Маркетинг
Olesya Ushakova

Она взяла молоток в свои женские руки и начала на кусочках алюминия чеканить любые фразы

Напоминаем, что это проект «Антрепренёры», в котором мы исследуем природу предпринимательства, как бы громко это ни звучало. Нам интересно, почему и зачем люди выбирают такой сложный путь – предпринимательский. Сегодня мы знакомим вас с предпринимательницей Светланой Слатвинской, соосновательницей бренда украшений Have a Metal.

Интервью записано 15 декабря 2021 года

Если в двух словах, Have a Metal – крафтовое производство украшений из металла, главная фишка которых – возможность кастомизировать под каждого клиента. А подробности читайте ниже, и по традиции начнём с того, как всё создавалось.

НА 60 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ МЫ КУПИЛИ МОЛОТОК И АЛЮМИНИЙ

Светлана: В 2016 году я предпринимала очередную попытку переехать в Санкт-Петербург, где сейчас уже живу несколько лет. Но тогда обнаружила себя в моменте, когда снова была вынуждена вернуться в родной город Красноярск. Мне было грустно: не хотелось возвращаться в Красноярск и заниматься тем, чем я на тот момент занималась. Очень хотелось как-то себя поддержать, и мне пришло в голову сделать либо татуировку, либо какое-то украшение, на котором были бы важные для меня слова. Делать татуировку за пару дней до отъезда было довольно экстремально, но что-то нужно было с собой увезти. Вспомнила, что существуют украшения с надписями, я их где-то видела. К тому же, Петербург – город творческий, и я быстро нашла прекрасных ребят, которые делали такие украшения из стали. Но расстроилась, что не могу сделать свою надпись, а должна выбрать. Имеющиеся надписи мне не особо нравились, но я кое-как сделала выбор и купила, что более-менее подходило. Параллельно пожаловалась подруге, что не смогла найти украшение с подходящей надписью, а она в ответ сказала, что тоже хотела бы браслет со своей надписью. И я подумала, как было бы здорово, если можно было это реализовать.

Надо ещё упомянуть, что я возвращались из Петербурга в Красноярск мы с будущим мужем на машине и у меня было довольно много времени, чтобы обсудить с подругой и печаль возвращения, и украшения, и многое другое. Тогда Юля, та самая подруга, вспомнила, что вообще-то заканчивала институт по специальности «обработка металла», и начала думать, из какого металла такие украшения было бы лучше сделать и по какой технологии. Я спросила ее: «Раз это реально, почему бы нам не начать эти украшения делать?». Мы хотели, чтобы у людей была возможность сделать украшение с любой фразой, которую они хотят. Всё это я вывалила на подругу, и за пять дней моего пребывания в дороге мы успели придумать весь процесс, название, и в Красноярск я приехала уже не расстроенная, а окрылённая – потому что была готова реализовывать этот проект.

Денег у нас не было. Мы посчитали, что на запуск потребуется 60 тысяч рублей. Их нам дал Дима, мой муж, чтобы мы попробовали сделать колечки и браслеты. И с сентября 2016 года мы с Юлей начали делать браслеты и колечки, потом кулоны и ещё много всего.

Делать мы их начали вручную методом чеканки. Этот способ вспомнила моя подруга: она взяла молоток в свои женские руки и начала на кусочках алюминия чеканить любые фразы, слова, даты – всё, что хотелось нашим клиентам.

Виктория: И где вы взяли алюминий?

Светлана: Купили. На те самые 60 тысяч мы купили молоток и алюминий. Длинная история, как мы искали металл, который нам нужен. Его было очень тяжело найти, в итоге нам подошёл пищевой алюминий, который до сих пор продается только в США, и мы оттуда его возим. Это наша боль, потому что все 5 лет существования Have A Metal мы ищем, где купить кусочки алюминия, но пока не нашли ничего лучше.

Виктория: Что интересно, в Красноярске находится алюминиевый завод. Казалось бы…

Светлана: Да, первым делом написали им, но в крупных компаниях в целом тяжело с коммуникациями. И потом, оказалось, пищевой алюминий в России не пользуется большим спросом, потому как у него довольно узкая сфера применения, а тем более обрабатывать его под украшения – тоже работа нелегкая. Но в США почему-то с этим всё проще, с ними и работаем. Получив алюминий из Штатов, мы как-то сразу поняли, что сделали верный выбор – он был правильной толщины и тогда мы начали делать украшения.

Мы завели инстаграм-аккаунт, начали продвигать своё дело через друзей. Отклик пришёл довольно быстро, и уже через 3 месяца мы вернули моему молодому человеку 60 тысяч рублей, и начали на этом зарабатывать. Мало, но начали.

СЕКРЕТЫ УНИКАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Виктория: Что это за алюминий, из которого можно сделать то, что может украсить руку? Как выглядит процесс создания украшения?

Светлана: Берём плоскую полоску пищевого алюминия, который не темнеет, не красит кожу, не вызывает аллергии, то есть, он абсолютно безопасен. Все шутят, что пищевой алюминий так называется, потому что его можно есть, но на самом деле, он используется для упаковки пищевых продуктов, раньше из него делали посуду.

Итак, берём плоский кусочек алюминия, штампы с алфавитом или цифрами, и набиваем то, что хочет клиент. После того, как набили фразу/слово, скручиваем металлическую полоску под форму кольца или браслета. Затем закрашиваем углубления с буквами нужным цветом. Раньше это был только чёрный, сейчас клиенты просят разные цвета, особенно молодежь (им нравятся разные кислотные оттенки), и надпись становится читаемой после окраски.

Что делает нашу технологию уникальной – мы можем создавать украшения практически везде, изготовление одного изделия занимает порядка 15–30 минут. Кроме инстаграма, где принимали заказы на создание украшений, мы увидели для себя такой вектор развития как участие в различных мероприятиях, куда мы приезжаем и делаем украшения непосредственно во время события. Так мы побывали на различных телеканалах Красноярска, крупных презентациях известных брендов и так далее.

Виктория: А это вам дало больше продвижения или вы на этом зарабатывали тоже?

Светлана: Сейчас я бы это заработком не назвала, но всё-таки работа в плюс, тем не менее она была скорее для продвижения. На мероприятии человек узнавал, что можно набить, допустим, слово «любовь», а потом возвращался, чтобы сделать кличку любимой собаки. Мы раздавали огромное количество визиток и таким образом приобретали узнаваемость. После таких мероприятий очень сильно устаешь, потому что они длятся как правило 5–6 часов, приходится работать, не разгибая спины. Когда поняли, что мы уже классные, с удовольствием отказались от дальнейшего участия.

ИРЕНА ПОНАРОШКУ, NOIZE MC И ЁЛКА

Виктория: Расскажи про ваши кейсы продвижения. Они же такие, очень показательные, и у вас можно поучиться, как продвинуть нишевый бренд и сделать его массовым. Я знаю про твой успешный опыт сотрудничества с инфлюенсерами, как ты находила лидеров мнений в определённых сегментах аудитории, через которых была возможность привлечь новых клиентов.

Светлана: Каждый инфлюенсер, как правило, очень высокого о себе мнения, ведь он не просто так стал лидером этих самых мнений. И я говорю им, что мы можем сделать для них какое-то украшение с их коронной фразой, которое будет подчеркивать их индивидуальность. Обычно мой подход следующий: «Мне бы хотелось сделать украшение именно для вас, потому что восхищаюсь вашими личными качествами». Например, девушке, которая занимается астропрогнозами, я сказала, что она делает лучшие прогнозы, а к тренеру по йоге сходила на мастер-класс и отметила, что это был лучший мастер-класс. В этом всём я очень искренна, и таким образом стала экспертов благодарить. Я никогда не прошу ничего взамен, и в большинстве случаев все сами про нас пишут. Даже певица Ёлка, которой мы на концерт принесли кольцо, обнаружив, что на нём написана строчка из её последнего трека, который она презентовала на этом концерте, не удержалась и показала в сториз наше кольцо и коробочку. Я знаю, что реклама у нее очень дорогая, и думаю, с менеджерами есть серьезные договоренности, что можно, а что нельзя постить. Тем не менее её это тронуло, она про нас сказала, не упоминая аккаунт. Если использовать индивидуальный подход, то шансы всегда выше, чем если просто сказать: «Здравствуйте, хочу у вас разместить рекламу, сколько это стоит?». В таком случае, скорее всего, ответят просто: «200 тысяч», - и либо придётся их где-то доставать, либо нет.

Наша первая интеграция была с сетевой компанией NL-International и девушкой-лидером этой компанией. Ей мы подарили изделие со смешным хэштегом «Боже храни NL», потому что они часто так говорят. Она посмеялась, искренне восхитилась нашим чувством юмора, и выложила это у себя в соцсетях. Кажется, тоже без отметки, но люди нас нашли. Покупатели, вообще, без труда находят, если им что-то понравится. Поэтому, если вы что-то производите и хотите, чтобы о вас рассказал какой-то блогер – сделайте им подарок. Отметьте то, что прекрасного он сделал в последнее время: может, он выступает за защиту бездомных животных или помогает детям, может, еще что-то. В общем, пойдите через лесть или комплименты, это же не всегда плохо! Это работает не только у нас, за такие советы меня благодарили неоднократно.

Виктория: Ты помнишь, после какого блогера/инфлюенсера к вам пришло больше всего подписчиков?

Светлана: Конечно, Ирена Понарошку, так как это был самый крупный блогер из всех, с кем мы сотрудничали. Она отмечала наш аккаунт, потому что это был, непосредственно, рекламный контракт. Они нас позвали участвовать в своем проекте: Ирена Понарошку создаёт «Авокадо бокс», в который лично отбирает разные эко-продукты, а наши кольца как раз сделаны из чистого пищевого алюминия, а не из какого-то непонятного сплава. Для этого проекта мы сделали полторы тысячи колец. После сбора коробки она очень подробно рассказывала, что в ней лежит, в том числе, про наши кольца. Отклик был сумасшедший: это тысячи пришедших подписчиков и тысячи заказов, наверное. Это был один из самых мощных наших кейсов, он стоил нам не живых денег, но полторы тысячи колец.

Виктория: Странно, кстати, что ты не упомянула Noize MC. Это твой любимый кейс, а тут ты про него забыла.

Светлана: Ну, тут не совсем кейс. Это, скорее про то, что нельзя упускать ни одного шанса. Если вы знаете, что можно получить доступ к какой-то звезде или лидеру мнений, нужно обязательно этим воспользоваться, быть максимально открытым ко всем событиям, которые происходят вокруг.

Как-то я узнала, что мой любимый исполнитель Noize MC проводит автограф-сессию недалеко от нашей мастерской. Мы очень быстро сделали браслет с надписью, и я его ему презентовала. Он этот браслет надел, но никуда не выкладывал, зато на нас подписался и периодически ставит лайки. Для меня это огромное признание, потому что каждый раз при виде его лайков начинаю прыгать до небес, это мотивирует меня работать ещё эффективней. Но это больше про вдохновение.

Хотя коллега моя мне как-то рассказывала, что на одном из маркетов к ней подошёл молодой человек и спросил: «О, а это на вас подписан Noize MC?!». Это однозначно придало нам уверенности.

СТАЛО ПОХОЖЕ НА БИЗНЕС СПУСТЯ 2 ГОДА ПОСЛЕ СТАРТА

Виктория: Давай теперь пройдемся по этапам: с чего вы начинали (можно в цифрах), что из себя представлял бренд Have a Metal на старте – объёмы, обороты, каналы сбыта? И во что это превратилось сейчас, спустя 5 лет? Какие этапы вы прошли, как бизнес?

Светлана: Началось всё с 60 тысяч рублей. Моя подруга после работы садилась за производство, а я принимала и скидывала ей заказы из инстаграма. Я вела все коммуникации, а подруга делала украшения. И я, и она работали в найме. Длилось это довольно долго, года два, наверное. Мы не понимали, что это бизнес, и сколько мы зарабатываем. Денег стало чуть больше, мы понимали, что нам это нравится, получали много откликов от клиентов со всего мира, но у нас не было никакого ИП, товарного знака и так далее.

Однажды нас пригласили на дизайнерский маркет в Грузии. Мы не понимали, как всё будет проходить и ещё ни разу на тот момент не были в Грузии, но сама идея нам понравилась. Мы заплатили где-то 15 тысяч рублей за участие и просто решили: едем!

И там случился успех: мы продали всё, что привезли, мы прямо на маркете стояли и набивали украшения. Два дня маркета мы были погружены в это всё, и нас периодически спрашивали, где мы продаёмся и какие у нас планы. Вернувшись из Грузии такими окрыленными, мы вдруг поняли, что дизайнеры – это люди, которые действительно могут зарабатывать. Раньше мне казалось, что заработать на продаже колец, например, на машину просто нереально. Но оказалось, что всё не так – дизайнеры ездят по всему миру, представляют себя, и даже маленький бренд может быть успешной историей.

Вернувшись домой, я поделилась своим осознанием с мужем. Он долго считал все нами заработанное на маркете в разных валютах: рублях, долларах, грузинских лари, азербайджанской валюте… Он подсчитал, что заработали мы достаточно круто, и спросил, не против ли мы, если он подумает над тем, как продвинуть наше дело. Тогда он называл его «тараканьи бега», потому что мы постоянно куда-то бежали, ничего не успевали и не считали. Он предложил начать вести таблицы доходов-расходов, чтобы понять, насколько, вообще, это прибыльно. Ни я, ни моя подруга не умеем считать, и нам это просто неинтересно. Так в бизнес вошел мой муж. Мы договорились, что все деньги будем делить на троих, но он сделает всё для того, чтобы они начали активнее зарабатываться.

Несмотря на то, что Красноярск – довольно развитый город, с маркетами там всё было не очень. Зато в соседнем Новосибирске жизнь била ключом. И следующий город, в который мы поехали уже втроем, но все еще без ИП и особого учета, был Новосибирск. Именно там к нам окончательно пришло понимание, что это бизнес, это про деньги, у этого есть будущее. Была осень 2018 года. У меня есть ощущение, что эта история всегда была прибыльной, но стала похожа на бизнес именно тогда, спустя 2 года после старта проекта.

Я довольно много прочитала литературы о бизнесе, и у меня уже имелся опыт ведения такого «девочкиного» бизнеса – я занималась продажей косметики. И этот опыт начала применять к «металлу». Все привело к тому, что работать в найме уже не было ни сил, ни желания, и тогда мы все решили уволиться с основных работ. Видимо, чтобы никому не было обидно 😊 Одновременно с этим мы решили переехать в другой город, потому что ездить на мероприятия из Красноярска было довольно далеко, а почти все маркеты проводятся в центральной части России. То есть к инстаграму добавились маркеты, и это стало равноценной историей, так как на одном маркете нам удавалось продать столько же изделий, сколько за месяц в инстаграме. К тому моменту наша прибыль стала измеряться сотнями тысяч в месяц – на неё уже можно было жить. Стало не так страшно переехать в Петербург, что можем остаться там без еды и квартиры. Тогда мы были готовы к тому, чтобы немного разделить бизнес: моя подруга Юля осталась бы в Сибири, а мы с мужем переехали в Петербург (это была уже третья моя попытка). Но так получилось, что Юля приехала с нами на лето, чтобы помочь открыть в Петербурге мастерскую. И… поездка затянулась: уже три года, как Юля прекрасно здесь живет и не собирается возвращаться в Сибирь, потому что здесь у нас все классно сложилось.

После открытия мастерской здесь всё пошло хорошо, потому что уже никто не отвлекался на сторонние дела, вся наша энергия была сконцентрирована на общем бизнесе. Если кратко пробежаться по трём последним годам, то Have a Metal – это зарегистрированный товарный знак, две мастерские в Санкт-Петербурге, раскрученный инстаграм, сайт, через который мы принимаем заказы, около 6000 колец, проданных за полгода на маркетплейсе Wildberries (последнее наше достижение), и куча всяких классных кейсов по продвижению.

Ну, и в команде у нас появляются новые люди – уже есть один постоянный нанятый работник, и периодически мы приглашаем разных людей на помощь, потому что самостоятельно все успеть уже невозможно.

Виктория: Давай ещё подробнее остановимся на переезде. Насколько я помню, в Красноярске у вас своей мастерской не было, вы продолжали работать, можно сказать, на коленке, в домашних условиях. При переезде в Питер вы уже целенаправленно открывали мастерскую. И вот скажи: был ли период переезда самым сложным для бренда Have a Metal? Может, у тебя есть лайфхаки, как можно успешно перевезти свой бизнес, чтобы он не пострадал, а преумножился?

Светлана: До пандемии мне казалось, что это был самый сложный период, но, когда она случилась, поняла, что было вообще не сложно. Как оказалось, наш бизнес мобилен и во многом уникален: малые вложения, быстрая окупаемость. Когда смотрю разборы бизнеса именно по деньгам, понимаю, что нам было бы неинтересно рассказывать, потому что вложили мы мало, а оборот сейчас больше миллиона. Это странная история, обычно так не бывает.

Наш бизнес можно буквально уложить в чемодан: алюминий лёгкий, наковальня маленькая, молоток может быть любой. Мастерская может путешествовать с нами по всему миру, проблемы могут возникнуть, наверное, только на досмотре. Поэтому переезд был не сложным, тем более, когда продаёшь онлайн, это можно делать из любой точки мира. Сейчас наш основной доход – маркетплейсы, и если у вас в городе есть пункт сбора товаров для маркетплейсов, то вообще не важно, куда вы поедете завтра. За это я ещё больше люблю наш бизнес, потому что это не швейный цех и не гончарная мастерская, мы супермобильны.

Виктория: Символично – мобильный бизнес родился в дороге!

ЗАХОДЯ НА МАРКЕТПЛЕЙС, БУДЬТЕ ГОТОВЫ К УСПЕХУ

Виктория: А теперь мне хотелось бы расспросить про маркетплейсы, потому что, насколько понимаю, с ними тоже сложилась какая-то уникальная ситуация: вам в рекордные сроки удалось продвинуть там свой бизнес. Расскажи, почему маркетплейсы и какие у вас там сейчас позиции.

Светлана: К 2020 году очень раскрученным каналом были оптовые продажи не только под своим брендом, но и изготовление украшений для разных шоурумов по всей России. Когда из-за локдауна большинство из них закрылось, мы перестали получать доходы с этого оптового канала. Розница тоже упала, потому что мастерская закрыта, в неё люди не ходили. Остался только инстаграм. Но 5 лет назад мы могли позволить себе иметь прибыль только через него, потому что имели основную работу, а сейчас его оказалось мало: у нас появился наемный работник, аренда и прочее.

Что же делать? Все вокруг трубили, что нужно выходить на маркетплейсы, но у нас, как мы уже обсудили, кастомные украшения, сделанные вручную, что значит, у нас никогда не будет двух одинаковых товаров. Даже если это просто кольцо с надписью «люби», найти сделанное с надписью под тем же углом и той же толщины будет довольно сложно. Но мой муж, осознав, что продажи падают, и 2020 год нас убивает, настоял на том, чтобы делать хоть что-то. Скажем так, своей мужской волей он убедил нас, что это нужно сделать. К тому моменту он уже изучил вопросы выхода на маркетплейсы с помощью ютуба, инстаграма и других бесплатных ресурсов. Мы начали с того, что завели 5 позиций самых популярных надписей, посчитав статистику, заявили три размера колец, и рассказали об этом нашим клиентам.

Да, на маркетплейсах есть алгоритмы, но самый главный фактор – это продажи. Если вы вышли на эти платформы с любым бизнесом, будь то носки или варенье, и товары какое-то время не продаются, то скорее всего, сам маркетплейс его опустит вниз выдачи. Соответственно, после появления на площадке, вам нужно сделать всё, что угодно, чтобы продукция продавалась. Реклама на самих маркетплейсах стоит очень дорого, сотни тысяч, потому что рассчитана на крупные бренды. Чтобы товар начал продаваться, необходимы самовыкупы. Во-первых, мы снизили цену, чтобы лояльные клиенты смогли купить уже десятое кольцо нашего бренда, но не за 800 рублей, а за 500. Также просили друзей покупать. Кому-то возвращали деньги, кто-то сказал, что это их вложение в наш успех, и спасибо им за это большое. Просите кого угодно, лишь бы сделать движение и создать спрос, чтобы маркетплейс подумал, что у вас крутой и ликвидный бренд. Кроме того, очень важно хорошее визуальное наполнение. В интернете есть множество курсов, как сделать подходящие фотки, этим нельзя пренебрегать. Если этот шаг уже пройден, маркетплейс сам начинает проталкивать вас вверх.

Таким образом, за полгода без больших финансовых вложений, заплатив за обучение в общей сложности 5,5 тысяч рублей, достигли того, что наши изделия были на четвертой позиции по запросу «кольцо» из около 60 тысяч компаний. Я до конца не понимаю, как мы это сделали, но нам удавалось обгонять таких гигантов, как Sunlight или 585. Это ещё не принесло нам миллионы, но сам факт достижения таких показателей очень радует. Думаю, что если не допускать серьёзных ошибок, то все у нас в этом деле ещё впереди.

Заходя на маркетплейс, будьте готовы к успеху. Например, нам тяжело иметь в наличии 500 штук колец одной надписи, и они постоянно заканчиваются. Как только товар заканчивается, маркетплейс закидывает вас на самое дно. Он может это сделать пять-шесть раз, а на седьмой уже не дать подняться обратно. Поэтому если вы не готовы пополнять запасы своего товара, лучше туда не заходите. Из-за того, что у нас ручной труд и определенный механизм поставки товара, мы не можем вовремя делать поставки, и поэтому финансово страдаем. Всё могло бы быть ещё лучше, если мы были более талантливыми бизнесменами.

ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ НЕВОЗМОЖНО ВЫДУМАТЬ

Виктория: Мы так много с тобой уже упоминали надписи – ваше уникальное торговое предложение, что пора рассказать занимательные истории: самые необычные надписи и условия, в которых их заказывали, что-то еще, что сможешь вспомнить. Я знаю, у тебя таких историй много.

Светлана: Историй действительно было много и разных. Встречались и грустные, трогательные истории, одну из которых я упомяну. В самом начале нашего пути одна клиентка заказала своим взрослым дочерям украшения с надписью. Так вышло, что к моменту, когда мы их изготовили, её уже не было в живых. Так бывает, к сожалению, и мы со слезами отдавали браслеты, а дети их со слезами принимали. Они до сих пор с нами на связи и носят эти украшения, хотя выглядят они уже не очень. Мы даже думаем о том, как их обновить, потому что обладательницы носят, не снимая, для них эти украшения стали настоящими талисманами. Такую историю вообще невозможно придумать. Можно сказать, с этих браслетов от мамы дочерям началось становление нашей компании.

А однажды нам написала девушка, у которой никак не складывались отношения с мужчинами, а она этого очень хотела и спросила, что бы такого ей написать на кольце, чтобы исправить ситуацию. Мы порекомендовали ей двойное кольцо в виде спирали с надписью «Люби меня», которое тогда было довольно популярным. Она его заказала, и каково же было удивление, когда через некоторое время она прислала фото кольца на безымянном пальце. Как оказалось, после покупки девушка надела это кольцо и пошла гулять с собакой на набережную, где познакомилась с парнем, который вскоре стал её мужем. После того, как мы осветили эту историю у себя в инстаграме, кольцо «Люби меня» просто порвало все топы наших продаж. Не знаю, сколько ещё было удачных кейсов с замужеством и отношениями 😊

Ещё была история, в которой мы не знали, как себя повести. Девушка попросила нас сделать мужской браслет и отправить его в другой город анонимно либо с моими инициалами от лица компании, что я и сделала. На браслете была надпись «Мы в ответе за тех, кого приручили». Прошло какое-то количество времени, и мне позвонил очень злой мужчина, который ругался, и сказал мне: «Девушка, что вы вообще себе позволяете?! Я женатый мужчина, и то, что я в вашем городе с вами отдыхал, ещё не дает право так ужасно себя вести!». На тот момент я ничего не поняла, кто, с кем и где отдыхал, и вообще, по адресу ли звонок. Но потом дошло, что речь идёт о браслете. В общем, всякое бывает, и он, видимо, не хотел брать ответственность за того, кого он «приручил» в той командировке.

ПОСТОЯННО ДЕРЖАТЬ РУКУ НА ПУЛЬСЕ

Виктория: Ещё немного про клиентов. Случалось ли вам что-либо менять в бизнес-процессах под потребительское поведение или удавалось предугадывать поведение аудитории?

Светлана: Нам особо не приходилось подстраиваться под потребительские запросы, но не потому, что мы такие вредные, а потому что ограничены форматом: тем же количеством символов, которое помещается на изделие. Мы не дизайнеры, мы просто умеем бить молотком по металлу ваши слова с помощью штампов. Новых коллекций мы не выпускаем, но стараемся ловить тренды, чтобы угадывать с популярными словами/фразами. Когда случается какой-то классный инфоповод, мы можем выйти на фандом, например, Гарри Поттера или телеигры, как «Импровизация», либо поймать какой-то тренд в тиктоке, и сделать таргет с украшениями на эту тему. Другими инфоповодами были даже митинги в Москве или арест журналиста. Мы стараемся «залететь» и реагировать на всё, что слышим.

Виктория: Это же довольно напряженно – постоянно следить за происходящим и стараться поймать волну. Как тебе это удается?

Светлана: По образованию и по своей работе я занималась PR, маркетингом, рекламой, я всё это изучала, и мне до сих пор интересно это изучать и стараться внедрять в свой бизнес. Для меня это не составляет особого труда. Когда кто-то спрашивает, какими качествами должен обладать предприниматель (вдруг ты меня тоже об этом спросишь!), я говорю, главное – постоянно держать руку на пульсе и уметь вывернуть любую ситуацию в свою пользу и даже суметь как-то на ней заработать.

Виктория: И в завершение скажи, как ты видишь дальнейший путь Have a Metal и свой личный путь в карьере, в бизнесе?

Светлана: Про себя – больной вопрос, потому что каждый раз на него отвечаю по-разному, не могу для себя сформулировать. Мне очень нравится помогать людям и рассказывать о нашем опыте, но не в ключе, какие мы классные, а так, чтобы поделиться знаниями с другими крафтовыми брендами и как-то им помочь. Может быть, мне хотелось как-то это монетизировать, но мне не хочется быть коучем или наставником, я пока не могу понять, как это называется. Возможно, нужно будет еще поучиться и получить новые компетенции.

А что касается металла (то есть Have a Meal), мне хочется расширяться на маркетплейсах и не только российских. Сейчас есть возможность выйти на зарубежные маркетплейсы, как мне кажется, это вообще супер! Когда ты выставляешь свои продукты на маркетплейс, ты как будто запускаешь их в открытый космос, потому что не видишь клиента, не общаешься с ним, как это бывает в инстаграме или в обычном магазине. Я думаю о таких перспективах, как Amazon, - это было бы идеально. Я ещё не знаю, как это получится, но мне бы очень хотелось.

Над текстовой версией интервью работали:

З.Ы. Если дочитали до конца, дайте нам пожалуйста обратную связь в комментариях: зашел ли материал, формат, гость и все-все. Буду вам очень-очень благодарна. Всех обняли и готовим следующее интервью)

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null