Частный бизнес Рембрандта

Имя Рембрандта ассоциируется с неповторимой техникой, индивидуальностью и высокой стоимостью. Великий голландец испытывал интерес к рынку, он был не только выдающимся художником, но и ловким дельцом.

В XVII в. ему удалось построить целую модель производства и продвижения произведений искусства. Эта модель во многом предвосхитила законы современного художественного рынка. Историк искусства Светлана Алперс прекрасна рассказывает об этом в своей книге «Предприятие Рембрандта. Мастерская и рынок».

Собственное производство

В XVII в. картина представляла собой «студийный» продукт и создавалась в мастерской. Мастерская – важное историко-культурное явление, которое начинает развиваться еще в XIII в. при монастырях. Время расцвета этого явления относится к XVI–XVII вв. Мастерская одновременно была и рабочим пространством художника, и резиденцией, в которой принимали высокопоставленных патронов.

По сложившейся в Голландии традиции художники создавали мастерские в собственном доме. Голландское искусство было подобием надомного производства и именно так и подавалось. Мастерская располагалась в одной из комнат жилища, где художники изображали себя за работой. Часто художникам позировали члены семьи, а иногда они рисовали себя с женой и детьми. Изображение художника вместе с музой говорит о том, что профессиональный успех и семейное благополучие были равны друг другу. В XVII в. государство ужесточает контроль над творческой жизнью. Свободное искусство становится объектом королевской монополии, где Академия присваивает себе роль, которую раньше выполняли мастерские, в первую очередь – образовательную. Важно, что Академия берет на себя материальное обеспечение художников и выделяет им помещения для работы. Так мастер утрачивает свободу и вынужден подчиняться требованиям институций.

Рембрандт Харменс ван Рейн – Автопортрет в берете и меховом плаще<br />1634. 58х48. Гос музей Берлин.<br />Источник: <a href="https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-344147385" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-344147385</a> 
Рембрандт Харменс ван Рейн – Автопортрет в берете и меховом плаще
1634. 58х48. Гос музей Берлин.
Источник: https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-344147385 

Иначе было у Рембрандта. Он привык рассматривать искусство как бизнес и не относил себя ни к одной из институций. Его современники рассказывают, что он делил дом на две части: жилое помещение и мастерскую. По словам нидерландского художника Арнольда Хоубракена, Рембрандт какое-то время снимал складское помещение, где работали его помощники. Более того, это помещение он разделил на небольшие комнатки с помощью перегородок, чтобы ничего не мешало художникам сосредоточиться. Но когда срок аренды закончился, Рембрандт повторил эту же планировку в собственном доме, т.е. мастерская и жилище не сосуществовали в одном помещении, а были отделены друг от друга. Возможно, причиной этому послужили финансовые трудности. Говоря о мастерской, стоит упомянуть такой важный нюанс, как подпись Рембрандта на картинах. Она окончательно сформировалась к 1633 г., после его переезда в Амстердам. Важно, что ею он подписывал не только собственные, но и чужие картины, созданные в его мастерской. Так подпись стала определенным знаком товара, произведенным в его студии.

Подготовка специалистов

Картины Рембрандта отвечали потребностям мастерской и запросам рынка, а не вкусам аристократии. В то время картины были дешевым товаром, поэтому даже бедняки могли себе их позволить.

Сегодня исследователей интересует подготовка, которую получали ученики Рембрандта, а также способы создания произведений искусства в его мастерской. Художник ввел новые методы обучения, установил новые правила и порядки в своей студии. Какое же представление об искусстве воплощала его мастерская?

В то время начинающего художника сначала учили рисовать, а уже потом писать красками. В первую очередь его обучали изображать человеческое тело: он копировал гравюры, рисунки мастеров и картины с изображением всевозможных фигур. Постепенно от «двухмерных моделей» ученик переходил к гипсовым слепкам, а затем и к живым моделям.

Рембрандт Харменс ван Рейн – Возвращение блудного сына. Ок 1662. 262х206. Эрмитаж.<br />Источник: <a href="https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-972560688" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-972560688</a> 
Рембрандт Харменс ван Рейн – Возвращение блудного сына. Ок 1662. 262х206. Эрмитаж.
Источник: https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-972560688 

Хотя традиционная модель обучения и основывалась на копировании гравюр, видимо, Рембрандт не использовал в преподавании собственную коллекцию произведений искусства. Насколько известно на сегодняшний день, до нас не дошло ни одной копии предмета из его коллекции, выполненной его учениками. Его подопечные и помощники копировали очень многое, но предметом их копирования были картины самого Рембрандта или поправленные им либо созданные теми художниками, которые подражали манере мастера. Многие ученики приходили в его мастерскую примерно в том возрасте, когда для завершения своего образования могли продолжить свое обучение в Италии. Судя по педагогическим обычаям Рембрандта, он всячески поощрял этих молодых людей, чтобы они рассматривали его студию как альтернативу поездке за границу. Главным принципом, на котором было основано обучение в студии художника, была его собственная художественная практика.

Рембрандт давал ученикам задание рисовать с натуры обнаженную модель, но основной его педагогической целью было привить ученикам любовь к созданию рисунков повествовательного характера. В его мастерской лишь ученики писали картины на основе своих нарративных рисунков (а иногда и на основе рисунков мастера). Его мастерская производила картины исторического жанра небольшого формата, основанные на рисунках этого рода. Сюда относится ряд работ пятидесятых – шестидесятых годов, к созданию которых Рембрандт, скорее всего, был причастен косвенно, отсюда и множество спорных моментов по поводу авторства его работ.

Рембрандт Харменс ван Рейн – Вирсавия в купальне. 1654. 142х142. Лувр<br />Источник: <a href="https://gallerix.ru/pic/R/982007568/128606567.jpeg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://gallerix.ru/pic/R/982007568/128606567.jpeg</a> 
Рембрандт Харменс ван Рейн – Вирсавия в купальне. 1654. 142х142. Лувр
Источник: https://gallerix.ru/pic/R/982007568/128606567.jpeg 

Рембрандт был чрезвычайно требовательным учителем. Об этом свидетельствует решительность, с которой он обрушивался на рисунки своих учеников и помощников, замазывая неудачные детали белилами, внося исправления пером и кистью, а иногда оставляя словесные комментарии на рисунках. О высоких требованиях мастера мы можем судить по количеству копий, сделанных учениками рисунков, которые он правил.

Рембрандт – создатель собственного рынка

Принцип организации работы в мастерской был не менее оригинальным, чем его картины. Рембрандта отличает не столько стремление соответствовать образу жизни своих патронов, сколько, наоборот, желание заставить патронов соответствовать практикам, сложившимся в его студии. Кроме того, стоит отметить, что не только картины Рембрандта опровергают всякую экономическую заинтересованность их автора в клиентах, но и тот образ, в котором он их запечатлевал и был им создан.

Помимо мастерской, важную роль в творчестве Рембрандта играл рынок. Больше всего художник любил три вещи: свободу, живопись и деньги. Во многих работах он отказывается угождать вкусу своих патронов.

Голландские художники XVII в. были заинтересованы в своем профессиональном статусе. Этот процесс социологи позже обозначили термином «профессионализация». Одним из ее аспектов стало притязание на обладание некоторыми общими умениями и навыками, а также поддержание стандартов ремесла. В Европе художники достигали профессионализации благодаря общественным институтам. Как уже было отмечено выше, они зависели от королевской монополии. Рембрандт же тяготел к одиночеству и не стремился вступать ни в какие союзы.

Существуют доказательства, что Рембрандт не ладил с заказчиками. Он довольно специфично общается с клиентами, заставляет их упрашивать себя и доплачивать сверх оговоренного ранее. Создается ощущение, что унижение клиента воспринималось Рембрандтом как часть платы за свои услуги. Такого рода случаи можно разделить на три основные группы: он требовал, чтобы заказчики позировали ему слишком долго, он мог писать работы годами, сходство изображения с моделью часто не удовлетворяли заказчика. Именно по этим причинам многие не делали у него заказы.

Картины, как любые ценные предметы, и в прошлых столетиях использовались в качестве финансовых активов. Рембрандт сознательно превратил эту практику в способ ведения дел, который отлично укоренился. Так, в XX в. магнат Эриксон вернул «Аристотеля» Рембрандта торговцу картинами за крупный заем, затем выкупил, а потом повторил эту схему дважды. Рембрандт и сам проводил такие операции, когда обанкротился и брал заем за картины. Ценность произведения искусства заключается в качестве предмета обмена, и только когда оно попадает в музей, становится бесценным.

Так, несмотря на экономическую выгоду от продаж своих картин, Рембрандт продолжал отстаивать принципы свободного художника. Он производит, как бы мы сегодня сказали, не масс-маркет, а уникальный товар в ограниченном количестве, при этом создавая собственный рынок, устанавливая собственную цену, собственные сроки. Все это слишком напоминает нам сегодняшнюю систему капитализма. Экономическая система, где рынок играет центральную роль, позволяет нам лучше понять искусство Рембрандта. Следуя рыночным ценностям, он не утрачивал веру в них и следовал системе такого типа изображений. Более того, Рембрандт сформировал собственные законы рынка.

21
6 комментариев

Спасибо!

1
Ответить

"Создается ощущение, что унижение клиента воспринималось Рембрандтом как часть платы за свои услуги. Такого рода случаи можно разделить на три основные группы."

Какие?

1
Ответить

Спасибо, что внимательно читаете. Внесла исправление)

Ответить

"Картины, как любые ценные предметы, и в прошлых столетиях использовались в качестве финансовых активов"
Какое то жалкое подобие современных NFT короче

Ответить

"даже бедняки могли себе их позволить"

Ответить

даже бедняк мог позволить себе картину Рембрандта?

Ответить