Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Автор канала «SMM в Telegram» Антон Проценко и его коллега Максим Каждан опросили 20 тысяч пользователей мессенджера.

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Тот, кто говорит, что знает всё о российской аудитории Telegram, немного лукавит. Есть предположения, основанные либо на личном опыте говорящего, либо на исследовании от сентября 2016 года (проведенном среди гиков и маркетологов, когда ещё все каналы с аудиторией больше пяти тысяч человек можно было назвать по памяти).

Все они сводятся примерно к следующему: мессенджер населяют таинственные хорошо зарабатывающие гики и маркетологи, увлекающиеся политикой, медиа и авторским высококачественным контентом. На первый взгляд, с этими утверждениями сложно спорить: вот же он, качественный контент от блогеров, а вот и десятки каналов об ИТ.

Проблема в том, что явление, которое ученые называют «генерализацией частных случаев» (безосновательный перенос характеристик частных или даже единичных случаев на обширные их совокупности), даёт возможность разглядеть в интересах аудитории Telegram только то, что свойственно новаторам и ранним последователям — гикам, маркетологам и авторам каналов.

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Сегодня

Telegram растет очень быстро. В мае 2017 года у него было 7 млн пользователей в России — мессенджер становится массовым. Сейчас 53 тысячи человек — это количество подписчиков не у самого известного анонимного политического инсайдера, а у MDK.

Самый популярный канал сейчас не с интересными статьями, а с английскими неправильными глаголами. Каналов о косметике и макияже в Telegram гораздо больше сотни, каналов о медицине — больше пятидесяти, а тренингов вроде «Как стать миллионером при помощи Telegram» — около десятка. Полгода назад сложно было представить, что канал с фразами вроде «Наверное, я погорячилась» и «Ты мне сегодня приснился» наберет 66 тысяч подписчиков и почти 300 тысяч просмотров на одну запись.

Времена меняются, аудитория Telegram тоже. Правда, никто не знает, как. Такое положение дел лично меня, как автора канала о продвижении в Telegram, не особенно удовлетворяло, поэтому я решил провести собственное исследование.

Единственным способом узнать то, что меня интересовало об аудитории мессенджера, было спросить её напрямую. Сокращенные ссылки, пиксели сбора данных из социальных сетей, «Яндекс.Метрики» — всё это давало слишком мало информации.

Данных по полу, возрасту, социальному статусу и подобным характеристикам, очевидно, нет даже у Telegram. Поэтому социологи простят меня за использование такого инструмента, как Google Forms — в конце концов, данные от пользователей всё же лучше, чем их отсутствие.

Исследование и методология

Ссылка на форму была размещена на моем канале @aboutSMM с призывом делиться ей всюду. На момент написания статьи запись набрала больше 210 тысяч просмотров. Если добавить к ним отдельные публикации (не форварды) в других каналах (например, в @tginfo — самом известном русскоязычном канале о нововведениях Telegram), то суммарный охват по просмотрам окажется больше 300 тысяч. Ссылку на форму размещали в каналах про:

Также ссылка была опубликована в многочисленных чатах со стикерами и в игровых ботах. Отдельно хочется сказать, что исследование на своем канале опубликовал и Антон Носик. Без вопросов и промедлений, сопроводив коротким комментарием: «Тут ребятишки исследуют аудиторию российского Telegram. Кому не лениво поучаствовать в опросе, тот поможет нам и себе, любимому, увидеть себя в зеркале».

В опросе поучаствовали 20 тысяч человек. Это не весь Telegram, ответы собирались не профессиональными дознавателями с использованием полиграфов, но это самый большой на сегодня банк данных, который, к сожалению или к счастью, нельзя получить никаким другим способом, кроме непосредственно опроса.

Я знаю, что опрос охватил не все Telegram-каналы, как знаю и то, что не все пользователи в принципе на них подписаны, а кто-то просто не готов потратить несколько минут на расстановку галочек в форме. Однако можно сделать довольно обоснованное предположение, что принявшие участие 20 тысяч человек отражают ядро активной аудитории Telegram — то есть тех, на кого и рассчитывают бренды, проводя свои рекламные кампании в мессенджере.

Результаты

Социально-демографические данные

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Мужчин в выборке оказалось на 14% больше, чем женщин. Это уже не те 75%, про которые говорили в сентябре 2016 года. Хотя миф «в Telegram одни мужчины», как видно, и далек от истины, нельзя не признать, что среди мужчин мессенджер более популярен — во всяком случае, в некоторых тематиках.

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Несовершеннолетние в выборке не набирают и восьми процентов, ожидаемо лидируют группы «18-24» и «25-34» (40 и 37% соответственно). Таким образом, 77% аудитории составляют лица от 18 до 34. Среди мужчин Telegram больше всего популярен у лиц 25-34 лет, среди женщин — у группы «18-24». Пользователи «35 и старше» в сумме набирают всего 15% от общей выборки.

Род деятельности

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Наиболее многочисленная категория пользователей — те, кто охарактеризовал себя как «опытного специалиста». 22% опрошенных — студенты, 65% — специалисты или руководители разных уровней. Почти половина опрошенных — состоявшиеся в своей профессии люди. При этом руководителей высшего звена — 7%. Кстати, 57% опрошенных имеют законченное высшее образование.

Уровень дохода

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Исследование опровергает известный тезис о чрезвычайно обеспеченной аудитории Telegram — выборка скорее отражает среднюю ситуацию по стране. Однако если оставить в выборке, например, только подписчиков каналов о бизнесе, ситуация будет другой: третья группа вырастет с 32 до 45%, а доля тех, кому «хватает на то, чтобы ни в чем себе не отказывать», увеличится в два раза.

Интересы пользователей

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Почти половина опрошенных отметили ИТ как один из своих интересов, что доказывает любовь гиков к Telegram. Интереснее отметить, что далее, кроме не менее ожидаемой «науки и техники», идут тематики, связанные с культурой и искусством — музыка, кино, литература.

На заметку для тех, кто хочет создать или уже развивает канал: спрос на каналы про музыку определенно не удовлетворён. Политикой в мессенджере интересуется каждый четвертый. Наименее популярные интересы — религия и ТВ.

География

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Опрос размещали только русскоязычные каналы, при этом 80% опрошенных были из России, 10% — из Украины, оставшиеся 10% проживают в ста различных странах.

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России
Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Что касается географии Telegram, в России мессенджер больше всего популярен в Центральном федеральном округе (46%). Из регионов доминирует Москва (36%), затем идет Санкт-Петербург (14,4%) и с существенным отставанием — Московская область и города-миллионники.

Паттерны использования Telegram

Распределение по приложениям для мобильных ОС

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

В распределении по мобильным устройствам не было ничего неожиданного — почти 60% пользователей заходят с Android, около 40% — с iOS. Неофициальными клиентами для Telegram пользуется менее 4% опрошенных.

Распределение по приложениям для настольных ОС

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Каждый пятый опрошенный заходил в Telegram с веб-версии. 36% сидят в Telegram с Windows, 12% — с Mac, ещё около пяти процентов (гигантский показатель для такого пункта) героически используют Linux.

Основные цели использования

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Было бы странно не обнаружить среди участников опроса подписчиков каналов, учитывая что он распространялся через каналы. Однако он также транслировался в популярных чатах и ботах.

Почти 16% опрошенных сами ведут канал в Telegram. 45% пользуются ботами, и всего 7% полюбили Telegram-платформу для игр. Если вы собираетесь продвигаться в Telegram, боты — неплохой выбор, а вот создание игры — пожалуй, не лучшее решение.

Количество контактов

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

У большинства опрошенных (29%) всё ещё до десяти контактов в Telegram. Больше 50 контактов всего у 24% опрошенных.

Количество читаемых каналов

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Несмотря на то, что автор исследования подписан примерно на 500 каналов, средний пользователь Telegram ведёт себя гораздо умереннее — половина опрошенных подписана менее чем на десять каналов. Почти треть читает 10-25 каналов, больше 25 каналов читает лишь 15% опрошенных.

Каналы с включёнными оповещениями

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Этот вопрос был включен в исследование не сразу, и его данные основываются на скромной выборке из 7 тысяч анкет, однако это не сильно исказит общий вывод: большинство опрошенных (60%) либо не имеют каналов с включенными уведомлениями, либо оставили пару, а остальные отключили.

Это делает чуть менее убедительным вечно повторяемый во всех статьях тезис «публикуя запись в Telegram, вы точно знаете, что она дойдет до пользователя, как SMS» — тут вся надежда на те 18%, которые никогда не выключают уведомления. Однако не стоит забывать, что отключение уведомлений не убирает значок «5 непрочитанных сообщений» с иконки приложения, а сообщения от каналов всё также появляются в одном списке с сообщениями от друзей или близких.

Использование других сервисов

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

70% опрошенных используют «ВКонтакте», ещё у 56% есть WhatsApp, а у 30% — Viber. Несмотря на сходства между Telegram и американской социальной сетью (и там, и там много авторских блогов и социально-политически активных пользователей), только 30% опрошенных используют Facebook.

Реклама

Частота встреч с рекламой

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Четверть опрошенных ни разу не сталкивалась с рекламой в Telegram, что, конечно, большой недосмотр со стороны маркетологов. Около 77% видели рекламу редко или даже очень редко. Однако с учетом данных о том, на сколько каналов подписаны пользователи, редко встречающаяся реклама в «лентах» не кажется странной.

Также важно отметить, что по сравнению с «ВКонтакте», Facebook или даже Viber реклама в Telegram практически не заметна для простого пользователя. Тут она действительно встречается редко, а главное — подаётся достаточно нативно.

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России

Заключение

Telegram медленно, но верно становится массовым мессенджером, которого мы заслуживаем. Его пользователи уже интересуются не только тем, как «пропатчить» KDE2 под FreeBSD, или спорят о том, какая башня Кремля мешает им это сделать.

Telegram остается мессенджером креативного класса и интеллигенции, увлекающихся ИТ, наукой и искусством. Это студенты, менеджеры и специалисты, средний класс с высшим образованием. Территориально это всё ещё в основном москвичи или петербуржцы, и, хотя среди регионов нет доминирующего, другие города в сумме набирают половину всей аудитории.

Telegram используют для группового общения, в нем популярны массовые беседы. Почти половина активных пользователей пользуется ботами (и больше 90% не оценили игровую платформу), но при этом больше чем у половины не набирается и 25 человек в контактах.

Для маркетологов же Telegram сейчас — рай, «голубой океан», порог вхождения в который минимален. Большинство пользователей едва ли подписано на десять различных каналов, и занять место одного-двух «незамьюченных» всё ещё легко.

38
107 комментариев

Еще бы они сделали разделение между контактами и каналами - было бы кайф. А то на фоне каналов контакты теряются постоянно.

16
Ответить

Скоро

5
Ответить

Для Вас есть известный Plus Messenger на Андроид и другие кастомные клиенты на других платформах. Практически все, у кого больше 100 каналов сидят в телеграме именно через Плюс. Пользоваться официальным при таком количестве каналов и чатов практически нереально.

2
Ответить

В идеале -- нужна группировка (привет, ICQ)

1
Ответить

"Однако если оставить в выборке, например, только подписчиков каналов о бизнесе, ситуация будет другой: третья группа вырастет с 32 до 45%, а доля тех, кому «хватает на то, чтобы ни в чем себе не отказывать», увеличится в два раза".

Значит ли это, что подписчики каналов о бизнесе более склонны завышать свои доходы?

6
Ответить

Может наоборот, им меньше хочется всякого? ))) Поэтому хватает на всё, что хотят))

3
Ответить

Помните, Тиньков "публично", на видео снёс телеграм?
Так вот сейчас это видео удалено с его аккаунта в инстаграме.
---
Хотя я тоже снёс...

5
Ответить