{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Стартап-студия‌ ‌Admitad‌ ‌Projects:‌ ‌как‌ ‌это‌ ‌работает.‌ ‌Часть‌ ‌3 (финальная). Правила игры

Цикл материалов о процессах и людях, которые строят стартапы «на потоке». Полезные инсайты для основателей стартапов, предпринимателей и продактов.

Меня зовут Максим, основатель Admitad Projects (далее ADP) — одной из первых корпоративных стартап-студий в СНГ. Продолжаю рассказывать о внутренней кухне ADP (предыдущие материалы: № 1 — о СЕО проектов, № 2 — о‌ ‌финансовой мотивации фаундеров и команды проекта). Сегодня заключительная часть — о зоне ответственности СЕО и компании, а также о правилах игры для обеих сторон.

Зоны ответственности

ADP и СЕО проекта — партнеры, и оба выполняют свою часть обязательств в пределах своих фронтов. Для того чтобы все работало как часы, мы делим сферы полномочий.

ADP — тыловое обеспечение. Студия выделяет финансирование, предоставляет объективные данные о рынке, помогает формулировать долгосрочное видение проекта, представляет бэк-офис со всеми необходимыми спецами, сервисы для R&D и ускорения роста, обеспечивает сохранение чистоты перед государством и инвесторами.

Борд проекта — штаб. В него входят представители студии и проекта. Получается управленческая сборная. Борд составляет годовые и квартальные планы, утверждает расходы бюджета, распределяет его между наработкой экспертизы в проекте, заказом услуги внутри студии или ее покупкой «снаружи». Также борд принимает решения о запуске или закрытии продуктов и вертикалей внутри проекта, а также оценивает общую успешность проекта.

СЕО проекта — фронт. Реализует план в пределах бюджета, в процессе составляет экспертное мнение о проекте и рынке изнутри ситуации. Занимается системным R&D (улучшением продуктов и проверкой идей). При этом максимально использует централизованную экспертизу, не изобретает велосипед, расходуя время и ресурсы.

Если кратко, то:

  • ADP и СЕО проекта выражают мнение по проекту.
  • Борд проекта выносит вердикт.
  • СЕО реализует проект, а ADP помогает в этом экспертизой и ресурсами.

В результате всего этого стартап в студии проходит через три этапа.

Три этапа жизни проекта

Управление стартапом при использовании этой схемы требует от руководителя разных умений на разных этапах — критерии оценки успешности проекта меняются в процессе его развития. Само же движение по этапам отслеживается на трекшн-карте (наш внутренний инструмент, с последовательностью шагов, которые мы считаем оптимальными для проверки бизнеса и перехода к его масштабированию. Принцип заложен простой и из Лин-стартапа: контакт с аудиторией - первая продажа - повторные продажи - масштабирование, но разбито на 50+ шагов).

Этап I. Research & Development

Каждый проект должен заниматься R&D — иметь бэклог, постоянно обновлять его и проверять идеи. Это нужно, чтобы спустя N лет проект не оказался неактуальным для рынка.

Самостоятельное R&D ограничено рынком, в котором у команды проекта есть экспертиза. Новый рынок — это территория неизвестности, где очень легко потерять деньги. Поэтому выходить туда нужно по правилам Инкубатора ADP и при его участии (см.таблицу, создана на базе старой-доброй Матрицы Ансоффа).

Сам же этап I начинается когда продакт/сео (руководитель проекта на этой стадии) выбрал идею, над которой будет работать, и получил дедлайн и бюджет.

Этап заканчивается, когда продакт нашел подтверждение, что такой продукт удовлетворяет существующий запрос рынка. Или когда подошел дедлайн и кончился бюджет (тогда возвращаемся в начало). Если все ок, то после этого проект получает seed (инвест-раунд на несколько сот-тысяч долларов), а продакт становится СЕО и переходит ко второму этапу.

Этап II. Убыточность

Проект получает бюджет на построение технических решений и найм команды, а СЕО получает долю, и начинается вестинг. Стартап растет под контролем и управлением ежеквартального борда.

Этап заканчивается, когда выручка проекта позволяет окупать его расходы. Это не значит, что проект обязан выходить на безубыточность и не может реинвестировать выручку в рост. Это значит, что проект считается убыточным до тех пор, пока он не может существовать без вливания денег от ADP.

После этого финансирование от студии направляется не на ликвидацию дефицита бюджета, а на рост.

Этап III. Рост проекта

Проект сам себя обеспечивает и продолжает расти, ADP ускоряет процесс деньгами и сервисами. По решению борда могут выплачиваться дивиденды. И если у СЕО по каким-либо причинам возникло желание сделать кэшаут — это самое подходящее время.

Что делать СЕО, чтобы процесс шел в нужном направлении

Кроме самой работы над проектом, разумеется? Выполнять определенные требования, основанные на методологии развития проектов в студии.

Раз в неделю. Посещать трекинг с куратором стрима (подробнее о стримах — в первой статье) и заполнять необходимые данные в TMkit (внутренний софт ADP для ведения и отслеживания прогресса проектов, занимает 10-20 мин).

Раз в месяц. Заполнять необходимые финансовые и продуктовые показатели/метрики (большую часть мы делаем сами, но если финансовый директор попросит дополнить — значит так надо).

Всегда. Не пропускать назначенные встречи. Мы не контролируем посещение офиса и нахождение на рабочем месте, ведь главное — результат, но если запланирована встреча или созвон — строго и пунктуально.

Очень важный момент. Артефакты

Внутреннее требование методологии — ведение артефактов (некий набор данных подтверждающих сказанное). Артефакт подтверждает, что:

  • задача — выполнена;
  • гипотеза — проверена;
  • цель — достигнута.

Например, основатель говорит, что сделал 10 продаж. Артефакт в данном случае — 10 поступлений на счет ADP.

Или говорит, что сделал 100 звонков. Артефакт — 100 записанных звонков в CRM, которые мы можем открыть. Аналогично по всем действиям. Все эти данные должны считываться: либо в аудиозаписях, либо в переписке, либо в цифрах в нужных местах.

Для чего это нужно?

Мы хотим опираться на факты при принятии решений, а не на эмоции. Артефакты помогают при анализе проекта. «Вбивать» их — несложно(обычно трудозатраты на это около 15 мин в неделю), но от этого зависит эффективность всей методологии и системы развития проектов.

Поскольку это критически важно, то у нас действует футбольное правило с карточками. 2 желтые карточки в квартал за явные нарушения (например, пропустили трекинг, на который согласились прийти) — это повод на борде обсудить, почему СЕО проекта саботирует развитие своего бизнеса и сможем ли мы доверять ему и совместно работать дальше.

Мы соблюдаем общий принцип и в данных, и при общении — не врать и не бояться брать на себя ответственность.

У CEO никогда не будет проблем, если он что-то не смог сделать или что-то не получилось. Но если руководитель дает ложную информацию, недоговаривает по существу, то нам неважно, насколько хорошо идут дела. Без доверия нет бизнеса.

На сегодня все. Вопросы традиционно можно задавать в комментариях.

Мы готовим большое обновление студии (уже версия 4.0 будет с момента запуска), ориентировочно с октября месяца собираемся начать новый набор проектов и фаундеров, следите за обновлениями.

0
4 комментария
Yuriy Kovalev

Добрый день! Ничего не сказано про финансовую составляющую процесса ни тут, ни у вас на сайте. Расскажите, как распределяются доли в процессе? Или разговор о деньгах ведётся только на этапе финансирования?

Ответить
Развернуть ветку
Max Volokhov
Автор

Проекты разные, стадии их разные, количество инвесторов на борту(или их отсутствие) разное, даж средства требуемые для различных ниш разное, потому с кейсами сложно (один на другой не походит).

К тому же мы не инвест-фонд, у нас нет задачи купить Х процентов за У денег. Мы входим в партнерство, и пока вместе строим проект - берем на себя его полное финансирование, столько, столько нужно для данной бизнес-модели.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergei Soloviev

Больше похоже не на инвестиции а на найм за бонусы

Ответить
Развернуть ветку
Max Volokhov
Автор

Какое место этот формат занимает в рынке вот тут описывали - https://vc.ru/life/258486-faq-tem-kto-reshil-otkryt-svoyu-startap-studiyu

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда