Что такое маркетинг?

Официальный канал «Химия Бизнеса» на Youtube

Это заключительный вводный выпуск Химии Бизнеса, в котором я хочу поговорить о маркетинге.

Будучи предпринимателем, ты продвигаешь только свой продукт, но при этом уязвимым влиянию большого количества других продуктов со всех сторон.

Маркетинг в целом – это набор приёмов конкурентной борьбы в бизнесе. Как каратэ – в котором кроме приёмов нападения ты должен владеть приёмами защиты информационного воздействия других предпринимателей, маркетологов и рекламщиков.

В этом выпуске я хочу поговорить о том, как эти приёмы используются для нападения, чтобы мы могли, в первую очередь, защититься от них.

Типы маркетинга

Основной задачей маркетинга как части бизнеса является вывод продукта на рынок и регулярные продажи этого продукта.

Само слово Маркетинг – произошло от английского слова Маркет – рынок. На русский это можно было бы перевести как: рынковедение или базарология. Наука (если это можно назвать наукой) о взаимодействии продукта с внешней средой, то есть с рынком на котором он продаётся и с покупателем, которому он продаётся.

Я делю маркетинг на 2 основных типа: покрытие спроса и создание спроса.

2 основных типа маркетинга Влад Хрипачев
2 основных типа маркетинга Влад Хрипачев

Покрытие спроса – это когда у тебя есть понятный и нужный продукт, все люди, в целом понимают зачем он нужен, тебе просто нужно свой продукт донести до тех людей, которым он нужен. Сопоставить продукт и его целевую аудиторию.

Создание спроса – это когда у тебя есть продукт, который не обязательно нужен людям, ты сначала объясняешь зачем он нужен, а потом продаешь. То есть сам создаёшь спрос на продукт, сам создаёшь целевую аудиторию для него, а затем уже этот спрос сам покрываешь своим продуктом.

Несколько примеров:

Покрытие спроса — это когда ты, например, живешь в области какого-то города, у тебя есть бетон, и ты хочешь его продавать. Для этого тебе нужно сделать так, чтобы люди рядом с тобой при помощи разных каналов продаж, находили тебя и покупали твой продукт.

Это здоровый и нормальный тип маркетинга, который никому ничего не навязывает, защищаться от него не нужно. Он выполняет функцию информирования о том, что нужный человеку продукт можно купить там-то. Большинство элементов Химии бизнеса отвечает именно за маркетинг покрытия спроса. Такой боевой маркетинг, при помощи которого можно организовать бизнес из нужного, полезного и понятного продукта.

Маркетинг покрытия спроса - здоровый маркетинг Влад Хрипачев
Маркетинг покрытия спроса - здоровый маркетинг Влад Хрипачев

Создание спроса – это, например, когда ты продаешь вредную газировку с огромным количеством сахара, которая не только не нужна людям, но еще и вредна для здоровья и тебе нужно как-то объяснить людям зачем она им нужна.

То есть у людей есть реальная потребность – пить. Для этого люди могут просто пить воду. Но если ты производишь сладкую газировку – а все люди будут пить воду, то ты не заработаешь и, соответственно, нужно людям внушить, почему надо пить эту газировку.

Для этого, например, ты приглашаешь какого-то знаменитого человека, чтобы он её публично попробовал её или хотя бы подержал в руках (потому, что здравомыслящие люди, как правило, это не пьют).

Для того, чтобы люди увидев лидера мнений стали ему подражать и тоже начали покупать твой продукт. Не потому, что эта газировка им реально нужна, а потому, что её попил кто-то из знаменитостей и люди захотели ему подрожать.

Этот вид маркетинга программирует человека на спрос. Это в принципе инструмент пропаганды чего угодно. Он может быть как созидательный, так и деструктивный.

Вредный маркетинг создания спроса Влад Хрипачев
Вредный маркетинг создания спроса Влад Хрипачев

На нашей планете, как правило, всё деструктивно и рекламщики, одержимые дьяволом, нам говорят:

Рекламщики, одержимые дьяволом Влад Хрипачев
Рекламщики, одержимые дьяволом Влад Хрипачев

Хочешь есть: ешь фастфуд и главное делай это регулярно, а то, что это вызовет у тебя ожирение в итоге – не важно.

Хочешь пить? Утоли жажду газировкой с килограммом сахара на 1 стакан. Диабет и ожирение – это твои друзья в будущем, а наши друзья фармацевты тебя потом вылечат, потому что твоё неправильное питание сегодня, сформирует спрос на их лекарства в будущем. Игра в долгую. Все в плюсе, кроме тебя, разумеется.

Возможно, где-то в параллельной Вселенной происходит наоборот:

Мир осознанного потребления Влад Хрипачев
Мир осознанного потребления Влад Хрипачев

Хочешь пить? Попей воды. Сладкой газировкой ты не утолишь жажду – тебе еще больше захочется пить.

Хочешь есть – бери с собой нормальную еду: овощи, салат, гречку там или крупы какие-то свари курицу, мясо или бобовые если мясо не ешь – будешь сыт и здоров всегда. Не надо постоянно есть булки с кетчупом – станешь толстым и больным.

Короче говоря, я хочу сказать, что функция маркетинга, которая создаёт спрос — это инструмент, как топор, которым можно нарубить деревьев и построить дом, а можно нарубить кучу людей и себя еще заодно.

Когда ты регулярно, систематически капаешь человеку на мозг, то он начинает принимать то, что ты пытаешься до него донести.

Это даже можно сказать как гипноз. Инструмент пропаганды, который может программировать человека как на хорошее, так и на плохое.

Создание спроса часто манипулирует потребностями – вынуждая людей покупать то, что им не нужно.

И главным плюсом этого вида маркетинга для компаний является то, что невозможно купить достаточное количество того, что тебе не нужно. То есть пока люди ведутся на подобные манипуляции – продажи ненужных вещей будут продолжаться.

Невозможно купить достаточное количество того, что тебе не нужно Влад Хрипачев
Невозможно купить достаточное количество того, что тебе не нужно Влад Хрипачев

Поэтому со стороны обычного человека просто важно при покупке вещей руководствоваться реальной необходимостью, а не рекламными уловками брендов.

Брендовая зависимость

Нет рабства безнадежнее Иоганн Вольфганг фон Гёте
Нет рабства безнадежнее Иоганн Вольфганг фон Гёте

К сожалению, маркетинг создания спроса, как правило создает людям ложные потребительские привычки. Потому, что в целом потребности людей очень простые и их можно покрыть в целом за счет, наверно, 5% всех товаров и услуг, которые существуют сегодня.

Я специально начал канал с видео «Что такое бизнес», в котором до смешного утрирую человеческие потребности на примере древних людей, чтобы показать, что человеку реально нужно не много. Еда, одежда, крыша над головой, всё.

Древние люди Влад Хрипачев
Древние люди Влад Хрипачев

Смысл в том, что реальные человеческие потребности в целом не изменились за тысячи лет. Организм один и тот, же. Социализация такая же – несколько тысяч лет назад человек тоже был в обществе. Те же пороки, что и в древнем Риме. Реального прогресса мышления, духовности, морали не произошло со времен древних фараонов. Человек такой-же алчный, так же хочет власти, так же больше хочет развлечений чем развития.

Раньше были леопардовые туники, а сегодня другие тряпки.

Только сегодня прежде, чем надеть какую-то тряпку человек, как правило, руководствуется не тем, в чем ему будет удобно и тепло, а тем какой бренд выбрать, в этом бренде – я типа на спорте, в этом я статусный в этом я еще какой-то.

Одежда из натурального меха Влад Хрипачев
Одежда из натурального меха Влад Хрипачев

В реальности, чтобы ты не надел – ничего в тебе не меняется. ты это ты, ничего не изменится от того, что ты одел тряпку с тем или иным значком.

ничего в тебе не меняется Влад Хрипачев
ничего в тебе не меняется Влад Хрипачев

Реклама: про школу. Надоели выпады одноклассников по поводу не брендовых шмоток? Твои родители не могут позволить купить тебе дорогие гаджеты? У меня есть для тебя суперэффективное средство решения твоих проблем! Собственное мнение! Пойми, что дорогие вещи не меняют твою физиологию и структуру клеток на молекулярном уровне. Осознай, что супердорогие гаджеты не сделают тебя умнее или талантливее. Собственное мнение и пусть другие завидуют! Пока бесплатно.

https://youtu.be/l7OQ_QYSndA?t=547 Влад Хрипачев
https://youtu.be/l7OQ_QYSndA?t=547 Влад Хрипачев

То есть ты руководствуешься не своими желаниями, а тем, что тебе навязывает реклама. Этой информационной надстройкой, которая орёт громче твоих собственных желаний, так, что ты уже перестаешь слышать себя.

Рекламный крик Влад Хрипачев
Рекламный крик Влад Хрипачев

Это как бы такая игра для взрослых людей, большинство которых забыли, что играют и уже не могу выйти из игры – потому, что сами верят, что какие-то вещи сделают их другими людьми: более статусными там, более спортивными, изменят их стиль жизни и т.д.

Культ потребления Влад Хрипачев
Культ потребления Влад Хрипачев

Иногда мы можем услышать что-то подобное – «это не просто автомобиль – это стиль жизни». НЕТ. Это просто автомобиль. Это просто средство передвижения из точки А в точку Б. Потому, что идти пешком – просто тупо дольше. Да и в багажник можно положить некоторые вещи.

Это ПРОСТО автомобиль Влад Хрипачев
Это ПРОСТО автомобиль Влад Хрипачев

Мы погружены в брендовую зависимость, в которой человек, как правило, уже сам не знает, чего он хочет на самом деле, потому что за него всё решили рекламщики.

Что будет если взять человека вместе со всеми вещами и машинами, которые у него есть и перенести куда-нибудь на необитаемый остров, где нет людей, города и этой социальной игры в престиж.

Произойдёт очень простая вещь – ты увидишь, что тебе на самом деле нужно, а что было искусственно навязано рекламой и обществом.

что тебе на самом деле нужно Влад Хрипачев
что тебе на самом деле нужно Влад Хрипачев

Очень быстро ты поймешь, какие вещи, тебе реально нужны, а какие ты купил, чтобы угодить обществу, и компаниям, которые тебе их навязали.

И что самое прекрасное, с точки зрения корпораций, и страшное для простого человека, это то, что люди сами становятся фанатами брендов – и возникает, если это можно так выразиться брендовая дискриминация. Дискриминация людей по брендовому признаку.

брендовая дискриминация Влад Хрипачев
брендовая дискриминация Влад Хрипачев

Типа: если ты себе не можешь позволить какой-то бренд – ты лох.

Сам подумай: если тебе кто-то навязал: что тебе есть, что тебе пить и что тебе носить. Кто лох?

Тебе сказали, что тебе делать и как жить – ты, так и делаешь, тебе сказали – что модно, а что нет и ты просто этому следуешь. Кто здесь лох-то?

Я не хочу сказать, что надо выкинуть хорошие вещи, одеть леопардовую тунику и залезть в пещеру. Комфорт и удобство – это хорошо. Я хочу сказать, что вещи должны служить человеку, а не человек вещам.

вещи должны служить человеку, а не человек вещам Влад Хрипачев
вещи должны служить человеку, а не человек вещам Влад Хрипачев

Всё чем мы пользуемся – это всего лишь вещи, не нужно на них зацикливаться и создавать культ потребления – который на руку кому угодно, только не тебе.

Важно отличать твои реальные потребности от, тех, что тебе навязывают бренды.

Предпринимателей, как и любых других людей — это касается тоже. При выборе продуктов для бизнеса: разных сервисов и программ важно выбирать только необходимое. Руководствоваться реальной необходимостью. Задаваться вопросом: сколько это позволит мне заработать или сэкономить?

Например, открывать офис или нет. Если есть такая реальная необходимость: физически что-то передавать людям может быть или быть близко к какому-то месту, потому что там какой-то склад – то да. А если вы делаете программный продукт, сервис или приложение – которое продаётся удаленно, каждый спокойно может сидеть у себя дома и комфортно работать. Офис не нужен.

Часто слышу в бизнесе такую фразу «не солидно», «не положено». Кому не солидно? А судьи кто? У меня в жизни, например, не было ни одного галстука. Я ни разу не одевал галстук, потому что мне это не удобно. Мне это не нравится. Солидно – это делать то, что тебе нравится. Кому что-то не солидно – это их проблемы.

За предпринимателя говорит его продукт, и дела. А не галстук, костюм, часы или машина. В бизнесе – главное это продукт и дело, которое ты делаешь, а не мишура, которую ты на себя цепляешь.

главное в бизнесе Влад Хрипачев
главное в бизнесе Влад Хрипачев

Какой из тебя предприниматель, если у тебя от бизнеса только атрибуты, которые и то ты можешь взять в кредит или арендовать на время. Достижения в бизнесе не арендуешь на время и не возьмешь в кредит.

Для меня вообще – чем больше на человеке мишуры, то тем менее серьезный человек передо мной. Потому, что как правило люди таким образом накидывают пуха, придают себе важности, чтобы скрыть отсутствие реальных достижений.

Серьезные люди как правило просты – потому, что знают кто они, что они сделали, делают, уверены в себе и показушная мишура им не нужна.

Ценовые пузыри

Пока живут Б. Окуджава
Пока живут Б. Окуджава

Очень хорошая тема, которая касается не только предпринимателей, но и всех вообще.

Давайте, например, мы решили кофе попить.

Зашли сначала в буфет типа "столовая" — там нам предложили кофиё за 150 рублей. Второй пример — остановились у палатки с кофе в парке — там тот же самый кофе за 250 рублей. И зашли в модную хипстерскую кофейню — там этот же кофе стоит 450 рублей.

Сцена с кофе обыграна на видео — по ссылке (с таймингом)

О чем это говорит? О том, что: у любого продукта есть потолок качества, но нет потолка цены.

у любого продукта есть потолок качества, но нет потолка цены Влад Хрипачев
у любого продукта есть потолок качества, но нет потолка цены Влад Хрипачев

Особенно это очевидно в люксовом сегменте (как я люблю говорить — лухури).

Сегмент товаров, которые по качеству в целом такие же, как и просто хорошие, но в 10 раз дороже. Просто продавая то же самое, что и остальным – вам скажут какие вы классные. Какие вы уникальные люди, не то, что все остальные. Это все остальные просто покупают обычные продукты. А вы-то просто покупаете обычные продукты, но в 10 раз дороже. Это же другое… Что другое? Цена.

Как и любой бизнес, который строится на изъянах человеческой натуры, слабых местах, пороках и т.д. — весь лухури сегмент построен на излишнем самолюбии и любви к понтам.

Например, как, средства, чтобы бросить курить – на отсутствии силы волы (чтобы бросить курить – надо перестать курить просто, но это же сложно – поэтому нужно наклеить какой-нибудь пластырь, выпить какие-то чудо таблетки и т.д.)

Суперсредства и методики для быстрого похудения – на непонимании того, что нужно просто потреблять меньше калорий чем твоя ежедневная норма. При этом, чтобы быть в форме всегда – нужно всегда правильно питаться, а не похудеть и потом опять набрать.

Курсы по заработку миллионов и достижению успешного успеха на лени и жадности. Лень разбираться, как устроена экономика, что такое бизнес. При этом надо деньги большие вкладывать там в рекламу, нет – я лучше куплю курс у инфоцыган, как заработать миллиард без вложений и они всему научат. Они-то на коне – на вороном правда, как все цыгане – но тем не менее.

Вот так же лухури сегмент построен на понтах. Вот взять, например, бутылку более-менее приличного шампанского за 1000 руб и лухури сегмент за 1000 евро. Я уверен, что, если взять по стакану и того и другого, дать людям с завязанными глазами попробовать — большинство людей не почувствует разницы вообще. Или разница будет не принципиальна.

Может быть какая-то разница и есть, но не в 100 раз. Разница по качеству в разы может быть между шампанским за 100 рублей и за 1000 рублей. Вот тут разница реально будет. А между шампанским за 1000 рублей и за 1000 евро – вряд ли.

Потому, что потолок качества продукта объективно достигнут. Лучше отличного уже ничего не может быть. А вот потолка цены нет. Благодаря этому можно играться с человеческим самолюбием, указывать человеку на его исключительность, что только лучшие могут себе это позволить и т.д.

потолок качества продукта объективно достигнут Влад Хрипачев
потолок качества продукта объективно достигнут Влад Хрипачев

Поэтому чтобы не попадаться самому в эту лОхури ловушку, важно помнить, что у любого продукта есть объективный потолок качества, который можно измерить какими-то конкретными критериями, но потолка цены нет.

И манипуляции с ценой как раз возможны, благодаря уловкам маркетинга создания спроса. Можно говорить, что это шампанское было сделано впервые для императора Николая, чтобы оно было кристально чистым, чтобы никто не смог туда что-то подмешать и т.д.

Ну даже если подобные истории и правда – вопрос к тебе: ты, что император? Тебе какая разница кому делали это шампанское? Ты в данном случае не император, тебе просто пытаются впарить твое собственное огромное самолюбие за твои собственные огромные бабки.

тебе просто пытаются впарить твое собственное огромное самолюбие за твои собственные огромные бабки Влад Хрипачев
тебе просто пытаются впарить твое собственное огромное самолюбие за твои собственные огромные бабки Влад Хрипачев

Когда достигнут объективный потолок качества продукта, в цену можно добавить:

1. Красивую легенду и историю

2. Красивую упаковку

3. воё собственное самолюбие (указать на «эксклюзивность», исключительность продукта для илиты)

В то время как потолок качества самого продукта при этом был объективно достигнут за 1% ну может быть 2% от всей цены.

И когда этот потолок качества достигнут – начинается «история о лучших традициях приготовления изысканного напитка». Или о том, что это не просто тряпка, а стиль жизни знаменитых и богатых людей.

Которые, по всей видимости упускают из вида тот момент, что технологии изготовления одежды во всём мире сегодня одинаковые – что в Италии, что в Китае. И потолок качества продукта всегда объективно достижим, в отличие от собственного самолюбия и любви к понтам, за которые ты будешь платить любую цену, которую тебе назовут те, кто хочет на этом заработать.

Итоги

1. Есть 2 типа маркетинга: маркетинг покрытия спроса и маркетинг создания спроса. Покрытие спроса – просто выполняет функцию информирования людей о том, что такой-то продукт можно купить там-то. Человеческая потребность в чем-то изначально существует, и мы просто покрываем её нашим продуктом.

Это здоровый вид маркетинга, которым мы будем заниматься в рамках Химии Бизнеса. И маркетинг создания спроса, который манипулирует человеческими потребностями, прививая человеку ложные потребительские привычки.

2. Из-за того, что компании используют маркетинг создания спроса – у людей вырабатывается брендовая зависимость и вместо того, чтобы покупать только необходимое – люди покупают всё, что им навязывает реклама, потому что невозможно купить достаточное количество того, что тебе не нужно.

Поэтому нам нужно просто сохранять осознанность и покупать только нужные вещи. Не ради того, чтобы кто-то оценил какой-то бренд, потому, что ты угождаешь в первую очередь даже не тем ради кого ты одеваешь этот бренд, а кормишь саму компанию, которая создала эту брендовую зависимость.

3. Ценовые пузыри. Важно помнить золотое правило: у каждого продукта есть потолок качества, но нет потолка цены. Лучше отличного ничего быть не может. Когда потолок качества продукта объективно достигнут – начинаются манипуляции с историями, легендами, упаковками, уникальностью, эксклюзивностью и т.д. – всем, что объективно не имеет реального отношения к продукту. Чтобы не попадаться в эту лОхури ловушку, помните об этом правиле.

44
10 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

1. Более востребованным в природе? Леопарды более востребованы чем белые медведи? У кого "востребованы"?
2. В материале нет сравнения гаджетов. Посыл в том, что ни гаджеты ни любые другие вещи не меняют человека.
3. Если тебе что-то в принципе навязали то ты уже лох, просто потому что не имеешь своего мнения. Тут говорится про потребительские привычки в целом, а не про бренды.

1
Ответить

Как отличить качество одного продукта от другого. Кому верить. И про бетон: если появился новый тип бетона, разработали новую технологию - продвигать как?
КАК продать автомобиль среди продавцов телег?

Ответить

Досмотрела до середины... А какую конкуренцию ты как маркетолог видишь здоровой если качество и цена не особо эффективный путь.

Конкуренция это ж двигатель бизнеса. Пошла смотреть дальше.

Ответить