Как мы хакнули Яндекс? История экологичного Grow Haking от первого лица

Вик Енот
Основатель Hooglink.com

Отказ от ответственности: эта история - плод воображения автора, любые имена, названия брендов случайны.

Автор отказывается от ответственности и признает, что он всего лишь Енот под мескалином :-)

Я долго не решался рассказать эту историю, в конце концов, она немного аморальна и нарушает частную жизнь пользователей крупного маркетплейса. Но, подписчики моего телеграм канала @vikenot - таки уговорили ее рассказать.

Это было в 2016-ом году. Мы нашли способ получать 30-70 клиентов в день (в зависимости от ниши) на простой дырке в работе Я.Маркета. Мы не только знали почты 10% покупателей маркетплейса, но и знали, что они купили и всегда могли предложить им сопутствующий товар.

  • При этом, мы ничего не взламывали в плане кода.
  • Мы не воровали базы и не были ни с кем в сговоре
  • Все данные генерировались на ежедневной основе.
  • Работа велась e-mail-маркетингом
"5-ая власть" - один из моих любимых фильмов Кадр из фильма "5-ая власть"

Что за дырка в работе Яндекса?

Когда вы оформляли любой отзыв на сайте, при клике на этот отзыв - адрес URL формировался из аккаунта пользователя, на которую вы оформляли покупку/писали отзыв. Достаточно было добавить префикс "@yandex.ru" и получалась почта пользователя оставившего отзыв.

Но что вы узнаете из отзыва?

1) Что человек купил.

2) В каком магазине (название бренда).

3) Когда была совершена покупка.

4) Его почту.

Теперь, можно автоматизировать личностную e-mail-рассылку и с помощью нее получать клиентов:

- Создаем бота и парсим почты, название магазина, товар определенного магазина. Например, если магазин продал айфон - можно продать наушники, чехлы и т.д.

- Бот определяет купленный товар и подставляет шаблон товара, который можно продать этому клиенту из нашего интернет-магазина.

- Если вы совсем отбитый (мы так не делали, но тестили) можно создать почты того магазина, в котором была совершена покупка и предложить что-то, якобы от партнеров. % открытия письма от этого повышался.

- По времени совершения покупки, мы определяем степень "горячести" клиента и создаем цепочку писем. Например, при заказе дверей на сайте, можно предложить мебель. Ведь многие люди, в новую квартиру, первым делом берут двери, а потом мебель. Свет берут в последнюю очередь. Это значит, что вы можете спланировать цепочку касаний на каждую покупку.

Сейчас, я так и вижу, как мне возразят читатели: в маркете все отзывы накручены.

Мы быстро поняли, что конверсия на рассылку с позитивными отзывами крайне мала - 0,06%, индустрия накрутки отзывов в Яндекс.Маркет процветает всеми цветами радуги :-)

Кадр из фильма "5-ая власть"

Другое дело с негативными отзывами.

Но самое замечательное, что многие люди, которые написали негативный отзыв ждут на него ответ! И это здорово влияет на открываемость. Достаточно, было заполнить заголовок типа: "По вашему отзыву на Я.Маркете пришел ответ" или "В ответ на ваш негативный отзыв" или "Вы купили айфон, но у вас возникли проблемы" и конверсия в открытие приближалась к 12%-15%.

А дальше, сочувствие клиенту что обратился не к тем, предложение решить проблему другим продуктом или предложить скидку на допы.

Вот так просто.

Что было дальше?

Заметил эту дырку, мой технический директор и друг Руслан. Очень крутой прогер и продукт (Рус, не мог тебя не упомянуть) Он же написал парсер и ботов.

А я - разработал схему с email-маркетингом и цепочкой писем.

Мы хакнули Яндекс, получили ментальный оргазм от того, что можем и свернули работу. Весь эксперимент продлился около 2-ух месяцев.

Почему?

Ну, во-первых, меня не прельщал бизнес, построенный на обмане. Возможно, если бы у меня был готов крутой продукт под эту схему, может я бы и продолжил. Но теневой бизнес это не мое.

Во-вторых, когда-нибудь, они бы заметили дыру и закрыли ее. И мы бы остались с носом. Поэтому я направил усилия на реальные проекты.

Насколько я знаю, когда мы свернули, Руслан написал в поддержку Яндекса об этой дырке, но она провисела еще около года :-)

Потом команда Яндекса ее убрала.

Кадр из фильма "5-ая власть"

Мировая практика маркетингового хакинга

Но, есть одна вещь - многие компании единороги раскрутили свой бренд на спинах огромных корпораций. И раз уж корпорации монополизируют рынок, я не вижу ничего аморального, чтобы взять и построить свой бренд используя ресурсы большого брата.

Канонические примеры:

AirBnb, они раскрутились во многом, за счет craigslist.org! Стартап создал бота, который публиковал автоматом объявления по аренде недвижимости на своем сайте в крейгслисте. Причем получал уникальный URL, заполнял все формы и т.д. А так как фишка AirBnb - была в качественных описаниях и фотографиях, пользователи крейгслиста переходили в AirBnb и снимали жилье там.

Сейчас можно сказать, что в техническом решении компании не было ничего уникального. Но, в 2010-ом мало кто делал такое, играя на своих сильных сторонах.

PayPal - когда эта компания была стартапом и им нужно было создать рынок онлайн платежей, они стали использовать ebay - в то время крупнейшую платформу аукцион, для своей работы. Создали кучу аккаунтов от продавцов, которые якобы продавали через PayPal - были случаи, когда сама компания покупала товар на ebay - предлагая оплатить сделку через свой сервис, а потом так же продавала товар.

Через время, многие продавцы на ebay поняли что продавать и покупать через PayPal - легко и безопасно и продукт начал распространятся вирусно. (Ну, и плюс они давали 10$ каждому кто попробует систему, а это круто, если у вас есть миллионы венчурных средств). При этом, без сформированной среды продавцов и покупателей, PayPal бы не развился до таких масштабов. В 2002-ом году была продана самой ebay за 1,5 миллиарда долларов.

Как использовать ресурсы гигантов?

1) Создайте хороший продукт.

Любой хак и любая фича имеет свой срок действия. Все когда-то заканчивается, баги видят, окна закрывают. И если, вы стараетесь сделать бизнес на ошибках и временных возможностей – то, в итоге проиграете. Поэтому, создавайте хороший продукт изначально, воспринимая любой хак как чудо, как манну небесную, которая когда-то перестанет падать с неба. И вам придется играть по рыночным правилам.

2) Найдите гиганта, работающего с вашей целевой аудиторией.

В прошлых статьях, я много рассказывал про нашу студию создания лендингов с гарантией конверсии.

В 2012-2014-ом годах, гигант с которым мы работали назывался - «бизнес-молодость» (БМ) Мы никогда не проходили их курсов и даже с некоторым сарказмом относились к их деятельности. Но поняв, что люди, которые когда-либо проходили БМ закрываются с бОльшим процентом конверсии в покупку, мы разработали партнерскую программу, по которой участники сообщества рекомендовали нас и получали % с продажи лендинга.

3) Хакайте техническим путем, но без взломов.

Не надо никого взламывать. Используйте более этичные методы. Это различные парсинги, боты, собирающие информацию, мэтчинг данных и т.д. Да, с такими вещами обычно борются корпорации. Но это не значит, что они продумали все.

Обычно дьявол кроется в деталях, если забуриться куда-то, с бутылкой виски, кальяном и парой разработчиков и постоянно крутить сайт гиганта, то можно найти кучу неявных дыр, которые можно использовать себе во благо. Ну или родить стартап. Одно из двух))

В качестве заключения:

Прошу прощения за короткую статью, эта тема огромна как айсберг. Можно дать технологии похожих, возможно более экологичных «взломов» и т.д. но, у меня скоро запуск CPA-сети для мебели, декора и строительных тематик, вот-вот, и мы начнем работать.

У нас нет абон.платы и компании платят только % от оплаченных заказов. Подать заявку можно тут: https://hooglink.com/lidy/

И обязательно подписывайтесь на мой телеграм канал @vikenot

Там продолжим эту тему.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Krona from Qward

В этом и нет ничего аморального. Вообще всё, что не вытекает в нарушение закона сложно назвать аморальным. Отличный кейс, как по мне, и емкая статья со всей необходимой информацией. Приятно читать. 

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Спасибо 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Nicole Pettway

Классно. Просто взяли то, что "плохо лежало"))
Реакция Яндекса- просто великолепна!

Ответить
Развернуть ветку
Leslie Cooper

Ничего удивительного. Для Яндекса это были "крохи", которые даже не на столе лежали.
Потому так долго чесались)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рабченок

Это отлично и что бы ни говорил Яндекс.
Настолько хорошо, что я написал о твоём хаке у нас в микро канале про маркетинг https://t.me/joinchat/abty8bWHwsI4MTcy и сделал 2 анонса на 13к подписчиков в телеге.  Чем мог,  тем помог))))

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Как тут 5 лайков поставить?)) Вот человек не только оценил, но и внес свой вклад. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Да, больше про удачу. Вообще в хакинге не силен, в команде есть ребята которые могут)

Ответить
Развернуть ветку
Brittany Moore

Забавно! Прочла с удовольствием!

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Интересная дырка!
В целом, это ближе к этичному, нежели аморальному.
Другой вопрос, что с этими данными можно сделать. E-mail маркетинг догоняющий потенциально заинтересованных покупателей выглядит в разы безобиднее, нежели собирание базы в корыстных целях.

Выявление мелочей - самое интересное в этичном хакинге

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Сейчас безобиднее выглядит. В 2016ом, он еще рвал и метал. 

Ответить
Развернуть ветку
SEO-Шмео

+1

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

+2

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

Статья огонь! Жаль что не заметил раньше. Сейчас зашел по ссылке из нового текста про 4.1 ярда.

Ответить
Развернуть ветку
Мой Мир

Добрый день!)))

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Лучший комментарий)

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Григорьева

Любопытно, спасибо. Подписалась на вас.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда