Как «Иннополис» CustDev проводил: чего хотят будущие «единороги»

Все стартапы стараются экономить деньги. Они перевозят офисы в особые экономические зоны, где есть налоговые льготы и гранты от партнеров. Мы в ОЭЗ «Иннополис» решили не придумывать меры поддержки сами, а провели CustDev. Нам захотелось выяснить, что привлекает стартапы в программах поддержки, а что им вовсе не нравится. Опрос мы разместили в дружественных сообществах и телеграм-каналах и получили ответы от более сотни компаний — разработчиков различных онлайн-сервисов. В опросе не участвовали резиденты и стартапы «Иннополиса».

Для привлечения и поддержки стартапов в 2020 году мы запустили программу Startup service pack. Это комплекс бонусов и скидок для стартапов на сумму 570 тысяч рублей, а также онлайн-платформа, на которой можно оформить заявку на регистрацию юрлица, открыть расчетный счет, арендовать льготные места в коворкинге технопарка и получить консультацию. Мы решили усовершенствовать свой сервис, однако, уверены, что наше исследование будет интересно и другим экономическим зонам, и технопаркам, так как его результаты наглядно демонстрируют, что же ищут будущие «единороги».

По результатам нашего опроса, больше всего стартапы нуждаются в помощи рекрутёров: бизнесам тяжело подбирать в команды стоящих специалистов. В «Иннополисе» такие услуги бесплатного подбора сотрудников от RCI уже есть. Кроме того, почти все компании хотели бы получить от релокации в технопарк:

  • налоговые каникулы;
  • гранты;
  • инвестиции;
  • сообщество единомышленников;
  • PR и маркетинговую поддержку.

В последнем нуждаются сейчас большинство поучаствовавших в исследовании стартапов.

Маркетинговая поддержка стартапов отличается от привычной поддержки с ее традиционными маркетинговыми инструментами и подходами. В новой цифровой реальности крайне важно перед запуском маркетинговой кампании уделить особое внимание подготовительному этапу. В первую очередь необходимо помочь стартапу понять, кто его целевая аудитория и какие боли у нее есть. Для этого необходимо проводить глубинные интервью, так называемые кастдевы. Мы рекомендуем использовать методику JBTD (Jobs-to-be-done) — она позволяет составить наиболее полную картину потребностей потенциальных клиентов. Правильно заданные вопросы помогают разработать подходящую стратегию позиционирования исходя из того, как продукт может выполнить свою «работу», решив проблемы целевой аудитории. Такой подход мы стараемся применять в работе со стартапами нашей экосистемы.

Альберт Люкманов, Head of marketing ОЭЗ «Иннополис»

Про особые экономические зоны слышали все респонденты. Самые популярными технопарками остаются «Сколково» (о нем известно 90,6% опрошенных), «Иннополис» (75%) и технополис «Москва» (40,6%).

Как «Иннополис» CustDev проводил: чего хотят будущие «единороги»

Меньше всего участников исследования раньше знали про особые зоны «Исток», «Ульяновск» и «Алга», технопарк «Якутия» и астраханскую Fabrika.

Часть стартапов уже задумывалась о релокации. Рассматривали в основном «Сколково» и «Иннополис». Примерно 30% не думали перебираться в технопарки или ОЭЗ. Часть респондентов заявили, что релокация вообще не нужна, чтобы быть резидентом особой экономической зоны, и они рассматривают просто резидентство без релокации, потому что они получат все «плюшки», но переезжать они не хотят, потому что у них либо сотрудники на удаленке, либо им это дорого выходит.

Как «Иннополис» CustDev проводил: чего хотят будущие «единороги»

12,9% опрошенных хотят, но не знают, куда переехать: не понимают в чем плюсы, не видят различий между технопарками в том числе, не могут сделать выбор, потому что не понимают, какие их проблемы ОЭЗ могут решить.

