Почему дашборды есть, но ими не пользуются: 5 причин
В чем проблема?
Чаще всего дашборды разрабатывают для анализа продаж и маркетинга. Маркетологам и аналитикам бывает трудно донести результаты своей работы до команды и руководителей. Представить данные таким образом, чтобы они помогли ответить на все актуальные вопросы и принять нужные решения.
Для этого специалисты пишут аналитические отчеты или разрабатывают дашборды, чтобы коллеги сами могли находить нужные ответы. В каком-то смысле, это верхушка айсберга сложных аналитических процессов. Ведь именно отчетность и дашборды видны, понятны и "осязаемы" для других.
Однако зачастую руководители и сотрудники не пользуются дашбордами по причинам: неудобно, непонятно и "проще запросить табличку в Excel". Таким образом компания лишает себя возможности получать информацию в системном и комплексном виде. Ситуацию с продажами видят в урезанном формате или вовсе в виде электронного письма или сообщения в корпоративном мессенджере.
Такая компания не сможет стать по-настоящему успешной. Уровень аналитической культуры будет низким, многие решения будут приниматься на основании опыта и интуиции, а количество новых идей для роста будет кратно ниже, чем могло бы быть.
На основе нашего опыта в Datmark, мы составили свой топ-5 причин, при которых дашбордами перестают пользоваться, даже когда данные надежны, аналитики компетентны, а руководители пропагандируют цифровизацию.
Причина №1. Не призывают к действиям
Представьте, что вы едете в своей машине по трассе. Загорается лампочка "Низкое давление в шинах". Вы останавливаетесь на обочине и проверяете, какая именно шина спускает воздух. Находите, определяете, насколько критично текущее давление и решаете, стоит ли дальше ехать и с какой скоростью. Но что, если бы ваш автомобиль сам подсказал бы "В правом переднем колесе давление ниже на 17% от рекомендуемого. Вождение небезопасно, найдите сервис". Здорово, не так ли? И, на самом деле, это не требует сложных технических подходов. Нужные данные в системе автомобиля есть.
Но, вернемся к нашим дашбордам. Если значение конкретной метрики ниже планового или даже критического, не составит особого труда дать текстовую подсказку, что можно сделать. Если у вас есть возможность предусмотреть сложные древа условий, по которым будут формироваться рекомендации, то здорово. Но на деле будет достаточно подсказать, что следует проверить или к кому обратиться, чтобы разобраться в ситуации.
Ниже мы можем увидеть пример, что метрика Conversion rate просела за вчерашний день. Дашборд нам сразу рекомендует, что следует проверить.
Что даёт этот подход:
- графики и цифры переводятся на человеческий язык
- интуитивно понятные иконки и эмодзи помогают быстро воспринять ситуацию
- и как следствие, сокращается время на принятие решений
Причина №2. Не показывают эффект от изменений
Дашборды показывают состояние различных показателей. Среди них есть ключевые, например, объем продаж, маржинальность и объем прибыли. А также есть промежуточные: средний чек, кол-во заказов на 1 клиента, объем продаж на 1 клиента, коэффициент оттока клиентов и пр.
Предположим, на следующий год вам надо повысить продажи на 15%. Как вы это сделаете? Может быть за счет увеличения среднего чека? Или снижения оттока? А может быть вы выполните план за счет повышения эффективности маркетинга без увеличения бюджета? Основываясь на описании текущих показателей довольно сложно понять рычаги влияния на объем продаж.
Представьте, что в дашборде вы можете увидеть, как изменение одного показателя влияет на изменение другого. В таком случае вам значительно проще понять, как достичь нужных результатов и вы быстрее сможете найти в дашбордах новые гипотезы для роста.
Причина №3. Не вовлекают в процесс
Всю нашу жизнь мы играем. Даже бизнес – это игра. Если компания сможет использовать геймификацию в операционных задачах, то это будет совершенно новый опыт для всех.
Самые распространенные элементы геймификации в бизнесе это:
- ограниченность времени на выполнение задачи
- система бонусов и наград за достижение показателей
Наверняка в вашей команде или конкретном подразделении есть показатели, за которые они смогут получить или не получить бонусы. И все это четко привязано ко времени.
Попросите добавить в дашборд этого отдела процент выполнения плана, таймер обратного отсчета и подстегивающие комментарии-подсказки. Это способно пробудить игровой азарт при изучении дашбордов, а также заставит команду активнее искать в данных ответы на свои вопросы.
Причина №4. Тяжело воспринимаются
Типичная ошибка – это когда в одном листе пытаются уместить огромное количество показателей, таблиц и диаграмм. Чтобы просто разобраться в них, потребуется несколько минут, как минимум. Если вы заглядываете в этот дашборд раз в месяц, то каждый раз придется разбираться заново. Это снова время и мысленные усилия. Лучше это потратить на что-то более важное.
Каждая визуализация, каждая иконка и даже каждое слово – это информация, которую ваш мозг тратит для того, чтобы все воспринять. Вспомните концепцию Даниэля Канемана про две системы мышления, быструю и медленную. Подключение медленной системы стоит значительно бОльшей энергии. Если каждый раз так и происходит, то вероятность активного пользования сотрудников аналитикой резко снижается.
Вот несколько подходов, чтобы облегчить восприятие дашбордов:
- Не больше 4 визуализаций на одном листе;
- Текст зачастую можно заменить на иконку или изображение;
- Изменение показателей можно выделять цветом или эмодзи, а не только в виде процентов;
- Визуальное выделение ключевых показателей, на которые надо обращать внимание в первую очередь.
Причина №5. Выглядят непривлекательно и неаккуратно
В школе ученики, у которых тетради были аккуратнее оформлены, получают чуть более высокие оценки. У менеджеров по продажам, которые хорошо выглядят и одеваются лучше, продажи чуть выше. Мы всегда встречаем по одежке. А если "одежка" не самая аккуратная, то оказываемся склонны к предвзятости.
Если пользователь видит, что дашборд сверстан неаккуратно, если в цветовой гамме нет логики, если в нем нет дизайна и в принципе не соблюдаются основные UI/UX законы, то может возникнуть недоверие к данным. А это одна из самых критических проблем при построении аналитической культуры в компании. Если сотрудники и руководители не доверяют данным и ставят под сомнение их точность, качество сбора и расчеты, то переубедить их будет стоить огромных усилий.
Дашборд – это уже давно не просто статичная приборная доска. Это полноценный интерфейс для извлечения идей для развития из данных компании. И он просто обязан быть оформлен должным образом с привлечением UI/UX дизайнеров.
В конечном счете
Задачи дашбордов – это инициация действий, обоснование управленческих решений, корректировки стратегии и тактики. Чтобы дашборды в вашей компании работали, они должны вести пользователей, подсказывать, мотивировать, подталкивать к реализации свежих идей. Одной только качественной визуализации данных для этого недостаточно. Дашборды – это всё о восприятии. Отнеситесь к ним, как к полноценному интерфейсу, помощнику и вы сможете получить иной опыт взаимодействия с данными.
Причина №5 крайне важна! В своей практике не раз замечал это, при этом пользователи явно об этом никогда не говорят, потому что считают (или, скорее всего, это им вбили в голову окружающие), что "красивости" и "бантики" всегда второстепенны. Особенно, всякого рода интерфейсные прелести нравятся женщинам. Есть примеры, когда пользователи любили заходить в конкретный отчет (дашборд/прочее), потому что само нажатие кнопки формирования отчета сопровождалось приятным дизайнерским решением (минималистичная плавная анимация формы и цвета). Я сам не дизайнер интерфейсов, но при этом дико люблю красивый, приятный и лаконичный UI с хорошим UX (плавно перетекаем к сложности дашборда). А учитывая, что для целевой аудитории их рабочий инструмент маячит перед глазами почти каждый день, то привлекательная мордашка - это не просто слова, а уже больше психологическое состояние человека.
Отлично сказано!
красиво! и по делу.
на последнем скрине тоже PBI?
Да, тоже PBI
Всегда умиляли эти сотые доли процентов на графиках. У вас там аналитика по Амазону что-ли, что важно показать изменение показателя на одну десятитысячную?
Очень важно
Так может дашборд тогда и зарплату должен получать, если сотрудник не может проанализировать какие действия ему нужно предпринимать?