Рекламный розыгрыш и лотерея: в чем основные отличия с позиции юристов?

Каким образом провести розыгрыш призов, промокодов, скидок или подарков и не попасть под штрафные санкции от государства? Клиенты нашего маркетингового агентства WISE.PROMO очень часто задают такой вопрос. Вы сможете найти ответ в данной статье, которая разъясняет ключевые отличия между промо и коммерческой лотереей, а также требования отечественного закона для успешной и правильной рекламы промоакций.

Рекламный розыгрыш и лотерея: в чем основные отличия с позиции юристов?

Что такое лотерея?

Лотерея – игра, которая проводится соответственно с договором, где одна сторона (оператор) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участвующая в лотерее) имеет право на конкретный выигрыш, при условии, что она признается выигравшей соответственно с условиями проводимой лотереи. Федеральный закон № 138-ФЗ от 11.11.03 контролирует организацию и проведение лотереи.

Итак, по существу, это взаимодействие сторон. Где одна сторона проводит розыгрыш (денежные средства или ценные предметы, которые разрешены в России), другая сторона – гарантированно получает приз, когда необходимые условия розыгрыша будут выполнены. В качестве приза, при этом, указывается или некоторая часть общего призового фонда, или весь фонд целиком.

Важнейшее отличие лотерей от иных розыгрышей с раздачей ценных призов в том, что выигрыш формируется с помощью денег от билетов. В рамках коммерческой лотереи продается «лотерейный билет» – это специальный документ, дающий право участия в розыгрыше. При этом, документ юридически подтверждает согласие участников с точными условиями. Все билеты подлежат регистрации. Стать официальными организаторами на законном основании могут только Министерство спорта и Минфин. Хозяева частного бизнеса не имеют права просто напечатать лотерейные билеты и устроить розыгрыш призов, подарков, промокодов или скидок. Они могут стать «оператором» розыгрыша, однако для этого требуется пройти конкурс у организатора. Незаконная организация лотереи – правонарушение, за которое могут назначить штраф.

Штрафы следующие:

  • Гражданам: 3000-4000 рублей;
  • Должностные лица: 15000-20000 рублей;
  • Для юрлиц: 250000-350000 рублей.

Промо акция

Также имеет термин — стимулирующее мероприятие. Под этим понимают игры, конкурсы и т.д., когда участнику необходимо заказать определенный товар или услугу. Допустим, рекламная акция «Купи шампунь и найди под наклейкой супер приз» или «Сделай комплексную мойку и участвуй в розыгрыше». Подобные акции являются рекламными, поэтому они контролируются уже другим законом — "О рекламе".

Стимулирующие мероприятия осуществляются по инициативе рекламодателя, они не нуждаются в регистрации. Но нужно сообщить клиентам:

  • Правила: кто может участвовать, что необходимо выполнить;
  • Временные сроки. Либо конкретный период, либо указание до какой даты проходит мероприятие;
  • Число призов или подарков;
  • Как можно получить выигрыши. Где забрать, можно ли получить в пункте выдачи или по почте и т.д.;
  • Кто устраивает данную акцию. Следует указать компанию и ее адрес или дать адрес интернет-сайта.

Кроме того, законодательство запрещает проведение конкурсов, по условиям которых нужно приобретать алкогольные напитки.

Каким образом отличить лотерею от рекламной акции?

Иногда те или иные стимулирующие мероприятия могут назвать «лотереями». И между ними на самом деле есть общие свойства:

  • Соревновательный характер мероприятия;
  • Призы получают не все участвующие;
  • Основная цель участия – получить какой-либо приз (или нескольких призов, согласно с условиями).

Однако, есть ряд отличительных свойств. Их достаточно много, и мы перечислили наиболее важные параметры, о которых следует помнить, чтобы контролирующие органы не обвинили вас в незаконной организации лотереи:

1. Каким образом формируется призовой фонд?

Денежная лотерея: За счет билетов, которые продаются участникам: продали на 500 тыс. – призовой фонд будет браться из этих 500 тыс.

Промо-лотерея: За счет компании, которая устроила акцию. Допустим, магазин объявил о розыгрыше ценных призов среди купивших газированную воду. Не имеет значения на какую точно сумму продано товара, призы и подарки будут покупаться за деньги компании.

2. Каким способом подтверждается право на участие?

Денежная лотерея: Приобретенным лотерейным билетом.

Промо-лотерея: Купоном/чеком (и так далее), который выдается совершенно бесплатно, после выполнения обязательных условий акции или покупки товара.

3. Риск для участников?

Денежная лотерея: Есть. Люди могут потерять деньги, ничего не получив взамен.

Промо-лотерея: Отсутствует. Клиенты приобретают товар, а получение приза – приятный бонус.

Таким образом, когда вы организовываете акцию, где каждый купивший товар или услугу на сумму, скажем, свыше 800 руб., получает бесплатный код и участвует в розыгрыше призов – это считается не лотереей, а стимулирующим мероприятием.

Ответственность за нарушение условий рекламной акции

Конкурсы, которые проводятся в рамках стимулирующих мероприятий считаются одним из видов рекламы. По этой причине проверку их организации выполняет ФАС. Если государственный орган обнаружит признаки нарушения, он выдает предписание об их устранении. К примеру, обяжет прописать необходимые сведения и т.д. Помимо этого возбуждается административное дело по ст. 14.3 КоАП.

Предусмотрены штрафные санкции:

  • Для физических лиц: 2000-2500 рублей;
  • Должностным лицам: 4000-20000 рублей;
  • Для юрлиц: 100000-500000 рублей.

При этом, если рекламную информацию размещает специалист фирмы, будет привлечено к ответственности непосредственно юрлицо. В итоге при претензиях со стороны антимонопольщиков, перекинуть вину на подчиненного не выйдет.

Промо-акции с одинаковыми подарками всем участвующим

Такие акции являются частью маркетинга при розничной торговле. Суть промо-акций — предложение покупателям сделки, которая позволит либо получить больше товара по одной стоимости, либо приобрести что-нибудь по более низкой цене.

Существуют следующие популярные типы промо-акций:

  • Купи один, получи выгодную скидку;
  • Два товара по цене одного (три за два и так далее);
  • Купи товар/услугу А и получи Б совершенно бесплатно;
  • Все товары по фиксированной цене;
  • Бесплатные тестеры новой продукции;
  • Акции в определенный день недели;
  • Сезонные продажи;
  • Особые условия для конкретных групп людей (пенсионеры, врачи, студенты и т.д.).

Для бизнеса важно, что эти промо-акции — это не стимулирующие мероприятия. В связи с этим на них не распространяются требования закона "О рекламе". В итоге, ФАС не вправе предъявлять претензии, когда магазин, к примеру, не указал, как долго продлится акция "Два по цене одного".

Но каким образом отличить обычную акцию от стимулирующего мероприятия:

  • По акции все участвующие получат одинаковые призы. Допустим, каждый покупатель получает определенную скидку;
  • Нет соревновательного характера.

Надеемся, что публикация дала ответы на большую часть вопросов, которые связаны с особенностями рекламных розыгрышей. Все еще имеются вопросы? Задайте вопрос нам, и мы постараемся ответить на них.

Рекламный розыгрыш и лотерея: в чем основные отличия с позиции юристов?
66
1 комментарий

Буду знать, спасибо за статью!