{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

За кого меня принимает Яндекс? И почему я вижу эту рекламу

Премиум-стоматология, апартаменты в элитном квартале, пересадка волос и высокооплачиваемая работа кладовщиком на складе Apple — почему мне показывают эту рекламу?

Есть два варианта. Либо рекламная система ошиблась и вам эти товары или услуги действительно не интересны, либо система знает о вас так много, что смогла предугадать еще не осознанную вами потребность.

Разберем оба случая.

Почему система ошибается?

Часто ошибается сам рекламодатель, предполагая, что его продукт интересен определенной части аудитории. Например, рекламная кампания премиум-чая на молодежную аудиторию не принесет успеха — аналитика транзакционных данных показывает, что чаще всего чай покупают люди старшего возраста, от 25 до 45 лет.

Но сейчас почти никто не выбирает ЦА только по соцдем-признакам. Когда рекламодатель выводит на рынок новый товар или хочет привлечь к уже существующей продукции новых покупателей, он проводит исследования и готовит портреты той целевой аудитории, которой товар будет потенциально интересен. Осталось только перевести это описание на язык, понятный рекламной площадке.

Рекламные площадки (рекламная сеть Яндекса, социальные сети) рисуют наш портрет, опираясь на ту информацию, которую мы сами оставляем о себе в интернете. Это данные из нашего профиля в VK или ОК — пол, возраст, подписки на сообщества, сообщения и комментарии. Это и те запросы, которые мы постоянно вводим в поисковой строке.

Согласитесь, в последние годы у большинства из нас выработалась устойчивая привычка «гуглить» или спрашивать обо всем подряд у Алисы. Бытовые советы, ответы на внезапные детские вопросы, новые тренды — сколько запросов в день вы вбиваете в поисковик? Сколько лайков вы ставите под постами в соцсетях? И не только под постами с фото друзей, но и под различными анонсами, объявлениями, приглашениями. Каждый ваш «след» в интернете используется для того, чтобы попытаться охарактеризовать ваше поведение, причислить вас к определенной группе — автолюбителей, сладкоежек, поклонников Монеточки или покупателей детского пластилина — откройте историю поиска в Яндексе и попробуйте представить, какого мнения о вас рекламная система и к каким сегментам вас уже причислили, и, возможно, ошибочно?

Рекламодатель, описывая портрет ЦА для рекламной платформы, просто выбирает те интересы, те категории информации, которые кажутся ему подходящими. Представьте — на прошлой неделе вы гуглили площадку для корпоративного ивента, затем поставили лайк под постом об отдыхе на Кипре (вы его даже не читали, вам просто фото понравились!) , пару дней назад спросили у Алисы, в какие страны россияне могут поехать без визы — и вот, вам уже предлагают рекламу агентства, которое проводит свадьбы в Турции под ключ.

Сделаем небольшое отступление и поясним, что вся эта информация хранится в обезличенном виде. «Маша Иванова из Пензы любит кошек, Gucci, смотрит комедии и подписана на паблики о макияже» — в таком виде данные о пользователях никто не собирает. Каждая рекламная система по-своему идентифицирует пользователей, идентификатор хранит и использует только в зашифрованном виде, и уже к нему привязывает всю доступную информацию об интересах и поведении.

Есть отдельный вид рекламы, заслуживающий гнева пользователей — ремаркетинг и ретаргетинг. Но, надо сказать, в последние пару лет последователей этого культа поубавилось, бренды и ритейлеры научились использовать его более точечно. Помните, стоило вам посмотреть в интернет-магазине, например, мультиварку. И в следующие две недели эти электроприборы преследовали вас на всех открытых вкладках браузера. Так магазин пытался «догнать» вас и напомнить о вашем желании.

А что, если система знает о вас больше, чем вы сами?

Такое случается. Возможно, вы еще помните ту громкую историю с американской школьницей, которой гипермаркет Target прислал купоны на товары для беременных, ориентируясь на ее последние покупки. Все дело в том, что система предиктивной аналитики в торговой сети была настроена именно на то, чтобы выявлять среди покупательниц будущих мам — весьма чувствительный сегмент аудитории, которому можно будет еще долго и вполне успешно предлагать большой ассортимент товаров.

Система сумела предсказать беременность девушки еще до того, как она сама о ней узнала, просто заметив специфические изменения в предпочтениях.

Это не значит, что любой ритейлер или бренд сможет предсказать большинство событий в вашей жизни — для этого нужно действительно очень много данных и четкие гипотезы о том, что именно требуется спрогнозировать. Далеко не каждый товар заслуживает такого подхода.

Почему некоторые бренды знают, что мне нужно сейчас?

Если рекламодатель угадал ваши предпочтения и показал подходящий рекламный баннер или видеоролик, скорее всего, он опирался не столько на ваше поведение в сети, сколько на ваши постоянные потребности. Как он о них узнал? Вероятнее всего проанализировал ваши покупки.

Например, ритейлер может вовремя посчитать, что у постоянного покупателя скоро закончится корм для собаки, и напомнить о следующей покупке или посоветовать новинки. История посложнее — предложить мамам экологичное средство для детской стирки, а не просто «новый порошок для цветного», понимая по покупкам, что у женщины есть ребенок и она придерживается ЗОЖ, заботится об экологии и т. д.

Такая реклама уже не будет вызывать недоумение и формировать негатив к бренду.

Анализ покупок может дать бренду или продавцу огромное количество инсайтов. Например, о том, что среди всех покупателей одежды в сегменте масс-маркет на рекламу новых товаров лучше всех реагируют покупатели бюджетных смартфонов конкретной марки — это реальный кейс, CTR по этому сегменту был в 2 раза выше, чем просто по аудитории покупателей недорогих мобильных.

Откуда бренд берет данные о наших покупательских предпочтениях и что еще он может знать о нас — это тема отдельной статьи. Не переключайтесь надолго, мы скоро расскажем об этом. А пока, поделитесь в комментариях, часто ли вам показывают ненужную и бесполезную рекламу?

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Слегка Придурковатый

Мне всегда показывают ненужную и бесполезную рекламу, потому что я запутываю следы. Мне оно конечно не надо, так, чисто по фану.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Осипов

так и ради чего? вам как-то вредит релевантная реклама? нерелевантная лучше?

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Иван Петров

О, я думал один так делаю регулярно гугля какие-нибудь коляски, чтобы реклама не релевантна была

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Бинарный Ёж

Есть расширение (забыл название), которое делает запросы и кликает на рекламе так, чтобы получился нужный профиль. Их ещё в магазинах расширений забанили.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Царенко

хаха, ловко)))

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Станков

Когда яндекс о тебе ничего не знает - будет подсовывать рандомную рекламу, лишь бы слить бабки рекламодателей. Для примера - зайдите с нового чистого устройства с инкогнито на яндекс погоду, и посмотрите рекламу, там ничего относящегося к вам не будет. При этом если смотреть по ссылкам utm_term - там вполне адекватные ключи, по которым рекламодатель никак бы на меня не старгетился ни тематическим ни контекстным таргетом.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Терно

А что тебя не устраивает в этой рекламе? Тут все точно просчитано - утром надо узнать, что с рублем и подбить бабки, потом надо пойти поспать, так как накатит депрессия из-за того, что происходит, а для этого тебе нужен матрас. После того, как проснулся, надо поесть и сразу после этого посрать. А вот после всего этого можно и на дачу махнуть

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrei Smirnov

все правильно, показать-то что-то надо, а то что, условно, релевантность 0.001, ну так у остальных объявлений еще меньше. Ничего личного, только бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Что собственно и обуславливает качество РСЯ площадок и объясняет почему Яндекс с этим ниче не делает и по ходу делать не планирует. Вся медийка это один такой огромный распил бабок между рекламной системой и так называемыми "вебмастерами". Иногда клиенту везет и даже что-то получается.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Вадим Д.

Путай следы, сбивай со следа, ищи всё подряд – пусть алгоритмы дымятся! (-:

Ответить
Развернуть ветку
Denis Semenov

А может потому, что на элитке маржа огромна и они могут одной продажей отбить рекламный бюджет за большой срок?

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Smirnov

Еще интересный пример когда по IP выдают рекламу, в небольших компаниях сразу узнаешь, что кто-то собрался в отпуск на Мальдивы, порождают классовую ненависть так сказать )

Ответить
Развернуть ветку
Слава Графов
Сделаем небольшое отступление и поясним, что вся эта информация хранится в обезличенном виде. «Маша Иванова из Пензы любит кошек, Gucci, смотрит комедии и подписана на паблики о макияже» — в таком виде данные о пользователях никто не собирает.

Вы солгали. Внутри рекламной платформы, такой как ВК или Яндекс, есть и портрет пользователя("любит кошек"), и его персональные данные(Маша Иванова, Пенза).
Вы могли бы сказать, что портрет и персональные данные в сязке не передают рекламодателям, и вот тогда были бы правы.

Ответить
Развернуть ветку
Mihail Penkin

Ждем в комментариях секту верящих в круглосуточную прослушку. "Я вчера в соседней комнате упомянул палатку и сегодня в автобусе увидел рекламу палаток - о всемогущий магический тайный таргетинг!"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Константин Рогов

Ни разу не видел полезную рекламу

Ответить
Развернуть ветку
Mercator
чаще всего чай покупают люди старшего возраста, от 25 до 45 лет

А после 45 это какой возраст? Предпокойный?
В России «Молодежная» аудитория до 24 лет, на которую имеет смысл выкатывать рекламу чего угодно «премиум», весьма немногочисленна и догнать ее в браузере точно не получится.

Ответить
Развернуть ветку
netvoyaprincessa

Во-во, про возраст тоже говорю, что заучит странно)

Ответить
Развернуть ветку
netvoyaprincessa

Приебусь не по теме, но

чаще всего чай покупают люди старшего возраста, от 25 до 45 лет

звучит странно, ибо где-то до 45 считается ещё молодостью. До 22-25 считается подростковый.

Ответить
Развернуть ветку
First Data
Автор

Справедливое замечание! В этом примере мы используем терминологию нашего клиента, чайного бренда (до 25 - молодёжь, после - люди старшего возраста).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей К

Самый кайф это когда в офисе с разношёрстным коллективом работаешь. До сих пор помню, как был в отделе, где была одна девушка, скромная и хрупкая. И когда у всех мужиков отдела начала появляться контекстная реклама сексуального белья, у людей появилось много интересных вопросов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Константин Приветов

Да, бред все это про супер-алгоритмы и т.д. Просто ты по работе вбил, например, что-то про недвижку, и тебе подсовывают рекламу недвижки. Т.е. определить система, интересуешься ли ты на самом деле и, самое главное, есть ли у тебя на это деньги, она не может.

Я работал с сайтом по генераторам, ну мне и выпадала везде эта реклама генераторов. Хотя, накой он мне нужен.

Учитывая, что Яндекс монополист тут, то ему нет смысла особо стараться, он свои комиссии все равно возьмет в директе, сколько ему будет нужно, чтобы радовать акционеров, а не чтобы ваша реклама была эффективной)

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Ага, я два года назад брал детали для бритвы, они мне до сих пор рекламируются. Причём Яндекс.Маркет не смог продать, товар исчезал при переходе в корзину 😄, в итоге взял на сайте производителя. Но Яндексу всё равно, хотя даже отмечал, что меня больше это не интересует.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Снежнова Яна

Эти системы чаще всего работают некорректно: стоит купить подарок племяннику - ты для них сразу мамочка. А если тебе определенное количество лет, то реклама всего, что связано со свадьбами\детьми будет преследовать тебя как та самая утка

