Гайд: Как должно выглядеть резюме маркетолога

Всем привет! Эта статья задумана как гайд по составлению резюме маркетолога. Недавно я откопал своё старое резюме и оно мне не понравилось, пришлось переосмысливать. Сейчас я, так скажем, в live-формате составлю себе новое резюме, а вам покажу и объясню ход своих мыслей. Приятного чтения и удачи в поиске команды мечты :)

Не выходи из матрицы, считай, что тебя продуло<br />
Не выходи из матрицы, считай, что тебя продуло

К резюме, как и ко всему остальному, мы будем подходить с точки зрения маркетинга. На рынке труда каждый из нас является уже до какой-то степени сформированным продуктом, получившим некий рыночный фидбек. Либо опыта нет, значит вы по сути ищете инвестора. Этот гайд предназначен в первую очередь для тех, у кого опыт есть.

Ваш опыт формирует вас как продукт, но не только в плане портфолио. Со временем вы неизбежно становитесь полноценным игроком рынка - у вас появляются свои профессиональные интересы, ценности, убеждения, направления для развития. Поэтому вопрос "каким должно быть резюме маркетолога?" ничем особо не отличается от вопроса "какой должна быть посадочная страница?", например. Есть единственный правильный ответ. Резюме должно быть релевантным. Оно должно цеплять именно вашу целевую аудиторию, то есть ту, на которую вы нацелились. А значит сейчас мы переходим к первому и самому ответственному этапу.

1. Самый ответственный этап: позиционирование.

Для начала нужно ответить себе на два вопроса: а) кто я такой и б) с кем я хочу работать.

Звучит, конечно, как начало бизнес-тренинга, но отбросим инфоцыганские ассоциативные ряды - мы тут серьезным делом заняты.

Очевидно, что первый вопрос нужен для того, чтобы ответить на второй. Его задача - описать себя, как игрока рынка. Безусловно важно вспомнить и каллиграфически притягательно выписать свои достижения на предыдущих местах работы. Но, зачастую (почему-то) на этом всё останавливается. Пару строк о себе, опытный пользователь ПК - вобщем, как говорится пыщ пыщ и в продакшен. Но этого недостаточно, ни вам ни потенциальному работодателю.

В моём случае ответ на вопрос "кто я такой" будет выглядеть так: я тот, кто разбирается в маркетинге на уровне большем, чем размещение рекламы; слово "бренд" для меня не пустой звук; я считаю себя талантливым маркетологом; я умею работать удаленно и управлять командами, проектами; интересуюсь IT и развиваю технические навыки по типу языков программирования, администрирования систем и инфосека.

С кем этот "я" хотел бы работать? Скорее всего, моя целевая аудитория, это небольшие команды, стартапы. С молодым составом и минимумом бюрократии. Идеально, если они делают какой-то IT-продукт, который доказал свою состоятельность. Это атмосфера быстрого роста компании, а соответственно и моего роста. Бесконечная череда разноплановых и интересных задач, умные головы, готовые генерировать свежие идеи, а не протирать в стуле дыру с 9 до 6. Настоящее приключение в команде профессионалов.

Как можно понять из выше описанного, очень много компаний на рынке мне не подойдёт. А я им, но об этом мы узнали бы через пару-тройку месяцев после выхода на работу. Критериев того, почему тебе может что-то не понравиться всегда гораздо больше, чем наоборот.

Итак, моё позиционирование будет звучать так: талантливый маркетолог для перспективного быстрорастущего IT-стартапа.

2. Этап составления визитки.

Под визиткой я подразумеваю ту часть резюме, где коротко описаны ваши базовые характеристики. Здесь вопрос скорее заключается не в том как написать, а что вообще писать стоит, а что нет. Бездумные поступки - не наш метод, поэтому пойдем по пунктам.

2.1 Фото. Нужно и это не обсуждается. Если пропустить тот момент, где встречают по одежке, то до провожания по уму можно и не добраться. К тому же, это тот немногий визуал, который резюме позволяет в себя вместить. Да и с другой стороны, если нет фотографии, то сразу возникает вопрос "почему?". Он что, стесняется? Стеснительный маркетолог? Нет, спасибо!

2.1.1 Как ни странно, задача фотографии показать, что ты свой. На моей фотографии я запечатлен в пиджаке под которым футболка с принтом. Подходит ли это для команды молодых покорителей IT-морей? Думаю, да.

2.2 Имя. Безусловно пишем. Вариантов написания не так уж и много, но в моём случае подходит не совсем стандартная краткая форма. Костя вместо Константин. Почему? Уж вряд ли в команде, в которую я попаду, друг друга люди будут называть по имени отчеству. В моем случае это также работает на отсечение тех, с кем нам не по пути. Поэтому я не боюсь показаться несерьезным, написав своё имя не в полной форме.

2.3 Возраст. Пишем. Иначе это будет выглядеть странно и вызывать лишние вопросы.

2.4 Пол. Не пишем, разве что если по вашему имени и по фотографии нельзя ничего понять. Выглядит это как бумагомарательство "для объёма". Вобщем аргументов "против" много, а "за" ни одного не вижу.

2.5 Владение иностранными языками. Пишем, но есть момент. Это должна быть правда, которая не притянута за уши. К примеру, мой уровень английского языка - upper intermediate. Будет ли это интересно работодателю? Конечно. Также в школе я учил немецкий и даже занимал третье место на городской олимпиаде, но сейчас не помню и одного процента. Нужно ли об этом писать в резюме? Нет.

2.6 Образование. Если вашей ЦА обязательно требуется высшее образование, то разумеется нужно писать. Если ваша ЦА похожа на меня, то лучше не надо.

2.7 Размер вознаграждения. Если не пишете, то значит и сами не знаете.

2.8 Навыки. Я оформил их как облако тегов. С этой части визитки начинается дальнейшее изучение резюме. Грубо говоря, это - превью профессиональной части документа.

Что интересней на свете стены и стула? Зачем выходить оттуда куда ты вернешься вечером?<br />
Что интересней на свете стены и стула? Зачем выходить оттуда куда ты вернешься вечером?

3. Этап краткого описания себя.

Небольшой абзац текста, без которого никак. Его задача - коротко раскрыть вас как личность, перед тем, как читающий перейдет к опыту и достижениям. Соответственно, ваша задача - раскрыть ту сторону личности, которая срезонирует с вашей ЦА. Можно относиться к этому описанию как к УТП на первом экране лендинга. Разве что, в случае с резюме мы будем действовать чуть более скрытно!

Маркетинговая истина: вывод, который человек делает самостоятельно, гораздо более ценен, чем если этот вывод ему навязали. Внешние выводы исходят из чужих картин мира, а самостоятельные - это своё, родное, твёрдое! Таким образом, наша главная цель - сформировать правильные мессаджи, на основе которых человек сделает нужные нам самостоятельные выводы!

Ни для кого не секрет, что любые маркетинговые послания должны исходить не изо лба маркетолога, а изо лба ЦА. Лоб маркетолога - это нечто среднее между зеркалом и телевизором. Поэтому приступаем к более полноценному анализу целевой аудитории.

3.1 Анализ моей Целевой Аудитории

В моём случае целевая аудитория - это представители IT-стартапов. Фаундеры, редко HRы и наверняка часто те сотрудники, которые взяли задачу поиска маркетолога. Там нет разных закостенелых отделов, которые общаются друг с другом по электронной почте с пингом в 1-2 дня. Решения принимаются быстро, гипотезы тестируются одна за другой, аджайл цветет аджайлом пахнет. Люди заряжены на активную деятельность и считают себя частью команды. В двух словах, это команда проактивных ребят, которые вместе идут к большой цели.

Кого бы им хотелось видеть в лице маркетолога?

Во-первых, никаких посредственностей! Быстрый рост предполагает наличие у каждого из членов команды мышления, что называется, out of the box. Умение находить решения самому, обоснованно их предлагать. А также, что немаловажно, проактивная позиция. Например, когда ты что-то предлагаешь сделать, ясно понимая, что на тебе в таком случае появится задача, которой без твоего же предложения на тебе бы не было.

Во-вторых, личность! С этой самой личностью и придется каждый день общаться и решать рабочие вопросы. Человек должен уметь признавать свою неправоту, быть командным игроком и в полной мере чувствовать ответственность за все, что он делает.

В-третьих, человек с целями! Сложно представить частью такой команды человека, который от своей работы ждёт только чтобы она поскорее закончилась.

Вобщем-то анализа ЦА для такого короткого абзаца текста будет достаточно, поэтому переходим к затачиванию мессаджей.

3.2 Строим мессаджи

Фактически, расписав аудиторию и её желания, мы уже определили много вариантов мессаджей. Теперь их нужно заточить так, чтобы они проникали в черепную коробку как раскаленный нож в сливочное масло.

3.2.1 Для начала давайте сразу покажем, что мы не в кассу пришли.

"Привет! Я ищу бурно растущую компанию в сфере IT, вместе с которой я смогу вырасти до директора по маркетингу."

3.2.2 А теперь, когда на лицо амбиции и зона поиска, расскажу, что я не ЧСВшный

"Умею прислушиваться к другим людям, находить компромиссы и признавать свою неправоту. Живой человек, маркетолог, находящий с любым человеком общий язык."

3.2.3 Думаю, трёх ключевых мессаджей будет вполне достаточно, поэтому в конце обязательно нужно донести свою проактивную позицию

"Маркетинг - это моя страсть. Без шуток. Работа для меня - это череда вызовов, на которые я нахожу достойный ответ"

3.2.4 Чуть пафосно? Может быть. Не скромно? Это точно!

Таким же каким ты был, только изувеченым<br />
Таким же каким ты был, только изувеченым

4. Этап рассказа о своём опыте

Здесь моей задачей будет показать тот опыт (и с той стороны), который расскажет о моём пути в маркетинге. Пути, который привел меня именно в эту точку, где я сейчас нахожусь. Рассказать историю.

Отмечу несколько вещей.

4.1 Если вы четко представляете свою целевую аудиторию, то не стоит бояться писать о причинах увольнения. К примеру, однажды я уволился из-за бюрократии. Вот не моё это - когда процессы согласования даже самых незначительных вещей могут затягиваться на недели и месяцы. Хочу ли я снова так? Нет! Поэтому не опасаюсь, что моё резюме не понравится компании, в которой всё очень медленно.

Жаловаться тоже не нужно. Та же самая процветающая бюрократия - это устойчивая модель. Её эффективность - это совершенно другой вопрос. Просто мне не нравится, а кому то очень даже.

4.2 Часто в резюме хронология располагается по порядку из настоящего в прошлое. Не совсем понимаю почему, ведь за опытом стоит какая-то история. Зачем читать историю с конца?

4.3 Я добавил несколько своих ошибок. Это показывает, что я умею их признавать и не представляю себя идеальным человеком. А наоборот учусь на ошибках, делаю из них выводы.

4.4 Раз уж путь маркетолога - это моя профессиональная история, то и назову ее "Как я оказался здесь"

5. Профессиональное развитие

По этому разделу о вас можно очень многое сказать. Часто можно увидеть там список из курсов/семинаров/конференций. В старом резюме у меня тоже такой список был. Сейчас посмотрел на него свежим взглядом и понял, что ничего не понятно. Написано вот, например, "Google Partners", а дальше то что. Нет, так дело не пойдет. Давайте оформим этот блок как дополнение к истории, которую я рассказывал выше. Также теперь в этом блоке останутся только те вещи, которые произвели на меня вау-эффект. Скажем так, переломные моменты, которые сделали меня именно таким маркетологом, каким я стал.

Не выходи из матрицы. Танцуй поймав Боссанову<br />
Не выходи из матрицы. Танцуй поймав Боссанову

6. Рассказ о себе

Итак, у нас готова визитка, позиционирование, история и профессиональное развитие. Настало время рассказать о себе как о живом человеке. Маркетологе со своими интересами, увлечениями, преимуществами и недостатками. Не забывая ориентироваться на целевую аудиторию, конечно же.

Так как мы рассказываем о себе всё еще с позиции маркетолога, то будет не лишним поделиться каким-нибудь интересным кейсом. В моём случае это статья на VC о том как я устраивался на работу в астрологический IT-стартап и нагнал лидов со статьи на Яндекс Дзене. https://vc.ru/marketing/262040-kak-ya-hotel-stat-marketologom-u-astrologov-sam-stal-predskazatelem-i-pomogal-lyudyam-stat-luchshe

Пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу<br />
Пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу

7. Призыв к действию и контактные данные

В моём случае достаточно одного лишь телеграма. Как говорил Билл Гейтс "Если IT-стартаперы не сидят в ТГ, то их стартапа нет в интернете".

В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной. Ты написал много букв. Еще одна будет лишней.<br />
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной. Ты написал много букв. Еще одна будет лишней.

Ссылка на скачивание резюме (pdf):

Если вы прочитав моё резюме подумали "Вау, чувак, мы тебя искали, а ты вот он", то милости прошу в мой телеграм https://t.me/kevin_kramnik

Всем желаю счастья, интересных задач и сочнейших офферов! Спасибо за внимание

1313
18 комментариев

Это не резюме.
Резюме - это кратко изложить чем вы будете полезны потенциальному работодателю.

1
Ответить

Ненавижу HR'ов. Бесполезные бездельники, которые только тратят время и деньги из бизнеса в пустую. Вот кому кому в школе нравилось зубрить, соблюдать все правила, стать серым и незаурядным.
Вы не прочитали статью даже, в ней подробно указано почему именно такой вариант нужен именно в этой ситуации. Подход ориентирован на аудиторию, которой нужен такой подход. Он ищет стартап который ищет маркетолога. А вы пишите про Ретейл который ищет специалиста отдела продаж

1
Ответить

Это не комментарий.
Комментарий - это потанцевать на столе в придорожной забегаловке для дальнобойщиков. У вас получится

1
Ответить

Вот как должно выглядеть резюме по мнению экспертов по карьере Гарварда

1
Ответить

вот так расписываешь для hh, проходишь собеседования, а тебе ложечкой мозг вычерпывают со словами "у вас недостаточно цифр в резюме", а можно побольше? А какой у вас месячный бюджет был? А LTV? A CAC? A ROI? Резюме у вас какое-то безрезультативное, нам нужен результат, а не процесс, ну и что что у вас громкие бренды в нем, это ни о чем не говорит. Выкладывайте давайте всю подноготную, и мы не верим, что работая в банке вы подписывали NDA о неразглашении))0)

Ты все это слушаешь, уворачиваешься, называешь им цифры, а в ответ: а скриншоты с доказательствами?

Потом ты делаешь резюме на основе собеседований, а эйчары заходят и понять ничего не могут - что за аббревиатуры? Что за проценты? что-то странное, выберем вон того, у кого в скиллах "заказ полиграфии".

На ваши гарвардские методы в реальной жизни класть хотели любые эйчары на рынке труда.

1
Ответить

А вот так как написано тут - должно выглядеть резюме по моему мнению

Ответить

Крутая статья, всё расписано по полочкам, кажется ты крутой спец! Респект! Уверен это поможет мне сделать крутое резюме!

Ответить