Франшиза как религия

Франшиза как религия

Занимаюсь разработкой франшиз. Упаковал 15 франшиз, продал более 100 франшиз, открыл более 70 заведений по франшизе.

Я иногда выступаю на мероприятиях, посвященных франчайзингу и у меня есть один стандартный разогревочный вопрос: “ какая франшиза является самой первой, самой успешной и самой многочисленной?”.

Аудитория с интересом включается в беседу: "Макдональдс", "Зингер", "Баскин Роббинс".

“Религия” - отвечаю я. Самой древней и самой успешной франшизой является религия. И всегда после моего ответа аудитория максимально сконцентрирована и подготовлена к диалогу.

И чем дольше я работаю с франшизами, тем больше мне очевидна это сходство. И я имею в виду не коммерческий успех и зарабатывание денег, а умение конкретной идеи, концепции и философии масштабироваться и распространяться.

Я считаю, что бизнесу есть чему поучиться у религий, потому что религии веками успешно занимаются тем, что франчайзинг только пытается изучить и внедрить.

В любом проекте по разработке франшизы обязательно проводятся промежуточные мозговые штурмы и стратегические сессии, в ходе которой мы с командой генерим идеи на такую тему: что бы наша франшиза смогла дать партнеру если бы была религией? Обычно за пару часов мы находим существенное количество фишек, которое можно взять на вооружение новой франшизе.

Я не планирую говорить о какой-то конкретной религии, о вере, о догматах и так далее. мне куда интереснее структура, организация и процессы религиозных организаций. Ну и моя цель прозрачна и очевидна - поучиться у религиозных организаций, перенять удачные методы.

Итак, какие из стандартных атрибутов религии бизнес и франчайзинг может взять на вооружение?

Уверен, что мне не удастся вспомнить все черты и атрибуты, поэтому добавляйте, если вспомните, в комментариях.

Инициация новых учеников

Все новые последователи любого учения проходят инициацию, после которой они могут считаться полноправными членами сообщества.

Апостолы

В этом пункте в единственном упомяну конкретную религию - христианство, а именно процесс распространения ее по миру. Вы просто представьте этот процесс с практической точки зрения: как рассказать людям и как убедить людей сменить свою веру на новую. Это какими ораторскими способностями нужно обладать! Какой уверенностью обладать! Очень важно опереться на правильных людей. От этого во многом зависит, как будет распространяться учение и сообщество в первые годы своего существования.

Заповеди

Кодекс правил, который определяет мировоззрение вашего бренда на мир, на бизнес, на потребителя.

Паства

Аудитория с определенным мировоззрением, объединенные вокруг бренда.

Простой и запоминающийся символ

Массовые религии не выбирают сложные символы и логотипы. Все должно быть просто и легко воспроизводимо.

Место силы

У любой религии есть место силы - место куда старается попасть любой адепт учения.

Вписаться в городскую инфраструктуру

Церкви, храмы, соборы располагаются в удобных центральных локациях, удобных для посещения.

Фирменный стиль

У любой религии есть свой набор носителей корпоративного стиля, есть свой набор цветов, символики. В бизнесе бренд бук, в религии - это просто на уровне традиций.

Лидер и ключевая персона

У каждой религии есть ключевая персона или система персон, которые как-то между собой взаимосвязаны. Все события и поклонение происходит этим персонам.

У сильных брендов основатель также является ключевой персоной, которая вызывает интерес у последователей. Более того, в мире бизнеса есть такие персонажи, которые буквально становятся объектами поклонения. Стив Джобс, Билл Гейтс, Илон Маск тому примеры.

История, в которой происходит чудо

В основе религии обычно лежит какая-то история, которая обычно иллюстрирует основные принципы и правила учения. История должна интересовать и будоражить. В бизнес историях, как и в религиозных историях обычно присутствует чудо. Джобс сделал первый компьютер в гараже, Маск создал платежную систему почти в детстве, и так далее.

Простые отличия

Разные религии, если глубоко погрузиться, в принципиальных вопросах похожи друг на друга. Большинство религий учит добрым вещам: не воровать, не убивать, быть милосердным к людям. Большинство религий говорит о существовании Бога, который является мудрым и справедливым, который создал землю и все сущее. Однако, на уровне внешних атрибутов нам очень просто различить разные религии. Мы никогда не спутаем будистский храм и православную церковь, более того, нам не составит труда различить различные течения внутри одной религии: православный храм, баптистскую церковь и католический храм мы распознаем без труда.

Памятные даты

У любого сообщества, особенно религиозного есть свои памятные даты, которые чтутся и отмечаются всеми без исключения.

В корпоративной среде обычно тоже есть свои праздничные даты: профессиональные праздники, день рождения компании и тд. Вашей франшизе также нужно выбрать памятные даты чтобы их празднично отмечать и проводить в эти даты мероприятия.

Спасение

В любой религии правильная модель поведения приводит верующего к спасению. В бизнесе таким спасением может быть успех и достижение поставленных целей. Учение, которое передается основателем франшизы должно помогать в достижении успеха, процветания, блаженства.

Священная книга с правилами

Правила, законы и рекомендации в религиозном учении записаны в единую книгу. Зафиксированные постулаты смогли передаться через века. Правила, стандарты, политики, чек-листы вашей франшизы должны быть изложены понятным простым запоминающимся языком, идеально если правила будут проиллюстрированы историями, они лучше запоминаются.

Мероприятия

Адепт любого культа регулярно участвует в различных мероприятиях: коллективные встречи, персональные встречи со служителями учения, мероприятия, которые верующий проводит в одиночестве. Участник любого сообщества, религиозного объединения или бизнес-сообщества, хочет общаться и взаимодействовать с сообществом как можно чаще: получать информацию, обратную связь, получать эмоциональную поддержку. Для этих целей идеально послужат регулярные мероприятия, которые проводятся вашей франшизой для франчайзи и потребителей бренда.

Расколы

Это то, что к сожалению случается с различными сообществами. Новый подход, новое учение иногда раскалывает последователей на несогласные друг с другом группы. Основателю сообщества следует очень тщательно обходить конфликты и слышать другие мнения.

Источники финансирования

Пожалуй, самый прозаичный пункт, но содержание и развитие сообщества требует инвестиций. Постройка зданий, проведение мероприятий, разработка новых решений - все это дорогостоящие решения и без финансовых вливаний взрывное развитие сети сложно себе представить. Спланируйте, откуда ваше сообщество будет получать денежные вливания, множьте и расширяйте эти источники. Естественно, чем полезнее ваша идея, ваша франшиза для последователей, чем больше они доверяют вам и чем больше ценности они получат от вас, тем больших денег совместный бизнес может принести всем участникам.

Получился абсолютно бизнесовый пост, который призван создать правильное настроение и правильные ориентиры для предпринимателей, которые хотят развить свой бизнес с помощью франчайзинга. Уверен я в этом, потому что данный пример срабатывал множество раз в персональных коучингах и стратегических сессиях. Возможно, он поможет и вам. Обычно, менять мир и делать людей счастливыми вдохновляет куда сильнее, чем “заработать копеечку”.

Ну и напоследок скажу отдельно, что я не хочу никого обидеть: независимо от убеждений и отношению к богу. Всем мир!

99
6 комментариев

Спасибо, очень интересный взгляд!

Ответить

С какими франшизами Вы работали?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Это вы кого процитировали и в каком контексте?

Ответить

Прикольный угол зрения.

Ответить