{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Бизнес-модели сообществ, получивших инвестиции в 2021

10% стартапов, получивших инвестиции в 2021, используют в своём описании слово community — это реально много. Давайте посмотрим, где деньги.

По данным crunchbase 104 из 1168 компаний, основанные за последний год и уже поднявшие инвестиции, используют в своём описании слово community. Это явный тренд и новые бизнес-возможности признанные рынком. Я основатель сообщества fastrack.camp>, где мы совместно запускаем проекты. Для нашей команды я отобрал 28 стартапов поднявших инвестиции уже в 2021 и с количеством посетителей сайта от 10k в месяц. Цель — извлечь уроки и, возможно, запустить копию одного или нескольких из этих стартапов.

Способы заработка на сообществах

Способ №1 — Создать сообщество и начать что-нибудь продавать его участикам. Есть множество стартапов, работающих таким способом. Основатели создают сообщество вокруг какой-то идеи (увлечения, интереса) и монетизируют его разными способами: платные подписки, мерчи, закрытые маркетплейсы и так далее.

Способ №2 — Создать и продавать удобную среду в которой могут "жить" множество сообществ. Сюда можно отнести различные всё-в-одном платформы с функциями нетворка участников, распространения палатного контента, хостинга видеороликов и подкастов, которые предназначены только для участников сообщества. Всё, чтобы создателям не париться с кросс-авторизацией и зоопарком разных систем

Способ №3 — Создать и продавать специализированные инструменты для сообществ. Например, сервисы доставки контента, плагины/виджеты для общения, AI-матчинг участников для нетворка, специализированные платежные системы. Здесь хочется особенно отметить инструменты для аналитики сообществ, активность членов которых может происходить одновременно в разных местах — например, в Instagram, YouTube, Telegram, Twitter, Discord, Slack, Discourse или где угодно в другом месте. Могут измеряться и сопоставляться не только просмотры и лайки, но выявляться тренды, чемпионы, триггеры повышения или понижения активности отдельных участников или групп

Кроме конкретных бизнес-моделей, видно общее прагматичное отношение к сообществам, которое можно сформулировать в двух тезисах:

  • Audience First — тренд и концепция создания создания успешного продукта. Суть — это создать сообщество вокруг делания чего-то, а потом начать экспериментировать, предлагая им разные новые способы достижения целей — которые, в случае интереса аудитории, можно развивать в полноценные продукты.
  • Сообщество как часть воронки продаж и удержания клиентов. То есть строим широкий вход в воронку через сообщество, а далее «нативно» классифицируем лиды и делаем продажи с максимально детальным таргетингом по собственным критериям, а не критериям рекламных кабинетов. Для удержания (а) самостоятельно работает сила горизонтальных связей и (б) действия по следам аналитики вовлечённости и прочих триггеров

28 стартапов на сообществах — смотрим и учимся.

Я отсортировал стартапы из выборки, о которой писал в начале статьи, начиная от самых скромных и до тех, в которые вложили больше ста миллионов долларов.

1. Pado

Pado — парковочное сообщество для обмена парковками «на лету». Основатели пишут, что в Европе 40 млн.человек ежедневно ищут краткосрочную парковку. Похоже, это и есть главная цель стартапа. Инвестиции €0.25М

2. Brightly

Brightly — эко-френдли маркетплейс на сообществе. Отличный пример выбора темы, вокруг которой люди легко объединяются и регулярно тратят деньги. Можно брать и копировать под кальку. Инвестировано $1.2М

3. Solesav

Solesav — платное сообщество любителей кроссовок. DAU в 90% (вау!) от 4 тысяч членов сообщества. И всё это по нехилой цене в 33 доллара в месяц, что раза в три дороже, чем, к примеру, Netflix. Инвестировано $2М.

