Цифровой профиль эксперта

У каждого из вас есть цифровой профиль - это все, что находится про вас онлайн: ваши соцсети, упоминания в СМИ, ваши комментарии и лайки. В отличие от вас этот “цифровой двойник” бодрствует 24/7 и формирует представление о вас вне вашего желания. Но небольшой контроль над этим у вас есть - и это то, что вы пишите сами в контролируемых вами каналах - в ваших соцсетях, сайте, ТГ-канале, блогах на ЯДзен, площадке medium.

Если вы продаете - себя как эксперта, свои услуги, вы не просто можете, но и должны контролировать свой цифровой профиль и помогать потенциальному клиенту сдвинуться на следующий этап воронки продаж и запросить у вас коммерческое предложение.

В этой статье я расскажу об основных, “гигиенических” правилах создания и ведения цифрового профиля эксперта, как он выглядит, о чем писать, о чем НЕ писать, как часто и что делать с хейтерами.

Кому и для чего нужно вести цифровой профиль

Всем, кто хочет продвигать себя как эксперта. Ваши соцсети мониторят не только ваши друзья и мама, но и HR, потенциальные клиенты и конкуренты. Вряд ли хорошая идея вести его так, чтобы у читателя сложилось впечатление, что вы глупый или токсичный человек.

Какие каналы использовать

Если вы поняли, что предыдущий пункт про вас, решите, в каких каналах вы будете создавать экспертный профиль, а какие каналы закроете (чтобы контент видели только ваши близкие друзья).

В России экспертные профили ведут в основном в Facebook* и LinkedIn. Иногда в Instagram* (* - принадлежат Meta, запрещенной организации в РФ).

Критериями выбора могут быть: где находится ваша целевая аудитория (потенциальные клиенты, партнеры, сотрудники), как много у вас визуального контента (все-таки Instagram* больше про визуал - картинки и видео, сейчас, например, активно продвигается Reels).

Если вы публикуете профессиональные статьи, посмотрите, какие доступны блоги в профессиональных СМИ и сообществах. Это может быть удобнее, чем создавать свой отдельный сайт (если вы, конечно, не частно практикующий эксперт).

Как оформить цифровой профиль

Проверьте, что:

  • На вашей фотографии хорошо видно ваше лицо (фотография актуальная, профессиональная, в том стиле, который вы хотите нести “в массы”)
  • Выбран хороший фон - откройте свой профиль и посмотрите, как “дружат” фон и ваше фото
  • Заполнено краткое описание о себе (здесь может быть указание вашей профессии, чем вы можете быть полезны, ваши контакты, миссия. Что-то, что поможет читателю быстро понять, кто вы и о чем вы)
  • Заполнена информация о местах учебы и работы (это поможет вам найти правильных людей и в small talks)
  • Если есть сайт, ТГ-канал и пр - укажите это

О чем писать

Экспертный контент - отражает вашу экспертность и профессионализм.

  • Авторский экспертный пост
  • Мини-кейс
  • Комментарий к новостям, книгам, конференциям, чужим статьям и постам
  • Рассказ о ваших успехах и достижениях (закрыли сделку, попали в рейтинг, получили награду)
  • Участие в профессиональных мероприятиях (в качестве спикера или участника)
  • Репост вашей статьи или комментариев в СМИ
  • Общение с экспертами в вашей отрасли (фотография с признанным экспертом, дискуссия с ним/ней в сети)
  • Посты, открывающие экспертную дискуссию (в ТГ-канале для этих целей можно делать опросы)
  • Прогнозы
  • Чек-лист, инструкция
  • Рассказ о компании, профессии, своей карьере
  • “За кулисами” - как выглядит работа изнутри (фото, видео, текст)

Отслеживайте, кто вас отмечает и в связи с какими обстоятельствами - эти посты могут автоматически появиться в вашей ленте (или вы можете настроить, что такой пост может появиться в вашей ленте только после вашего одобрения).

Личный контент - отражает вашу личность, вкусы, досуг и предпочтения

  • Посты о семье
  • Посты о досуге
  • Мнение об общественных или культурных событиях

С интересом и благосклонностью воспринимаются посты о путешествиях, необычном опыте (прыжки с парашютом, фрирайд, восхождение на вершины, марафоны), об искусстве (посещение выставок, спектаклей, концертов), достижениях (в спорте, искусстве), благотворительных инициативах. Лучше делиться не просто фотографией, но и писать свое мнение, давать оценку или рассказывать о том, что этот опыт вам дал.

Читателю может быть не очень интересно следить за профилем, в котором только сухие экспертные заметки. Все мы люди, и нам интересно, что за человек скрывается за формальной фотографией.

Кстати, о неформальных, досуговых фото. Следите за тем, что постите, что на этой фотографии. Может очень хотеться повесить фото со встречи с друзьями на шашлыках, но если на этом фото много красных лиц и на фоне кто-то в шортах (или без) лежит в кустах…

(из домашнего архива)
(из домашнего архива)

Соотнесите это с тем имиджем, который вы пытаетесь построить.

Между фейком и “новой искренностью”

Сейчас будет ультра-личное мнение. Вы наверняка видели, как люди, активно ведущие соцсети и “развивающие личный бренд”, делают серии фотографий в духе “я красивая работаю в кафе за ноутбуком”, “я стильный с умным видом смотрю вдаль” (про “ячоткийнафонеламборгини” даже не пишу). Лично у меня такие фотографии вызывают чувства, схожие с просмотром стоковых кадров, где неественно радостные люди в неестественных позах делают вид, что работают в классной команде.

Когда вы последний раз давали high five коллеге, искренне смеясь?)
Когда вы последний раз давали high five коллеге, искренне смеясь?)

На мой взгляд, подобные фото фонят искусственностью и неестественностью, в то время, как задача эксперта - расположить к себе человека, вызвать доверие. Я бы рекомендовала использовать максимально естественные фото для постов. Даже если будете брать фотографа, пусть фотосессия будет в стиле стрит-фотографии, словно случайно выхваченный кадр с вашей эмоцией, а не постановочные фото со стеклянными глазами в стандартных интерьерах фото-студий.

Если на одном краю неискренность фейковых фото, то на другой т.н. “новая искренность”. Людей стало подташнивать от постановочных фото, постов о достигаторстве, историй об успешном успехе (ну серьезно, в моей ленте фб в какой-то момент просто все побежали, стали айронменами и вуманами).

Появилась тема “новой искренности”, когда стали приветствовать не только посты про УУ, но и искреннее проявление человеческих чувств. Некоторые (преимущественно блогеры) восприняли эту идею как повод начать рыдать в прямых эфирах, размазывая слезы по лицу (но одни глазом контролируя, что они еще в кадре с удачным ракурсом). Мне кажется, это перекос. Конечно можно и нужно делиться своими эмоциями, но если речь идет о душевных разломах и смысловых ранениях, то это лучше обсуждать с психотерапевтом. Целее будете, во всех смыслах, не только цифровом.

Соотношение экспертных и личных постов

Рекомендуют делать посты в соотношении 70/30:

70% - экспертный контент

30% - личный.

Александр Цыпкин в “Уроках легенд” предлагает разбивать контент на 4 категории:

  • Образ жизни
  • Профессия
  • Вкусы. Взгляды, вы - как личность, ваша моральная оценка
  • Чужой контент (со своей оценкой)

Он рассказывает про цифровой профиль во втором и третьем уроке, посмотрите, у кого есть доступ.

Как часто делать посты

Редкий читатель будет откручивать всю ленту и читать посты, написанные два года назад. Поэтому следите, чтобы по вашим последние 3-6 постам можно было понять, в чем ваша экспертность и польза, и что вы за человек.

Говоря о частоте, большой вопрос, откуда к вам приходят клиенты. Если все они идут из онлайна, и ваша соцсеть - основной источник потенциальных клиентов, то можно писать хоть каждый день (но желательно не чаще, чтобы не забивать собой весь эфир и не надоедать читателям).

Если у вас не так много контента и сил на ведение соц.сетей (все-таки для написания постов нужен не просто материал, но и время и вдохновение), но вам важно отправить в мир послание, что вы живы и практикуете, ориентируйтесь хотя бы на два поста в месяц.

Какие посты любят соцсети

Если фото сделано с мобильного телефона.

Если ссылки вставляются не в сам пост, а в комментарий под ним.

Соц сеть чаще показывает посты в ленте ваших друзей, если:

  • Пост активно комментируют, репостят и/или пересылают в личные сообщения
  • Пост набирает лайки

Картинка не обязательна к текстовому посту для лучшего показа его в соцсети.

Хороший пост be like

Пост должен быть понятным и полезным (юмор - это тоже польза). Ленты скроллят и редко у кого есть время вчитываться в длинные посты, которые тяжело сформулированы.

Добавляйте заголовки (часто это делают КАПСом в начале поста) и разбивайте пост на абзацы.

Обязательно проверяйте, нет ли ошибок в вашем посте, не только смысловых, но и орфографических. Сделать это можно здесь: https://orfogrammka.ru/ и https://glvrd.ru/.

О чем НЕ писать

Если вы напишите пост на провокационную тему, острую социальную - это не всегда может привести к тому результату, на который вы рассчитываете. Да, вы можете набрать комментарии (разные) и репосты, но…

Каких тем лучше избегать:

  • Религия
  • Политика
  • Острые социальные темы (и сейчас я в том числе говорю о СВО и о том, что сейчас у людей эмоции преобладают над разумом и в соц.сетях выливается столько боли и агрессии, что рушатся социальные связи, создаваемые годами. А за некоторые посты, лайки и репосты можно вообще присесть и получить себе проблемы не только профессионального характера)
  • Очень спорные темы (вакцинироваться или нет)
  • Очень личные темы (см. выше про “новую искренность”. Этим чаще грешат женщины в процессе развода, когда начинаются посты с высокопарными фразами про разбитые вазы, которые нельзя склеить и прочие псевдо-философские цитаты. Способ справиться только один, захотели написать что-то подобное в мир, “чтобы ВСЕ поняли, что ВАЖНО”, сядьте себе на руки и сидите до тех пор, пока это желание не утихнет. Кстати, никогда не пишите в соцсети пьяным, это иногда тоже ведет к созданию спорных “великих откровений”).
Цифровой профиль эксперта
  • Если вам 35+, имейте в виду, что надо быть осторожнее с юмором. За шутку, которая была приемлема десять лет назад, вас могут распять. Можно налететь или на проблемы с гендером, или проблемы с национальностями, или проблемы с сексуальной идентификацией. Да что шутки, даже некоторые поговорки могут оказаться “вне закона”. Мы с коллегами как-то поняли, что даже фраза “Баба с возу - кобыле легче” некорректна в новой реальности, и правильнее сказать “физическое лицо”. Шутка, лучше вообще эту фразу не говорить.

Все слышали про скандалы и попытки “отменить” Джоан Роулинг за высказывание позиции, что женщина должна иметь право называться женщиной. В России, конечно, “своя атмосфера”, но никто не знает, как повернется общественное мнение в любой момент. В этом, кстати, проблема с цифровым профилем в принципе. Можно получить хейт и “отмену” за то, что было написано давным-давно и в другом контексте, и застраховаться от этого нельзя.

В любом случае будет нелишним просмотреть свои старые посты и удалить те, которые не вписываются в текущий контекст.

Хейт

Отличайте хейт от конструктивной критики и разумной дискуссии. Как эксперт вы можете прекрасно проявить себя, отвечая по существу и обосновывая свою позицию.

Но если вам попался хейтер, который пишет исключительно гадости и это не предполагает какой-либо возможности вести дискуссию в конструктивном русле, удаляйте такие комментарии и блокируйте неадекватов. Это ваша страница, ваше пространство, ваши правила. Вы же не позволяете людям приходить к вам в дом и накладывать кучу в гостинной (или спальне. Если вы, конечно, не Джонни Депп).

Если после прочтения вы подумали, что все сложно и лучше нанять копирайтера/агентство/загрузить свой пиар-отдел, то в другой статье я напишу, насколько это хорошая идея и как можно облегчить работу по созданию контента для соцсетей.

Расскажите, как проходит ваша цифровая жизнь? Какие ваши посты вызывали не ту реакцию, на которую вы рассчитывали?

11
1 комментарий

Отличные советы и примеры!

1
Ответить