Как вдохнуть в бренд жизнь: разбираемся с позиционированием

Позиционирование является фундаментом бренда. Его задача — сформировать и закрепить определенный образ и восприятие бренда у своего потребителя. Отсутствие позиционирования не сможет сгладить даже очень качественный дизайн, так как за любой графической концепцией должны стоять определенные ценности и важные для аудитории вещи.

Как вдохнуть в бренд жизнь: разбираемся с позиционированием

Что такое позиционирование и что в него входит

Уникальная идея, которая отличает одну товарную марку от другой — это и есть начало бренда. А главная цель позиционирования — обозначить данные вашего бренда, с учётом дальнейшей стратегии.

Позиционирование — это не то, что бренд делает со своим продуктом, а то, что он о себе заявляет потребителю. Проще говоря, позиционирование — это те смыслы, которые вы закладываете в сознание своих клиентов.

Эра позиционирования началась в 1970-х годах. Изобрести новый товар уже стало не главным. Важно было быстрее конкурентов проникнуть в умы потребителей. Поэтому маркетологи того времени искали еще не занятые позиции конкурентами. Однако, есть хороший пример удачного позиционирования, который случился еще в начале XX века: компания Duryea предложила первый автомобиль, но только Форд довел этот продукт до сознания потребителя.

Так что формулировать позиционирование нужно доходчиво и лаконично. Основная мысль, которую хочет донести компания, вполне может уложиться в одну фразу.

Правильное позиционирование способно «оживить» бренд и определить условия его существования. От него же зависит формирование бренд-стратегии и всего того, что в неё входит: айдентики, упаковки, вербальной коммуникации и прочего.

Разработка позиционирования

Ошибочное определение дифференциальных свойств продукции и предприятия может помешать бренду выбрать правильное направление развития.

В качестве примера ошибочного позиционирования можно вспомнить кейс бренда Cadillac — эта марка всем известна как производитель вместительных и роскошных автомобилей. Однако, когда на рынок вышел более компактный и бюджетный Cadillac Cimarron, аудитория отреагировала негативно, потому что маленький Cadillac – это уже не Cadillac.

Прежде, чем разработать позиционирование, нужно выполнить несколько важных действий:

  • Необходимо изучить спрос и предложение на продукцию и услуги компании, их соответствие, удовлетворенность потребителей продуктом, и плотность рынка.
  • Вам нужно выявить лидеров на рынке, и определиться с нишей, которую вы собираетесь занять на их фоне. Изучение ситуации на рынке способствует верному определению стратегии действий бренда в конкурентной среде.
  • Исследование ЦА позволит вам составить детальный портрет клиента компании, представить себя на его месте и понять, где заключается его «боль» и как её можно закрыть.
  • Изучите собственную продукцию: её сильные и слабые стороны, чем она отличается от схожих товаров. В общем, вы должны знать всё, чем можно воспользоваться, чтобы представить свой продукт в лучшем свете. Где-то в идеальном мире, ваш потенциальный клиент, узнав о вашем товаре, должен воскликнуть «Как я раньше мог жить без этого товара?! Немыслимо!».
  • Разработайте своё уникальное торговое предложение. Определите, что именно может предложить ваша компания, и никто больше?

А вот список возможных условий самого позиционирования:

  • Будьте первыми и предложите такой продукт, которого ранее не было.
  • Или усовершенствуйте то, что было до вас.
  • Расскажите клиенту, какую выгоду он может получить от вашего товара. Например, косметические средства Dove помогают стать увереннее.
  • Определите границы своих ценовых границ. Цены могут быть как ниже средних показателей, так и выше. Например, часы Swatch — недорогой, но модный аксессуар.
  • Используйте инновации и новые возможности в создании своего продукта.
  • Завоюйте аудиторию широким ассортиментом.
  • Закройте боль своего потребителя, помогите сделать его жизнь легче. Например, коробка конфет Rafaello — прекрасный подарок.

Как мы обновили бренд Novex, внедрили в него big idea, которая наполнила его смыслом и дала толчок дальнейшему развитию во всех направлениях маркетинговой активности.

Бренд «Новэкс» был сформирован стихийно, был устаревшим, не понятным и не целостным. Отдельным вопросом был выход в новые регионы. На домашнем рынке бренд известен давно, в то время как за его пределами название, давно утратившее свое первоначальное значение («НОВая ЭКономическая Система»), ничего не говорило. «Новэкс» воспринимался как магазин для пенсионеров, что не соответствовало действительности.

Как вдохнуть в бренд жизнь: разбираемся с позиционированием

Мы разделили работу на три этапа: стратегия бренда, визуальная коммуникация и коммуникационная стратегия.

В ходе аналитики мы выявили перспективные направления развития категории и ожидания целевой аудитории. Так мы сформулировали позиционирование: «По-настоящему близкий магазин». В этом позиционировании раскрывается одно из самых важных преимуществ — физическая доступность магазинов. Сейчас Novex — буквально «магазин у дома». Помимо этого, актуален и эмоциональный месседж — близость к аудитории. Бренд старается донести свое отношение к аудитории через ключевую ценность — эмпатию.

В коммуникации с потребителем эта идея выразилась в слогане «Просто быть рядом», который, имея многозначную трактовку, описывает рациональные и эмоциональные обещания бренда.

Также мы снова обратились к теории архетипов, и выявили соответствующий архетип бренда Novex — «заботливый». А ещё мы сформулировали миссию, легенду, видение, ценности и бренд-код.

1010
8 комментариев

Мы проводили исследование среди жителей городов, где открыт магазин — из 100 опрошенных, которым было показано название, 94 человека прочитали правильно.

Очередной высер дизигнеров. Спасибо, было приятно почитать, особенно про "позиционирование" и "месседж", кек

1

Спасибо за твоё мнение, нонейм. Мы все им очень дорожим (нет).

Посыл про позиционирование правильный, а именно "Будьте первыми и предложите такой продукт, которого ранее не было. Или усовершенствуйте то, что было до вас."

Но в кейсе уникальности или инноваций не увидел. Быть рядом – это девиз любого продуктового ритейла, а до недавнего времени и того же Сбера.

В этом и проблема, к сожалению, с которой приходится сталкиваться, когда делаешь рекламу или маркетинг для брендов. Все хотят быть уникальными, но большинство не может придумать ничего нового и уникального. В итоге – выкручиваешься как можешь при оказании услуг.