Ошибки в работе на маркетплейсах
Говорят, маркетплейсы — нефть 21 века. Но качать эту нефть получается не у всех предпринимателей, даже если им кажется, что они все делают правильно. Предприниматели часто пытаются изучить все на собственном опыте или проходят некачественное обучение и поэтому совершают одни и те же ошибки. Разбираем, какие.
Ошибка №1
Заходят на маркетплейс и думают, что дальше платформа все сделает сама. Загружают товар и забывают о нем.
Так заработать не получится, потому что бизнес на маркетплейсе — это ежедневная работа с:
- документами,
- поставщиками,
- товарами,
- ценами,
- конкурентами,
- продвижением,
- продажами,
- карточкой товара,
- сервисами аналитики.
Маркетплейсы продвигают ваш товар, если вы совершаете правильные действия и помогаете зарабатывать маркетплейсу. Например, вы грамотно оформили карточку: выложили фотографии, которые привлекают целевую аудиторию, описали товар, используя психологические триггеры и выгоды для покупателя. Даже если клиент не купит у вас и перейдет в «рекомендованное», алгоритм посчитает эти действия как положительные и поддержит ваш товар.
Ошибка №2
Думают, что на маркетплейсе, как и в соцсетях, можно протестировать бизнес бесплатно.
Бесплатно не получится, потому что вам придется оплачивать:
- хранение товаров на складе,
- передвижение товаров от склада к потребителю и обратно в случае возврата,
- дополнительную упаковку и маркировку товара по требованиям маркетплейса,
- дополнительное продвижение для выдачи в топе товаров площадки,
- сертификацию товара и другую сопроводительную документацию.
Раньше маркетплейсы предоставляли много опций бесплатно, и предприниматель не волновался из-за доставки, хранения товара на складе, продвижения. Теперь за все приходится платить, поэтому, прежде, чем что-то тестировать, сначала сделайте расчеты и проведите аналитику.
Ошибка №3
Не считают прибыль.
Бизнес — это коммерческая деятельность, направленная на извлечение прибыли. Если вы не считаете прибыль, вы не контролируете бизнес.
Прибыль — это разница между продажами и издержками. Поэтому надо заранее знать, из чего она сложится, какими будут издержки. К издержкам относятся: комиссии, логистика, переупаковка, налоги и т.д.
Порой разница между закупочной и итоговой ценой на маркетплейсе выглядит привлекательно. А по факту — ее съедают операционные издержки. В расчете прибыли на маркетплейсах много нюансов. И чтобы увеличивать прибыль, в первую очередь нужно увеличивать доход (продажи) и сокращать издержки. Например, выяснить, почему не выкупают товар, и сделать все, чтобы уменьшить количество невыкупов и возвратов.
Ошибка №4
Не учитывают тенденцию к спросу на товар.
Спрос — потребность покупателя, который готов платить за ваш товар установленную цену. Важно не считать фактический спрос (сколько товара и за какую цену продали), а уметь прогнозировать его наперед. Например, если у вас сезонный товар, вы должны понимать, в какой сезон на него спрос, когда и в каком количестве нужно его выводить на маркетплейс.
Умение прогнозировать спрос касается и уникальности товара. Даже если у вас есть классная фишка, которая приносит прибыль, конкуренты скоро начнут ее повторять. Вам нужно разбираться в стратегическом маркетинге, уметь проводить маркетинговые исследования и на основе их анализа строить стратегию, которая поможет быть на шаг впереди конкурентов.
Ошибка №5
Заходят на торговую площадку с демпингом.
Многие эксперты по маркетплейсам советуют предпринимателям снижать ценник. Мол, это поможет привлекать покупателей и повышать продажи. Отчасти это так. Но давайте будем честны: низкий ценник — маркер того, что предприниматель не знает, как работать с продуктом.
Важно уметь делать такие предложения и продавать товар так, чтобы это привлекало покупателей, но при этом было выгодно вам.
- Создавайте фотоконтент, который привлекает именно вашу целевую аудиторию. 20% целевой аудитории будут приносить вам 80% прибыли.
- Когда вы описываете товар, используйте психологические триггеры, прописывайте выгоды от приобретения товара.
- Консультируйте покупателей, отвечайте на вопросы.
- Работайте с положительными и негативными отзывами. Вы можете так ответить на негативный отзыв, что потенциальный покупатель, прочитав ваш ответ, захочет купить товар именно у вас, даже если у конкурентов дешевле.
Умение продавать и создавать ценность продукта поможет продвигать карточку товара в рейтинге. Если вы правильно донесете до покупателя ценность продукта, вам не придется демпинговать.
Ошибка №6
«Раздувают» ассортимент как в офлайн-магазине.
Расширять ассортимент как в магазине, — плохая стратегия для маркетплейса. Сначала выводите товар, который относится к группе основных. Когда он попадет в рекомендованные, добавляйте дополнительные товары, чтобы увеличивать средний чек и влиять на прибыль.
Для начала хорошо поработайте с тремя или пятью карточками, а потом добавляйте новые. Иначе вы запутаетесь и что-то упустите.
Ошибка №7
Не прогнозируют поставку товара.
Избегайте избытка и недостатка товара. Хранение на складе излишков товара — это издержки, потому что вы платите за хранение. Если у вас нехватка позиций, — значит, вы недополучите прибыль. И маркетплейс тоже. Вы будете опускаться в рейтинге маркетплейса, потому что у покупателей был спрос на товар, а вы с ним не справились. Алгоритмы все это считывают.
Не стоит также закупать товар понемногу и пробовать, какой будет продаваться. И вот почему:
Вы закупили десять позиций по 20 штук.
- 20 штук одной позиции могут раскупить в этот же день, и у вас будет нехватка товара.
- Более опытные конкуренты могут выкупить ваш товар. Вы не сможете сразу получить деньги с маркетплейса, закупите срочно товар у поставщика, загрузите, но к тому времени «провалитесь» в рейтинге, потому что одни позиции у вас не покупают, а других позиций не хватило. Закупленный дополнительно товар уже не будет так хорошо продаваться.
Ошибка №8
Занимаются самовыкупом товара.
Выкупать собственные товары, чтобы подняться в рейтинге, — плохая стратегия. Да, в рейтинге вы подниметесь и на время обманете алгоритм. Но лишь на время. К тому же высокий рейтинг — это еще не гарантия продаж. Чтобы у вас покупали, должна быть правильно оформленная карточка. Товар должен соответствовать фотографии и описанию, чтобы не было возвратов, потому что возврат — это перемещение товара, и вы каждый раз оплачиваете логистику. Когда вы выкупаете свой товар, вы тоже оплачиваете его перемещение. А значит — повышаете издержки и снижаете прибыль.
Ошибка №9
Нанимают менеджера вместо себя.
Менеджер маркетплейса может выполнять указания, контролировать карточки товаров, собирать информацию о конкурентах, но принимать коммерческие решения — нет. Потому что только предприниматель, в силу своего опыта и знаний в бизнесе, способен анализировать данные и принимать решения.
Чтобы понять, нужен вам менеджер или нет, оцените, сколько времени занимает у вас рутинная работа. Если понимаете, что занимаетесь рутиной в ущерб стратегической работе, лучше делегируйте.
Статья подготовлена МАЭР при участии экспертов программы «Маркетплейсы: секреты продаж».
Торгую на вб какой-то там год. Совсем написанным согласен.
Но почем-то не нашел фразы, что зайти можно и с 10к 😁😁😁
Торгую на вб на 10млн+
Своя онлайн школа по вб. И официально заявляю, вайлдберис это легко, и зарабатывать можно!)
А тут написано как будто запугивание ))
У меня работает 5 чел на складе и 1 менеджер, и все автоматизировано 😄👌
Из всего выше, соглашусь только с ошибкой 3 и 5. Остальное бред