{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Пресс-релиз — хоронить нельзя помиловать

«А работает ли рассылка пресс-релизов?», «Пресс-релиз еще жив?», «Релизы разве не прошлый век?» Уверена, такие вопросы вы точно задавали себе сами или слышали их от клиентов, руководителей, коллег. Я работаю в агентстве 2L, веду PR-проекты, поэтому этот вопрос слышу часто, даже очень часто.

Сегодня — день рождения пресс-релиза, ему исполняется 115 лет. Красивая дата, чтобы развеять все сомнения и ответить на вопрос века себе и окружающим.

Спойлер: пресс-релиз жив, но…

Я поговорила с коллегами по индустрии в России и зарубежом, вендорами, экспертами по коммуникациям и СМИ и представила их мнения в этой статье. В ней же вы найдете мои советы и кейсы из практики с примерами, как сделать пресс-релиз реально работающим.

Без лишней драмы сразу отвечу на вопрос: да, релиз жив, и на мой взгляд, как и сто лет назад, со своей ролью он справляется.

Со мной согласна и Розалия Каневская, основатель журнала Mediabitch и PR-агентства Montana:

«Я думаю, что пресс-релиз рано окончательно хоронить. Конечно, медиа с каждым годом эволюционируют, изменяются, трансформируются. Сейчас уже гораздо больше пользователей получает новости из соцсетей и от блогеров, а не из СМИ. Но пресс-релиз еще какое-то время точно продержится, потому что он удобен — и прежде всего самим СМИ. По законам жанра там должно быть всё изложено в определенной последовательности, четко и, главное, однозначно — чтобы исключить возможные неправильные трактовки и недопонимание. Поэтому для меня пресс-релиз — это не файлик, который ты сейчас шлешь в электронной почте, а раньше слал факсом, а еще раньше — обычной почтой. Это прежде всего форма — удобная, понятная, подробная и однозначная.

Возможно, в будущем, мы просто будем слать основные факты для будущей новости редакциям-роботам, да, возможно, и мы сами будем роботами, и писать их будут роботы. Вероятно, он в будущем будет активно дополняться видеоконтентом (на самом деле, это уже делается, просто не повсеместно). Но форма изложения фактов в релизе удобна и она, скорее всего, не изменится».

Разница лишь в том, что современная аудитория воспринимает новости совсем иначе, чем еще пять лет назад, поэтому сегодня формат пресс-релиза работает только тогда, когда выполняется несколько главных условий.

  1. Во-первых, пресс-релиз персонифицирован и создается под конкретное СМИ.

  2. Во-вторых, он содержит действительно полезную информацию.

  3. В-третьих, он представлен в актуальном современном виде.

Эти требования к пресс-релизу универсальны и актуальны на любом рынке. Так, Роб Эттридж (Великобритания), руководитель международной PR-сети Convoy, Red Lorry Yellow Lorry, поясняет:

«Мы так часто слышим мантру: «Пресс-релиз мёртв!» Суть в том, что пресс-релизы используют для освещения любых новостей компании, независимо от того, достойны ли они внимания прессы, своевременны или нет. Многие пресс-релизы ничего не говорят читателю и настолько полны корпоративного жаргона, что просто бессмысленны…

Я считаю, что пресс-релиз все еще жив, но его нужно грамотно использовать в правильном формате и в нужное время. Если же вы пытаетесь оперативно донести информацию до кого-то, то иногда быстрый звонок журналисту, видео или пост в социальных сетях могут быть лучшим вариантом».

Владимир Максимов, руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус», считает, что пресс-релиз сегодня актуален и для государственных организаций:

«Особенность российского B2B-сектора состоит в том, что заказчиками выступают государственные, либо окологосударственные компании, обслуживающие правительственные заказы.

Для таких компаний пресс-релиз имеет огромное значение по двум основным причинам:

1) Госкомпании предпочитают получать информацию напрямую от вендоров, нежели из аналитических или инсайдерских материалов в медиа.

Зачастую именно пресс-релиз является триггером для принятия решения о работе с тем или иным вендором. Иногда сами компании просят вендоров выпустить пресс-релиз по интересным им продуктам для придания некоего «официоза» их проектам перед лицом финансирующих госструктур.

2) Для самих госкомпании совместный пресс-релиз с вендором является своего рода «отчетом о проделанной работе» перед вышестоящей структурой».

Новая реальность — новые правила

В пандемию компании снизили свои расходы на PR и маркетинг. В агентстве я вижу рост запросов на рассылку пресс-релизов вместо продвижения через коммерческие спецпроекты. Причем информационный шум сильно увеличился, на этом фоне в свободные слоты для редакционных публикаций стали попадать только самые яркие, значимые или хорошо упакованные новости. А посредственные — улетели в корзину или в коммерческий отдел.

На примере моего проекта для бренда «умных» часов: в 2020 году в среднем единичная рассылка релиза приносила 43 публикации, в 2021 — лишь 31. Эта статистика говорит сама за себя: конкуренция за внимание СМИ в эпоху (пост)пандемии однозначно повысилась.

Так как же получить от рассылки пресс-релизов реальную пользу?

Вот свод правил, которые мы разработали внутри агентства, чтобы получать реальную пользу от рассылки пресс-релизов.

1. Образовывать своего заказчика (клиента или руководителя)

Можно получить великолепные результаты от рассылки, но клиент это не оценит, потому что реальность не совпадет с его ожиданиями. Например, если клиент ждал большого количества публикаций, а получил только пять в целевых СМИ, расскажите ему, что лучше пять точечных публикаций в СМИ с релевантной аудиторией, чем двадцать пять — на площадках, для которых даже точно не ясно ядро ЦА.

Число выходов в СМИ от единичной рассылки пресс-релизов — такой же мертвый показатель, как и PR Value.

Мы в 2L используем «Медиалогию», она показывает реальную ценность и вес публикации. Например, с помощью показателя качества распространения контента СМИ — «индекс цитируемости». Или с помощью «МедиаИндекса» — показателя, позволяющего качественно проанализировать эффективность PR-активностей, в том числе работы с пресс-релизами.

2. Адаптировать контент под потребности целевой аудитории и актуальную повестку

Встраивайтесь в актуальную повестку со своим продуктом или брендом. Приведу пример нашего кейса с Mio, одним из ведущих разработчиков автомобильной электроники.

Мониторя информационную среду, мы обнаружили, что в скором времени будут приняты поправки к КоАП, наделяющие записи с видеорегистраторов статусом полноценных доказательств в суде. Родилась идея использовать этот инфоповод, чтобы встроиться в новостную повестку, увеличить количество упоминаний и отстроиться от конкурентов.

Мы провели исследование в социальных сетях о том, как россияне используют записи с видеорегистраторов. На основе результатов создали инфографику и пресс-релизы, специально адаптированные под стиль топовых автомобильных СМИ («За рулем», «Авторевю», «5 колесо» и других) и городской лайфстайл типа «Большого города».

Релизы разошлись как горячие пирожки, а мы поставили на поток эту историю, выпустив серию новостей схожей механики.

В результате годовой поддержки охват целевой аудитории увеличился в два раза, это помогло стимулировать интерес потребителей к продукции Mio и повысить продажи на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Еще один очень интересный кейс: в процессе исследования потребностей пользователей для производителя принтеров Ricoh мои коллеги из 2L выявили примечательный факт. Оказалось, что критический фактор, влияющий на качество клиентского обслуживания в разных сферах — это очереди. Они связали причину их возникновения в организациях с невысокой скоростью печати документов. Сформулировали ключевое сообщение, что принтеры Ricoh помогают малым предприятиям снизить отток клиентов и повысить конкурентоспособность.

Этот месседж зашили в пресс-релизы, адаптированные под целевые СМИ, в статьи и обзоры. В результате всей кампании мы помогли клиенту выполнить план продаж на 100% и получили серебро за этот кейс на native advertising awards в Берлине.

3. Просить, выбивать, умолять и угрожать, но получить реальные эксклюзивные новости компании: цифры, статистику, инсайды, интриги и расследования

Расскажу показательную историю. В процессе поисках тем для релиза с клиентом — производителем «умных» часов мы выяснили, что у него есть обезличенные данные по огромному количеству показателей активности пользователей. Эта информация — сокровище, позволяющее сделать выводы о привычках россиян, о состоянии здоровья населения России по регионам, выявить тренды — и кучу всего интересного создать на их основе.

Так мы рассказали, что в России пользователи спят меньше норм, рекомендованных ВОЗ, а любимый вид спорта соотечественников — ходьба. Пресс-релиз на основе этого исследования заинтересовал даже РБК.

Екатерина Конькова, PR-директор компании Acer Russia:

«Пресс-релиз жив, несмотря на то, что многие его уже давно похоронили. Целесообразность этого инструмента зависит от конкретной темы и ситуации. Эксклюзивные новости с интересными и ранее закрытыми цифрами с радостью возьмет любое крупное бизнесовое издание. После этого вы получите ряд перепубликаций, а ваш сильный инфоповод не будет нуждаться в дальнейшей веерной рассылке.

В случае же с техникой, например, с обновлением линеек устройств, пресс-релиз остается удобным для вендора и для СМИ инструментом».

4. Кратко выражать свои мысли и не писать лонгриды

В большинстве редакций есть требование: рерайт текста с большим процентом уникальности. Поверьте, переписывать даже двухстраничный текст, если он не цепляет, новостник не будет, и новость улетит в корзину. Краткие информационные выжимки по делу сэкономят время журналиста, а вам помогут получить желанную публикацию.

5. Точечно работать с редакциями

Новостникам в сутки падает тонна текстов и ваша новость должна быть персонализирована под конкретное издание, в идеале — под конкретного журналиста, чтобы занять место в его сердечке и в новостной ленте.

Сделайте информативный пресс-релиз «под журналиста» так, чтобы ему почти ничего не пришлось менять — и успех обеспечен.

Вот, что по этому поводу говорит Алина Белковская, журналист, медиакоммуникатор, PR-ментор:

«В крупное издание приходит в день по 1000-1500 релизов, как на общую почту, так и на именные ящики журналистов и редакторов. Всё это прочитать ни у кого времени не хватит. Даже если журналист просит выслать релиз, он на самом деле ждет, что хоть кто-нибудь облегчит ему работу, написав нечто, что будет хотя бы на 50-60% готовым материалом. А такое случается редко…»

Кстати, персонификация коммуникаций — глобальный тренд. Например, авторы вот этого исследования установили, что мозг человека активируется, когда он слышит свое или даже чужое имя. Так что, «Дорогой Вася, подготовила для тебя… » будет в разы лучше, чем «Дорогие друзья, рады представить вам…»

6. Работать с новыми форматами, в том числе и мультимедиа

Используйте инфографику, диаграммы и любую другую графическую информацию — грамотный визуальный релиз всегда имеет больше шансов на успех.

Вдохновиться можно нашим примером: так мы графически оформили результаты исследования для бренда умных часов про любимую активность россиян:

Вот еще один пример визуала, в который коллеги по агентству оформили результаты исследований для продвижения в СМИ серии жестких дисков Toshiba.

Много интересных примеров оформления пресс-релизов с помощью мультимедиа можно найти в блоге онлайн-сервиса по созданию элементов графического дизайна Canva.

7. Использовать ньюсджекинг

Если охваты нужны как воздух, а интересных инфоповодов у бренда нет, то на помощь придет ньюсджекинг. Кстати, эту статью я могла опубликовать 1-го октября или 5-го, но публикую сегодня, в день рождения пресс-релиза: )

Поданные под правильным соусом, такие новости спровоцируют реакцию аудитории и повысят количество упоминаний.

8. Проверять несколько раз, может, формат пресс-релиза не подходит для реализации вашей конкретной цели

Алина Белковская, рассказывает, каким компаниям релизы точно не нужны.

«Пресс-релизы не нужны новым малоизвестным компаниям. Тем, кто еще никак не влияет на реальность (на рынок, на жизни людей) нужно выстраивать точечную коммуникацию с каждым СМИ, с журналистами и редакторами.

По моему глубочайшему убеждению и опыту, СМИ нужны не новости вашей компании, а новости о жизни, о том, как ваша компания влияет на этот мир. И если пока еще никак, узнайте у журналистов, что им в этом ключе хотя бы гипотетически интересно. А про саму вашу компанию — им нафиг надо..».

Обобщая всё вышесказанное, хочу сказать, что пресс-релиз однозначно жив, но только при наличии реально интересного инфоповода и точечной работы с редакциями. Массовая рассылка одинакового контента сегодня точно не работает.

А что за пределами России?

Делюсь мнениями зарубежных коллег.

Северная Америка — Мередит Л. Итон, директор местного подразделения Red Lorry Yellow Lorry:

«Хотя многие утверждают, что пресс-релиз мертв, этот формат удобен людям. С пресс-релизом журналисты знают, где искать информацию, инвесторы и советы директоров понимают, где можно отследить динамику компании, а сами компании используют его как привычный инструмент для того, чтобы рассказать об основных вехах развития своего бренда.

Пресс-релиз – несмотря на его устаревший формат и часто запутанный язык – это популярный инструмент, который все еще хорошо служит своей цели. Бренды, которые делают пресс-релизы правильно, размещают в них ценную информации и интегрируют их в более широкие кампании с видео, социальными сетями и медиа, действительно получают от них максимальную пользу. При правильном использовании этот 115-летний иструмент все еще может быть ценным».

Новая Зеландия — Пол О'Лири, директор агентства Pursuit:

«Традиционный пресс-релиз для нас остается эффективным форматом для представления информации в сжатом виде для внешней аудитории. В то время как его использование различается в разных странах, общие принципы пресс-релиза (сначала новости и факты, четко приписываемые цитаты) едины, и это делает его полезным для представления мнений различных организаций».

Азиатский регион — Джи Вонг, управляющий директор агентства Techworks Asia:

«Хотя на Западе модно говорить, что пресс-релиз мёртв, кажется, это больше связано с попыткой быть в тренде, чем с настоящим отказом от этого жизненно важного формата коммуникации. В конце концов, правительства, международные, благотворительные и коммерческие организации все еще нуждаются во всестороннем эффективном способе общения с их обширной и разнообразной целевой аудиторией.

Пресс-релизы при правильном использовании являются одним из наиболее надежных, логичных и лаконичных способов предоставления ключевой информации журналистам, которым приходится просеивать тонны информации, чтобы добраться до действительно ценных новостей, интересных и полезных их читательской аудитории».

Латинская Америка — Маурицио Фигерас, президент агентства IMS:

«Бывают моменты, когда мы сами задаемся вопросом, работает ли все еще пресс-релиз…

Мы считаем, что — да, пресс-релиз по-прежнему важен, но не в том виде, к которому мы привыкли. В начале девяностых мы отправляли пресс-релизы по факсу или доставляли их в пресс-службы с помощью курьеров. Позже появились интернет-провайдеры Compuserve и AOL и родилась электронная почта.

Сегодня PR и медиа продолжают меняться. СМИ все еще хотят пресс-релизы, но теперь каждый из них начинает превращаться в мультимедийный документ. В новостных отделах СМИ становится все меньше сотрудников, и если вы сможете предоставить им релевантный контент, у вас будет больше шансов получить публикацию.

Более 67% журналистов, предпочитают облачный мультимедийный пресс-кит, к которому у них будет доступ из любого места. Эффективность таких релизов будет выше, если пиарщики могут снабдить их следующими деталями:

  • аннотация из 280 символов с хэштегами,
  • фактшит,
  • логотипы,
  • биографии и фото ключевых руководителей,
  • фотографии продуктов,
  • ссылка на подкаст, если он есть,
  • инфографика».

Спасибо, что дочитали мой лонгрид!

Делитесь в комментариях мнением — давайте вместе поставим жирную точку в вопросе «Жив ли еще пресс-релиз?»

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Сергей Печёнин

"Этот месседж зашили в пресс-релизы, адаптированные под целевые СМИ. В результате мы помогли клиенту выполнить план продаж на 100%".
Как вы связываете факт увеличения продаж в 2 раза с публикациями от пресс-релизов? Каким образом установили?
Хотел больше узнать про этот кейс и за что именно дали награду, но по найденной в интернете ссылке с вашего сайта идет перенаправление на мебельный магазин на китайском языке.

Ответить
Развернуть ветку
Кaterina Alexandrova
Автор

Сергей, временно восстановили страницу кейса на старом сайте, чтобы не пришлось ждать, пока на новом она появится https://news.2l-pr.ru/blog/ricoh-case

Награду получили как раз за использование инфографики в своих материалах, номинация так и звучит "Best use of infographics"

Помимо релизов были другие размещения, релиз - это лишь часть кампании. Поправлю в исходном тексте статьи, чтобы не было искажения смысла.

Еще раз спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Кaterina Alexandrova
Автор

Сергей, спасибо за вопросы!
Наш сайт на перезапуске, все старые материалы переносятся, поэтому ссылка из сети не работает. Коллеги обещают сегодня-завтра залить подробный кейс. Я прикреплю сюда новую ссылку. И дам ответы, если статья вопросы не закроет

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лихтман

Кайф! Жив, курилка. Просто использовать его надо с умом!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Если учесть, что основная задача и цель пресс релиза информировать аудиторию о прошлых, текущих и будущих событиях и планах то думаю, ещё долго будет жить и работать. Bon anniversaire communiqué de presse !!!

Ответить
Развернуть ветку
Кaterina Alexandrova
Автор

Да, я тоже так думаю. Но обвёртка изменится)

Спасибо за мнение!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii

Мем с кальмаром — огонь! =)

Ответить
Развернуть ветку
Кaterina Alexandrova
Автор

Ахах, спасибо! Куда ж без него

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Красивая статья красивой и умной девушки. Респект!🙋👍

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кузнецов

Которая замужем ;)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Понял - делать комплимент замужней женщине, оскорбляешь ее мужа.😊

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кузнецов

Понятия не имею, я не её муж =) Просто дополнил характеристику

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

🤣 тем лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Романов

Всё так, верные мысли перечислены. Остаётся добавить то, что не каждый инфоповод достоин релиза, но это итак все поняли.

Ответить
Развернуть ветку
Кaterina Alexandrova
Автор

Да! Очень отзываются слова Алины Белковской про то, каким компаниям пресс-релизы точно не нужны.

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Кривой, сляпанный за пару минут пресс-релиз от какой-нибудь Роснефти разлетится по СМИ как горячие пирожки, особенно если какой-то существенный факт будет затронут. Идеально написанный пресс-релиз мелкой местячковой компании удалят даже не читая.
Разве не так это работает?

Ответить
Развернуть ветку
Кaterina Alexandrova
Автор

Спасибо, Ренат!

Конечно, важную для страны новость Роснефти СМИ возьмут, она важна с точки зрения сути, а не формы и запятых.

Но, роснефтей 10%, а все остальные компании воюют за любовь СМИ каждый день, с каждой своей новостью. И тот, кто старается в этой гонке найти подход к журналисту, точно будет в выигрыше)

Ответить
Развернуть ветку
IT monitoring

Интерес к пресс-релизам и сервисам по рассылке сильно возрос, даже ведомости и рбк к этой теме подключились, да и Яндекс даёт возможность размещать новости в карточках компаний. А какой поток на Publishernews! Пиар-агентства активно в гонке участвуют, хотя многие и говорят о закате этого жанра. 100 лет был и ещё сто лет будет:)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Крутинь

Как показала практика работы с PRonline (а они именно на пресс релизах специализируются!) - пресс релиз не просто жив, но более того еще и крайне полезен.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Какой-то Олег поставил мне дизлайк. Думаю, что на почве ревности.🤣

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Тома Весёлая

А расстреливать за непослушание будут? Или может будет денежный штраф?)

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда