{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России Статьи редакции

Автор канала «SMM в Telegram» Антон Проценко и его коллега Максим Каждан опросили 20 тысяч пользователей мессенджера.

Тот, кто говорит, что знает всё о российской аудитории Telegram, немного лукавит. Есть предположения, основанные либо на личном опыте говорящего, либо на исследовании от сентября 2016 года (проведенном среди гиков и маркетологов, когда ещё все каналы с аудиторией больше пяти тысяч человек можно было назвать по памяти).

Все они сводятся примерно к следующему: мессенджер населяют таинственные хорошо зарабатывающие гики и маркетологи, увлекающиеся политикой, медиа и авторским высококачественным контентом. На первый взгляд, с этими утверждениями сложно спорить: вот же он, качественный контент от блогеров, а вот и десятки каналов об ИТ.

Проблема в том, что явление, которое ученые называют «генерализацией частных случаев» (безосновательный перенос характеристик частных или даже единичных случаев на обширные их совокупности), даёт возможность разглядеть в интересах аудитории Telegram только то, что свойственно новаторам и ранним последователям — гикам, маркетологам и авторам каналов.

Сегодня

Telegram растет очень быстро. В мае 2017 года у него было 7 млн пользователей в России — мессенджер становится массовым. Сейчас 53 тысячи человек — это количество подписчиков не у самого известного анонимного политического инсайдера, а у MDK.

Самый популярный канал сейчас не с интересными статьями, а с английскими неправильными глаголами. Каналов о косметике и макияже в Telegram гораздо больше сотни, каналов о медицине — больше пятидесяти, а тренингов вроде «Как стать миллионером при помощи Telegram» — около десятка. Полгода назад сложно было представить, что канал с фразами вроде «Наверное, я погорячилась» и «Ты мне сегодня приснился» наберет 66 тысяч подписчиков и почти 300 тысяч просмотров на одну запись.

Времена меняются, аудитория Telegram тоже. Правда, никто не знает, как. Такое положение дел лично меня, как автора канала о продвижении в Telegram, не особенно удовлетворяло, поэтому я решил провести собственное исследование.

Единственным способом узнать то, что меня интересовало об аудитории мессенджера, было спросить её напрямую. Сокращенные ссылки, пиксели сбора данных из социальных сетей, «Яндекс.Метрики» — всё это давало слишком мало информации.

Данных по полу, возрасту, социальному статусу и подобным характеристикам, очевидно, нет даже у Telegram. Поэтому социологи простят меня за использование такого инструмента, как Google Forms — в конце концов, данные от пользователей всё же лучше, чем их отсутствие.

Исследование и методология

Ссылка на форму была размещена на моем канале @aboutSMM с призывом делиться ей всюду. На момент написания статьи запись набрала больше 210 тысяч просмотров. Если добавить к ним отдельные публикации (не форварды) в других каналах (например, в @tginfo — самом известном русскоязычном канале о нововведениях Telegram), то суммарный охват по просмотрам окажется больше 300 тысяч. Ссылку на форму размещали в каналах про:

Также ссылка была опубликована в многочисленных чатах со стикерами и в игровых ботах. Отдельно хочется сказать, что исследование на своем канале опубликовал и Антон Носик. Без вопросов и промедлений, сопроводив коротким комментарием: «Тут ребятишки исследуют аудиторию российского Telegram. Кому не лениво поучаствовать в опросе, тот поможет нам и себе, любимому, увидеть себя в зеркале».

В опросе поучаствовали 20 тысяч человек. Это не весь Telegram, ответы собирались не профессиональными дознавателями с использованием полиграфов, но это самый большой на сегодня банк данных, который, к сожалению или к счастью, нельзя получить никаким другим способом, кроме непосредственно опроса.

Я знаю, что опрос охватил не все Telegram-каналы, как знаю и то, что не все пользователи в принципе на них подписаны, а кто-то просто не готов потратить несколько минут на расстановку галочек в форме. Однако можно сделать довольно обоснованное предположение, что принявшие участие 20 тысяч человек отражают ядро активной аудитории Telegram — то есть тех, на кого и рассчитывают бренды, проводя свои рекламные кампании в мессенджере.

Результаты

Социально-демографические данные

Мужчин в выборке оказалось на 14% больше, чем женщин. Это уже не те 75%, про которые говорили в сентябре 2016 года. Хотя миф «в Telegram одни мужчины», как видно, и далек от истины, нельзя не признать, что среди мужчин мессенджер более популярен — во всяком случае, в некоторых тематиках.

Несовершеннолетние в выборке не набирают и восьми процентов, ожидаемо лидируют группы «18-24» и «25-34» (40 и 37% соответственно). Таким образом, 77% аудитории составляют лица от 18 до 34. Среди мужчин Telegram больше всего популярен у лиц 25-34 лет, среди женщин — у группы «18-24». Пользователи «35 и старше» в сумме набирают всего 15% от общей выборки.

Род деятельности

Наиболее многочисленная категория пользователей — те, кто охарактеризовал себя как «опытного специалиста». 22% опрошенных — студенты, 65% — специалисты или руководители разных уровней. Почти половина опрошенных — состоявшиеся в своей профессии люди. При этом руководителей высшего звена — 7%. Кстати, 57% опрошенных имеют законченное высшее образование.

Уровень дохода

Исследование опровергает известный тезис о чрезвычайно обеспеченной аудитории Telegram — выборка скорее отражает среднюю ситуацию по стране. Однако если оставить в выборке, например, только подписчиков каналов о бизнесе, ситуация будет другой: третья группа вырастет с 32 до 45%, а доля тех, кому «хватает на то, чтобы ни в чем себе не отказывать», увеличится в два раза.

Интересы пользователей

Почти половина опрошенных отметили ИТ как один из своих интересов, что доказывает любовь гиков к Telegram. Интереснее отметить, что далее, кроме не менее ожидаемой «науки и техники», идут тематики, связанные с культурой и искусством — музыка, кино, литература.

На заметку для тех, кто хочет создать или уже развивает канал: спрос на каналы про музыку определенно не удовлетворён. Политикой в мессенджере интересуется каждый четвертый. Наименее популярные интересы — религия и ТВ.

География

Опрос размещали только русскоязычные каналы, при этом 80% опрошенных были из России, 10% — из Украины, оставшиеся 10% проживают в ста различных странах.

Что касается географии Telegram, в России мессенджер больше всего популярен в Центральном федеральном округе (46%). Из регионов доминирует Москва (36%), затем идет Санкт-Петербург (14,4%) и с существенным отставанием — Московская область и города-миллионники.

Паттерны использования Telegram

Распределение по приложениям для мобильных ОС

В распределении по мобильным устройствам не было ничего неожиданного — почти 60% пользователей заходят с Android, около 40% — с iOS. Неофициальными клиентами для Telegram пользуется менее 4% опрошенных.

Распределение по приложениям для настольных ОС

Каждый пятый опрошенный заходил в Telegram с веб-версии. 36% сидят в Telegram с Windows, 12% — с Mac, ещё около пяти процентов (гигантский показатель для такого пункта) героически используют Linux.

Основные цели использования

Было бы странно не обнаружить среди участников опроса подписчиков каналов, учитывая что он распространялся через каналы. Однако он также транслировался в популярных чатах и ботах.

Почти 16% опрошенных сами ведут канал в Telegram. 45% пользуются ботами, и всего 7% полюбили Telegram-платформу для игр. Если вы собираетесь продвигаться в Telegram, боты — неплохой выбор, а вот создание игры — пожалуй, не лучшее решение.

Количество контактов

У большинства опрошенных (29%) всё ещё до десяти контактов в Telegram. Больше 50 контактов всего у 24% опрошенных.

Количество читаемых каналов

Несмотря на то, что автор исследования подписан примерно на 500 каналов, средний пользователь Telegram ведёт себя гораздо умереннее — половина опрошенных подписана менее чем на десять каналов. Почти треть читает 10-25 каналов, больше 25 каналов читает лишь 15% опрошенных.

Каналы с включёнными оповещениями

Этот вопрос был включен в исследование не сразу, и его данные основываются на скромной выборке из 7 тысяч анкет, однако это не сильно исказит общий вывод: большинство опрошенных (60%) либо не имеют каналов с включенными уведомлениями, либо оставили пару, а остальные отключили.

Это делает чуть менее убедительным вечно повторяемый во всех статьях тезис «публикуя запись в Telegram, вы точно знаете, что она дойдет до пользователя, как SMS» — тут вся надежда на те 18%, которые никогда не выключают уведомления. Однако не стоит забывать, что отключение уведомлений не убирает значок «5 непрочитанных сообщений» с иконки приложения, а сообщения от каналов всё также появляются в одном списке с сообщениями от друзей или близких.

Использование других сервисов

70% опрошенных используют «ВКонтакте», ещё у 56% есть WhatsApp, а у 30% — Viber. Несмотря на сходства между Telegram и американской социальной сетью (и там, и там много авторских блогов и социально-политически активных пользователей), только 30% опрошенных используют Facebook.

Реклама

Частота встреч с рекламой

Четверть опрошенных ни разу не сталкивалась с рекламой в Telegram, что, конечно, большой недосмотр со стороны маркетологов. Около 77% видели рекламу редко или даже очень редко. Однако с учетом данных о том, на сколько каналов подписаны пользователи, редко встречающаяся реклама в «лентах» не кажется странной.

Также важно отметить, что по сравнению с «ВКонтакте», Facebook или даже Viber реклама в Telegram практически не заметна для простого пользователя. Тут она действительно встречается редко, а главное — подаётся достаточно нативно.

Заключение

Telegram медленно, но верно становится массовым мессенджером, которого мы заслуживаем. Его пользователи уже интересуются не только тем, как «пропатчить» KDE2 под FreeBSD, или спорят о том, какая башня Кремля мешает им это сделать.

Telegram остается мессенджером креативного класса и интеллигенции, увлекающихся ИТ, наукой и искусством. Это студенты, менеджеры и специалисты, средний класс с высшим образованием. Территориально это всё ещё в основном москвичи или петербуржцы, и, хотя среди регионов нет доминирующего, другие города в сумме набирают половину всей аудитории.

Telegram используют для группового общения, в нем популярны массовые беседы. Почти половина активных пользователей пользуется ботами (и больше 90% не оценили игровую платформу), но при этом больше чем у половины не набирается и 25 человек в контактах.

Для маркетологов же Telegram сейчас — рай, «голубой океан», порог вхождения в который минимален. Большинство пользователей едва ли подписано на десять различных каналов, и занять место одного-двух «незамьюченных» всё ещё легко.

0
107 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Axonoff

Еще бы они сделали разделение между контактами и каналами - было бы кайф. А то на фоне каналов контакты теряются постоянно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Петров

Скоро

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Вадим Чаюков

Для Вас есть известный Plus Messenger на Андроид и другие кастомные клиенты на других платформах. Практически все, у кого больше 100 каналов сидят в телеграме именно через Плюс. Пользоваться официальным при таком количестве каналов и чатов практически нереально.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander Pankov

В идеале -- нужна группировка (привет, ICQ)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Valentin Dombrovsky

"Однако если оставить в выборке, например, только подписчиков каналов о бизнесе, ситуация будет другой: третья группа вырастет с 32 до 45%, а доля тех, кому «хватает на то, чтобы ни в чем себе не отказывать», увеличится в два раза".

Значит ли это, что подписчики каналов о бизнесе более склонны завышать свои доходы?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Новицкий

Может наоборот, им меньше хочется всякого? ))) Поэтому хватает на всё, что хотят))

Ответить
Развернуть ветку
Хидеки Хара

Помните, Тиньков "публично", на видео снёс телеграм?
Так вот сейчас это видео удалено с его аккаунта в инстаграме.
---
Хотя я тоже снёс...

Ответить
Развернуть ветку
VVilliam Blake

Тинькоф - хайпожор.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Брынцев

По сути он снес официально приложение и призвал ставить неофициальное (свое). Так что это был просто хайп.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Erokhin

Хайп хайп хайп хайп. Хайп?

Я тоже принял участие в вашем диалоге.

Ответить
Развернуть ветку
Юра Таран

Он скачал MoneyTalk

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Антон, ты молодец. Единственное что, данные по android/iOS usage некорректны будут, есть данные с метрики и гугла сайтов и рекламных кампаний, я попозже выложу свежее.

По остальному - портрет пользователей сильно изменился с сентября 2016, это правда.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Всех знакомых перетаскиваю на телеграм.
Тот же вайбер после него просто раздражает.

Кста, сделали бота для свиданий на один вечер)
http://t.me/OneDateBot

Ответить
Развернуть ветку
Илья Лукашук

Комменты видимо минусуют слабаки... которые не в состоянии перенести временные физические тяготы... и к тому же не могут грамотно обосновать своё действие, молча в тряпочку... Явно ваша ЦА :))

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Илья Лукашук

Повесить вас за это надо бы.

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
Андрей Широков

Антон, ты молодец! Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Козырев

Если кому будет интересно найти для себя новые чаты, каналы и боты, вы их легко найдете в структурированном на подразделы по темам каталоге https://t.me/CatalogTelegram

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Евтюхина

Отличное исследование, спасибо Антону!

Ответить
Развернуть ветку
Roman Denisov

Валентина, а как ссылку на канал в ТГ запилили в место работы? Что-то не получается сделать(

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей Кокшаров

Полезно будет упомянуть, что как раз сегодня авторы каналов собираются делать подкаст на тему телеграма. Приходите, вход свободен! Там же будет автор исследования.
https://www.youtube.com/watch?v=D2KiGWTPaGA

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Чаюков

На https://t.me/tginfo ссылку кликабельной забыли сделать. Там где "Исследование и методология", над другими каналами

Ответить
Развернуть ветку
G One

Простите)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Каргин

Антон - молодец! Чем больше опрошено, тем лучше.
Я хоть и не репостил своим исследование. Но думаю мои подписчики и участники сеочата участвовали тоже через другие каналы! А так хоть часть мифов развенчано!
Даешь больше исследований!

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Рыжих

"Также важно отметить, что по сравнению с «ВКонтакте», Facebook или даже Viber реклама в Telegram практически не заметна для простого пользователя. Тут она действительно встречается редко, а главное — подаётся достаточно нативно."

- Ага, это временное явление. Пока нет легальных инструментов для продвижения или каких-то дополнительных возможностей. Вспомним инстаграм пару лет назад. И что там происходит сейчас.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
All-In-One Person

Мы считали, мы считали... И посчитали

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ткачук

Кидаем ссылочки на свои каналы, да?)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Denisov

А что, так можно было?)) да не, зачем спамить? Я верю, что заинтересованные зайдут на мою страницу в ФБ, прочитают пару постов у меня (кстати, хорошие статьи на Телеграфе запиливаю периодически) и сами решат подписываться на мой канал или нет!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kahalnikov

кстати, да https://t.me/pro_knigi - канал с конспектами книг, подписывайтесь

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Korolev

Ну, пользуясь случаем, так сказать.
Тут мы обсуждаем криптовалют и майниг:
https://t.me/ctrlvmining

Специально не сру в теме, а только в этой ветке, раз уж речь зашла. Прошу не минусовать злостно )

Ответить
Развернуть ветку
Влад Угловский

Попробую тоже)

Канал о новых технологиях и изобретениях, которые в ближайшем будущем изменят наш мир - t.me/tech_ru

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Strelnikov

Тут обсуждать особо нечего, telegram это воскресший mIRC.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Erokhin

в mIRC общаться можно было нормально в групповых чатах, потому что там целый экран был для чата без картинок и пустых строк. В телеграмме на экран - 3 стикера и одно сообщение. Хорошо если по делу.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Калаверин

mIRC не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Hi There

Спасибо, счётчик молодец:)

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Прикольно, редакция vc удОлила мой комментарий, удОлила чужой ответ на него, и забанила меня.
А также снесла топик из ленты..
Значит попал в болевую точку.
Все мне ясно стало теперь..

Ответить
Развернуть ветку
AS

Интересно, почему такой перевес в сторону макоси на десктопе. Маков-то всего около 10%.

Ответить
Развернуть ветку
Potus

Участвовал в этом исследовании. Оно весьма сомнительное, потому что не учитывает отрасли и то, зачем телеграм используется.
У журналистов и программистов телеграмм - стандарт де-факто. Многие издания используют для корпоративного общения телеграм, особенно журналисты.
Вот было бы интересно распределение такое, в процентах. Навскидку - 40 процентов айтишников, 40 процентов журналистов, 20 - остальные отрасли и просто залетные люди

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korovin

Вот что меня удивило - это реклама в телеграме, я отношусь к тем, кто про нее вообще впервые слышит. Это что какая то встроенная фича или имеется ввиду реклама в пабликах?...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Тихомиров

Это правда, самое главное не останавливаться и изучать свою ЦА, ее боли и потребности, возраст и, главное, где их можно найти. Сами мы сейчас тестируем телеграм как отдельный канал продаж , сделали свой магазин канал там через https://www.botobot.ru/ , пока очень хорошие результаты, хотя много мы не ждали от этого мероприятия, но оказалось аудитория там живая и растет, так что планируем развивать направление.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Evgeny Kryukov

Чат сотрудников радиорынков СНГ t.me/radiorinki

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

Если вы хотите узнать о майнинге и криптовалютах, тогда вам сюда @ctrlvmining Заходила в разные чаты, но здесь общаются самые толковые специалисты!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Влад Петров

Здесь вы найдете способы заработка, мануалы, сливы и многое другое.

Все материалы размещены исключительно в ознакомительных целях.
https://t.me/Blackaffairs

Ответить
Развернуть ветку
104 комментария
Раскрывать всегда