Ответить
Развернуть ветку
Timur Rossiev

Это гусь

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Константин Митин

Ну, раз мы говорим о чудесных алгоритмах, то они мне постоянно пытаются подсунуть:
1) Токарные станки с ЧПУ. Вот я никак не связан с металлообработкой и не понимаю зачем он мне.
2) Видя, что я не заинтересован, контекстная реклама предлагает мне 5-осный станок с ЧПУ. Наверное, чтобы удовлетворить мой взыскательный вкус. И где я эту махину поставлю? Дома, чтобы меня жена убила?
3) Ладно, говорит контекстная реклама, вот тебе предложение о быстровозводимых промышленных зданиях. )))
4) Поняв, что и это не проходит, мы предлагают купить лицензию лицензия на изготовление оборудования для атомных станций. Наверное, чтобы я знал зачем мне своё промышленное здание и станки с ЧПУ.
5) Затем, контекстная реклама решает зайти с другой стороны. И спрашивает, а тебе килограмм индия по выгодной цене не нужен? Есть простой и высокочистый. А если индий не нужен, то галий есть…
6) А потом вообще идёт ва-банк и предлагает купить вакуумную бочку для имитации условий в ближнем космосе. Предложение очень интересное, но я не знаю, зачем оно мне все.
Говорить, что это рекламодатель ошибся, вряд ли получится. Слишком разные предложение. Каким образом алгоритмы решили, что мне такое вообще интересно и я могу такое покупать, я не понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гордеев

Самый весёлый камень))
Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Techno George

Причин, по которым показывают такие объявления может быть множество, и зависеть они могут даже не от Яндекса, а от рекламодателя, который так видит свою ца и выбирает соответствующие таргетинги, например соц-дем на мужчин определенного возраста и дохода. Или рекламодатель можно считать, что люди, проявляющиеся интерес к чему-то, например премиум авто является и его целевой аудиторией. Плюс во всех кабинетах есть технология look alike, таргетинг на похожих пользователей, похожи они могут быть по разным критериям, например можно загрузить свою crm и система на основе своих каких-то алгоритмов найдёт похожих пользователей. В общем вариантов, почему показывается то или иное объявление может быть множество.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

ВК, ОК! , Алиса - для кого эта статья???

Ответить
Развернуть ветку
useless uS
Почему система ошибается?

На эту тему можно почитать "Страна Качества. Qualityland". Система никогда не ошибается)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гордеев

Просто Яндексу сейчас очень нужны деньги

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Карпушев

Кто-то ещё не пользуется блокировщиками рекламы?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шошин

Когда учился на продакта, приходилось лазить там по различным сервисам, фигма, интегратор и так далее... И у меня начала всплывать реклама с предложением переехать в какие-то элитные апартаменты и купить себе Ламборгини 🤣🤣🤣

После как перестал лазить по этим сервисам, ибо отучился - реклама пропала😑

Ответить
Развернуть ветку
Накосика Сукасена

Это последствия установки блокировщиков трекинга и тому подобной херни.
Йандех не может отследить ваши интересы и показвыает рандомную рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
Nata Goto

Таргетирование вероятно считывает действия с браузера, и вроде как соответствует, но кроме яндекс-директа в яндекс-почте. Кто объяснит, почему наряду с действительно рекламой по интересу мне показывают на самом верху рекламу копеечных товаров, которая по идее не только не должна меня таргетировать, но и вообще нет смысла платить деньги за продвижение таких товаров. Например, таблица "Осторожно, злая собака", 100 рублей, консервированный туркменский таракан, кольцо в нос от сдаивания, 75 рублей, скраб для тела пердыня. Что это все может значить? Выглядит так как намеренный таргетированный абьюз (к примеру, таких товаров в реальности нет, оплачена только реклама ради абьюза), но это же технически невозможно в директе?

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда