Увеличение роли бренд-маркетинга в современных реалиях

Изменение мировых правил маркетинга, связанных с различными факторами,которые мы рассмотрим с Вами далее, подтолкнуло меня к рефлексии на тему бренд- маркетинга – одного из передовых направлений в развитии современного мирового маркетинга. В данной статье я буду опираться на литературные и научные труды известных маркетологов: Ицхака Адизеса, Чан Кима, Рене Моборн, Карла Сьюлла, Филипа Котлера, Джека Траута и других.

Так почему же данная статья станет для Вас актуальной? Реальность такова, что в 21 веке во всем мире произошло перемен больше, чем за весь прошлый век. В связи с этим, многие устоявшиеся правила маркетинга просто перестали работать. Поэтому перед маркетологами появилась новая проблема: как привлечь и удержать клиента в долгосрочной перспективе в условиях перенасыщенности рынка? Ведь глобализация экономики привела к тому, что ежедневно появляются все новые игроки на рынке и конкурировать с ними становится гораздо сложнее.

Но перед тем, как приступить к поиску ответа на этот вопрос, я хотел бы перечислить основные актуальные проблемы , с которыми встретились маркетологи всего мира:

· Глобализация экономики – появление контейнерных морских перевозок в прошлом веке привело к существенной снижении стоимости логистики и открытию новых направлений экспорта для многих стран. На международный рынок вышли производственные мощности Китая, Тайваня, Пакистана и других развивающихся стран, которые предложили всему миру более доступные товары и услуги, при этом не теряя качественных характеристик продукта

· Перенасыщенность рынка – это проблема , которая вытекает из всех остальных. Увеличение доступности к средствам производства, новые экспортные направления и снижение издержек на продвижение товаров и услуг привело к тому , что ежедневно на рынке появляются и тут же исчезают тысячи игроков. Ну раз они исчезают , то проблемы нет, верно? Сложность в том , что зачастую подобные предприниматели успевают осуществить демпинговую ценовую политику, которая негативно сказывается на всей экономике отрасли.

· Более осознанное поведение клиентов. Многие правила маркетинга перестали работать из-за того, что люди по всему миру начали относиться к приобретению товаров и услуг более внимательно и осторожно. В нынешних условиях, эффективному маркетологу нужно быть более пластичным и изобретательным, чтобы осуществлять качественный анализ и продвижение продуктов и услуг.

· Внедрение маркетинга в цифровое пространство. Мировые тенденции и события , в том числе пандемия COVID-19, привели к полному переходу всех сфер жизни общества в цифровую вселенную. Это упростило и одновременно усложнило работу маркетолога.

· Роботизация большинства процессов – с появлением более совершенных компьютерных технологий и искусственного интеллекта увеличилось внедрение роботизированных систем в сферу продаж товаров и услуг, что в свою очередь уменьшило издержки компании и изменило потребительское поведение.

Понимание основных проблем, перечисленных выше, приводит нас к пересмотру системы ценностей продукта и услуги с точки зрения маркетинга. Таким образом, мы с Вами видим, что основными задачами успешного специалиста сферы маркетинга становятся:

· укрепление репутации и доверия клиента к существующим продуктам и услугам компании

· создание условий для удержания и создания постоянных клиентов

· формирование отличительных особенностей продукта и услуги компании

Именно этими и рядом других, вытекающих из них, задач занимается бренд – маркетинг. В нынешних экономических и социальных условиях построение успешного бренда в сознании потребителя является одной из ключевых задач маркетинга.

Хорошо, мы разобрались в проблемах и задачах, которые необходимо решать с помощью бренд- менеджмента. Так давайте поговорим о преимуществах, которые даст нам эффективное использование инструментов бренд- маркетинга при формировании наших продуктов и услуги:

· Снижение маркетинговых расходов. Судите сами: удержание существующих клиентов требует меньше денежных ресурсов , нежели поиск и привлечение новых.

· Построение успешного бренда товара и услуги придаст эмоциональный стимул в выборе потребителя , что позволит увеличить конверсию воронки продаж Вашей компании.

· Создание доверия к Вашим товарам и услугам со стороны клиента позволяет получить его рекомендацию Вашего продукта своим знакомым.

· Потребитель с большей вероятностью выбирает Ваши новые продукты и услуги , так как уже имеет опыт общения с Вашим брендом

· Цена Вашего бренда позволяет Вам выделять меньше ресурсов на ценовые войны с конкурентами , ведь Ваш потребитель готов заплатить больше за пользование именно Вашего продукта

Таким образом мы видим очевидные преимущества, говорящие нам о необходимости использования бренд- маркетинга в своей работе.Отлично , тогда какими инструментами и методами мы можем воспользоваться при выборе стратегии построения эффективного бренда компании? Я хотел бы объединить накопленный опыт, полученный мною из сразу нескольких альтернативных концепций, которые позволяют построить эффективный бренд продукта компании:

· Применение стратегии «Голубого океана» . Воспользовавшись методами дифференциации своего продукта при помощи ликвидации или снижения «неинтересных» для потребителя элементов продукта и, напротив, увеличение роли и создание действительно важных атрибутов, Вы сможете выделить свой продукт для клиента среди бесконечных однотипных товаров, которые ежедневно создаются на рынке во время борьбы в «алом океане» конкуренции. Для эффективного применения данной стратегии, Вы можете воспользоваться предложенными инструментами: стратегической канвой, моделью четырёх действий и решеткой «убрать – снизить – увеличить – создать».

· Использование методов работы, направленных на создание постоянных клиентов. Более подробно эта идея изложена в книге Карла Сьюлла «Клиенты на всю жизнь» , в которой приведены ключевые инструменты для создания client-friendly структуры компании. Именно построение условий для повторного привлечения клиента поможет Вам в создании положительного имиджа Вашего бренда компании и продуктов.

· Исследование целевого сегмента Ваших потребителей. Данный анализ должен включать в себя определение ценностей, болей, предпочтений и опыта предыдущего пользования аналогичными продуктами Вашего клиента. Это поможет Вам при сфокусироваться на разработке и продвижении действительно необходимых и результативных атрибутах бренда.

· Позиционирование Вашей компании и продуктов. Этот процесс крайне важен, ведь именно от этого зависит,какой предстанет Ваша компания в сознании потребителя. На что стоит сделать упор? Какой сегмент рынка Вы хотите охватить? Ответ на эти вопросы поможет Вашему бренд-маркетингу.

· Создание знаков идентификации Вашего продукта. Для того, чтобы объяснить Вам важность данного инструмента, я приведу Вам несколько примеров: увидев знак откушенного яблока, Вы уже вряд-ли вспомните о яблоке из Райского сада- нет, Вы сразу вспомните компанию Apple. А в сознании человека, проживающего в странах СНГ, слова ксерокс и памперс проникли так глубоко , что уже мало кто задумается , что это названия товарных знаков. Именно поэтому Вам необходимо создать простой и эффективный способ определения Вашего продукта среди других.

· Уникальный дизайн и фирменный стиль компании-это важно! Это поможет сформировать эксклюзивность Вашего продукта в сознании покупателя , что увеличит его ценность.

· Использование методов коммуникации с потребителем позволит увеличить его лояльность и вовлечённость в жизнь Вашей компании. Будьте открытыми для своего клиента , пользуйтесь CRM системами и SMM продвижением. Доверие к Вашему бренду- залог успешного развития.

Использование приведённых выше приемов позволит Вам создать уникальный и успешный бренд Вашего продукта в условиях перенасыщенного рынка. «Дифференцируйся или умирай» - именно так назвал свою книгу известный маркетолог Джек Траут. Это название, как мне кажется , идеально описывает ситуацию, которая сложилась в нынешних условиях мировой экономики: если ты хочешь сделать свой продукт успешным, ты должен инвестировать в свой бренд, в своё отличие, в изображение в сознании потребителя.

Я надеюсь , что моя статья помогла Вам увидеть необходимость в бренд- маркетинге своего товара и услуги и Вы используете приведённые мною методы и инструменты.

Начать дискуссию