Выстроить коммуникацию между брендом и блогерами — советы команды Yota

Почему возникают проблемы и как их избежать.

Дарья Чалова

Работа с лидерами мнений — часть PR-стратегии, направленной на увеличение лояльности к бренду. Компания работает как с крупными, так и с локальными блогерами. Последние помогают продвигать продукт на отдельных региональных рынках.

В отличие от традиционных медиаканалов, у блогеров нет чётких стандартов и схемы работы: у всех разные условия сотрудничества и формат взаимодействия с заказчиком.

Результат, как правило, тоже разный и не всегда положительный. Случалось так, что блогер уходил в креатив, пренебрегая описанием задачи или забывал про обозначенные сроки. Приходилось отказываться от размещения рекламы, так как она не соответствовала позиционированию бренда или теряла актуальность. В такой ситуации виноваты и блогер, и заказчик.

Проблемы

Блогер

  • Не знает, какие вопросы нужно задать заказчику при первой встрече.
  • Боится не понять описания задачи заказчика.
  • Не хочет портить стиль аккаунта рекламной публикацией. Не видит, как бренд может быть интегрирован.
  • Изначально не обозначает чёткую стоимость размещения рекламной публикации. Говорит, что всё зависит от сложности проекта.

Бренд

  • Ожидает, что блогер сам должен во всём разобраться, потому что он эксперт.
  • Считает, что блогер сам подробно изучит продукт и придумает материал без подробного технического задания.
  • Боится, что блогер не сможет создать нативный контент. Боится получить неэффективное размещение рекламы.
  • Не считает важным обозначить условия и зафиксировать чёткие сроки оплаты.

Ошибки блогера

Требовать предоплату и прекращать сотрудничество в случае отказа

В большинстве крупных компаний существуют внутренние процедуры и регламенты, которые невозможно изменить или настроить согласно пожеланиям блогера. Например, запрет на авансовые платежи. В таком случае оплата возможна только после того, как услуга оказана по факту.

Наиболее простой вариант — работать с брендом через агентство. Если блогер работает без агентства и не уверен в компании, то можно запросить обратную связь у коллег по рынку, которые уже сотрудничали с данным брендом. Чтобы ещё больше себя обезопасить, можно запросить у заказчика официальное письмо с подтверждением сроков оплаты и суммы гонорара.

Обсуждать условия и сроки оплаты нужно на первом этапе переговоров, и только после обсуждать детали проекта.

Соглашаться только на долгосрочное сотрудничество

Компания покупает рекламу в блоге под конкретные бизнес-задачи. Например, есть потребность повысить продажи в предновогодний период или анонсировать запуск нового продукта. В таком случае вместо серии публикации достаточно одного размещения.

Во многом стратегия продвижения бренда зависит от условий рынка. Возможны ситуации, когда компания кардинально меняет позиционирование, каналы и сроки продвижения. Поэтому долгосрочный контракт создаёт риски — блогер может не подойти под новые условия продвижения. Так же, как и новое позиционирование бренда может не подойти блогеру.

Поверхностно изучить продукт

Чем больше информации, тем больше креативных идей для публикации. Если блогер внимательно ознакомился с описанием задачи, то у заказчика будет меньше правок и комментариев к материалу. В идеальном варианте их может не быть вообще. Всегда лучше запросить у заказчика техническое задание с описанием основных преимуществ продукта, указанием цели и сроков.

Ещё важно понимать характер бренда и его стиль общения с целевой аудиторией. Для этого можно изучить сайт заказчика, его социальные сети, публикации по официальному хэштэгу бренда. Такой подход поможет продумать наиболее органичную публикацию, которая будет показывать плюсы продукта, но при этом не вызывать негатив у аудитории.

Не оговаривать чётких сроков

Сотрудничество с лидерами мнений — часть плана по продвижению продукта в конкретный период времени. Например, бренд закупает блогеров вместе с основными рекламными площадками: ТВ, наружные поверхности, digital. В таком случае публикации у блогеров дают дополнительный охват. При этом размещение только у блогеров не даст нужного охвата. Поэтому важно соблюдать сроки, озвученные заказчиком.

Допустим, продвижение продукта запланировано с 25 ноября по 25 декабря 2017 года, но блогер подготовил публикацию только 30 декабря. Для компании данное размещение может оказаться неактуальным, так как период рекламной кампании уже закончился.

Вести переговоры в разных каналах связи

Например, заказчик отправил предложение о сотрудничестве на почту блогера: в письмах зафиксированы первые договорённости. Потом блогер отправил материал на согласование в Telegram, потому что так быстрее получить комментарии. Коммуникация разорвана на два канала, поэтому есть риск потерять цепочку договорённостей.

Лучше всего на первой же встрече обсудить и выбрать канал связи, в котором будет происходить решение всех рабочих вопросов. Чтобы получить оперативный ответ, всегда можно отправить напоминание или позвонить.

Ошибки бизнеса

Предлагать неравнозначный бартер

Выгоду должны получить обе стороны. Прежде, чем предлагать бартер, нужно уточнить стоимость рекламной публикации у блогера. Бартер можно обсуждать в том случае, если продукт заказчика равнозначен стоимости размещения рекламы у блогера. Если продукт значительно дороже, то можно обсудить дополнительное продвижение.

Пренебрегать брифом

Заказчик погружён в специфику продукта, блогер — нет. Поэтому нужно предоставлять инструкцию с подробным описанием продукта: преимущества, специфика, условия использования, ограничения и прочее. В идеале стоит предоставить блогеру примеры публикаций, которые вы ожидаете получить.

Неудачные примеры тоже стоит показать, чтобы блогер исключил подобные идеи для создания публикации. Чем больше информации отдаёт заказчик, тем легче блогеру понять задачу и создать хороший контент.

Навязывать прямую рекламу

Каждый рекламный канал работает на отдельном уровне воронки продаж. Эффективнее привлекать лидеров мнений для донесения коммуникации бренда, его характера. Поэтому реклама в блогах должна быть нативной.

Задача любой интеграции — перенести лояльность целевой аудитории лидера мнений на бренд. Поэтому мнение блогера должно быть сформировано не только на основе инструкции, но и на личном опыте. Лучше всего попросить его протестировать продукт или услугу заранее.

Не стоит заставлять блогера рассказывать обо всех преимуществах продукта. Личное мнение и рассказ о том, что на самом деле больше всего понравилось, находят больший отклик. Прямая реклама отталкивает подписчиков, а честность — привлекает.

Платить позже согласованного срока

У компании могут случиться различные форс-мажоры: заморозка бюджета, пересмотр рекламной стратегии, срочная смена агентства, которое осуществляет оплату и прочее. О задержке выплаты лучше предупредить сразу, насколько это возможно.

Будет лучше, если заказчик обозначит чёткие сроки оплаты и предложит компенсацию: дополнительная оплата, продукт или услуга компании в подарок, партнёрские бонусы.

Как должно быть

Переговоры

На первой встрече стороны должны обсудить три вопроса:

  • цель размещения;
  • ожидаемый результат;
  • сроки.

Если заказчик упускает хотя бы один из этих пунктов, блогер должен задать вопросы самостоятельно. Такая структура помогает фиксировать основные договорённости и избегать недопонимания на разных этапах взаимодействия.

Как может выглядеть согласование сроков:

  • подготовка черновика блогером (текст, фото, видео): до пяти дней;
  • комментарии заказчика по черновику: в течение одного дня;
  • отработка комментариев блогером: в течение одного дня;
  • оплата по факту: в день публикации до 19:00 по Москве.

Подробная инструкция

После того, как стороны обсудили цель, ожидаемый результат и сроки, заказчик предоставляет блогеру инструкцию. Если заказчик не предоставляет подробную информацию о продукте, то блогеру стоит запросить её самостоятельно. Легче всего отправить шаблон и попросить заказчика его заполнить. Такой документ позволяет двум сторонам договориться об ожидаемом результате.

Пример правильной инструкции

Продукт выдуман — любые совпадения случайны.

Описание продукта: дизайнерские носки с эксклюзивными принтами. Теперь можно заказать индивидуальный дизайн носков. Принты изготавливаются при помощи машинной вязки, поэтому цвет носков не теряется при стирке. Теперь можно самостоятельно создать идеальный аксессуар для стильного образа.

Срок рекламной кампании: от 25 ноября 2017 года до 25 декабря 2017 года.

Цель проекта: рассказать целевой аудитории о дизайнерских носках в преддверии новогодних праздников.

Целевая аудитория: средний возраст: 16-35 лет. Люди, которые любят цвет и индивидуальность. Они ценят яркое и необычное. Ведут активный образ жизни, следят за новинками и трендами. Выражают себя через стиль в одежде.

Какую проблему нужно решить (боль целевой аудитории): я хочу носить носки как аксессуар в дополнение к своему образу, но не могу найти что-то оригинальное. А ещё меня расстраивает качество: я покупаю дорогие красивые носки, но они теряют свой цвет при первой стирке.

Ключевое сообщение бренда: дизайнерские носки для тех, кто делает свою жизнь яркой даже в самых обыденных вещах. Теперь можно заказать носки с индивидуальным принтом.

Что можно использовать для создания контента: пара дизайнерских носков (предоставляются заказчиком).

Чего не стоит делать для создания контента: раскладка с чашкой кофе, ноутбуком и носками. Селфи с носками.

Как мы разговариваем с целевой аудиторией бренда: просто. Честно. Без преувеличений.

Сроки предоставления материалов: до 20 декабря 2017 года.

Важно с самого начала выстроить взаимодействие по этапам. Для каждого этапа должны быть зафиксированы сроки. В момент согласования нужно договориться о том, что будет если одна из сторон их нарушает: новый дедлайн, перенос публикации на другой период, изменение сроков оплаты, отмена сотрудничества. Все этапы взаимодействия должны быть понятны и приняты обеими сторонами до начала работы.

Основные этапы взаимодействия, для которых должны быть установлены сроки:

Переговоры:

  • заказчик подробно рассказывает про продукт;
  • стороны договариваются об условиях оплаты.

Инструкция:

  • заказчик предоставляет блогеру подробную информацию;
  • этапы взаимодействия и сроки создания материала обсуждаются только после того, как блогер получил подробное описание задачи.

Подготовка контента:

  • блогер подготавливает материалы согласно инструкции и срокам;
  • если необходимо, заказчик даёт комментарии или вносит правки для доработки материала;
  • блогер корректирует материал, отправляет на повторное согласование.

Публикация:

  • стороны договариваются о конкретной дате и времени публикации;
  • сразу после выхода публикации блогер отправляет заказчику ссылку. Это важно, потому что большинство компаний подключают службу поддержки к публикациям. Она отслеживает комментарии и отвечает на вопросы подписчиков о продукте;
  • после размещения блогер предоставляет статистику публикации.

Выводы

Для блогера

  • Работайте через компанию-агента или рассматривайте те формы оплаты, которые обозначает заказчик: предоплата, оплата по факту, пост-оплата.
  • Не отказывайтесь от краткосрочных контрактов.
  • Подробно изучайте продукт.
  • Соблюдайте сроки, обозначенные заказчиком.
  • Ведите переговоры в одном канале связи.

Для бренда

  • Предлагайте только равнозначный бартер.
  • Предоставляйте для блогера максимально подробное техническое задание.
  • Откажитесь от прямой рекламы.
  • Заранее предупреждайте блогера в случае изменений сроков оплаты.
  • Всегда компенсируйте просрочку дополнительными процентами, продуктом или услугой.

Для всех

  • Договаривайтесь о конкретных сроках для каждого этапа взаимодействия.
  • Заранее проговаривайте, что будет, если сроки нарушаются одной из сторон.
  • Начинайте работу только при наличии чётко согласованной инструкции.
0
16 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Darya Chalova
Автор

Подобный опыт для нас не будет новым, так как мы открыто общаемся с нашими пользователями и всегда рады обратной связи :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Батищев

А Вы попробуйте....

Ответить
Развернуть ветку
Стас Никитин

Тогда вот вам вопрос: Есть акция от Мвидео (https://goo.gl/P4pouh), и есть "счастливые" абоненты йоты которые не могут ей воспользоваться. Акция проводится не первый раз, каждый раз пишу в тех поддержку, всегда ответ один - как сделаем дадим знать. Вопрос: что делать?

Ответить
Развернуть ветку
Yota — официально

Здравствуйте! Понимаем, что данная акция ограничена по срокам и мы стараемся решить вопрос как можно быстрее. Нам бы хотелось получить от Вас актуальную информацию и составить дополнительную заявку для наших специалистов. Пожалуйста, напишите нам в личные сообщения нашей группы Вконтакте (vk.me/yota) Ваш номер, название сервиса и его короткий СМС номер. Ждем от Вас информацию!

Ответить
Развернуть ветку
Mitry Romanov

Блог, особенно видео, уже настолько засраны рекламой (пусть и как бы нативной) - и это кризис. Но все равно появляются подобные статьи, рассказывающие о том, как размещаться в блогах.
Но, по мне - это информация из прошлого.
Рынок сейчас ждет нового решения, которое сможет на время помочь и производителям контента и рекламодателям

Ответить
Развернуть ветку
ЭТОТ САЙТ ПРЯМ ГОВНО

реклама в российском Youtube сегменте в таком объеме не случайна – доходы с партнерки в нашей стране мизерны, и блогеры без коммерческой поддержки вынуждены интегрировать любой бренд. а бренды не готовы вкладываться в действительно дорогостоящие проекты, ведь даже у топовых блогеров высок процент провала. для брендов главный совет - работать напрямую с блогером. выборка в тематических сегментах ютуба на самом деле мала (у нас меньше 15 000 каналов с количеством подписчиков от 10 000), а топовые каналы со взрослой аудиторией как единороги.

Ответить
Развернуть ветку
Mitry Romanov

Судя по моим опытам, конверсия в малых каналах выше. Гипотеза - там меньше троллей и ботов.
С другой стороны, я на почве взаимодействия с блогерами, из рекламщика превратился в продюсера и сценариста - ибо они внедрения моего бренда не видят, а я вижу.
Я превратился в карабаса-барабаса? Этакого с плёткой и которому нужны 'просто руки', а придумаем сами?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Курочкин

Ну естественно конверсия выше, ибо аудитория на малых каналах более вовлеченная. Но в абсолютных цифрах должно быть выгоднее брать у топов. Нет?

Ответить
Развернуть ветку
Mitry Romanov

а что для вас абсолютные цифры?
я считаю по формуле, учитывая стоимость размещения, конверсия и сложность интеграции.
крупные блогеры превратились в условных филиповкиркоровых, у которых есть свои операторы, секретари и сценаристы.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Основная беда может быть выражена парой слов:
Бизнес думает, что блогер за эти деньги сам все придумает,красиво упакует и приведет лиды, а блогер думает, что за эти деньги, пусть сами все додумают, мое дело-озвучить на камеру/на экран.
На выходе, что-то вроде как у Мезенцева в "Сережа и микрофон", вроде реклама прозвучала, но далеко не всегда к месту, в тему, по ЦА и интересно обыграна.
В итоге, бюджет слит куда-то, но галочка в отчетах о работе с лидерами мнений появилась.
Sad but true

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

На удивление пустой капитанский текст. Такие федеральные компании в состоянии организовать крутую статью, нарыть фактов, цифр.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Mirolubow

Еее, ну наконец-то публичные кейсы ;) Инфлюенс это сила - качайте бренды и да прибудет с вами узнаваемость!

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

О, цэ ж Йота!
А приведите из МТС кого-то тоже, я обещаю их задушить публично в комментариях, за неработающее Спутниковое ТВ, реклама которого из каждого утюга, при отсутствующей службе поддержке, тех.команде и укрывательства от возврата средств.
Они прям боги и демиург российского клиентского сервиса, высшая форма эффективной политики лояльности.

Ответить
Развернуть ветку
Iam De-Vil

Классно выглядишь, Даш )

Ответить
Развернуть ветку
Undisputed
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Вы расписали, как бренду сделать за блогера всю работу, объяснить почему надо сделать именно так, проверить как он делает и поправить его(ее) и еще заплатить ему(ей) деньги.
Как-то грустно.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда