«Больше всего удивило, что они даже скопировали мою фотографию — это очень смешно» Статьи редакции

Основатели бразильской digital-студии Super Duper о скандале с Black Target и местном digital-рынке.

13 ноября пользователь Facebook Назар Сокуров обратил внимание, что агентство веб-разработки Black Target скопировало дизайн своего сайта у бразильской студии Super Duper.

Агентство изменило цвет элементов и шрифты, однако оставило фотографию арт-директора Super Duper Виктора Артура: он превратился в руководителя направления мобильной разработки Владислава Касаткина.

Позже в тот же день с сайта Black Target пропала анимация, примеры работ и портреты сотрудников. Его представители отказались от комментариев. Агентство входит в группу компаний Black Star Inc, которая принадлежит популярному российскому музыканту Тимуру Юнусову, известному под псевдонимом Тимати.

Помимо агентства в группу компаний входят музыкальный лейбл Black Star, бренд одежды и сеть магазинов Black Star Wear, а также сети бургерных Black Star Burger.

Редакция vc.ru связалась с сотрудниками Super Duper и узнала, как они отреагировали на происшествие. Кроме того, они рассказали о местном digital-рынке и популярных в Бразилии сервисах.

Команда Super Duper. Стоят (слева направо): Виктор Артур и Родриго Коррея. Сидят: Ава Араужу и Марси Шип

В начале 2016 года трое друзей-дизайнеров из Сан-Паулу — Виктор Артур, Марси Шип и Ава Араужу — основали креативную студию Super Duper. Ранее они учились вместе в одном университете, затем работали в крупных агентствах, а потом поочередно уволились и стали фрилансерами.

Основав студию, партнеры столкнулись с проблемой: они ничего не понимали в управлении бизнесом. Поэтому в марте 2017 года они пригласили Родриго Коррея, который стал директором компании.

Объединение позволило им брать более сложные заказы: заниматься web- и мобильной разработкой, брендингом, фото- и видеосъемкой. Например, в августе 2017 года студия завершила проект для коллаборации бренда шампанского Chandon и команды «Формула 1» Honda McLaren: разработала визуальный стиль, подготовила оформление для мероприятия и создала мобильное приложение.

Также студия занималась разработкой рекламной кампании для новой коллекции ювелирных украшений бренда H.stern, редизайном сайта продакшена Station Film и другими проектами.

По словам руководителя Super Duper Родриго Корреи, в Бразилии сейчас экономический спад. Поэтому бренды уходят от крупных международных digital-агентств вроде Y&R или Leo Burnett к маленьким командам, которые берут за свои услуги меньше.

«Например, разработка мобильного приложения в крупной студии будет стоить $70 тысяч, у нас — $45 тысяч. Мы рискнули открыть компанию во время кризиса, но, похоже, сделали это в подходящее время», — рассказывает он.

Помимо международных агентств, в Бразилии работают свои собственные крупные студии. Например Africa и DPZ. Также появляются молодые команды: Estudio Arnold, Papaya Madness и Estudio Pum.

Одно из направлений работы Super Duper — разработка сайтов. В 2017 году их собственный сайт получил специальные награды от сообществ дизайнеров Awards и Cssdesignawards. По мнению Артура, разработчики Black Target могли заметить его там.

В интервью vc.ru он отметил, что когда обман вскрылся, команда Super Duper отнеслась к ситуации с юмором.

Расскажи, как вы узнали о том, что Black Target позаимствовали дизайн вашего сайта?

Виктор Артур: Благодаря публикации Назара Сокурова: он отметил наше агентство. Мы перевели текст записи, перешли на сайт Black Target и очень удивились. Больше всего удивило, что они даже скопировали мою фотографию — это очень смешно.

Но с другой стороны, если работу дизайнера кто-то копирует, — для него это комплимент. Увидев мое фото на сайте Black Target, больше всего веселились мои друзья: теперь они называют меня Виктор Владислав. И спрашивают, не переехал ли я в Россию. А мне весело.

Кроме того, я родом из региона Парана, это удивительное место — там постоянно происходит какая-то непонятная дичь. Например, однажды мужчина проглотил вилку, пытаясь почесать горло. Поэтому мы называем его «русская Бразилия». Это, конечно же, добавило шуткам остроты.

Марси Шип: Да, мы шутили над всем, что только приходило в голову. А друзья с Facebook предупреждали Виктора, чтобы он не связывался с «русскими гангстерами».

Но мы их не боимся, у нас есть Гретчен — «королева мемов», она его спасет (Мария Миранда — некогда популярная бразильская поп-певица, которая снова прославилась в интернете благодаря эксцентричному поведению. В США стала известна после съемок клипа Кэти Пэрри Swish Swish — vc.ru).

Один из мемов о Паране

Как вы узнали, что Black Target связано с Тимати?

Шип: Сперва мы думали, что наш дизайн украло простое агентство — мы не знали, что оно принадлежит знаменитости. Но потом нашли информацию в интернете, и картина сложилась.

Артур: Я очень удивился: «Это тот самый парень из клипа Welcome to St. Tropez» — лет восемь назад его песня была в Бразилии настоящим хитом. Я тогда в университете учился. Но мы думали, что это просто рэп-исполнитель — не знали, что он так поднялся: у него свой музыкальный лейбл появился, модный бренд и так далее.

Вы впервые оказались в такой ситуации?

Шип: Обычно мы видим какие-то похожие работы, но нельзя сказать, что их авторы своровали дизайн.

Артур: В digital-сфере бывают отсылки, когда студии заимствуют какие-то визуальные элементы друг друга и пытаются адаптировать их под свои проекты.

Но это именно заимствование, а не копирование. Если сравнить скриншоты нашего сайта и сайта Black Target, то очевидно — дизайн один и тот же, они просто поменяли цвета элементов.

Вы слышали о каких-нибудь российских сервисах или сервисах с российскими корнями? Например, о Telegram.

Шип: О, я не знала, что у него российские корни.

Да, его основал Павел Дуров. Он же основал соцсеть «ВКонтакте» — это российский Facebook.

Артур: В Бразилии достаточно много людей используют Telegram — но самый популярный мессенджер — WhatsApp. О Telegram впервые услышали, когда у нас возникли проблемы с WhatsApp (в декабре 2015 года местный суд приостановил работу WhatsApp, Telegram за сутки набрал 4 млн новых пользователей. В мае 2016 года ситуация повторилась — vc.ru).

Тогда все словно сошли с ума и стали в панике искать альтернативный мессенджер.

Шип: Несколько моих знакомых пользуются Telegram. А «ВКонтакте» у нас используют драгдилеры.

А какая у вас самая популярная соцсеть? Facebook?

Шип: Зависит от возраста аудитории.

Артур: Facebook — для более возрастной аудитории, молодежь предпочитает Instagram и Snapchat.

Как насчет приложений для доставки еды? У нас есть Delivery Club, Uber Eats, и другие сервисы.

Шип: А мы пользуемся iFood. Это крупнейший сервис по доставке еды в Бразилии (в 2016 году iFood приобрел конкурента Hellofood Brazil и привлек $30 млн — vc.ru).

Какими такси-сервисами пользуетесь?

Артур: Самые популярные — Uber и Cabify.

Шип: Также у нас есть специальное такси для женщин — Lady Driver. Там все водители — женщины. Я часто им пользуюсь, мне нравится.

Артур: Да, у нас небезопасно ездить в темное время суток, к тому же были случаи, когда водители-мужчины насиловали пассажирок. Поэтому появилось специальное приложение для женщин.

В США есть Кремниевая долина. Есть ли что-то подобное в Бразилии?

Артур: Большая часть стартапов находится на юге страны. Хотя в любом крупном городе много стартапов, Сан-Паулу не исключение. Это самый крупный экономический центр в стране, поэтому у многих компаний тут свои филиалы.

Коррея: Другие крупные финансовые центры — Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти, Бразилиа, Куритиба, Порту-Алегри и Ресифи.

Араужу: Но вообще у нас сейчас в разгаре кризис, покупательская способность падает. На подъеме компании, которые пытаются привнести новые технологии в агробизнес.

Артур: Да, у нас резко просела национальная валюта: в январе 2014 года доллар стоил 2,3 реала, а в сентябре 2015 года курс доллара резко вырос до 4,1 реала — почти в два раза. Сейчас доллар стоит 3,2 реала.

Сколько стоит аренда однокомнатной квартиры?

Араужу: Дорого. Сан-Паулу — это самый дорогой город в стране. Я плачу $500 за аренду комнаты в трехкомнатной квартире в самом центре города (по данным сервиса для сравнения уровня жизни Numbeo, аренда однокомнатной квартиры в центре Сан-Паулу в среднем стоит около $590, аренда трехкомнатной — $1170. Аренда однокомнатной и трехкомнатной квартиры на окраине города — $420 и $775 соответственно — vc.ru).

Сколько в среднем стоит аренда офиса в Сан-Паулу?

Коррея: Стоимость офиса на шесть-восемь человек колеблется от $800 до $1500 в месяц в зависимости от региона. Нам попадалось выделенное помещение в коворкинге за $2,5 тысяч.

А сколько в среднем зарабатывают иллюстраторы, UI/UX-дизайнеры или разработчики? Например, специалисты с опытом работы от одного до трех лет?

Коррея: Где-то около $1200 в месяц.

Последний вопрос: какие самые популярные услуги на рекламном рынке?

У крупных брендов пользуется спросом размещение в масс-медиа — например, на телевидении. Но постепенно они начинают использовать программатик и performance-маркетинг. Хороший пример — региональный офис международной консалтинговой компании Accenture. Также на подъеме SMM — в Facebook и Instagram.

0
58 комментариев
Написать комментарий...
Дима Чуркин

спасибо за статью! пошел пилить такси сервис где водители - одни телки с сиськами

Ответить
Развернуть ветку
Рамиль Газетдинов

Мистер Подхвост и Тодд Шавес уже пытались провернуть такое. Финал был неожиданным

Ответить
Развернуть ветку
Bravo Bravo

Какой был финал?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда