Формула запуска стартапа: как не влить миллионы в пустую идею

Вот ты считаешь себя предпринимателем, возможно, даже уже не просто в душе, а и на деле. И однажды в голову приходит просто бомбовая идея «стартапа на триллион». Еще пару дней ты думаешь только о ней, идея превращается в концепцию продукта, обрастает деталями и видением того, как все это вырастет в транснациональную корпорацию и ты станешь очередным Биллом, Марком или Илоном. Но реальность такова, что скорее всего не станешь. И идея скорее всего полное 💩.

Формула запуска стартапа: как не влить миллионы в пустую идею

Предлагаю разобраться, как на волне предпринимательской эйфории не вложить “всю котлету” денег в бессмысленную разработку.

К сожалению часто так и происходит: сначала многомесячное ралли по разработке и тестированию продукта, доведению его до идеала, а когда дело доходит до первых продаж, оказывается, что преимущества продукта не так очевидны тупым(нет) клиентам. Acquisition cost дороже крыла от боинга, а те функции, которые казались необходимыми, юзеры обходят стороной.

В этот момент правильно бы хладнокровно признать ошибку и остановиться, но азарт этого не дает и шоу продолжается в виде переделок-доделок и подгонке продукта под немногочисленный отзывы клиентов. В итоге вся эта затея заходит в тупик, так как наш условный предприниматель, послушав отзывы хейтеров-критиков, коих меньшинство, делает продукт, который окончательно никому не нужен.

Формула запуска стартапа: как не влить миллионы в пустую идею

Итак, все это можно было избежать обратившись к нам(перечеркнуто) проверив спрос на продукт ДО РАЗРАБОТКИ.Да, об этом уже есть 3-4 хорошие статьи на VC и тут я не претендую на очередную. Моя задача - донести предпринимателям из IT-сферы (или тем, кто планирует ими стать), как правильно пилить прибыльные продукты.

А порядок следующий (конечно же оооочень упрощенный для статьи):

  • Пришла бомбическая идея. Главное её не забыть на следующее утро(хах).
  • Далее нужно на бумаге/в гугл доке ответить самому себе на самые важные вопросы: Какую основную проблему решает продукт? Как много людей, для которых эта проблема актуальна и как они решают её сейчас, если решают? Какие основные характеристики и интересы этих людей?
  • Потом переходим к составлению списка конкурентов (прямых и косвенных). Если прямых конкурентов нет - может и спроса нет? (держим эту гипотезу в уме). Если прямые конкуренты есть - желательно собрать список самых “продвинутых” и проанализировать, насколько сложно будет их превзойти. Тут нам важно понять, не попали ли мы в “красный океан” с нашей супер-идеей. Затем хорошо бы разбить конкурентов на категории и прикинуть, чем же наш продукт будет лучше в каждой из них.
  • Если есть возможность обсудить идею с представителями ЦА (целевой аудитории, не с друзьями и родственниками) - делаем это. Если возможности нет - пропускаем пункт.
  • Пока изучали конкурентов - наполнили мозг еще десятком идей. Запишем их, отделив важное от второстепенного. Далее стоит сформулировать минимальный набор необходимых функций, без которых невозможно MVP для продукта.
  • После этого прикидываем, какие минимальные действия нужны. чтобы понять, готова ли наше ЦА платить за наш будущий продукт ДЕНЬГИ.

Далее придется немного потратиться.

Формула запуска стартапа: как не влить миллионы в пустую идею
  • Если предполагается небольшой средний чек - очень желательно довести клиента прямо до оплаты и измерить сколько мы на это потратим. Типичная стратегия - делаем лендинг/чат-бот/прототип продукта, ведущий к покупке или целевому действию и льем на него 🌈трафик. При этом, презентуя продукт, указываем только на то, что запланировали для MVP. Конечно когда клиент нажимает финальную кнопку “оплатить” - мы ему скажем что-то типа “ой, у нас технический сбой, оставьте ваш контакт и мы чуть позже с вами свяжемся”. Ну или честно объясним, что продукта еще нет и предложим поучаствовать в закрытом бета-тестировании за «спасибо» или скидку в будущем. Вы удивитесь, но многие люди с радостью бесплатно поучаствуют в подобном тестировании, и такие люди будут максимально открыты и не ангажированы в отличии от тех, кто делает это из корыстных целей.
  • Если же средний чек большой, или решение о покупке принимается не быстро (к примеру в b2b сфере) - не поддаемся жгучему желанию начать пилить MVP или даже кликабельный прототип - а просто пилим лендос и смотрим на промежуточную цель. К примеру заявку на консультацию или регистрацию или еще что-то, что подтвердит интерес и обоснует дальнейшие вложения денег/времени. Максимум можно привлечь дизайнера и создать пару анимированных макетов, имитирующих продукт, для лендинга. Тут очень желательно собрать контакты, в идеале - номера телефонов.
  • Оцениваем юнит-экономику. То есть нам нужно понять: насколько для нас выгодно привлечение клиента через рекламу. Если все бьется и вы потенциально в плюсе (ожидаемое LTV превышает расходы на рекламу) - волшебно, ставим еще один лайк своей идее. Если же лиды дороговаты - не впадаем в уныние, так как можно значительно доработать воронку и улучшить показатели в будущем. Напрячься стоит только если маркетинг прям в разы дороже LTV. Тут либо продукт недостаточно привлекательный, либо не попали в ЦА, для которой решаемая продуктом проблема достаточно острая.
  • Интервью с представителям ЦА. Откуда мы их нашли - смотри пункт 7) Не стесняемся и звоним или пишем людям и уточняем:, что для них важнее в продукте, чего не хватает. Предварительно гуглим книгу “Спроси маму” на эту тему.
  • На этом этапе мы потратили минимум денег и времени (в сравнении с подходом из начала статьи), остудили голову и можем трезво оценить, что делать дальше. Если колеблетесь - рекомендую найти независимых экспертов в сфере IT-продуктов и маркетинга и проконсультироваться, получить обратную связь на всю собранную информацию.

Все это на словах просто, но без должного опыта и свободного времени будет проблемой. На такой случай и существует агентство Unifaster, которое выкристаллизовалось из команды венчурной стартап-студии Foundarium и сфокусировалось на маркетинге в IT-продуктах.

На любые вопросы/претензии по статье ответим в комментах ⬇⬇⬇

77
2 комментария

Статье лайк: четко и по делу)

2
Ответить