Артём Сенаторов: «Даже если ты напишешь вторую «Анну Каренину», то без продвижения мало кто о ней узнает»

Мы запустили серию интервью с интересными людьми, которые на личном опыте будут рассказывать и показывать, как они вышли на целевую аудиторию благодаря интернет-маркетингу, с какими ошибками сталкивались, что их мотивировало и вдохновляло на старте.

Артём Сенаторов: «Даже если ты напишешь вторую «Анну Каренину», то без продвижения мало кто о ней узнает»

Наш первый гость — писатель и литературный продюсер Артём Сенаторов, на счету которого 22 книги с тиражом 400 000 экземпляров. А ещё у Артёма около 600К подписчиков в TikTok, 16,6К в Instagram и около 1М в паблике во ВКонтакте.

В статье вы узнаете, как продавать без рекламных вложений, какие креативные механики помогают привлекать подписчиков, почему без присутствия в интернете ваш продукт никто не купит и как без танцев собирать миллионные охваты в TikTok. Прежде, чем читать интервью, советуем подробнее узнать про способы развития и монетизацию личного бренда.

— Когда вы поняли, что без продвижения ваши книги так и будут пылиться на полках в книжных магазинах?

Примерно 10 лет назад я выпустил свою первую книгу. Была иллюзия, что написать хорошую книгу — достаточно, чтобы стать известным писателем.

Тогда я ещё наивно предполагал, что издательство будет меня продвигать. Мне казалось это логичным, ведь издательства зарабатывают на продаже книг, соответственно они заинтересованы в раскрутке своих авторов. Но это не так.

Позже я узнал, что их прибыль складывается из миллионных тиражей календариков с рецептами и решебников ЕГЭ. Это то, что не нуждается в рекламе, покупатель всегда будет. А вот авторам сложнее: если сам выплывешь, то хорошо. Срочно нужно было что-то придумывать.

Мы командой пошли простой стратегией. Ежедневно задавали себе вопрос: «Что нужно сделать, чтобы о тебе узнало больше людей?».

— С чего начинали?

На старте совершали множество ошибок и большинство из них сводилось к тому, что мы пытались адаптировать старые отжившие методы под современные реалии. Например, мы наняли бабушку (ну, в смысле, промоутера в агентстве). Она стояла у книжного магазина и раздавала листовки с рекламой книги. Тогда мы даже специально приезжали смотреть, на месте она или нет. Бабуля честно работала, но людям было абсолютно наплевать. И стало ясно, что в лоб продавать интеллектуальный труд бессмысленно. Наступила тотальная трезвость в вопросе продвижения как продукта, так и личного бренда.

Если ты не доносишь до людей ценность продукта, то вряд ли будешь кому-то нужен. Не потому, что плохой специалист. А из-за того, что о тебе, как о личности, не знают

— Насколько сильно изменился подход и вложение сил в развитие личного бренда после осознания?

Я ещё долго следовал убеждению, что, если ты выдаёшь крутой продукт, то люди сами о нём узнают. Думал, что сарафанка сработает. Примерно на старте оно так и двигалось, пока я со своим лайф-коучем не проработал эту проблему.

Она мне сказала: «Представь, что ты печёшь лучшие в мире пирожки. Они самые вкусные, самые улётные. Но при этом о тебе никто не знает, потому что палатка с товаром стоит на окраине города. Как думаешь, много у тебя будет клиентов через 50 лет, если надеяться только на сарафанку?». И мне стало очевидно, что нет. Поп-культура тоже оставила определенный отпечаток, который вводил в заблуждение.

В фильмах часто показывают картину: заснул никем, а проснулся знаменитым. Вот я сколько не просыпаюсь, пока не получается

— Какими социальными сетями вы пользовались на старте продвижения?

Благо, это было в прошлом десятилетии. Тогда в пабликах ВК можно было собрать целевую аудиторию без рекламных вложений. Мы путём проб и ошибок нашли несколько инструментов, которые сработали.

Я создал паблик «Литературный оргазм», который до сих пор рабочий и нормально себя чувствует по охватам. Сейчас на него подписаны около 1М людей, которые активно комментируют и лайкают контент. На момент создания паблика я придерживался одной стратегии: давал полезную информацию про книги и литературу в целом и параллельно партизанскими методами рассказывал о своём труде.

В маркетинге нужно доносить до людей правильные смыслы

А буквально недавно стал больше вникать в другие соцсети. Регулярно снимаю Stories в Instagram, запустил канал в TikTok. В нём, кстати, можно услышать про книги и небанальные правила русского языка.

— Правильно мы понимаем, основная популярность пришла после развития TikTok?

Работает комплексное продвижение. А в TikTok я заходил не с целью быстрого заработка или известности. Я прекрасно понимал, что это большой долгосрочный проект.

Я хотел быть полезным подписчикам, давать им уникальную информацию. Формат всех видео — разговорный. Некоторые ролики сейчас набирают более 3М просмотров

Главное преимущество TikTok— не нужно тратить деньги на рекламу, соцсеть сама продвигает видео. Если ты делаешь то, что интересно людям, то будешь получать сотни, тысячи и миллионы просмотров, подписчиков и охваты.

Видео, которое набрало в TikTok 3,1М просмотров

В других соцсетях приходится о себе заявлять: брать рекламу у блогеров, запускать таргет, придумывать сложные стратегии и механики. А TikTok пока что — это чистая органика.

— А как дела с Instagram? Сеть давно уже требует донаты и с органикой сложнее.

— У меня продвижение в Instagram происходило волнами. Ты вкладываешься в рекламу, а она вся мимо. Периодами сам этим занимался, была ещё девочка на аутсорсе, которая договаривалась с блогерами, но тоже мимо.

В результате большой рост активности пошёл в тот момент, когда я плюнул на плановое продвижение и перестал сам этим заниматься.

— А какие идеи по продвижению зашли?

У меня было огромное количество идей, которые не срабатывали или срабатывали совсем не так, как я планировал. Поэтому я решил тестировать всё, что приходило в голову. Отсеивал нерабочие идеи и масштабировал удачные (как было с тем же TikTok).

В моём случае лучшим инструментом привлечения целевой аудитории стали прямые эфиры с экспертами из абсолютно разных сфер. Допустим, с тем же психологом мы можем обсудить специальную литературу, влияние произведений на психику и т.п.

Работают ещё взаимные отметки на постах и в Stories. А недавно начал экспериментировать с перенаправлением подписчиков из TikTok в Instagram. Я сделал простейшую штуку: снял видео в TikTok с аннотацией собственной книги и предложил бесплатно первые две главы тем, кто напишет кодовое слово в Instagram. Сразу подписались около 200 человек.

С Instagram тоже есть интересная история. Неожиданно выяснилось, что людям заходят разборы текстов. Мне часто в Direct присылают тексты: от художественных до рекламных. Поэтому я решил делать в сторис разборы, и это зашло.

Пример разбора журналистского текста
Пример разбора журналистского текста

В итоге я перестал придерживаться каких-то сложных стратегий. Просто делаю то, от чего кайфую.

А вы развиваете личный бренд?
Хочу, но не знаю как (P.S. пиши в комментариях или сообщения, расскажем и покажем)
Так у меня есть странички в ВК и Instagram, это можно считать развитием личного бренда?
1010
4 комментария

Это как с песней, пока её не станут принудительно крутить на всех радиоточках, чтобы она буквально запомнилась по словам, или не приелась окончательно, и типа, да, это шлягер! Так и тут. Стал сам блогер, везде и всюду его лик, во всех соцсетях контент, механизмы, алгоритмы, стратегии... Да. Что только люди не сделают ради популярности, денег и гордости). Ну, где-то так, если иронично на всё это взглянуть. А в целом, да, прикольный чувак. Добился, не поленился)

3
Ответить

Артём Сенаторов, уважаемый!
Нужна ваша помощь!
Считаете ли вы вашего коллегу Ирину Гусинскую инфо-цыганкой или нет?

1
Ответить

Вот в этой статье , по-моему, совпадают все три признака инфо-цыгана у нашей Ирины Гусинской:

Ответить

в Литорге почти миллион подписчиков и по 9-30лайков на пост, чуть больше - у постов формата "умная цитата" или "плейлист". Если это не плачевное состояние паблика, я испанский лётчик.

Ответить