = $350К в месяц прибыли. Пусть 30% пойдут чистой прибыли пойдут на дивиденды, то есть $105К. Дальше каждый инвестор получает деньги пропорционально своей доле, пусть вы отдали 20% одному инвестору -> инвестор получит $20К в месяц или $240К в год дивидендов при изначальных вложениях $1М. Получается рискованно, потому что рынок может измениться, и не очень выгодно для инвестора.

Это пример, но в реальном мире цифры редко отличаются даже в 2 раза от тех, которые я привел.

Есть класс не операционных приложений, ставшие стандартом в индустрии и которые можно считать по-настоящему большими игроками. Эти компании можно продать, они могут в теории стать публичными, ими пользуются много людей. Из недавних примеров — Clubhouse: монетизации нет, много пользователей, инвесторы верят.

Инвестировать в приложение — это ок, главное понимать во что это может превратиться. Очень часто для основателей сделать cash cow без инвестиций гораздо выгоднее и менее стрессово.

А что с Андроидом?

Все то же самое, но чек будет скорее всего меньше.

Как может помочь Adapty?

Адапти может быть «источником правды» для вашего приложения. Мы сами посчитаем все важные метрики на уровне пользователя. Таким образом, мы упрощаем процесс due diligence в разы и для инвестора/покупателя и для разработчиков. Встроенные аналитики в App Store Connect/Google Play не позволяют получить детальную информацию на уровне пользователя и реально оценить экономику приложения. Мы получаем информацию напрямую от вендоров, поэтому сервис нельзя обмануть.

Если вы только начинаете, то сможете начать работать с покупками за пару часов (а также почитать про аналитику и атрибуцию), а если уже используете другое или собственное решение, то можете бесшовно переехать к нам и сфокусироваться только на бизнесе.

Если вы хотите получать новости из мира Apple касательно маркетинга, разработки, изменений в трафике и аналитику (как мое личное мнение и цифры с рынка) — подписывайтесь на канал https://t.me/apple_developer_news.

2020
3 комментария

В статье не расписаны минусы продажи приложений, и почему эти 2к$ за код (а приложения без прибыли в лучшем случае продаются по себестоимости разработки) могут вам встать в такие проблемы:

1. Покупатель может купить вашу прилу под арбитраж серых тем: зашьет в прилу вэбвью и будет клоачить на какую гемблу или дейтинг (в лучшем случае). Аккаунт и прилу снесут через время, а до вас так-же по цепочке долетит бан. Таких случаев куча.

2. При трансфере прилы новомодные 15% комиссионных от ин-аппов превращаются обратно в 30%.

5
Ответить

Круто! Спасибо! 

Ответить