Meta* признана экстремистской организацией. Что это значит для пользователей и бизнеса. Часть 2

Вчера я опубликовал краткое резюме по теме признания Meta* (продукты Facebook* и Instagram*) экстремистской организацией, дал рекомендации, как стоит действовать бизнесу и пользователям в связи с решением суда.

Я получил много вопросов от сотрудников и клиентов нашего агентства, в комментариях к десяткам перепостов и вчерашней статье на VC. В этом материале в том числе поделюсь вашими вопросами и ответами на них.

Что произошло:

Вчера ТАСС ( https://tass.ru/obschestvo/14135927 и https://tass.ru/obschestvo/14135585) и другие официальные информагентства России сообщили о том, что Тверской суд города Москвы признал Meta* (продукты Facebook* и Instagram*) экстремистской организацией.

Официальное решение суда не опубликовано на государственном интернет-портале “Правосудие” https://sudrf.ru, но уже сейчас понятно, какие законодательные документы из УК РФ и КоАП РФ стоит учитывать в связи с этой новостью.

ВАЖНО:

Это — первая итерация наших рекомендаций, призванная в уже имеющейся ситуации помочь снизить риски. В ближайшее время станет понятно, какова судебная практика, на что обращают внимание прокуратура и Роскомнадзор и как развивается ситуация. Мы будем и дальше следить за развитием событий и комментировать их.

Клиентам и партнёрам агентства 2L мы разослали следующую памятку с моими рекомендациями:

  • Остановить рекламные кампании в личных кабинетах Facebook* и Instagram*, если такие еще ведутся. Если в платежных кабинетах привязаны любые карты, то отвязать их.

Пояснение: Покупка рекламы в приложениях может быть расценена как финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ). Скорее всего, пользоваться рекламным кабинетом будет небезопасно.

  • Оплата рекламы напрямую блогеру в Facebook* и Instagram* не подпадает под определение финансирования экстремистской деятельности.

Пояснение: Если есть веские причины продолжать вести кампанию, это не запрещено напрямую.

  • Удалить все логотипы Meta*, Facebook* и Instagram* со своих сайтов, блогов и других корпоративных площадок.

Пояснение: Формально есть основания для наказания за публичную демонстрацию символики приложений (ст. 20.3 КоАП РФ). Поэтому на сайтах, в социальных сетях и т. д. рекомендую убрать значки приложений, пока не будет точно понятно, что прокуратура не собирается обращать внимание на подобные нарушения.

  • Удалить все ссылки на Meta*, Facebook* и Instagram* со своих сайтов, блогов и других корпоративных площадок.

Пояснение: Хотя это и не символика и прямого упоминания об этом в материалах информагентств нет, но ссылки открывают прямой доступ к информации об экстремистской организации, поэтому тут я рекомендовал бы перебдеть и удалить.

  • Аккаунты компаний можно продолжать вести в Facebook* и Instagram* — главное, не размещать экстремистских постов.
  • При публичном упоминании Meta* и ее приложений нужно указывать, что это экстремистская организация (ст.13.15 КоАП РФ). Например, «Meta признана экстремистcкой организацией в России» или «Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России».

Вопросы и ответы:

Вопрос: Что грозит физическому лицу, если он где-то оставит ссылку на Facebook* и Instagram*?

Ответ: Такие действия подпадают под ст.20.3 КоАП РФ «Публичное демонстрирование символики (про ссылку в контексте символики выше пояснил) экстремистской организации» — до 15 суток ареста.

***

Вопрос: Что грозит СМИ и бизнесу, если они где-то оставят ссылку на Facebook* и Instagram*?

Ответ: Согласно ст. 20.3 КоАП РФ, штраф юридическому лицу на сумму до 50 тыс. руб., штраф должностного лица на сумму до 4 тыс. руб.

***

Вопрос: Что делать со старыми материалами, в которых есть лого или упоминания, — на сайте или на других корпоративных площадках? Нужно ли удалять/делать пометки, или старых материалов это не касается и ничего не нужно делать?

Ответ: В старых материалах лучше убирать лого и ссылки. Если остается упоминание, то добавить упоминания об экстремизме.

***

Вопрос: В материалах достаточно один раз указать или при каждом упоминании «Meta, в том числе ее продукты Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией в России.»?

Ответ: Лучше всего при каждом упоминании указывать звездочку (Instagram*) и в конце текста указать, что эта звездочка означает.

***

Вопрос: Можно ли с сайта убрать только лого? Можно ли, например, написать «Инст», «ФБ» и гиперссылки на соцсети – как это может трактоваться?

Ответ: До полного понимания действий прокуратуры и Роскомнадзора, рекомендую убрать все значки и гиперссылки на эти социальные сети.

***

Вопрос: Если оплата рекламы производится с ЮЛ в США, а ее настройку и контроль я произвожу в рамках договора с зарубежной компанией, физически находясь не в РФ, как это трактуется?

Ответ: Приговор по ст. 282.3 УК РФ могут вынести за «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг». Если человек принимает денежные средства от третьих лиц и тратит их полностью или частично на рекламный кабинет, зарегистрированный на себя, то формально это — финансирование экстремистской организации. Даже если денежные средства не ваши, но рекламный кабинет зарегистрирован на вас, в рискуете стать подозреваемым по делу о финансировании экстремистской организации.

***

Вопрос: Логотипы приложений в телефоне пользователя — нарушение?

Ответ: Нет, лого приложения в телефоне не демонстрируется публично и не влияет на общественное сознание как пропаганда.

***

Вопрос: Продажа акций, купленных до знаменательного решения Тверского суда, законно?

Ответ: Если акции куплены до оглашения решения суда, то их наличие пока ничем не угрожает. Но стоит иметь в виду, что Центральный банк или Правительство РФ могут принять отдельные решения по вопросам имеющихся акций. Рекомендую до тех пор выжидать.

***

Вопрос: Можно ли пользоваться этими соцсетями госслужащим и госучреждениям?

Ответ: Отдельных указаний на этот счет нет. Значит, в их случае действуют все те же ограничения, что и для обычных граждан. Скорее всего, органы власти примут внутренние акты, инструкции по использованию соцсетей.

***

Вопрос: Что делать, если есть долг в рекламном кабинете? Погасить его означает спонсировать эту организацию?

Ответ: Да, отправка денег — финансирование организации.

***

Вопрос: Нужно ли удалять все посты и упоминания этих сетей на других платформах и сайтах?

Ответ: Посты удалять необязательно, гиперссылки и значки на других сайтах нужно удалить. Упоминания можно оставить, но добавить примечание об экстремистской организации. Вариант: удалить упоминания.

***

Вопрос: Авторизацию через Facebook* нужно убрать на сайте? Или просто логотипы?

Ответ: Рекомендую убрать авторизацию, чтобы не было упоминания о соцсети.

***

Вопрос: Упоминание в личных и корпоративных переписках каким то образом может быть трактовано против меня?

Ответ: Любое упоминание в переписке должно сопровождаться примечанием об экстремистской организации. Символы соцсетей и ссылки на них не нужно отправлять никому.

***

* Организация Meta, а также её продукты Instagram и Facebook, на которые мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими на территории РФ.

Надеюсь, мои рекомендации помогут вам понять, как действовать сегодня.

Если у вас есть вопросы, задавайте в нашем Telegram-канале, постараюсь быстро помочь.

2929
16 комментариев

Получается, что React это уже не фреймворк, а призыв к действию.

9
Ответить

Только не взрывай!

2
Ответить

говорят, интерфейсы сложных террористических устройств написаны на нём

Ответить

Спасибо, Александр! Четко и по делу.

3
Ответить

Ещё лучше сразу прийти в полицию, сознаться что экстремист и сесть лет на 5. Перебдеть так сказать. Неизвестно же, какие ещё законы примут, а ты уже подготовился.

3
Ответить

Интересно. А само ведение этих соц сетей будет как-то регулироваться/запрещаться? Я имею ввиду планируются ли более жесткие меры по типу как в китае к примеру

2
Ответить