Среди важных факторов для релокации бизнеса опрошенные отметили щадящий налоговый режим, помощь в поиске инвестиций и новых сотрудников. Кроме того, стартапам крайне важно, чтобы в ОЭЗ были скидки или даже бесплатный доступ к курсам для разработчиков. Также большинство компаний хотели бы получать ещё и бесплатные юридические и бухгалтерские консультации, в том числе и по вопросам выхода на зарубежные рынки.

Как «Иннополис» CustDev проводил: чего хотят будущие «единороги»

Под выходом на зарубежный рынок стартапы понимают знакомства, а не валютное законодательство. ОЭЗ «Иннополис» разработала программу Startup service pack, в рамках которой Банк Точка, Yandex.Cloud, GeekBrains и другие наши партнеры оказывают различные услуги стартапам. К примеру, по вопросам регистрации юрлица и валютному законодательству в рамках программы компании могут получить бесплатные консультации.

Вадим Галеев, заместитель генерального директора по развитию и взаимодействию с резидентами АО ОЭЗ «Иннополис»

Выход бизнеса на международный уровень интересен 73,7% опрошенных. Здесь главная проблема в том, что основатели не понимают самой сути процедуры либо считают, что главная проблема выхода на зарубежный рынок — это поиск клиентов.

Как «Иннополис» CustDev проводил: чего хотят будущие «единороги»

73,7% стартапов хотят выходить на зарубежные рынки, при этом лишь половина считает, что им нужна помощь с выходом и помощь в понимании валютного законодательства. Можно предположить, что это связано с высокой экспертностью стартапов, но скорее всего, большинство фаундеров считает, что сложность в выходе на зарубежные рынки заключается не в юридических тонкостях, а в поиске клиентов. И в этом они, конечно правы.

Жаныбек Нурмагамбетов, бизнес-архитектор дивизиона Поволжье Банка Точка

Также мы спросили про участие в госзакупках и тендерах с целью, чтобы узнать, будет ли актуальна такая поддержка для стартапов. Выяснилось, что пока это неактуально. 85% практически в госзакупках не участвуют.

Большинство стартапов считают, что им срочно нужны инвестиции. Но они не хотят денег от технопарков, они видят в них место для знакомства с инвесторами. Ради этого стартапы готовы переезжать.

Что для вас является решающим фактором для релокации?

Респонденты заявили, что от технопарков они ждут комьюнити, менторства, хотят гранты, экспериментальные песочницы, чтобы была инфраструктура для работников и компаний, чтобы можно было расположить производство на территории ОЭЗ, взять для этого в аренду оборудование.

По данным опроса, грант на 200 тысяч рублей на использование облачных сервисов очень помог бы почти 30% стартапов. Почти все респонденты относятся к грантовой поддержке положительно — почти 77% опрошенных. Отрицательно оценивают возможности грантов 5,9%, нейтрально — 17,6%.

Как «Иннополис» CustDev проводил: чего хотят будущие «единороги»

Самыми полезными возможностями для себя стартапы назвали:

  • HR-услуги;
  • юридическая поддержка;
  • помощь с продажами.
Как «Иннополис» CustDev проводил: чего хотят будущие «единороги»

В CustDev важно, чтобы опрос проводили люди, которые принимают решения. Вот почему CustDev обычно проводит фаундер бизнеса. Во время такого разговора основатель может понять, что проблема на самом деле в чем-то другом. Мы уже начали проводить глубинные интервью с представителями стартапов, которые поучаствовали в нашем исследовании, и с руководителями ОЭЗ «Иннополис».

Сейчас после обработки анкет мы будем проводить глубинные интервью с частью респондентов, как и положено делать для качественного кастдева.

77
4 комментария

А результаты глубинных интервью будете выкладывать? Интересно будет почитать

2
Ответить

Неожиданно, что про Сколково знают меньше людей чем про Иннополис. Я про него пол года назад только узнал, а про сколково шумиха лет пять уже

1
Ответить

там вроде Сколково лидирует, 90% слышали о Сколково, 75% об Иннополисе

1
Ответить

Хорошая статья, мы сами в Ск.
Норм тема

1
Ответить