(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(49367554, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(49367554, 'hit', window.location.href);
{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Пять ошибок визуализации HR-бренда

Иллюстрация VisualMethod

Какие пять ключевых ошибок встречаются в визуализации бренда работодателя и как их избежать? В конце статьи — чек-лист от VisualMethod. Сохраните его, пригодится, когда будете разрабатывать визуальную часть HR-бренда.

На одном из ключевых событий в области маркетинга персонала MarHR Conference 2021 Евгений Рындин, арт-директор студии дизайна информации VisualMethod, подробно рассказал о пяти ошибках в визуализации:

Эволюция: каким дизайном рекрутеры привлекали сотрудников

Рекрутеры и их коллеги из HR активно погружаются в тему маркетинга и дизайна коммуникаций с момента, когда началась жесткая конкуренция на рынке труда. Если раньше работодателю достаточно было разместить простое объявление возле проходных завода или в местной газете, то сегодня приходится выделяться.

Если еще 5 лет назад было достаточно забрендировать вакансию или другой визуальный материал логотипом компании, то сегодня дизайн должен передавать ценностное предложение работодателя и выделяться среди конкурентов. По сути, мы видим переход приемов брендинга в HR-среду, и в последние годы это особенно прослеживается в части дизайна коммуникаций с сотрудниками.

Евгений Рындин, арт-директор студии дизайна информации VisualMethod

Перед работодателями уже стоит задача не просто обратить на себя внимание, а за секунды, например в ленте Facebook, показать преимущества перед другими работодателями. Для этого нужна идея, которая вызовет интерес, и контраст — выделит на фоне других.

Арт-директор VisualMethod предполагает, что в будущем возможны два сценария развития HR-брендинга, или сразу оба.

Во-первых, крупные компании, у которых есть своя собственная экосистема в виде, например, супер-аппа, могут начать искать персонал через те же каналы, через которые они общаются со своими потребителями. Таким образом, мы вернемся на шаг 1 — не будет необходимости дополнительно брендировать объявление, нужно будет только визуализировать ключевые отличительные преимущества вакансии.

Во-вторых, из-за развития онлайн-коммуникаций рынок может стать настолько неоднородным, что соискатели будут выбирать задачу, а не работодателя. Тогда компаниям в тех же приложениях нужно будет визуализировать не преимущества вакансии, а профессиональные аспекты решаемой задачи.

В любом случае рынок будет развиваться неоднородно, как это происходит сейчас: в отдельных отраслях и городах работает все то же объявление на проходных, а где-то под каждую профессию в компании разрабатывается свое ценностное предложение работодателя с отдельной визуализацией. Все зависит от градуса борьбы за таланты. Градус растет с каждым годом, поэтому специалисты по HR-бренду все чаще используют визуализацию, чтобы привлечь внимание потенциальных сотрудников.

Евгений Рындин разобрал ТОП-5 ошибок (и предложил 5 решений) в дизайне HR-коммуникаций, которые мешают сотрудникам выбрать вашу компанию.

Ошибка 1: дизайн построен на трендах

Тренды — это неплохо, если у вас есть основной стиль и вы освежаете его трендовыми приемами под отдельный проект или сезонное предложение. Если использовать свежую визуализацию со стоков или копировать приемы у крупных компаний, то бренд вашей собственной компании никак не закрепляется в сознании аудитории и превращается в слепое пятно.

«Помните, пару лет назад на рынке была популярна розово-фиолетовая гамма, потом пошла массовая коммуникация с античными скульптурами, затем были паттерны с точками и так далее. Когда люди листают ленту Фейсбука или сайт, а там в сотый раз один и тот же образ, внимание притупляется», — говорит Евгений Рындин.

Посмотрите на этот пример: слева три HR-коммуникации и у всех использован один и тот же прием в иллюстрации приглашения на работу. Справа вакансия компании Магнит, дизайнеры использовали похожий прием, но он не является центральным в композиции, а внимание привлекает крупная фирменная плашка, которая повторяет форму логотипа сети магазинов. Лучше избегать избитых приемов, но если они подходят для аудитории в отдельных ситуациях, используйте их только на базе фирменного стиля компании.

Также будьте аккуратны с обработкой фирменных фотографий. Сегодня в моде градиент, завтра — черно-белое фото или эффект старины. Эти приемы живут сезон, максимум год, а бренд — несколько лет с накопительным эффектом. Поэтому, если вы и решили делать специальную обработку фотографии, убедитесь, что это не модный фильтр из Инстаграма, который все будут использовать через неделю, или что при использовании градиента вы отталкиваетесь не от модных фото, а от потребностей бренда.

Решение 1: система в визуализации HR-коммуникаций

Любое визуальное решение должно опираться на HR-бук компании, в который входит смысловая часть и креативная концепция с визуальным стилем. Хорошо работают стилеобразующие элементы: плашки, символ, иконки, выполненные индивидуально для компании на основании ее ценностного предложения и фирменного стиля. Чем чаще целевая аудитория видит индивидуальный стиль компании, тем дешевле каждый последующий контакт.

Ошибка 2: дизайн не тиражируется на разные носители

Когда вы получили визуализацию, проверьте, как она работает на разных носителях. Например, сейчас в моде градиент или 3D-объекты, они могут красиво смотреться отдельных носителях: постерах, объявлениях, сайте.

Представьте, что дизайнер предложил вам такую визуализацию, сможете ли она «работать» на других носителях?

Что, если ваша коммуникация будет шире, и вы захотите оформить офис, снять видео или сделать мерч. Там ваш дизайн будет смотреться уникально и поддерживать основной фирменный стиль компании? После «примерки» на разных носителях чаще всего становится очевидным, что не хватает стилеобразующих элементов и дизайн уже не смотрится цельным.

Решение 2: список носителей

Разработку HR-бука стоит начинать с определения списка носителей, с которыми вы будете обращаться к целевой аудитории. Тогда дизайнер начнет разработку с пониманием того, как дизайн будет масштабироваться и переносится с одного носителя на другой.

Ошибка 3: HR-бук как тайная книга

В студию VisualMethod обращаются за разработкой визуальных концепций и материалов, и гайды часто приходят с отметкой «Конфиденциально». Это связано с тем, что компании боятся, что материалы станут доступны конкурентам. Так происходит и на уровне самой компании — не все ключевые сотрудники понимают, как использовать материалы в коммуникациях с сотрудниками, и не потому, что их не обучили, а потому, что HR-бук считают конфиденциальным материалом.

«Вы можете показать стратегическую часть только ТОП-менеджменту, но все, что касается визуализации — должно стать открытой информацией, иначе ваши люди будут догадываться о том «как правильно» и произойдет искажение сообщения», — говорит Евгений Рындин. Когда сотрудники не имеют доступа к гайдам и шаблонам, они начинают создавать визуализацию самостоятельно, и такая визуализации может отличаться от задуманного.

Стиль и элементы визуализации EVP обязательно нужно распространить на все каналы коммуникации компании с соискателями и сотрудниками, потому что в брендинге важен накопительный эффект от узнаваемости компании.

Решение 3: обучение сотрудников

Чтобы ценностное предложение работодателя прижилось не только на бумаге, но и в реальности, нужно обучать сотрудников. Снизить риски утечки информации поможет настройка разных уровней доступа к HR-гайду:

  • стратегическая часть документа может быть доступна высшему руководству;
  • креативная концепция — руководителям среднего звена;
  • ключевые сообщения и шаблоны можно публиковать в открытом доступе, например, на корпоративном портале, и обязательно учить пользоваться ими всех, кто работает с привлечением кандидатов.

Ошибка 4: дизайн делал дизайнер для дизайнеров

Ваш дизайнер разработал крутой визуал объявления о работе, но как только появляется новая вакансия, рекрутеры не могут самостоятельно повторить эту «красоту», и снова требуется участие дизайнера. То есть разработчик не учитывает возможности конечного пользователя и завязывает процесс на себе. Возможно, для небольшого потока это только плюс, но в компанией с большим количеством подразделений и локаций так не работает — один дизайнер не справится, а содержать студию под обновление вакансий дорого.

Решение 4: шаблоны в доступной программе

Эксперт VisualMethod предложил простое решение: узнать заранее, какие навыки и техническое оснащение есть у того, кто будет дальше работать с макетом, и сделать шаблон в редактируемом формате.

«Используйте массовые и доступные без специальных компетенций дизайнера программы — Canva или PowerPoint. Шаблон вакансии можно собрать даже в Word. Главное, чтобы эта программа позволяла легко менять элементы и адаптировать шаблон к нужной вакансии. Можно, конечно, ради «моды» попытаться научить всех работать в Figma, но оцените стоимость времени на установку, обучение и готовность сотрудников работать с новой программой», — уточняет Евгений Рындин.

Ошибка 5. Дизайн не бьется с основным стилем компании

Если компания оформляет визуал в отличающихся от фирменного стиля цветах, то аудитория может пропустить это объявление, потому что не сопоставит его с вашей компанией. Иногда так нужно поступать специально, когда вы открыли новый юнит и не хотите ассоциировать его с основным имиджем компании. В этом случае стоит готовиться к дополнительным затратам на продвижение, потому что силу основного бренда использовать не получится.

Есть случаи, когда у компании просто плохой имидж и люди не хотят в ней работать, но дизайн не поможет — рано или поздно сотрудник узнает, куда его приглашают.

Решение 5: HR-бренд на основе стиля основного бренда

Присылайте дизайнеру ваш основной бренд-бук или актуальные материалы. Если вы собираетесь обновлять фирменный стиль, то совместите разработку брендбука и HR-гайда, чтобы они соответствовали единой цели.

Эти ошибки наиболее популярны в работе с HR-брендом и их легко можно избежать, если ориентироваться не на тренды и срочные запросы, а на системную работу. Опирайтесь на основной брендбук компании, продумывайте логику использования материала на всех уровнях, следите за тем, отображает ли визуализация ценностное предложение работодателя и обучайте сотрудников работе с визуальными материалы.

Автор статьи Анна Клищевская, иллюстрации использованы в образовательных целях

Сохраняйте чек-лист от VisualMethod. Он пригодится, когда будете разрабатывать визуальную часть HR-бренда. Обращайтесь к нам в студию, поможем с EVP и визуальной концепцией.

С какой из ошибок в работе с HR-брендом сталкивались или замечали у компаний?
Ошибка 1: дизайн построен на трендах
Ошибка 2: дизайн не тиражируется на разные носители
Ошибка 3: HR-бук как тайная книга
Ошибка 4: дизайн делал дизайнер для дизайнеров
Ошибка 5. Дизайн не бьется с основным стилем компании
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
14 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Visualmethod Ru
Автор

Верно. Дизайн не отменяет системную HR-брендинговую работу, с разработкой EVP и улучшением HR-процессов. Дизайн помогает показать результат этой большой работы и облегчить коммуникацию с сотрудниками - потенциальными и текущими.

Ответить
Развернуть ветку
Анни М.

Меня пытались привлечь к созданию каждый месяц по 40+ открыток, чтобы HR могли разными открытками оповещать сотрудников, что у кого-то др. Зато теперь они сами делают... Я не знаю, как выглядит, у меня эти письма помечаются как спам.
Также создавали карту должностей в PowerPoint, именно чтобы HR было легче ее редактировать (правда другой дизайнер говорила мне, что ее все равно просили вносить изменения). Сейчас как раз-таки в Figma учила их работать, потому что там столько одинаковых элементов, которые намного легче контролировать с компонентами...уфф

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анни М.

да там как бы ничего особенного, обычная блок-схема.))
сделала маленький скриншот, чтобы не было видно имен и подразделений (ичары просили сделать для того, чтобы показывать потенциальным сотрудникам место, где они будут находиться на будущей должности).

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анни М.

не, ичары расписывали словами кто под чем (вжик ха). Да, рыжий главный, далее от него белым шрифтом на цветных плашках эт директора направлений, а от них цветным шрифтом на белых плашках - их подчиненные - тимлиды, пм и так далее. Собственно, у каждого направления свой цвет. А верхнее направление - самое большое, капец там сложно было всех уместить.
схему делала мой интерн (на тот момент) в PowerPoint, размер А3 (на случай, если бы они хотели ее распечатать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анни М.

я думаю, я понимаю, о чем вы. Если я правильно помню, нужно было именно это подразделение вынести наверх (и неважно, что внизу оно тоже смотрелось бы весомее, потому что а) оно самое большое и б) оно бы смотрелось как "фундамент, основание", это мы все пытались донести), мол, смотрите все! у нас это самое большое и самое важное подразделение, а остальное так - фигня по сути.
Строго говоря, я не вижу ничего сильно криминального в том, что оно идет снизу вверх, а не сверху вниз. Подписи о том, где директор, а где менеджер проекта - все присутствует, по аналогии с тем, как идут остальные ветки, можно догадаться, что к чему. Да и в любом случае, эта схема не выдается в качестве домашнего задания - показывается в сопровождении ичаров, которые ее одобрили, там всегда есть объяснения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анни М.

Да, с верхним были проблемы. Но чет мы не придумали лучшего решения.

Ответить
Развернуть ветку
Visualmethod Ru
Автор

Знакомый опыт с редактированием :) Хорошо, когда находится инструмент, удобный всем и получается в нем работать постоянно. Часто люди сопротивляются изменениям, объясняя это нехваткой времени/другими задачами и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Visualmethod Ru
Автор

Возможно, потому что речь о брендинге? Посмотрите на примеры - они из HR-сферы.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Пономарев

Можно вместо "HR-бренд" подставить "IT-бренд" и ошибки получатся те же. Не увидел особой специфики конкретно под HR, все те же ошибки делают и в других сферах

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда