Студенты в мире индивидуальной новостной реальности
Современные студенты теперь выбирают, откуда получать новости. Кто-то доверяет только Telegram, кто-то – алгоритмам Google, а кто-то сознательно ограничивается парой проверенных СМИ. Исследования показывают, что это не хаос, а новая система информационного потребления, где у каждого – свой уникальный маршрут. Как это работает на практике, рассмотрим в материале.
По данным ВЦИОМ, информационные интересы молодежи разнообразны. Наряду с юмором высок спрос на образовательный, научный и новостной контент. При этом студенты не уходят от серьёзных тем: они интересуются международной повесткой, федеральными и региональными новостями. Молодые люди ориентируются не на формат, а на содержание: текст остается востребованным для тем экономики и политики, а видео – для технологий и культуры. Миф о том, что поколение Z потребляет только развлекательный контент, летит в топку, товарищи!
При этом исследование Group4Media показывает, что для зумеров (16-28 лет) важнейшим проводником в информационном потоке становятся инфлюенсеры. Так, 39,5% представителей Gen Z открывают для себя новые темы и бренды через их контент. При этом для 62% респондентов совпадение ценностей с блогером важнее размера его аудитории, что указывает на запрос на доверие, а не на массовость. Как говорится, если все пойдут прыгать, то я не пойду прыгать со всеми, а пойду прыгать отдельно.
Всё хорошо в презентациях для отчётов, а как работает новостное потребление на примерах. Я спросила троих счастливчиков!
Екатерина, студентка 5 курса, читает новости из предложки google-ленты. Её интересует всё, что связано с шоу-бизнесом, политикой и спортом. В отличие от большинства опрошенных студентов, она почти никогда не читает новости в тг-каналах. Они у неё замьючены, открываются «только когда заканчиваются сообщения» или если увидит цепляющий заголовок «Регина Тороденко призналась…».
Студент 3 курса Дмитрий – поклонник тг-каналов, но читает только специализированные новости про экономику или технологии. Чаще всего открывает с сайтов то, что ему отправляют друзья.
Артём, будущий специалист в сфере социологии, интересуется только наукой, культурой и аналитикой. Он старается не пользоваться агрегаторами или тг-каналами, а читает новости на проверенных СМИ: РИА, ТАСС, Интерфакс. «Время – самый ценный ресурс, и я не готов тратить его на чужую навигацию в моём же информационном пространстве», – считает он.
Казалось бы, все они студенты-зумеры, жители Москвы, но это три абсолютных разных человека и три разных сценария поведения. Чтобы создавать контент для этих ребят, «одинаковых студентов», нужно учитывать много переменных.
Всё это, конечно, очень лично и трогательно, но что со всем этим делать брендам, которые хотят достучаться до этих «одинаковых» студентов? Чтобы разобраться, мы пошли за ответами не к студентам, а к тем, кто изучает их тысячами — к экспертам от sostav.ru.
Дмитрий Фисун, генеральный директор аналитического агентства Feedback:
«Мы наблюдаем интересный парадокс: на фоне тотальной цифровизации растет спрос на нишевые и даже аналоговые форматы. Часть зумеров устала от алгоритмов бесконечной ленты и потянулась в специализированные сообщества — возвращаются email-рассылки, набирают популярность закрытые клубы по интересам».
P.S. Тут автор задумался о том, а вдруг станут популярно получение новостей с помощью голубей. Надеюсь, все новостные СМИ читают это и берут на заметку.
Илья Свистухин, медиа-директор Realweb:
«В 2024 году мы столкнулись с неожиданным феноменом — пресыщением ИИ-контентом. Один из наших клиентов из ритейла активно использовал нейросети для генерации креативов. Первые кампании показывали хорошие результаты, сопоставимые с работами дизайнеров. Однако к четвертому кварталу эффективность резко упала — при том, что креативы постоянно обновлялись. Наша гипотеза: аудитория научилась распознавать и игнорировать ИИ-генерацию, выработав своеобразный "иммунитет"».
P.S.S. Про новости и ИИ мне трудно говорить, а вот по ленте соцсетей — это очевидно...
Владилен Ситников, основатель платформы «Безтендера.рф»: «Усталость от информационного шума кардинально меняет потребительское поведение. Мы видим растущий спрос на slow media — осознанное потребление контента вместо бесконечного скроллинга. После ковида и на фоне насыщенной новостной повестки люди стали блокировать рекламу, игнорировать кричащие заголовки и выбирать 5-6 проверенных источников, которые закрывают все информационные потребности. Современный пользователь ценит простоту и понятность форматов выше кликбейтной яркости».
P.S.S.S. Где-то в сторонке от этого комментария осталась наша героиня Екатерина, тг-каналы которой достаются из архива только говоря кликбейтным заголовкам.
А что по итогу?
Эпоха универсальных медиаканалов завершается. Сегодня каждый студент — куратор собственного информационного пространства, где соседствуют серьезная аналитика и мемы, телеграм-каналы и академические издания.