Спикеромания. От обещания золотых гор до надувательства. Как развивается рынок онлайн-образования

Онлайн-образование в России — бездонный рынок. Большинство экспертов сходиться во мнении, что рост рынка в 2020 году составил 30-35%, в 2021 году рынок вырос ещё на 35-40%. Такого бума нет ни в одном другом сегменте. Стремление населения к образованию — отличный тренд. Но так ли всё гладко?

1. Прокачай себя:

По данным Talenttech половина рынка (49%) приходиться на дополнительное образование взрослых, еще 26% дополнительное школьное образование и 18% высшее профессиональное образование. Второй и третий формат предполагает подачу материала профессиональным педагогом, только сертифицированными учебными заведениями. Первый формат исключает, какие либо серьезные требования, гарантии, а иногда даже обязательства учебных заведений, именно этот формат показывает наибольший рост рынка.

Какие дополнительные обучения наиболее популярны у взрослых?

  • Иностранные языки – 5,3 млрд. руб. в год;
  • Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама – 2,7 млрд. руб. в год
  • IT – 2,2 млрд. руб. в год
  • Дизайн – 2 млрд. руб. в год
  • Менеджмент и управление – 1,2 млрд. руб. в год.

Хорошие возможности для обещаний «светлого будущего», «быстрого результата» и «самого лучшего спикера», не подкрепленные никакими объективными доказательствами.

Развивая собственное агентство, я несколько раз сталкивался с необходимость повышения квалификации специалистов в периоды расширения собственной команды. Ребята с высшим образование часто не знают многих аспектов, например в разработке стратегии, не умеют достаточно эффективно пользоваться такими инструментами как CRM, системами сквозной аналитики, работать с большими данными. Когда на работу берешь одного-двух специалистов, их легко прикрепить к опытным. Но когда мы росли значительно, увеличивая штат на 30%, без онлайн-образования обойтись не представляло возможным.

История №1. SMM для домохозяек.

Получив приток спроса на SMM услуги в 2019 году, мы начали увеличивать штат таргетологов, контент-менеджеров и руководителей проектов. Но компетентных специалистов на рынке мало, не смотря на перенасыщенный объем резюме на HH.ru по данным специальностям.

Выбрали известного спикера в области SMM и обозначили менеджеру онлайн-школы требование о создании программы обучения направленной на уже обладающих знаниями специалистов, но имеющих низкий объем практики. Мы хотели, чтобы онлайн-школа на реальных примерах отработала с сотрудниками, выявила их недочеты и подготовила к «суровой жизни». Готовы были поделиться своими кейсами, только для того, чтобы в обучении были задействованы специалисты школы, а не наши сотрудники. Нам подтвердили наличие специальной программы для агентств, и согласовали план работы на 4 месяца.

Мы «плюемся»!

Обучение настолько поверхностное, что подходит лишь «домохозяйкам» решившим освоить профессию с «нуля». Ребята проходят только по ключевым интерфейсам рекламных кабинетов, пробуют написание единичных постов на разные тематики, но при этом не обсуждают возможные тактики рекламных кампаний в зависимости от рыночных ситуаций и данных клиентов, не выстраивают коммуникационную стратегию с целевой аудиторией, не изучают детали настроек по аналитике, пикселей и передаче данных.

Многие вопросы специалистов остаются без ответа, или содержать очень поверхностные рекомендации, которые не решают их проблему. В итоге все ответы им приходиться находить у нашей опытной команды. Мы просто теряем время и в итоге 90% материала даём самостоятельно.

История №2. Английский за 2 месяца.

С нашим постоянным заказчиком из медицинской отрасли мы обсуждали проект по выводу продукта на англоязычные рынки. У нас есть контент-менеджер с отличным знанием языка, но ему требовалось”прокачать” профессиональную специфику. Несмотря на детальное изучение предложений, и отзывов учеников, мы снова сильно «плевались» в своем выборе. Обучение нацелено на студентов начальных курсов медицинских ВУЗов, не более. А компетентности преподавателей не хватило, чтобы получить ответы на все вопросы нашего специалиста. Онлайн-школа согласилась вернуть нам деньги, по итогам обучения.

Современное онлайн-образование в России не позволяет подготовить профессионального специалиста, который сможет компетентно решать проблемы заказчика. Все программы курса поверхностны, скорость подачи материала сопоставима со скоростью самостоятельного обучения грамотного специалиста. Соответственно ценность таких обучений приближаться к “нулю”. Однако мы решили разобраться, кто лидирует на рынке онлайн-обучений, как они продвигают свои курсы и чем их реклама, отличается от зарубежной. Переходим к следующему разделу...

2. Продать онлайн-образование:

По данным РБК, лучше всех онлайн-курсы продаёт LIKE-центр (выручка 932 млрд. руб.) - они лидеры рынка в России.

Вы можете проголосовать прямо в комментариях, верите Вы в них или нет? Но, судя по официальной выручке, большинство населения верит в возможность легко и быстро заработать миллионы, и даже миллиарды. Что это значит для меня?

Никаких инструментов, никаких знаний, одна «сплошная» мотивация.

Сдержанней выглядит реклама «Русской школы управления», но если почитать их рекламные посты, стремятся ребята к тем же обещаниям, что и Like – центр.

«Русская школа управления» по данным того же РБК занимает уверенную вторую строчку с годовым оборотом 330 млн. руб.

Серьезнее выглядит реклама “City Business School” (оборот школы 270,4 млн. руб.), акцент делается на B2B сегмент, где важны профессиональные эксперты. Однако есть исключения - например реклама “курс директор по персоналу” обещает уже через 3 месяца занять ТОПовую должность.

Реклама школы “Деловая среда” не обошлась без видеоролика с “огромной кучей денег” и Аяза Шабутдинова. Оборот школы 173 млн. руб. в год.

Однако, если мы перелистаем рекламу онлайн-образования за рубежом, мы нигде не увидим там нелепых обещаний “золотых гор” и “райского будущего”. Например London Business School показывает в рекламе, либо исключительную экспертность, либо особенность продукта. Вот перевод нескольким рекламных сообщений:

  • “Узнайте, как искусственный интеллект может принести пользу для бизнеса в нашем онлайн-обучении”.
  • “Применимо во всех отраслях, для ЛПР внедряющих технологии интеллекта”.

Немецкая Gisma Business School подчёркивает свой опыт обучения в каждой рекламе, например: “престижное учреждение обучает более 100 лет”, “бизнес-школа имеющая двойную аккредитацию”, “программа магистратуры входит в ТОП-100 лучших в мире”.

Финляндский Xamk объединяет хобби с профессией:

“У Вас есть страсть к играм? Осваивайте производство игр с акцентом на планирование. Получите знания об игровой индустрии!”

К сожалению мы не сталкивались с онлайн-образованием в Европе, но судя по качеству рекламных сообщений, уровень проработки уроков настолько же Выше Российского, насколько эффективнее рекламные сообщения.

1919
23 комментария

В России дураков и лохов на сто лет вперёд, и каждые сто лет их добавляется. Этому способствует среда их обитания, массмедиа и государство. С детства повышать финансовую грамотность родителям некогда и никак, они работают много за малую зарплату. В школе теперь ЕГЭ, то и есть креатива и творчества нет, сплошной тест. Институт - архаизм, не дающий ничего кроме "корочек" и потерянного времени. Кумиры молодежи - фантики, показывающие атрибуты сладкой жизни и успеха без труда. "Человек служивый" во всём.

8

Институт - отличнейший инструмент, который в умелых руках поможет горы свернуть, а в неумелых - просто "корочка" и потерянное время)

5

Здесь вопрос многогранный. Во-первых, серьезная аудитория уже давно не воспринимает "выпускников" таких псевдо-курсов. Если к вам придет такой "выпускник" и будет хвастаться прохождением "супер-тренинга", вызовет ли это у вас что-либо кроме ухмылки? Во-вторых, какой-то части людей эти псевдо-курсы полезны. Эффект плацебо, как минимум. Плюс постепенно человек перейдет от курсов "как стать маркетологом за 1 час" к курсу "Основы маркетинга парикмахерских услуг за 3 месяца". В-третьих, определенная часть людей всегда будет тратить деньги на что-то такое псевдо-полезное: хироманто-нумерология, астро-психология, вклады в МММ, в "инновационные проекты по строительству нового вида транспорта", в "новую независимую" крипто-валюту и т.д. до бесконечности. Резюме: улушению ситуации будут способствовать разборы таких курсов (как например данная статья), обзоры курсов для школьников, студентов от реальных экспертов, сервисы по верификации таких курсов и т.п. т.е. когда сформируется базовая имунная система онлайн-образования.

6

Спасибо! Комментарий просто огонь!

1

Я думаю всё это хороший тренд. Конечно онлайн образование сейчас на этапе формирования, но со временем получится что-то более серьёзное, что наконец-то вытеснит классическое образование - бессмысленное и беспощадное.
Например, считаю учиться 4 года маркетингу в вузе уже сегодня бессмысленно. Данную дисциплину онлайн образование победило.

3

мне кажется, главная проблема не в формате, а в качестве (и его недостаток может касаться хоть офлайна, хоть онлайна). было бы неплохо, если бы именно оно повышалось и вытесняло большое количество сомнительных шарашкиных контор с таким же сомнительным багажом знаний, который они дают. а офлайн/онлайн пусть остается по выбору - чем плохо?)

2

Забавно, когда человек с очевидными проблемами вещает про цели.

2