{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Julia Lukianova

Как оформить стартап: самозанятость, ИП или ООО?

Источник: Unsplash

Ответы на популярные вопросы: ООО или ИП? Как сэкономить на налогах, не нарушая законодательство? Стоит ли нанимать сотрудников в ИП или ограничиться работой с самозанятыми?

Всем привет, меня зовут Юлия, я руководитель юридической службы стартап-студии Admitad Projects. Рано или поздно к процедуре регистрации проектов приходят почти все основатели, поэтому здесь я собрала ответы на наиболее типовые вопросы.

Стоит ли проводить юридическое оформление на этапе тестирования идеи?

Сейчас такой вопрос даже не стоит в принципе: без юридического оформления проекта не выйти на зарубежные рынки, да и в России перспектив роста будет немного. Кроме того, не стоит забывать о возможном привлечении инвесторов и фондов — здесь без документов с основателем проекта даже говорить не станут.

Но обязательно ли сразу регистрировать ООО и падать в круговорот налогов-отчетов и прочего?

Как показывает практика, для проверки идеи еще до того, как стартап начал (если все пошло хорошо) зарабатывать, потребности в регистрации компании нет — вполне можно начать юридический путь своего бизнеса более простыми способами.

Итак, ситуация

Есть идея и немного ресурсов на ее проверку. Например, основатель сам может создать лендинг, прописать УТП и потратить несколько десятков-сотен тысяч рублей на таргет. Потратить-то несложно, но тем не менее нужно принимать платежи..

Самое простое решение на текущий момент — оформить самозанятость.

Первая стадия роста стартапа: тестирование идеи в качестве самозанятого

Занимает полчаса времени (с учетом установки приложения и перерыва на кофе). Этот налоговый режим называется "Налог на профессиональный доход" (НПД) и составляет всего — 4% за платежи от физлиц, 6% от юрлиц, плюс бонус при регистрации в 10 000 рублей (пониженная налоговая ставка в 3% и 5% до его окончания). Детали про процесс регистрации самозанятого есть на официальном сайте nalog.ru.

Что получаем после оформления?

Возможность легально получать платежи от клиентов и большее доверие от потенциальных контрагентов (все же платить на карту кому-то или самозанятому — есть разница). Не забываем о возможности показать историю платежей потенциальным инвесторам: лимит приема платежей для этого налогового режима (2,4 млн рублей в год) — вполне неплохая цифра для проверки идеи.

Недостатки:

  • Ограниченное количество видов деятельности. Нельзя, например, перепродавать чужие товары или вести деятельность в интересах другого лица на основе агентского договора, договора поручения и комиссии и т. д., (полный перечень ограничений есть в статье 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
  • Еще не все крупные компании поняли принцип работы с самозанятыми, действует некий эффект новизны и «мы таких договоров не заключали, зачем это нам?»
  • Нельзя нанимать сотрудников по трудовому договору — а это проблема в том случае, если вы планируете легальный быстрый рост.
  • Не получится зарегистрировать товарный знак, что может иметь значение в конкурентных нишах. Вы раскрутите свой продукт, его бренд, а кто-то пойдет и подаст заявку на его регистрацию раньше вас — будут зря потрачены силы и средства на продвижение.
  • Если основателей два и более, или вы привлекаете в проект инвесторов — оформить долевое участие при таком формате не получится. Все будет делаться «на доверии», а доверять ли партнерам — решать только вам самим. Правда, можно заключить отдельные договоры между фаундерами, но это тема для другой статьи.

Итак, продолжим обсуждать варианты, когда лимит в 2,4 млн рублей уже достигнут, или когда стартап будет работать в сегменте b2b, и статуса самозанятого для этого недостаточно.

Что делать? Оформлять ИП.

Вторая стадия роста стартапа: индивидуальный предприниматель

В целом, к ИП от самозанятости нередко переходят тогда, когда у ваших контрагентов возникает подобное требование в связи с внутренними процессами.

Или когда стартап показывает устойчивый рост, и годовой лимит уже подходит к концу (пример на скрине ниже)

При годовом обороте в 2 400 000 рублей лимит почти исчерпан

При годовом обороте в 2 400 000 рублей лимит почти исчерпан

Еще один пример, когда нужно сразу открывать ИП — вид деятельности стартапа не подходит под категории, разрешенные для самозанятых

У ИП есть и другие дополнительные преимущества:

  • можно зарегистрировать товарный знак (если вы делаете брендовый проект, то это точно хорошая идея);
  • компании охотнее работают с ИП, чем с самозанятыми
  • можно самостоятельно выбрать систему налогообложения, исходя из особенностей бизнеса и объема прибыли (патент, НПД, УСН, ОСНО);
  • начисляется пенсионный стаж.

Лайфхак: ИП без сотрудников по трудовому договору могут применять налоговый режим "Налог на профессиональный доход" , если их вид деятельности подходит под НПД и годовой доход не превышает 2,4 млн. Для этого необходимо просто подать заявление в налоговую о переходе на налоговый режим НПД. Так ИП, сохраняя юридический статус Индивидуального предпринимателя, сможет применять пониженные налоговые ставки 4% и 6%, а также будет освобожден от обязанности ежегодных взносов в ПФР и ФСС, которые в 2021г. составляют 40 874 руб.

Но самый популярный вопрос для этого формата оформления:

Стоит ли стартапу в виде ИП нанимать сотрудников?

На мой взгляд — нет, гораздо проще заключить с ними договоры, как с самозанятыми: это сильно уменьшит налоговую нагрузку. Ведь позволить себе содержать сотрудника именно на трудовых договорах может только уже состоявшийся бизнес.

Более того, в моей практике в маленьких компаниях было такое, что несчастные честные ИП нанимали сотрудников, но в итоге эти сотрудники уводили у них клиентскую базу, а потом еще и подавали в суд на бывшего работодателя Индивидуального предпринимателя — например, за не выплаченные отпускные.

Поэтому сотрудников по трудовым договорам стоит нанимать только когда у стартапа уже устоявшиеся обороты без кассового разрыва: хватает на зарплатный фонд, на выплату во все фонды и так далее. Если этого нет, самозанятые — ваш выбор.

Отмечу, в этом моменте есть нюансы: если налоговая заподозрит постоянные трудовые отношения (вы — единственный клиент у самозанятого, «зарплата» капает ему в одни и те же дни и т. д.), то у нее могут возникнуть вопросы.

Недостатки ИП — куда более серьезный подход к оформлению отчетности и дополнительных платежей. Но ключевой недостаток — все та же невозможность оформить доли, если фаундеров у стартапа два и более, или если пришло время привлекать инвестиции. В таком случае пора переходить к регистрации Общества с ограниченной ответственностью — ООО.

Третья стадия роста стартапа: регистрация ООО

Это тот самый момент, когда стартап дорос до серьезной игры:

  • обороты растут, нужно начинать выплачивать дивиденды учредителям (то прибыль, которую можно распределять после уплаты всех налогов, расходов и это уже успех)!);
  • появились планы выхода на международные рынки (тут тоже хватает нюансов для отдельного материала);
  • необходимо зарегистрировать доли основателей во избежание возможных недоразумений;
  • пора привлекать инвесторов, которые тоже захотят свою долю в уставном капитале ООО piece of cake — как ключевой фактор;

При оформлении устава ООО необходимо учитывать массу подобных нюансов. Иначе может образоваться:

Deadlock

Это очень частая ситуация — распределение долей основателей 50/50.

Результатом является возникновение deadlock — так называемого корпоративного конфликта, когда каждая сторона имеет одинаковые полномочия, но разное видение ситуации. В ООО все ключевые решения принимаются на общем собрании участников общества большинством голосов. А в условиях корпоративного конфликта двух равноправных участников такие решения, как например переизбрание Генерального директора, принять невозможно. И разрешить такой конфликт не получится даже в судебном порядке. Поэтому проекты с 2+ фаундерами в идеале должны иметь распределение не менее чем 51/49 из 100% .

Конечно, существует и ряд других важных моментов при оформлении, их тоже нужно учитывать — в этом и заключается моя работа.

Переоформление нематериальных активов, права на интеллектуальную собственность, подготовка к инвестиционным сделкам — много чего сопутствующего. Это тема отдельного материала, но всему свое время: все-таки работа с IT-стартапами — это не торговля картошкой.

Но вернемся к ООО. Ключевые недостатки — это достаточно сложный (особенно для новичка) документооборот, совсем другие налоговые отчисления, серьезные размеры штрафов (правда, в случае с самозанятостью и ИП отвечать за все ошибки стартапер будет в том числе и своим имуществом, а в ООО — только имуществом компании).

Но возможности, которое дает общество с ограниченной отвественностью, совсем иные.

Так что же все-таки оформлять?

Сделала для вас таблицу с преимуществами и недостатками каждого типа регистрации:

Регистрировать ООО имеет смысл только тогда, когда есть четкое практическое понимание монетизации проекта и денег хватит и на все налоги-зарплаты и как минимум на рост. Или когда вы доросли до оформления долей, привлечения внешних инвестиций, или на горизонте видны дивиденды.

Иначе есть шансы уйти в «минус», а зачем это вам?

Зарегистрировать ООО не так сложно, а вот ликвидировать компанию гораздо сложнее и дороже.

Но важно понимать, что идти по лестнице «Самозанятый-ИП-ООО» именно в этом порядке необязательно. Все зависит от конкретной ситуации — ведь идея может «выстрелить» и показать перспективы в короткий промежуток времени. Тогда точно не стоит тянуть.

На этом, пожалуй, краткий юридический ликбез стартапера закончен. Если есть вопросы, пишите в комментариях: -)

P.S. Подписывайтесь на канал «Раунд, экзит, два пивота» в Telegram. А подкаст слушайте на SoundCloud, Яндекс.Музыка, Google подкасты, Castbox и Apple Podcasts.

{ "author_name": "Julia Lukianova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 9, "favorites": 48, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 277115, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 05 Aug 2021 10:48:11 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку

Надо добавить и ПАО)

0
Читать все 1 комментарий
Рынок кикшеринга в России вырос на 200-230% за год, до 12 млрд рублей — исследование Статьи редакции

Но есть и проблемы: производители не успевают делать достаточно самокатов, компетентных сотрудников не хватает, а в СМИ кикшеринг «демонизируют».

Кейс: Как с 4000 рублей рекламного бюджета сделать продаж на 115 тысяч рублей
Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Роботы-курьеры «Яндекса» начнут доставлять посылки «Почты России» в Москве Статьи редакции

Пока заказать доставку можно через приложение «Почты России» на Android в некоторых районах города.

Робот-курьер «Яндекса»
Региональные аэропорты предупредили о возможной приостановке полётов из-за новых правил безопасности Статьи редакции

Чтобы соответствовать новым требованиям, аэропорты должны вложить 3-4 млрд рублей, а затраты могут не окупиться.

Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

«Крутые ИТ-стартапы запускают не только в Кремниевой долине»: путь Insider от офиса в квартире к $47 млн инвестиций

За 9 лет разработчик маркетинговой платформы из Турции открыл филиалы в Польше, Вьетнаме, Индонезии, Дубае, России, Австралии и ещё 19 странах, а в будущем планирует оценку в $2-3 млрд и выход на IPO.

Почему внимание — валюта 21 века: как перестать быть жертвой контента

Вы заметили, насколько сейчас много рекламы? Под прицел брендов попадают не только страницы ваших любимых блогеров, онлайн-игры и фильмы. Рекламодатели не хуже 12-летних фанаток поп-певца интересуются вашей жизнью, — как вы проводите свободное время, что едите на завтрак, в какой магазин заходите по пятницам. Поверьте, им важен каждый шаг.

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

null