Инвестиции с игровыми заданиями, турнирами и прокачкой уровней: как придумали и запустили «Альфа-Челленджи»

Геймификация, которая помогает достигать финансовых целей.

Инвестиции с игровыми заданиями, турнирами и прокачкой уровней: как придумали и запустили «Альфа-Челленджи»

Порог входа в торговлю активами снижается, но люди, чья профессия не связана с инвестициями, всё ещё редко заключают сделки на бирже регулярно. Может ли геймификация и технологичный подход поменять отношение к такой консервативной сфере? Рассказываем об опыте Альфа-Банка.

Зачем нужна геймификация в инвестициях

Сначала стоит сказать о причинах сложившегося порядка вещей. Одни пользователи инвестиционных сервисов теряют интерес из-за однотипных операций — процесс превращается в рутину и надоедает. Других утомляет топтание на месте без прогресса в доходе. А кто-то вообще не открывает брокерский счёт из страха, что ничего не получится. Всё это сопровождается стереотипами о том, что «настоящие» инвестиции доступны только избранным людям в деловых костюмах из кино с ДиКаприо.

Чтобы переломить барьер, в Альфе решили кардинально пересмотреть подход — и добавили в приложение Альфа-Инвестиций раздел с геймификацией. Сервис назвали Альфа-Челленджи: выполняешь задания — забираешь награды и подарки. Это и виртуальные очки с ачивками, и настоящие акции.

Формат игры делает торговлю увлекательной для всех. К «уставшим» инвесторам возвращается здоровый азарт, новички не боятся совершать первые сделки, а все сразу получают опыт на реальном фондовом рынке и шаг за шагом прокачивают свои портфели и скиллы. Чем успешнее становится инвестор, тем сложнее задания.

«Инвестиционная сфера прочно связана с серьёзным имиджем: её цель — быть функциональной, а не развлекательной и эмоционально вовлекающей. Альфа-Челленджи — наш ответ на сложность этой темы. Через геймификацию мы не только развлекаем, а еще и учим, и мотивируем, и показываем: инвестиции — это не страшно».

Антон Якимушкин, лидер стрима цифровых продаж по инвестиционным продуктам

Гарантированные подарки и турниры по доходности: как устроены Альфа-Челленджи

Инвестиции с игровыми заданиями, турнирами и прокачкой уровней: как придумали и запустили «Альфа-Челленджи»

Альфа-Челленджи — не просто раздел в инвестиционном приложении, а игровая экосистема сразу из нескольких продуктов. Они основаны на разных механиках, но работают в связке.

Основной модуль — «Задания и награды» с ежедневными вызовами: купить первую облигацию, собрать портфель из трёх разных активов, посмотреть обучающий материал, пройти тест на риск-профиль. Там же находятся квесты недели с инвестиционными заданиями и групповые турниры по доходности: побеждают владельцы самого прибыльного портфеля по итогам недели или месяца.

За прохождение челленджей можно получить внутриигровую валюту — очки, — несколько сотен ачивок, а также реальные акции. Пользователь видит свой прогресс и игровой уровень, ближайший подарок и историю достижений. Действия учитываются моментально, а награды приходят в тот же день.

Подарки — гарантированные: акции достаются каждому, кто успешно выполняет задания. Накопил нужное количество очков → получил новый уровень → забрал актив на брокерский счёт. Распоряжаться такими бумагами можно так же, как любыми своими активами: хочешь — сразу продавай, хочешь — оставь в портфеле и наблюдай за котировками.

«На старте задания самые элементарные. Так мы снижаем барьер входа и вовлекаем в обучение даже тех, кто считает, что никогда не разберётся в инвестициях. Постепенно челленджи становятся сложнее, а уровни — выше. Так пользователь плавно начинает путь к своей инвестиционной цели, а Альфа-Инвестиции получают активного лояльного клиента».

Василий Ермолаев, руководитель направления по развитию инвестиционных продуктов

Вдохновлялись лучшими, чтобы создать новый бенчмарк

Инвестиции с игровыми заданиями, турнирами и прокачкой уровней: как придумали и запустили «Альфа-Челленджи»

Чтобы создать выдающийся продукт, решили начать с анализа лучших мировых решений в геймификации. В этом Альфа-Банку помогало агентство Marketing Emotions. Таких решений набралось несколько десятков, и только единицы были из консервативной финансовой сферы. В каталог бенчмарков попали и образовательные сервисы, и решения для продуктивности, и приложения селлеров. Анализ топовых механик помог понять, какие элементы работают на длинной дистанции, а какие быстро надоедают аудитории.

Чтобы сделать Альфа-Челленджи интересными для разных людей, решили отталкиваться от мотивационной модели известного исследователя онлайн-игр Ричарда Бартла с четырьмя базовыми психотипами игроков: «киллеры», «накопители», «исследователи» и «социальщики». Это позволило сразу закладывать в бэклог разработку механик под разные виды мотивации: соревнование и статус, коллекционирование и прогресс, изучение нового контента и функций, взаимодействие с другими участниками. Работа над каждой новой фичей начиналась с вопроса: «Кого она будет мотивировать и почему?».

Все гипотезы проверяли, допиливали и снова проверяли через количественные и качественные исследования с участием реальных пользователей. Неожиданным открытием стало то, что люди в возрасте от 20 до 50 лет восприняли Альфа-Челленджи почти одинаково позитивно — хотя прогнозы говорили, что основной аудиторией станут пользователеи 20–35 лет.

«Наш подход свеж тем, что мы воспринимаем геймификацию не как “вишенку на торте”, а как полноценный продукт, встроенный в стратегию экосистемы. Мы не просто сделали геймификацию — мы создали для бизнеса новый способ говорить с клиентом на языке, который ему приятен, понятен и полезен».

Антон Якимушкин, лидер стрима цифровых продаж по инвестиционным продуктам

Под капотом — полный автопилот и мгновенные решения

Инвестиции с игровыми заданиями, турнирами и прокачкой уровней: как придумали и запустили «Альфа-Челленджи»

Внешне платформа геймификации Альфа-Челленджей работает предельно просто и понятно: инвестор совершает действия, система сверяет их с правилами челленджей и начисляет награду. На практике это сложное технологическое решение с мощной архитектурой. Основных модуля три: API, Metrics и движок геймификации.

Всё начинается с любой активности пользователя в Альфа-Инвестициях: данные по действиям клиента стекаются в систему потоковой передачи сообщений Apache Kafka. Задача системы геймификации — забрать из этого потока и обработать нужные события.

Модуль Metrics по каждому клиенту формирует наборы данных — агрегаты. Для каждого типа заданий создается отдельный агрегат, который работает как счётчик выполнения условий. Например, для задания «Подсчитайте активы на брокерском счёте» — один агрегат. «Подсчитайте количество совершённых сделок» — другой.

Второй модуль — движок принятия решений — координирует выдачу наград, отправку подарков и пуш-уведомлений: смотрит на агрегаты, сверяет их с правилами челленджей, прописанными в каталоге, и моментально реагирует. Если условия соблюдены, участник получает пуш о том, что задание выполнено и награда зачислена.

Движок использует процессоры Saga: все игровые события, от проверки «счётчиков» до начисления наград, обрабатываются отдельно и складываются в цепочку последовательных действий. Успешное выполнение одного шага запускает следующий, что позволяет полностью автоматизировать процессы. Третий же модуль — API — помогает получать дополнительные данные и исполнять решения, которые принимает движок.

«В этом и состоит главный вызов для команды разработки: каждую новую фичу, каждый процесс нужно автоматизировать так, чтобы они работали сами, без дальнейшего участия команды. Наш принцип — никакого ручного управления. Ещё одна сложность — множество источников данных. Информация о сделках, пополнениях, активах приходит из разных частей инвестиционной платформы. Нужно было создать систему, которая собирает всё это воедино, анализирует и быстро принимает решения. Это был наш собственный челлендж, и мы с ним справились».

Александр Фролов, владелец продукта Альфа-Челленджи

Что дальше

Инвестиции с игровыми заданиями, турнирами и прокачкой уровней: как придумали и запустили «Альфа-Челленджи»

Показатели превосходят даже самые высокие ожидания. К концу 2025 года в Альфа-Челленджах несколько сотен тысяч активных инвесторов — большинство пользователей выполняют задания регулярно. Благодаря игровым механикам торговля на фондовом рынке стала для них привычкой, а управление финансами превратилось из запутанной сложной темы в осознанный понятный процесс. Среди них и новые пользователи, и неактивная аудитория, которую удалось «разбудить» и вернуть в приложение. В Альфе рассчитывали реактивировать 25% «спящих» клиентов, но уже вернули 32%.

Бизнес-метрики тоже впечатляют. Амбициозный план по возврату инвестиций в проект удалось перевыполнить более, чем в 1,5 раза, а ROI существенно превысил 100%. Также геймификация стала драйвером операционного дохода Альфа-Инвестиций — план прироста перевыполнен почти вдвое.

Уже в первом квартале 2026 года пользователей ждёт большое обновление по прокачке финансовой грамотности. Механика будет выстроена в формате дуэлей между инвесторами.

«Мы чётко знаем, как будет эволюционировать проект: бэклог сформирован на пять лет вперёд. Каждый год мы хотим запускать от двух до пяти новых игровых механик, добавлять образовательные элементы и совершенствовать пользовательский опыт. Платформа будет неизбежно усложняться “под капотом”, но для клиентов Альфа-Челленджи будут оставаться такими же лёгкими и понятными».

Василий Ермолаев, руководитель направления по развитию инвестиционных продуктов
22
7
2
11 комментариев