Рекламная платформа Telegram: текущее состояние и прогнозы

Telegram представил свою рекламную платформу. В воскресенье, 6 ноября, через нее вышли первые объявления, встретившие противоречивую реакцию. Общие сведения о платформе можно прочесть в одноименной новости на VC, а мы с вами поговорим о том, что под капотом.

Начнем с того, куда идти и что делать.
Идти в агентства. Идти в платформу напрямую сейчас нет смысла, а если вы думаете, что есть, вы уже собрали денег и готовитесь дать анонс. Первые анонсы от агентств уже были, на следующей неделе (08 ноября +) наверняка будут и другие. Сейчас минимальный взнос для рекламной платформы составляет 2 млн. евро, из которых 1 млн. вы можете потратить на рекламу, а 1 млн. вам дают потратить только если вы уже за год открутили рекламы не менее, чем на 10 млн. евро. Если не открутили, деньги остаются у Телеграм. Изящный ход, хотя и напоминает взятие заложников. К сожалению, у Телеграм сейчас в обороте находятся конвертируемые еврооблигации на сумму $1,75 млрд. долларов, из которых к апрелю 2021 года было потрачено не менее 500 млн., так что миллионные депозиты, помимо всех прочих задач, выполняют функцию быстрого привлечения денег, которые не придется отдавать в принципе (возврат средств на баланс рекламного кабинета ценой недополученного миллиона через год, при уже открученных 10 млн. платформе практически ничего не стоит).

Какие минимальные чеки будут у агентств — сейчас можно только гадать, но маловероятно, что менее 100 тыс. рублей. Более мелкие рекламодатели будут подключаться к платформе через сторонние биржи — API для интеграции, как пояснили в рекламной поддержке Telegram (где сидит, видимо, один человек) коллегам из Adgram.io — будет (а может и не будет) доступен примерно через 3 месяца.

Как выглядит сама рекламная воронка для большинства желающих прямо сейчас? Если сжато, то:
1. Вы несете денег в агентство или иному подрядчику.

2. Подрядчик подбирает вам на основании довольно ограниченного таргета какой-то неизвестный никому (ни вам, ни им) список площадок на основе тематики площадок, добавляя туда еще прям очень важные вам каналы (но только немножко) или убирая ненужные (вот прям точно не нужные, типа вашего), и пишет очень короткие текстовые посты. Затем вы их согласуете. И цену согласуете. Надеюсь.

3. Вы или подрядчик заводите в Телеграм канал (или делаете бота, если вы совсем отбитые/гениальные).

4. Реклама откручивается в публичных каналах, где ее видят те, кто потянул ленту канала наверх (НЕ ВСЕ ПОДПИСЧИКИ КАНАЛА И ДАЖЕ НЕ ВСЕ ЧИТАТЕЛИ)

5. Увидевшие нажимают или не нажимают на кнопку перехода в канал.

6. Переходят, видят последний пост на вашем канале (и, возможно, следом видят чью-то другую рекламу!).

7. Могут подписаться, могут нет. Но делать что-то с ними вам придется.
В общем, вы даете рекламу в Телеграм и ведете тоже в Телеграм.

А дальше начинаются нюансы. И начнем мы с того, а на кого мы будем нашу рекламу показывать.

Таргетинг

Рекламная платформа Telegram: текущее состояние и прогнозы

Начнем с таргетинга, как основы для успешной рекламы.
Выбора для тонкой настройки нам пока не завезли. И, как мы поняли по первым размещениям, агентства не сумели разобраться даже в небольшом количестве инструментов.

Telegram упирает на приватность, но в целом, уместнее оперировать следствием — врожденной нехваткой данных. Мессенджер о вас знает достаточно мало: немного о поведении на платформе и ничего, кроме номера телефона и данных об устройстве, о поведении в остальном интернете и, тем более, офлайне. Вызвано это как нехваткой собираемых "сырых" данных, так и тем, что большая их часть, например гео, просто не хранится. Например, определение страны пользователя идет по номеру телефона — пускали в дело это буквально несколько раз - когда ограничивали иранцев в правах (например, им нельзя было присоединяться к публичным чатам), и когда проводили альтернативные выборы в Беларуси.

При этом, данные о стране в профиле также не хранятся. Не вдаваясь в подробности (в том числе, чтобы не ошибиться в плане того, как устроена база Телеграм), проверка на страну идет по номеру телефона — поля "страна" у пользователя в базе нет. Поле язык, например, есть - но это язык клиента/системы, а не пользователя.
На языке основывается и один из двух пока доступных способов таргетинга, представленный мессенджером: по языку. И тут сразу оговорка для желающих туземун на английском — кроме того, что на английском одинаково широко разговаривают и в США, и на Филиппинах, и в Индии, и много где еще, этот язык стоит как системный у внушительного (не единицы процентов) числа пользователей из других стран.

Как язык определяется у каналов? В начале 2021 года Телеграм запустил конкурс для разработчиков алгоритмов кластеризации каналов - для определения тематики и языка. В условиях первого раунда фигурировало лишь два языка, русский и английский. Во втором раунде к ним добавились арабский, персидский (Иран) и узбекский.
В рекламном кабинете же мы видим существенно больший набор языков, в том числе ирландский (sic!), тамильский, вьетнамский и разные варианты китайского. Кто, как и когда допиливал алгоритмы победителей до стабильной работы на других языках, кроме конкурсных, мне неизвестно.

  • Язык канала — язык контента, если его достаточно, определенный алгоритмом кластеризации + возможно, в будущем — язык системы у основной массы подписчиков канала.
  • Географического таргетинга нет, то есть при выборе арабского вы получите и Египет, и ОАЭ, и Марокко, а при выборе английского без дополнительного таргета на конкретные каналы — весь мир (но, в основном, индусов и филиппинцев).