4. Vibely

Vibely - инструмент для удержания старых и привлечения новых подписчиков, предлагается на автопилоте создавать «вызовы» (challenges) и распространять их как уже существующих, так и среди потенциальных подписчиков. Инвестировано $2М

5. Oath Care

Oath Care — система мини-сообществ (по 6-10 чел) для психологической и медицинской поддержки будущих и настоящих мам. Можно копировать под кальку. Сам продукт еще даже полностью не запущен — полноценный старт ожидается только в конце лета. Но профессиональные инвесторы уже вложили $2М

6. Hashnode

Hashnode — это платформа для программистов-блогеров. Вещи, обозначенные как ключевые:

  • Вести свой блог можно на своем персональном домене.
  • Сообщения из разных блогов, тем не менее, попадают в общую ленту.

Инвестировано $2.1М

7. CometChat

CometChat — инструмент для коммуникаций внутри сообщества и не только. Быстро связывайте своих пользователей друг с другом - пациентов с врачами, покупателей с продавцами, учителей с учениками, геймеров, пользователей сообщества, участников мероприятий: текст, вложения, аудио, видео и пр. Встраивается почти в любую платформу в несколько кликов, я затестил, очень удобно. Копировать не нужно — нужно пользоваться. Инвестировано $2.6М

8. Upstream App

Upstream App — платформа для профессиональных сообществ. Помогает слёту распределяться по интересам и проводить онлайн-встречи. Мне понравились механики вовлечения со старта. Инвестировано $3.5М

9. NEWNESS

NEWNESS — это Твитч для любителей косметики и других средств наведения на себя красоты. Другими словами, это платформа живых видеотрансляций, во время которых ведущий рассказывает и показывает что-то интересное по теме красоты, а участники могут задавать ведущему вопросы и обсуждать их в чате. Чисто технологически ничего нового тут нет, но снова рулит правильный выбор ниши и акцентов. Инвестировано $3.5М

10. Polywork

Polywork — это новая профессиональная социальная сеть. Она еще находится в стадии закрытой беты, но уже привлекла крепкие деньги. Фишка сети в фокусировке не на компаниях и должностях, а на навыках и умениях участников сети. Инвестиции: $3.5M

11. Orbiit

Orbiit — ИИ инструмент, который помогает поддерживать активность сообщества, организовывая онлайн-встречи один на один между его членами на основе интересов, графиков, фитбеков по предыдущим встречам и другим моментам. Горизонтальные связи критически важны для сообщества, мы это помним. А это чудо-машинка, которая непрерывно помогает их строить. Инвестировано $3.7М

12. locals

locals — ещё одна платформ платного распространения контента и коммуникаций внутри сообщества. Фишка в «местной валюте», которую можно купить, платить друг другу за разную активность и заодно и за подписку. Инвестировано $3.8М

13. Сlasslist

Сlasslist — приложение для сообществ, созданное специально для школ. Ежедневная поддержка школ и родителей в более чем 14 странах. Он помогает школам размещать, привлекать и собирать средства для своего сообщества на своих условиях. Родители могут безопасно и надежно подключаться и сотрудничать, покупать билеты на мероприятия и обмениваться товарами в полном соответствии с положениями GDPR. Инвестировано £3.9M

14. Pallet

Pallet — платформа соединяющая сообщества и работодателей, так можно понять из их сайта. Но кажется, ещё ничего не работает. Можно только заполнить формы и получить "We'll reach out soon with next steps". Но инвестировано уже $4М

15. Hoplr

Hoplr - платформа для местных сообществ. Все очень по-европейски. Вот, что они пишут. Используйте силу коллектива, чтобы предвидеть социальные вызовы завтрашнего дня: социальную сплоченность, включение, старение, заботу и участие граждан. Подключайтесь онлайн, встречайтесь офлайн. Социальная сплоченность, автономные встречи и участие - основные требования для достижения значимой интеграции и гражданского участия. Через Хоплр граждане получают доступ к социальному капиталу в своем районе: материалам, знаниям, времени, волонтерам и инфраструктуре. Ну ладно, так тоже бывает. Инвестировано €4.1М

16. Circle

Circle — платформа для поддержки сообществ, инициированных создателями учебных и мотивационных курсов, продуктов (стартапов), рассылок, подкастов: (1) это место для выкладывание контента, (2) для ведения обсуждений, (3) возможность организации закрытых областей для платных участников, (4) возможность создания групп по более узким интересам среди своих подписчиков.

17. eFuse

eFuse — можно назвать «Линкедином для геймеров», в котором любители и профессионалы киберспорта могут найти возможности зарабатывать геймерством на жизнь. В том числе, и рабочие контракты. В этой сети уже зарегистрировано более 500к участников. Инвестировано €7.4М

18. Genflow

Genflow — помогает инфлюенсерам создавать свои бренды. И не только создавать, но и продавать. По сути, это агентство полного цикла, в которое может прийти инфлюенсер, а на выходе получить выручку от запущенного продукта.

19. The Catch Co

The Catch Co — сообщество рыбаков с интернет-магазином. Фокус работы в этой нише, по опыту этого стартапа, состоит в построении устойчивого сообщества — а не в создании еще одного интернет-магазина. Инвестиции в проект $11.8М

20. Howspace

Howspace — предлагает что-то вроде блочного конструктора (как Тильда) для создания сообществ. Создание сообщества — это натаскивание в него разных виджетов, с помощью которых предполагается жизнь в сообществе: чат, контент (картинки, видео, документы), задания (тесты), опросы, чеклисты, составление расписание встреч 1-на-1 или малыми группами, список участников рабочего пространства и т.д. Инвестировано $17.2М

21. Commsor

Commsor — операционная система сообщества для сообществ, интегрируется со всеми инструментами, которые уже используются, связывая сообщества вместе и позволяя извлекать полезную информацию (триггеры, тренды, пр), измерять и направлять влияние. Инвестировано $16М

22. Twine

Twine — это аналитический сервис для главных эйчаров компаний (CPO, Chief People Officers). Как сделать продукт, которым начнут пользоваться главные эйчары компании? Задвинуть продажи на второй план. А на первый план выдвинуть создания сообщества, в котором главным эйчарам стало бы интересно общаться друг с другом. Инвестировано $17.2M

23. On Deck

On Deck — глобальное сообщество основателей стартапов, нацеленное на акселерацию через обучение, коллаборации, нетворкинг в кагорах. С апреля 2019 г участники сообщества запустили 330 компаний, которые уже подняли $250М. Инвестировано в On Deck $16M

24. Orbit

Orbit — ещё одна операционная система сообщества для сообществ, интегрируется со всеми инструментами, которые уже используются, связывая сообщества вместе и позволяя извлекать полезную информацию (триггеры, тренды, пр), измерять и направлять влияние. Инвестировано уже $20М

25. Blind

Blind — анонимное сообщество профессионалов делятся советами, откровенными мнениями, обсуждают культуру компании и находят актуальную информацию о карьере. Анонимность друг от друга, но при регистрации ты должен указать рабочую электропочту, подтвердив, что ты являешься сотрудником определенной компании. Общаться можно по темам индустрий, в которых работаешь. Можно по темам профессий, в которых ты сейчас работаешь, или собираешься переходить. Для сотрудников одной компании есть специальные приватные чаты, где так же анонимно можно общаться с другими сотрудниками своей компании: сравнивают зарплаты, узнают подробности о будущем работодателе из первых рук (сотрудников компаний), просят советов для подготовки к интервью, обращаются за рекомендациями, думают, как лучше решать сложные или конфликтные рабочие ситуации. Инвестировано $61.8М

26. Mighty Network

Mighty Network — платформа для создания сообществ. Здесь авторы и бренды могут продавать контент, онлайн-курсы и подписки - все это в одном месте под собственным брендом или брендом платформы. Инвестировано $66М

27. Venn

Venn называет себя «операционной системой для соседей». Если по-простому — это приложение, которое объединяет людей, живущих по соседству. Набор функций — довольно тривиальный: события и магазины неподалеку, чаты соседей и обратная связь с предложениями по улучшению жизни в своем районе. Особый упор сервис делает на организации оффлайновых, а не онлайновых, событий. Это могут быть неформальные встречи, лекции, занятия и любые другие типы активностей. Необычна схема монетизации, Venn зарабатывают на владельцах арендного жилья. Ребята демонстрируют прямую и значимую зависимость между сплоченностью местного сообщества и уменьшению пустующих апартаментов на и увеличению продления контрактов на аренду. Убедительно доказывают это на цифрах(!) и вот результат — инвестиции $100М

28. Genies — лидер по сумме инвестиций.

Genies — разработка аватаров для людей и сообществ. Мобильное приложение, которое позволяет пользователям клонировать себя с более чем миллионом представленных вариантов одежды и лиц. Сайт классный, но компания совсем молодая, продукт сырой (отзывы). У меня даже не получилось залогиниться. Код доступа мне так и не пришел ни на одно из 3х устройств с номерами из разных стран, на которых я хотел протестировать. Тем не менее, наверное, эта штука работает. Во всяком случае, ребята точно подняли уже $117М.

Практический вывод

Бизнесы на сообществах — это уже развитая индустрия со своими классами игроков, правилами, стандартами и наборами лучших практик. Этот факт глупо не замечать. Гораздо умнее понять как это можно использовать в вашем существующем бизнесе или какой новый бизнес можно запустить, используя новые возможности. Идеи не обязательно выдавливать из себя, как пасту из тюбика. Проще подсмотреть, что делают другие, взять лучший опыт и инструменты. Давайте обсудим варианты? Мы делаем это в сообществе fastrack.camp>. Присоединяйтесь по ссылке или просто напишите мне в Телеграм

Источники информации и вдохновения:

Сrunchbase — онлайн-платформа с информацией о стартапах, принадлежащая TechCrunch, технологическому изданию из США

Fastfounder — ежедневные идеи стартапов для вдохновения и копирования

fastrack.camp> — сообщество основателей и тех, кто в поиске

0
18 комментариев
Написать комментарий...
A I

Статья просто супер! Автору огромное спасибо за труд и ценность. Респект.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Чето шляпа какая-то, вряд ли больше пары из всей кучи взлетят

Ответить
Развернуть ветку
Grigoriy Malyshev

ого, сто лет такого не видел (с сайта Genies)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Круто, да?:) Я тоже заценил. У вас получилось скачать и залогинится (у меня нет)?

Ответить
Развернуть ветку
Мистер Твистер

Community комментаторов ниже ⬇️

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Аж глаза разбегаются 😂 тема явно на хайпе

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Maria Igorevna

спасибо за труд! очень интересно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья!
Способ монетизации №1 - проще всех!
Давно хотел собрать от 3 до 5 тысяч покупателей в одно место и начать продавать им мерч со своим брендом !
Автору - респект за наводку !

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Лев, спасибо! Заходите в гости, может быть поможем реализовать ваш план быстрее и дешевле. Веселее точно получится 😅

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Очень влияет. Но, да, это не единственный критерий. Увы, я данных по САС я не видел 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко

Пользуясь случаем, нативно рекламирую свой продукт. Tolstoy Comments - система комментирования с сервисом геймификации и умной системой уведомлений. Поможем превратить читателей в писателей, а случайных посетителей – в лояльную аудиторию. https://tolstoycomments.com/

P.S. Спасибо за статью. Вступил бы в ваш чат, да не могу сейчас вытащить 99 рублей из бизнеса. 

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Пеленева

распространения палатного контента 

Ответить
Развернуть ветку
Antony Minkowski

Очень хорошая статья, спасибо!
Мы делаем уже больше года бизнес сообщество и даже в чем то схожи по ценностям. 
Буду рад списаться в личке.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Спасибо за оценку, Антон! Уже списались:) До встречи завтра!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Спасибо, что читаете! Да, соглашусь. Прочел вашу последнюю статью, спасибо за нее! Удивительно, но про Jellysmack я впервые узнал от вас. И термин снэк-контент мне понравился:)

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда