Доверие к отзывам: как и почему мы стали доверять сетевым незнакомцам

Онлайн-отзывы стали одним из главных факторов не только построения репутации брендов, но и сетевой коммуникации пользователей. По отзывам на товары и услуги люди находят своих виртуальных единомышленников, а оставляя собственные рецензии на покупки, пользователи, будто, передают сакральные знания следующим интернет-сёрферам. Именно поэтому такую популярность набирают блогеры-обзорщики, которые делятся отзывами на технику, машины, доставку еды и многое другое со своей аудиторией.

Но не менее интересно явление не столько популярности отзывов, сколько высокого уровня доверия к ним. Люди стали чаще полагаться на отзывы, доверяя им больше, чем другим источникам рекламы.

Почему мы стали доверять отзывам в интернете
Почему мы стали доверять отзывам в интернете

Почему так произошло и какие факторы влияют на уровень доверия к отзывам, разберем далее.

Насколько потребители доверяют онлайн-отзывам по сравнению с другими источниками мнений?

Согласно результатам исследования Local Consumer Review Survey, опубликованным на сервисе BrightLocal, 98% пользователей в 2021 году по крайней мере «иногда» читают отзывы.

При этом, 49% опрошенных доверяют отзывам потребителей так же сильно, как личным рекомендациям друзей и семьи, а 28% доверяют отзывам так же сильно, как профессионально написанным статьям тематических экспертов.

Почему люди стали доверять отзывам так же, как личным рекомендациям от знакомых?

Одна из причин такого доверия онлайн-отзывам в том, что мы в целом привыкли коммуницировать с гаджетами, как со своими помощниками. Теперь, когда мы едем по городу на машине, мы, чаще, смотрим не на знаки, а слушаем голос в навигаторе.

Определяя, на какой остановке нам нужно выйти из транспорта, мы не задаем вопрос водителю или другим пассажирам, а снова идем в телефон и проверяем свой маршрут по карте.

Мы перестали показывать родным фотографии в альбомах с тех пор, когда все фотоальбомы переместились в социальные сети.

То же происходит и с отзывами: нам стало проще узнавать отзыв о продукте у наших «сетевых» друзей.

Почему в таком случае потерялось доверие к обычной рекламе?

Прямая реклама – ролики на ТВ, баннеры, реклама в журналах и на сайтах, реклама в соцсетях и др – перестала работать эффективно уже давно. Более того, современные пользователи могут увидеть даже самую грамотносоставленную нативную рекламу.

  • Согласно индексу потребительского доверия Nielson, 92% потребителей доверяют пользовательскому контенту больше, чем традиционной рекламе
  • А Edelman в своем ежегодном исследовании выяснил, что 61% людей считают информацию, полученную от «такого же человека, как я» заслуживающей доверия или очень заслуживающей доверия

Поэтому на смену традиционной рекламе пришли рекламные интеграции у инфлюенсеров — пользователей социальных сетей с обширной и лояльной аудиторией. Инфлюенсер делает бренд более персонализированным, и за счет этого — более привлекательным. Реклама в блоге у такого лидера мнений часто воспринимается потребителем как отзыв, рекомендация от знакомого человека.

Оценка уровня доверия к авторам отзывов
Оценка уровня доверия к авторам отзывов

Но тем не менее, до отзывов от обычных пользователей инфлюенсерам далеко. По данным исследования AliExpress Россия 2020 года, оценка уровня доверия инфлюенсерам держится на отметке 5,5 из 10, в то время как доверие к отзыву покупателя с опытом использования товара — 7,9. При этом личным знакомым участники исследования доверяют на 8,0 баллов. Разница между неизвестным сетевым пользователем и близким знакомым – всего 0,1.

Почему именно отзывы стали так популярны?

1. Отзывы помогают понять, подойдет ли товар потребителю

Главный вопрос, в поисках ответа на который потребители отправляются изучать отзывы, это – «А подойдет ли этот товар лично мне? Не потрачу ли я деньги впустую?». Привычная нам реклама не сможет дать ответ на него. Реклама «продает» товар, а не рассказывает о его нюансах. В то время как в отзывах реальные люди в подробностях опишут свои реальные истории.

2. Отзывы помогают разобраться в теме, в которой потребитель не силен

Не каждый из нас разбирается в электронике, автомобилях или детских колясках. Поэтому при выборе таких товаров отзывы – одни из лучших помощников.

Именно на этом, кстати, часто и набирают свою аудиторию блогеры-обзорщики. Они выбирают одну узконаправленную тему, в которой хорошо разбираются, и делают подробные рецензии на своих каналах.

3. Отзывы помогают снять с себя ответственность, облегчают принятие решений

Покупка любой, даже самой простой вещи – это принятие некоторой ответственности на себя. Подсознательно, человеку всегда проще переложить этот груз за выбор товара на кого-то другого. Так, в случае выбора ресторана с некачественной едой и плохим обслуживанием, можно сослаться на отзывы, а не взваливать ответственность на себя.

4. Отзывы помогают ощутить сопричастность

Писать отзывы — это новый способ заявления миру о себе. Написание комментариев и отзывов возвращает людям ощущение сопричастности и даже ощущение толпы. Сотни тысяч людей объединяются в фан-группы, создают страницы и блоги, чтобы писать о своих любимых знаменитостях, продуктах и компаниях. Они спасаются от одиночества в сети.

Также подавляющее большинство онлайн-покупателей оставляют отзывы, чтобы поделиться своим мнением о качестве товара и помочь другим сделать выбор. При этом, оставляя собственную рецензию, человек, как будто передает свои сакральные знания дальше, чтобы они помогли интернет-потомкам не наступить на те же грабли.

5. Отзывы помогают поделиться позитивом

Удивительно, но вопреки убеждениям, потребители готовы писать положительные комментарии чаще, чем делиться негативом. Подавляющее большинство онлайн-покупателей (82%) оставляют отзывы, чтобы поделиться своим мнением о качестве товара и помочь другим сделать свой выбор. При этом покупатели охотнее пишут отзывы на хорошие товары, чем на плохие (44% и 38% онлайн-покупателей соответственно).

Три фактора, влияющие на уровень доверия к отзывам

Доверие к отзывам: как и почему мы стали доверять сетевым незнакомцам

1 – Свежесть имеет значение

Свежие отзывы ценятся на онлайн-ресурсах так же, как и свежие овощи и фрукты в продуктовой лавке. По данным исследования BrightLocal, 73% потребителей обращают внимание только на отзывы, написанные за последний месяц. А часть пользователей и вовсе ориентируется на отзывы, оставленные на ресурсе за последние две недели. Поэтому, чтобы получить доверие потенциальных клиентов, предлагайте своим покупателям оставлять отзывы и не забывайте отвечать как на положительные, так и на отрицательные рецензии.

2 – Реагирование компании на отзывы повышает уровень доверия

По данным из исследования, 89% пользователей говорят, что они с «достаточной» или «высокой» вероятностью воспользуются услугами той компании, которая отвечает и на положительные, и на отрицательные отзывы. 57% потребителей говорят, что они были бы «не очень» или «совсем не» склонны обратиться в компанию, которая вообще не реагирует на отзывы

3 – Текст котируется лучше звезд

Важно учесть, что пользователи больше ценят письменные отзывы с описаниями реальных впечатлений, нежели чем просто «звездный» рейтинг. По результатам исследования 2021 года только 4% пользователей рассмотрят возможность пользоваться услугами только 5-звездочного бизнеса. Высокий рейтинг – не гарант доверия.

Три причины, по которым потребители могут подумать, что отзыв является поддельным (данные из исследования BrightLocal)

1 – Отзыв чрезмерно хвалебный (45% респондентов выбрали этот вариант)

2 – Отзыв схож по содержанию с множеством других отзывов на данный товар/услугу (40% выбрали этот)

3 – Автор отзыва является анонимным или использует очевидный псевдоним (38% выбрали это)

Доверие к отзывам: как и почему мы стали доверять сетевым незнакомцам

Заключение и выводы

Сетевая коммуникация никогда не заменит нам реальное общение, но уже сейчас она заняла твердую позицию в нашей ежедневной жизни.

Онлайн-пространство позволяет нам не только выходить на связь с внешним миром, но и всецело помогает при выборе и покупке различных товаров. Мы — потребители — стали относиться к отзывам в интернете также, как к советам близких нам людей. Но вместе с этим современные потребители обзавелись еще одним качеством — насмотренностью. Теперь каждый отзыв сперва “сканируется” и проверяется на подлинность.

Такой интерес к написанию и прочтению отзывов может заставляет владельцев бизнеса и маркетологов держать руку на пульсе.

Теперь комьюнити вокруг бренда может сформироваться самостоятельно, и крайне важно контролировать этот процесс, отслеживать тенденции, своевременно направляя и задавая тон коммуникации.

Предлагайте клиентам оставлять отзывы на ваши товары или услуги, следите за рецензиями и всегда отвечайте на вопросы клиентов, но главное — развивайте качество своего продукта.

88
Начать дискуссию