Следующий параметр для настройки — тематика канала.
Тематика определяется довольно просто и незатейливо — через ту самую конкурсную кластеризацию. Опять же, здесь возникает вопрос о корректности работы алгоритмов на не-конкурсных языках, а также об определении для каналов с медиа-контентом (включая, но не ограничиваясь эротикой). Скорее всего, они будут скопом относиться к основной тематике Other или Humor & Memes. Вопрос о точности особенно интересен в свете того, что результаты победителя второго этапа конкурса составили 63 балла из 100 возможных, с чуть более высоким показателем для английского и существенно более низким для, например, арабского — с расхождением в 15 (!) баллов между ними. Как это будет работать на китайском — одному Богу известно.
Важно: канал имеет лишь одну основную тематику, но алгоритм вычисляет несколько, присваивая им разные веса. В условиях конкурса было отнесение к одной категории, но на рекламной платформе задействованы и другие, с меньшим весом. То есть, целевой канал может иметь основную категорию Marketing & PR (с весом, например, 90) и дополнительно — Humor & Memes с весом 20, если вы репостите шутки Aviasales об эмиграции. Сколько дополнительных тематик может быть — неизвестно, думаю, не менее 5 (умозрительное предположение). Скорее всего, стоит отсечка на минимально возможное значение веса.

Фактически, на этом ваш таргет заканчивается. Получить толпу индийцев при базовом таргете на английскийязык и категорию саморазвитие(да-да, такая тоже есть) — как два пальца об асфальт. Проверить страну отреагировавших на объявление пользователей вы тоже не сможете, без сложных дополнительных ухищрений и действий, о чем позднее.
Единственным более-менее разумным способом таргета пока могла бы быть возможность указать конкретные каналы — до 50 штук на одно объявление.
Но. По крайней мере как сейчас говорится в описании функции, "list specific channels you’d like to add in addition to your selected topics". Таким образом, вы просто добавляете указанные каналы к выборке, а не ограничиваете ими список площадок. Индусы к вам продолжат залетать и вы их никак в этом не ограничите.
Отдельные каналы и темы также исключить (лимиты те же, до 50 каналов).
С исключением, возможно, связан потенциальный хак — можно исключить вообще все тематики, оставив только список каналов.

Рекламная платформа Telegram: текущее состояние и прогнозы

Впрочем, работоспособность способа пока неизвестна — на уровне фронт-энда объявление с 50 каналами и со всеми исключенными тематиками создать удалось, но как формируется список для открутки на сервере — вопрос.
Если судить по расположению блоков, то сперва каналы фильтруются по языку, потом фильтруются только попадающие под основную выбранную тематику, затем к выборке добавляются конкретные указанные каналы, а затем исключаются все тематики и конкретные каналы. Но на уровне базы оно наверняка работает не так — проще первым шагом обрабатывать оба правила для темы и вторым — конкретные ссылки на каналы.
Так что на первых порах эта фича может и работать. Вопрос, оставят ее, прикроют, или список вообще не так формируется — открытый.

  • Тематика определяется алгоритмом кластеризации, который дополнительно, но выборочно проверяется модераторами, но при каких условиях — неизвестно.
  • Выбрать только конкретные каналы для размещения нельзя, кроме как путем вышеописанного ухищрения — в любом случае, это не штатный способ. Загружать свой список каналов тоже нельзя.
  • Выбрать можно только публичные каналы (не чаты и не боты) с более, чем 1000 подписчиков. Проверка конкретного канала на валидность (публичность и 1000+ подписчиков) осуществляется на фронт-энде, в момент добавления. Осуществляется ли такая же проверка позже, при открутке рекламы — пока неизвестно, так что веселые кейсы с уводом каналов в приватный режим после создания объявления нам еще предстоит проверить. Судя по приписке "Target parameters can't be changed after the ad is created", возможно, что и не осуществляется и список формируется в момент создания объявления.

Теперь на пальцах, что вы, скорее всего, получите, создав объявление в такой конфигурации.

Рекламная платформа Telegram: текущее состояние и прогнозы

Вы будете откручивать рекламу на все каналы на русском и английском языке, в которых основная категория определена как Business & Entrepreneurship, Education и Cryptocurrencies, кроме тех, в которых присутствуют дополнительные (не основные!) темы Bets & Gambling, а также в канале Telegram Info (хотя он не относится к указанным категориям), но не в канале TON Info (хотя он в них попадает). Индийцев это не исключит, как вы не старайтесь.

Теперь о том, что может (теоретически) появиться или не появиться в настройках таргета в будущем.

  • География пользователей канала на основе номера телефона. Маловероятно, что в ближайшее время, но возможно.
    Иные источники гео пользователей, например IP или GPS — шансы крайне малы, по крайней мере при существующей политике мессенджера.
  • География канала на основании кода страны в номере телефонов админов/владельца канала — теоретически возможно, если додумаются (бесплатная идея команде мессенджера).
  • Дополнительные интересы пользователей канала. Например, нам зачем-то нужны (Господь, сжалься над тем, кому действительно нужны) каналы про криптовалюты, в которых у большинства подписчиков также есть подписки на каналы о саморазвитии и автомобилях. Маловероятно, но технически возможно. Я точно не знаю, как сейчас выглядит запись о пользователе в базе, но добавить туда поля с весом (хотя бы числом) "подписок" на различные категории, в целом, не должно быть трудно. Аналогично языку системы, суммируется и сохраняется в записи канала. Маловероятным данный таргет делает его теоретически слабая дополнительная эффективность.
  • Связь с вашими базами, списками, ботами и пикселями. Например, только каналы пользователей, которые запускали вашего бота. Теоретически возможно, но в очень отдаленной перспективе - сложно и "дорого", так как таргет не обращается к списку подписчиков каналов, а лишь к сохраненным для рекламы метаданным канала. Насколько я понимаю, даже тематика канала хранится отдельно (по крайней мере в Telegram API такие данные не передаются).
  • Базы по номерам телефонов. Нет, и по описанным выше причинам (нет особой разницы, кормить ID или номер телефона), и потому, что это уже иначе регулируется, насколько мне известно, да и с этической точки зрения может быть сомнительно.
  • Пол, возраст, вес, религиозные предпочтения, город, политические воззрения и прочее персоноцентричное богатство социальных сетей — шансы пока что почти нулевые. Рекламная платформа в данный момент "каналоцентрична", а у Телеграм нет данных кроме тех, которые вы сами указываете в профиле. Появится графа пол — будет пол.

Еще раз нужно подчеркнуть, что а) Телеграм собирает и хранит о пользователях не так много данных. Не только и не столько (возможно) потому, что не может, а потому, что "дорого" технически. Анализировать ваши чаты с нюдсами чтобы присвоить единицу веса категории интересов "эротика" экономически нецелесообразно. И б) платформа в принципе спроектирована так, что не обращается к списку пользователей канала на предмет того, кто там конкретно на него подписан. Такой запрос, конечно, можно добавить, но это также будет экономически не оправдано. По крайней мере, пока что.

Статистика

Пока что статистика рекламной платформы крайне ограничена. Кроме количества просмотров и количества подписок/запусков с нее, ничего не предусмотрено. Показать интерфейс к сожалению не могу, так как свободных 2 млн. евро на пополнение рекламного кабинета у меня под рукой нет. Кое-какая наверняка еще планируется, кое-какую надо получить самостоятельно, а какой-то нет и, скорее всего, не будет.

  • Статистика кликов. Вести пользователей с рекламы вы пока что можете только в публичные каналы и на ботов. Групповые чаты (в том числе публичные), приватные каналы и внешние ссылки запрещены. Статистики переходов на канал или бота нет и, скорее всего, не будет, так как идентификаторы таких событий Телеграм не создает и не хранит.
    Для понимания — переход в бота это открытие диалога с ним, но без нажатия кнопки Start. Переход в канал открывает последние записи канала, с кнопкой Join внизу.
  • Статистика подписок/запусков. Есть, но без подробностей. Чтобы получить подробности, придется слегка напрячься. Для ботов - одним способом, для каналов - другим.

Запуски ботов с отслеживанием источника перехода фиксируются просто — вы размещаете в рекламе ссылку с диплинком (deeplink). На каждое объявление — свой диплинк. Как их учитывать вам скажет ваш разработчик, а если вы используете конструктор — то FAQ в сервисе-конструкторе или его техническая поддержка :) Отслеживать источники с точностью до одного канала не выйдет, разве что вы не будете использовать метод таргетирования на конкретный канал, описанный выше, но, повторюсь, это недокументированная фича с неизвестными перспективами.

Подписки на каналы отслеживаются немного иначе. Для каналов (а также чатов) доступно создание ссылок-приглашений (invite links), для которых можно задать различные ограничения (время действия и количество срабатываний). Несмотря на расхожее мнение, инвайт линки можно создавать и для публичных каналов.

Для этих ссылок показывается базовая статистика — сколько раз ими воспользовались и, главное, кто. К сожалению, выгрузить эту статистику простым способом нельзя, так как в BotAPI эти данные (как и обычная статистика каналов) недоступны и когда будут доступны — неизвестно. Поэтому руками, или воевать с созданием и поддержкой юзербота (userbot, аккаунт, сделанный и работающий через обычное Telegram API).

Рекламная платформа Telegram: текущее состояние и прогнозы

Важно учесть, что детальная разбивка по пользователям в рекламной платформе маловероятна, так что метод с инвайт линками все равно пригодится.

Форматы рекламы

Сейчас и, вероятно, долгое время доступны только текстовые объявления. Никаких фото, видео, гифок, аудиосообщений и документов. Но 💋 можно ❤ (если аккуратно, что оговорено в гайдлайнах) смайлики ❤❤❤.

В принципе, рекомендую почитать гайдлайны, там много нюансов, например, нельзя делать а) списки

разрывы в тексте

3. и нумерацию

Первые вышедшие на платформе объявления были довольно минималистичны.

На этом закончим обсуждение технических деталей и перейдем к обзору экосистемы Телеграм в качестве рекламной платформы.

Что рекламировать?

Рекламировать сейчас можно только каналы и ботов. Это вполне кореллирует и с желаниями платформы, и со сложившейся практикой. По данным внутреннего исследования adgram.io (еще раз спасибо Алексею Чану за инсайды) 73.29% рекламы, которая сейчас размещается в русскоязычном сегменте — реклама каналов, ботов и чатов (в таком порядке, причем на каналы приходится большая часть). И только 26.71% приходится на сообщения, ведущие пользователей во внешний интернет.
Желание платформы удержать всех на ней понятно. Напрягает только то, что большинство брендов не имеют ни компетенций к ведению каналов, ни тем, ни, тем более, компетенций и желания делать ботов. И если с каналами что-то худо-бедно может придумать SMM-специалист/ка внутри компании, или на подряде от агентства, то с ботами ситуация была и остается сложной. Под чат-ботами в последнее время все-же понимаются виртуальные ассистенты в приложениях или на сайтах. Сделать хорошего бота в Telegram, придав ему востребованный функционал ограниченным набором возможностей, которые в плане UX/API есть в мессенджере - сложно. Грубо говоря, сделать криптообменник вы сделаете, а вот нормальный магазин — нет.
Кроме того, и следует это учитывать — в Telegram практически нет виральности, если мы не говорим о группах/сообществах. Нет алгоритмической ленты — нет петли обратной связи и ваш контент не попадется тем, кому его по какой-то причине не перешлют в личку или его не репостнет популярный канал. В групповых чатах виральность есть, но довольно низкая, требующая почти постоянного присутствия "объекта" в чате. Поэтому она работает, например, для модерационных и комьюнити- сервисов, вроде Combot, но не работает для разового репоста какой-нибудь новости.
Нет виральности - нет привычного алгоритмического роста аудитории. Только чистая органика и word of mouth или... да, снова реклама. В итоге получается тот же Facebook, просто качество контента становится еще менее важно. Но ладно, не будем о грустном, по крайней мере в плане того, куда мы ведем пользователей, и поговорим о том, кого мы будем вести. Об аудитории Телеграм-каналов.

Аудитория каналов в мире

Разговор об аудитории нужно начать с ключевой установки. Аудитория Телеграм это не аудитория Телеграм-каналов и, соответственно, рекламной платформы. Дотянуться вы сможете только до той части пользователей, которая подписана на популярные (1000+ участников) каналы. Все остальные вне зоны досягаемости.

Сколько людей подписано на каналы и как они распределены по странам? Здесь мы начинаем строить гипотезы на основании не всегда полных данных, но опыт разных игроков стихийного рекламного рынка, обсуждения в профильных чатах и ряд косвенных данных от Телеграм позволяют говорить о следующем:

  • Два самых крупных сегмента это русскоязычные и англоязычные каналы. Эти языки были указаны и в первом этапе конкурса кластеризации. Нужно понимать, что русскоязычные каналы это почти все СНГ(кроме Средней Азии и, частично, Украины), а англоязычные — это, в первую очередь, Индия. В Индии также популярны каналы на местных языках, например, урду, хинди и маратхи. Еще раз, внимательно - американских, британских и других экосистем на английском из стран "первого мира" - нет. Когда вы таргетируетесь на английский, вы попадаете на индусов и на тех, кто в состоянии читать текст на англоязычных мемах с Реддита. Также в этот сегмент заносит и филиппинцев, у которых английский - государственный. На русскоязычный сегмент, по ряду косвенных данных от бирж, рекламных платформ и подсчетам через сервисы аналитики (в том числе, проверенным тестовым запуском "рекламы рекламной платформы" в канале у Дурова) подписано около 20 млн. активных хотя бы раз в месяц (MAU) пользователей (при 30 млн. подписчиков из России всего, и примерно 10 млн. активных хотя бы раз в день (DAU).
    Важно: еще раз, русскоязычный сегмент это СНГ, пользователи, подписанные на 1 и более публичных каналов с более, чем 1000 подписчиков. Чтобы понять соотношение аудитории по странам в русскоязычном сегменте нужно немножко покопаться в распределениях. Вот ряд вводных:
    — По гауссовому распределению, и исходя из статистики tgstat.ru, каналов более 1000 подписчиков среди всех каналов - около 15%;
    — Общая активная (MAU) СНГ аудитория Телеграм - около 150 млн. пользователей, из которых около ~40 млн. - россияне;
    — На каналы (любого размера) подписано примерно 15-20 млн. жителей России;
    — По тому же гауссовому распределению и правилу 80/20 основная масса будет подписана как раз на эти 15% каналов (правда, там все равно основная масса подписана на самые крупные, те, что от 10к, но это в расчетах некритично, так как у нас все, что выше тысячи - валидно);
    — Соотношение MAU/DAU для Telegram составляет примерно 3 к 1.
    — Забаненные на iOS каналы (то есть вся эротика) мы можем сразу убирать, а таких среди крупных каналов много. Осторожно оценим количество таких среди крупных и очень крупных примерно в 1/3 от активной аудитории до которой мы могли бы дотянуться.

    Не мучая расчетами, а перейдя сразу к результату: мы можем предположить, что крутанув за день 20 млн. просмотров на русскоязычный сегмент, на Россию придется от 6 до 8 млн., остальное будет Украиной, Беларусью, странами Средней Азии и другими государствами бывшего СССР, чьи жители потребляют контент на русском (особенно, если это мемы, приколы и подписи к эротическим фотографиям).
  • Сегменты поменьше (перечисленные во втором этапе конкурса) - арабский, фарси/персидский и узбекский. С узбекским и фарси все ясно - разговаривают и пишут на них в первую очередь в Иране и Узбекистане. Иран в основном представлен Ираном (сюрприз!), но для справедливости стоит заметить, что иранская диаспора достаточно активна в США, так что ее слегка вы тоже можете захватить, но это буквально 1 из 45 млн. иранских пользователей - несмотря на блокировку Телеграм в Иране, им все еще активно пользуются.

Арабский стоит особняком. Дело в том, что на различных его вариантах говорит весь Ближний Восток и Северная Африка.

Карта арабских диалектов https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Arabic_Dialects.svg
Карта арабских диалектов https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Arabic_Dialects.svg

(Этот абзац может обидеть арабистов, которые разбираются в теме лучше - если так, буду рад поправкам в комментариях). Разговорные варианты арабского отличаются между собой сильно и даже очень сильно. В ряде случаев арабы из Египта и, допустим, Эмиратов поймут друг друга с трудом. Но так как мы говорим о Телеграм-каналах, то непонимание будет меньше: дело в том, что в письменном виде в основном используется либо арабский литературный язык (АЛЯ) либо смесь литературного и повседневного. И здесь нужно учитывать, что чем образованнее ваша целевая аудитория, тем выше вероятность того, что АЛЯ "зайдет" и наоборот, чем аудитория проще, тем выше роль в их коммуникации повседневного, местного варианта, в том числе письменного.
Приводя пример, мемы на египетском арабском в египтян зайдут лучше, а на классическом - хуже. Тот арабский, на который вам будут переводить материалы, с вероятностью в 99% классический АЛЯ, без местных особенностей.

Таким образом, метя в арабский сегмент, вы попадете примерно в весь Ближний Восток и Северную Африку, так как определять, какой тип арабского используется, не сильно умные алгоритмы не могут, да и не-арабы часто не в состоянии. Но определенная закономерность все-таки есть. Если выделить наиболее популярные каналы с арабским контентом, то это Ирак и Сирия.

  • Теперь, что касается остальных языковых сегментов. Более-менее развиты каналы в Индонезии, Италии, Испании, Эфиопии, Бразилии (португальский язык, он же используется в Анголе и ряде других бывших португальских колоний, но так как бразильцев в Телеграм больше, то и попадете вы при таргетировании на португальский скорее всего в них) и Малайзии. Есть достаточно небольшой по числу пользователей французский сегмент. Забавный факт - наиболее популярный личный канал на французском принадлежит Сильвано Тротта, известному в Франции конспирологу. Вообще, в странах "первого мира" Телеграм активнее всего используется именно этой категорией граждан, но об этом далее.

В принципе, ничто, кроме отсутствия 2 млн. евро (так-то 10 за год, иначе миллион просто останется платформе) не мешает вам протестировать и другие языки - по статистике открутки будет понятно, где емкость есть, а где - нет. Навскидку определить процент пользователей из определенной страны/региона, подписанных на какие-то местные Телеграм каналы можно лишь примерно, но в любом случае значение редко будет превышать 50% для наиболее развитых экосистем (Россия, Иран, Узбекистан) и колебаться в районе от 5 до 15% для остальных регионов.

Экосистема Телеграм-каналов

Если взглянуть на самые популярные каналы в существующих языковых сегментах, то мы можем увидеть закономерности, различающиеся в зависимости от зрелости экосистемы и подсвечивающие факторы роста Телеграм в конкретном регионе.

  • Россия ярко выделяется. Наиболее популярны юмористические паблики, перекочевавшие в Телеграм из ВКонтакте или запустившиеся с взятым из ВК контентом (который в свою очередь тоже был откуда-то, кхм, адаптирован). Переток мейнстрим пабликов был обусловлен двумя параметрами: снижением рекламных доходов пабликов ВКонтакте, связанных с многочисленными изменениями в рекламной системе ВК, и повышением стоимости продвижения там же. "Переезд" случился не моментально, и многие продолжают вести площадки на всех платформах, до которых могут дотянуться, но в какой-то момент ценники на рекламу в Телеграм кратно превосходили при тех же требованиях ценники на рекламу в ВК, что не могло не вызвать ажиотаж среди владельцев мемо-сеток.
    Активен и общественно-политический сегмент - причем, Телеграм стал одним из мест, где провластная повестка доминировала почти с самого начала, а вот оппозиционная подтянулась позже и не смогла сформировать сколь-либо внятной экосистемы/сетки. Присутствует и достаточно небольшой, но популярный в узких кругах набор тематических каналов - профессиональных, индустриальных, познавательных, в том числе - авторских. В какой-то степени Телеграм-каналы для многих пишущих селебрити за 30 стали новыми блогами, в первую очередь заменив Facebook.
  • В других сегментах обстановка иная. В Индии, допустим, наиболее популярный сегмент на языке хинду — пиратские копии фильмов, сегмент 18+, музыкальные альбомы и учебные материалы. Похожая ситуация и на других местных языках, в том числе — на английском. Аналогичная обстановка - в странах Африки, да и каналы на французском не отстают по части не совсем легального/brand unsafety контента (которые тоже частично — Африка, а еще Ливан и другие бывшие французские колонии). Та же картина в Бразилии, да и вообще в большей части не-русскоязычных сегментов.
  • Теперь, что касается стран первого мира.
    К сожалению, тут все не очень радужно. По множеству причин, в таких странах как США, Великобритания, Германия и других "богатых" государствах, Телеграм хоть и является востребованным средством запасной или даже основной коммуникации, экосистемы каналов не сложилось. Политические каналы в основном представлены маргинальными политиками ультраправого (но и левого) толка - связано это в первую очередь с тем, что Телеграм завоевал доверие тех сил, которых вытесняют с более привычных медиаплощадок, в частности, Twitter и Facebook. Но из-за отсутствия в Telegram виральности, новой аудитории они не приобретают и многие или забросили свои каналы, или ведут их на весьма небольшое число преданных сторонников.
    Однако, официальные каналы властей, в Телеграм все же есть, и некоторые из них весьма (относительно) популярны, хотя наиболее популярные из них все равно не "первый мир": канал бразильского президента Жаира Болсонару насчитывает более миллиона подписчиков. С ним, правда, есть нюанс - в Бразилии президент находится в оппозиции к другим органам власти, и медиа-присутствие его ограничено, в частности, из за антиваксерской повестки.
  • Безусловно, нельзя не упомянуть сильно развитую экосистему криптосообществ и каналов. Но, во-первых, она представлена в первую очередь чатами, а не каналами, а во-вторых, определенной территориальной приписки у нее нет и ориентироваться можно только на adoption криптосферы в разных странах. Один и тот же канал на английском могут и будут читать и из Африки и из России, и из США. Наиболее популярными площадками в этом сегменте являются сигнальные каналы, обещающие своим подписчикам сигналы о росте той или иной монеты/актива, что делает их местом скопления в первую очередь довольно бедной аудитории.

Можно смело утверждать, что в целом, Телеграм как медиа-площадка в первую очередь привлекает тех, кого выдавливают из основного информационного поля - сюда в равной степени относятся как оппозиционные (по любой причине) деятели, так и пираты, распространители контента 18+ и криптопроекты. Я не ставлю в перечислении знака минус с точки зрения пользователя (хотя использовать Телеграм для просмотра кино мне бы было проблематично), однако эти тематики представляют собой опасность с точки зрения brand safety, о котором - следующий блок.

Brand Safety

Если вы не знаете, что такое принцип brand safety, можете пропустить этот блок. Если знаете, то, скорее всего, новости для вас будут печальными. Практически никакой фильтрации площадок у вас не будет, кроме самой базовой - каналы, забаненные на iOS (то есть откровенное порно, эротика та пиратка, на которую уже успели пожаловаться или добиться хотя бы частичной блокировки) — в ваш пул не попадут. Все, что не запрещено — будет разрешено.
Будет ли в будущем подобная настройка - неизвестно и, самое важное, может идти вразрез с текущей политикой Telegram как места свободного от большей части цензуры (не всей). С другой стороны, фастфуд Дуров запретил, в связи с чем уже начали жаловаться в ФАС, так что и размещать рекламу части "разрешенных" каналов тоже могут.
Сейчас по параметру brand safety есть и более комичные проблемы, вроде рекламы криптовалют в канале самого Дурова или в официальных каналах с галочкой Стопкоронавирус.рф, или канала Федеральной службы исполнения наказаний. Впрочем, рекламу в каналах с галочкой, скорее всего, запретят - чревато слишком большим количеством претензий и скандалов. Впрочем, и без галочек примеров с странным соседством хватает.

Рекламная платформа Telegram: текущее состояние и прогнозы

Проблемой такое соседство будет только для крупных и ответственных брендов, особенно — международных. Рекламировать свои криптоканалы можно в любом соседстве — это напряжет только администраторов каналов. О них - следующий блок.

Реакция администраторов каналов

Никакой радости рекламная платформа и ее первые креативы, конечно, не вызвали. Очевидные проблемы:

1. отсутствие контроля над размещаемой рекламой;

2. Не все пользователи Телеграм (а точнее, меньшая их часть) понимает, что это реклама от платформы, а не от администратора;

3. Ожидаемое снижение доходов от традиционной "нативной" рекламы

4. Наличие рекламы там, где ее в принципе не может или не должно быть (вроде официальных, брендовых или новостных каналов). Проблема не только в том, что она есть (на странице Nike в Instagram нет чужой рекламы), но и в том, как она есть - то есть, встроена в посты канала и является частью ленты канала, а не вставлена "между" записями, как, например, в Facebook или уже упомянутом Instagram.

5. Огромные вопросы по тому сегменту каналов, который принадлежит изданиям, признающимся иностранными агентами. Для тех, кто не в курсе, такая реклама должна сопровождаться пометкой "ИНОАГЕНТ" (полностью цитировать эту бредятину я не буду). И неважно, что это реклама от Телеграм, надзорные органы не будут разбираться — правда не будут, закон безумен, но это закон.

Часть проблем решаема, часть — нет:

+ наряду с подпиской, которая уведет из-под "официальной" рекламы платежеспособных и принципиальных пользователей, также анонсирован функционал выкупа своего же рекламного места у себя в канале. Описанный механизм "невидимого" объявления, конечно, вызывает оторопь, но задачу в какой-то степени решит — вопрос цены. Но о ценах мы поговорим в следующем блоке.

Типичные технические решения от Telegram

+ у пользователей разовьется (обязательно) рекламная слепота и понимание, что объявления дают не администраторы каналов.

+/- Дуров, конечно, обещает, что когда Телеграм заработает достаточно, то будет делиться, но когда и сколько заработает и чем будет делиться — вопрос открытый и растянущийся на годы.

- проблемами иноагентов, скорее всего, просто подотрутся, указав на функциональность выкупа мест в своих каналах.

- те, кто продавал у себя рекламу задорого, пострадают. А вот у тех, чей ценник болтался на уровне зарплаты фельдшера скорой помощи из глубинки, пытающегося не сойти с ума от 19-го за сутки трупа с COVID, ситуация может измениться в лучшую сторону. И тут мы начинаем говорить про ценники и конверсии.

Ценник и конверсии

Минимальный ценник для размещения рекламы сейчас — 2 евро за 1000 просмотров. Оценивать его нужно как точку отсчета. Если ориентироваться на первую "околоофициальную статистику" по рекламу Дурова у Дурова, и первые размещения сетки нулевых каналов, то у них результаты за первые несколько часов размещения были такие:

— На 2,35 млн просмотров (за первые три часа) рекламного объявления Дурова о рекламе, вышло около 350 тысяч. новых просмотров последней записи рекламируемого канала - что можно считать количеством кликов/переходов, и 26 тысяч подписчиков на канал. Конверсия с показов в подписчиков в итоге составила около 1,1%, то есть, подписчик стоил Дурову 15 рублей. CTR составил 13%, что прилично, а конверсия с переходов в подписки получилась в районе 7,5%. Я сразу уточню здесь, что это прямое размещение на рекламной платформе. Через агентство Дурову бы подписчик обошелся в 30 рублей :)
— У канала про моду, разместившегося сегодня, последнюю запись посмотрело 67 тысяч человек, подписалось 4,5 тысячи. Конверсия с переходов в подписки, как мы видим 6,7%. Всего было три креатива (все запущенные объявления сегодня собрал Пульс ТГстат).
По всем трем объявлениям для этого канала откруток, скорее всего, вышло в районе 1,5 млн, но это примерная величина, основанная на гипотезе о рекламном бюджете в 1000 евро на одно объявление (по 500к просмотров на каждое). Здесь нужно ждать чисел от авторов уже вчерашнего (так как вы читаете пост в понедельник) безобразия. В любом случае, в CTR больший, чем у "дуровского" объявления, верится с трудом. Если предположить, что агенство откручивало по 2 евро, и кто-то за этот "праздник" заплатил с комиссией агентству в 100%, а не по блату для своих, то подписчик каналу про моду обошелся в 54 рубля.

А дальше мы превращаемся в реалистов и учитываем, что:

  • Эффект новизны пропадет. Довольно быстро пользователи сообразят, откуда растут ноги, и кликать чисто ради любопытства к новой фиче перестанут. CTR будет снижаться.
  • Аукцион и ставки на нем будут расти. Сейчас он находится в зачаточном состоянии, показывается самое дорогое объявление из тех, что старгетировались на канал. Будет война бюджетов, CPM будет расти.
  • Еще раз про комиссии. Нужно четко понимать, что аукцион для рекламодателей это не аукцион для агентств. Агентство будет платить условные 4 евро, а рекламодатель все 8. Упустить возможность накрутить 100% комиссии агентства не смогут, по крайней мере до тех пор, пока доступ к платформе не откроют по API и более широкому числу партнеров. Придя с улицы вы выложите эти 100% комиссии даже если и не за просмотры, то за креатив и ведение кампании которые вам может и не нужны, но агентству надо кормить сотрудников, основателей, и желательно на хлеб сперва намазывать масло а потом красную икру.
  • Емкость невелика и будет падать. Во первых, емкости даже сейчас весьма ограничены - дневные, например, средним охватом постов во всех каналах где будет показываться реклама. Потому что частота работает не совсем так, как, например, в соцсетях - где можно показать 100 объявлений пока человек листает ленту, свайпает сторис или переходит со страницы на страницу.
    Ленты в Телеграм нет, и человек открывает канал/ы либо после того как те написали что-то, либо когда есть время - и читает скопом: открывать канал второй раз в большинстве случаев никто до момента следующей записи не будет. Можно сказать, что емкость каждого конкретного канала по числу объявлений пропорциональна частоте постинга в этот канал. Это не совсем прямая зависимость — переменных много.

    Тут мы снова пытаемся углубиться в расчеты, взяв, в том числе, исследование аудитории телеграм-каналов, проведенное в этом году Tgstat. Очень приблизительно, можно говорить о том, что среднестатистический читатель каналов (не пользователь мессенджера!) читает около 7 каналов, хотя подписан может быть на большее число. Но контакты с рекламой в каналах, которые он не читает, будет минимальным, поэтому за основу возьмем именно читаемые.
    Средняя частота захода в читаемые каналы может кардинально различаться для разных каналов.

    Далее мы начинаем копошиться в среднем числе постов в день в канале (очевидно, если туда постят 1 раз в день, то и заходить в канал люди будут 1 раз и их максимально возможная частота контакта будет равна 1 и это без учета того, что надо еще куда-то свайпнуть или крутануть) и частоте заходов в активные каналы. Если смотреть на Tgstat, то у новостных каналов, кроме агрегаторов, частота постинга колеблется в районе 40 постов в день, у юмористических — 10-20, а дальше все резко идет по нисходящей. Блогеры и селебы пишут от 2 до 6 постов в неделю, каналы ваших друзей могут не обновляться неделями, а индустриальные новости выдаются чуть чаще, но все равно в районе 2-3 раз в день в лучшем случае.

    Почему это важно? Потому что пользователь не может увидеть рекламу в канале чаще, чем он туда заходит. Заходить туда, когда там нет новых постов, в массе своей пользователь не будет. А зайдя, ему или ей еще надо сделать магический жест/скролл, чтобы увидеть рекламу. Мы долго прыгали в чате админов вокруг этих чисел и в итоге сошлись примерно на следующем расчете:
  • В среднем пользователь читает 7 каналов, в которые заходит (суммарно) 20 раз в день.
  • Рекламу пока что (пока пользователь еще не смекнул, что она там есть)он видит в половине случаев.
  • Как мы помним из расчетов выше, в сутки мы можем дотянуться до 8 млн. российских пользователей.
  • В итоге (внимание, крайне примерный расчет) до российской аудитории мы можем в прыжке с переворотом, заполнив рекламой весь доступный инвентарь во всех тематиках (в первую очередь в тех категориях каналов, которые читают чаще всего), дотянуться 80 млн. раз в сутки, то есть, открутить 160'000 евро бюджета при ставке в 2 евро за 1000 просмотров. Это дает нам 58 млн. евро за год. То есть, всего 6 потенциальных партнеров на российском рынке смогут отбить свои 10 млн при такой ставке, забив все каналы и при условии, что пользователи так и будут продолжать зачем-то тянуть закончившуюся ленту канала наверх и видеть эти объявления.
    Ну а Телеграм будет отбивать свои 1,75 млрд. долговых обязательств...долго. Это без учета текущих расходов.
  • В пользу ограниченных емкостей говорит и то, что реклама канала Дурова, выйдя в массе русскоязычных каналов, в сумме собрала около 2,5 млн. просмотров поста, открутившись примерно 20-25 млн. раз чуть более, чем за сутки. Первая реклама на куче хайпа, вышедшая почти во всех "пристойных" читаемых каналах. Если упростить расчеты до 20 млн. откруток в сутки, причем забить на то, россияне это или нет, при 20 млн. просмотрах и 2 евро CPM емкость будет.. в районе 20 млн. евро в год. Это если считать влобовую "по Дурову".

Обратите внимание, что с учетом агентских комиссий и того, что вы будете получать очень много нецелевого трафика из-за отсутствия точного таргетинга, включая страновой, эффективный CPM даже без комиссий можно сразу в голове и расчетах умножать вдвое и даже втрое. С агентской комиссией в 100%, попытка цепануть в русскоязычном сегменте россиян будет стоить вам не 2 евро за 1000 просмотров (по минимальной ставке), а 6 евро.

Конечно, никакого "забить все" не будет. И считать чисто по Дурову не надо. Кроме того, я еще раз повторюсь, в основном расчете речь идет про россиян в русскоязычном сегменте. Если забить на то, что рекламу будут видеть и кликать на нее люди из СНГ, то 58 млн. евро можно увеличить в три раза, что, впрочем, все равно не позволяет смотреть на текущее состояние рекламы ни как на финальное, ни даже как на потенциально окупающее затраты Телеграм.
В таком режиме емкостей не хватит на всех, и будут происходить изменения. Какие? Попробуем прикинуть.

Про таргет и прочие возможные и невозможные допиливания мы поговорили в самом начале. Ряд гипотез связанных именно с ставками и емкостью:

  • Ставку будут раскручивать, возможно, искусственно, с 2 евро до 10 евро на самые "горячие" тематики и категории, и до 5-6 на среднепопулярные, как только начнется борьба за основные емкости (то есть, в первую очередь, новостные каналы разной направленности, от общественно-политических до крипты). Такие ставки уже легко будут перебиваться дешевой нативной рекламой "от админов" в развлекательных пабликах, но все еще недостаточно высокие для админов, привыкших продавать места в своих каналах по "элитному" прайсу.
    Повышение средней ставки с 2 до 4 евро уже позволит в 2 раза повысить доход даже с ограниченной емкости каналов.
  • Существовать рекламные объявления в формате "прокрутить, чтобы увидеть", долго не могут. Это кратно снижает рекламную емкость, и без того не слишком высокую. Скорее всего их сделаю более видимыми. Без прокрутки. Повышение видимости может нарастить емкость еще вдвое.
  • Проникновение каналов придется наращивать. Возможно, начнут рекомендовать что-то тем, у кого мало подписок, или нет их вообще. Как, что и кому - вопрос открытый. С точки зрения емкостей этот путь, кстати, самый неблагодарный, так как можно подписать вдвое больше пользователей на каналы только если каналы есть. А создавать каналы на платформе, где монетизация вот только что перешла в ведение владельца и потенциальные доходы могут не появиться вообще - ну, это весьма неблагодарное дело. Устроить пару переворотов и заставить всю оппозицию в мире вести не только каналы про борьбу с диктатурой, но и про письки и мемы — за пределами возможностей команды мессенджера, даже если Дуров лично будет вести канал 18+, перенеся туда свою активность из Инстаграм.

Резюме

Давайте отойдем на два шага назад от всех этих суровых и не всегда точных расчетов выше и попробуем ответить себе на более простые вопросы, сформулированные в формате TL;DR.

  • Стоит ли тестировать?
    Да, через агентства. Но обязательно сравнивать с прямыми размещениями у админов. Если уж хотите в Телегу.
  • Стоит ли тестировать, если у вас нет канала/бота и вы не совсем понимаете, как их делать и что туда постить?
    Скорее нет, чем да. Канал еще туда-сюда, но подписываться на откровенно рекламный канал никто не будет, а делать бота вы... короче, тяжко.
  • Стоит ли ломиться, если вы агентство?
    Если вы твердо уверены в том, что вы продадите 100+ процентов комиссии своим клиентам и еще для них придумать нормальные каналы и ботов - да. В противном случае вы рискуете свой депозит потерять, что будет больно.
  • Пора ли валить из Телеграм если вы пользователь?
    Нет, в конце концов, потом мы все с вами перейдем на подписку. Правда, агентства со своими депозитами будет жаль, но это, честно говоря, не проблема шерифа.
  • В какие агентства нести свои бубульоны?
    Я не хочу никого рекламировать, читайте релизы, спрашивайте. К тому же лично мне крайне не понравилось, с чего некоторые агентства (или одно конкретное) начало тест рекламной платформы, о чем я уже писал у себя. Так что и свой рекламный бюджет я им не понесу, дождавшись подключения более понимающих и аккуратных в теме подрядчиков.
  • Упадут ли мои доходы как админа?
    Да, пока аукцион не разгонят, если вы админ чего-то про мемы, юмор и Вангу, не поверившую, когда из Ельцина достали 18 метров... читать продолжение.
    Если вы элитка, то да, безусловно упадут. Вашу аудиторию кто-то будет покупать через аукцион в любом случае. И эти заказчики точно будут пользоваться этим способом, а не вашей нативкой, потому что так будет проще. На сколько упадут? Непонятно, будем наблюдать. Спрос на качественную интеграцию-то останется, если что. В конце концов вы-то можете запостить переливающийся баннер, верно?
  • Будет ли Дуров делиться?
    Даже если да, то очень нескоро.
  • Кого-то, кроме русскоязычных, выцепить рекламой можно?
    Индусов, арабов, африканцев. И придется постараться, чтобы выцепить конкретные страны.
  • А чем плохи индусы?
    Ничем, замечательный народ. Правда, вы им не нужны, скорее всего.
  • Хочу выйти на США, говорят, там Телеграм стал расти! Дам рекламу на английские каналы, да?
    Да, начал расти, но каналов в США по-прежнему с гулькин нос. Вы ни до кого не дотянетесь, кроме любимых индусов.
  • Хорошо, дам рекламу на русскоязычный сектор. Там же одни москвичи, правда?
    Да, 30% от россиян. А еще русскоязычный сектор это весь остальной экс-СССР, кроме, конечно, той части граждан, которая русский забыла или с рождения не знала. То есть, как минимум половина от русскоязычного сегмента к России не имеет никакого отношения. И к Москве. Хотя, могла приехать сюда на заработки, но из-за пандемии уехала.
  • У меня еще много вопросов о рекламной платформе. Куда задавать?
    Задавайте в комментариях, попробуем с другими админами и рекламными площадками кто уже все это щупает, ответить. Какую-то информацию, вроде сроков по API, озвучивали в рекламной поддержке, какую-то считали ребята из ТГстат, что-то уже анализирует Телеметр. В общем, разберемся.

В качестве эпилога, вот вам немного грустного Лихачева. Панфилова у меня не было, так что придется отдуваться бывшему главреду ТЖ.

Рекламная платформа Telegram: текущее состояние и прогнозы
9797
34 комментария

Комментарий недоступен

16
Ответить

У меня 85% знакомых сидят в вотсапе, до них дойдет реклама из телеграм?!

6
Ответить

Прекрасный детальный разбор, даже странно что я на VC его читаю.
Было бы иронично в конце традиционно предложить подписаться на телеграм-канал

12
Ответить

Там есть на скрине!

2
Ответить

В комментариях на канале подсказали, что Centra стартует как посредник с минимального бюджета в 200к евро на одного рекламодателя. Telega.in с высокой вероятностью хотят работать через них (по сути, реселлить будут), поэтому от 250к евро.
Ценников от 100к рублей можно ждать, думаю, год.

4
Ответить

Всё круто, но не согласен по поводу ленты. В одном из последних обновлений же появилась своеобразная лента непрочитанных каналов, которую можно ещё настраивать папками и даже закрепами в списке чатов. В том числе поэтому реклама появляется по свайпу, то есть человек читает эту ленту, и между каналами видит рекламу. Они видимо специально сначала пользователей посадили на эту ленту, а потом начали добавлять рекламу в неё. Так что реклама не просто по свайпу спрятана, а неплохо так вшита в эту механику.

3
Ответить

Принимается как гипотеза на будущее, но я не уверен что эта UX механика приживется. Это под вопросом. Меня лично бесит, но я нерелеватен :)

3
Ответить