Почему в "product-market fit" главное - это продукт, а не рынок

Как известно главное в разработке продукта - это product-market fit. А вот главная дурость, которую можно сделать и делает здесь большинство - это пойти не со стороны продукта, а со стороны рынка. Ибо давно сказано, что если спросить кучера, что ему надо, он ответит "Более удобную телегу" или "более быстрых лошадей". Но никто не скажет, что ему нужен автомобиль, ибо они и слова такого - автомобиль - не знают.

Если мы пойдем со стороны рынка, мы будем вынуждены подстраиваться под него. И в принципе, можем вполне неплохо подстроиться. Или сломаться в погоне за требованиями, которые не в силах выполнить. Но в любом случае большого успеха нам не снискать. Ведь главный его секрет - это не столько подстроиться под рынок, сколько перестроить или создать его под себя. Это можно сделать, только пойдя со стороны продукта.

Мы идем со стороны продукта не только ради успеха. Но и ради себя. Ибо создавая продукт, мы вкладываем в него частицу своей личности, результаты своего опыта, итоги какой-то части своей жизни. И значит, нам нельзя подстраивать свой опыт под рынок до тех пор, пока мы его не смогли переработать и выразить. Если мы, "порождая" продукт из своей личности, сразу опираемся на внешние требования, высока вероятность, что что-то важное мы можем от этих требований спрятать. Просто потому, что людям нужна более быстрая лошадь.

Поэтому "рожаем" мы продукт в тишине и одиночестве, и делаем это только и исключительно для себя. Если рисуем картину - она сначала должна понравиться нам. Если пишем рассказ или повесть или учебник - нам должно быть интересно его перечитывать каждый раз, когда мы его открываем. Если мы сделали велосипед, или мотоцикл, или дорожную сумку - это должна быть лучшая модель, которую мы не променяем ни на что другое.

Когда мы этого добьёмся, это будет означать, что мы сделали лучшее, на что способны. А также, что у нас есть один точно удовлетворенный потребитель. Также это может означать и то, что мы смогли вложить в данный продукт какую-то новую и сильную логику, которую вполне возможно масштабировать. Но мы этого пока не знаем.

Критерий "это удовлетворяет меня" - критерий первый, но далеко не последний. Мы можем сделать наивную поделку и не понять этого просто в силу своей некомпетентности. А это значит, что следующим шагом мы перепроверяем наш продукт, прикладывая его к жестким и объективным функциональным требованиям.

Дрель должна сверлить, мотоцикл ездить, сумка быть легкой, удобной, организующей пространство и что там мы еще от неё хотим. Учебник должен опираться на четкую логику и доказательную базу, рассказ или повесть - держать внимание и соответствовать законам драматургии даже там, где их нарушает.

После того, как мы убедились, что продукт объективно не является наивной поделкой или чем-то средненьким в стиле "лишьбыработало", мы можем выделить в нём главное - ту самую технологию/методологию/стиль/и т.п., на основе которой продукт и получился. И главным критерием того, что мы эту технологию нашли, будет возможность как угодно адаптировать этот продукт под любой рынок - без потери его главных характеристик.

Рассказ может стать мультиком, анекдотом, песней или даже скульптурной группой. Учебник может превратиться в лекцию, тренажер, видеокурс или набор религиозных ритуалов для туземцев с острова Мумба-Йумба - но в любой форме будет выполнять свою функцию: учить людей делать определенные вещи правильно. Производителя сумок можно забросить в Древний Рим, где нет молний, карабинов, водоотталкивающих материалов и т.п., - но и там он будет шить изделия, которые идеально выполняют свою главную функцию: организацию пространства.

Лишь когда продукт доведен до такого уровня - мы получили нечто и аутентичное, и хорошо работающее. И теперь можем посмотреть на рынок и подобрать для него правильную форму воплощения. Тогда у нас и получится настоящий product-market fit.

Я довольно долго держал эту позицию при себе просто потому, что у меня не было главного доказательства - собственных продуктов, сделанных так. По этой причине я и пишу свои два тома уже семь лет: все семь лет они меня не удовлетворяли. И лишь этой весной я вышел на описанный здесь итог.

Сквозная методология, наконец полностью сложилась. И теперь сама книга перестала быть важной - я могу её вообще не издавать, но бесконечно производить самые разные продукты под самые разные аудитории и рынки. От мини-курса по менторингу на 5-6 занятий, через мастермайнды, которые работают так, как я считаю, должна происходить акселерация - и до полноценного стартап-акселератора где-нибудь во Флориде (подальше от Калифорнии, ибо в требования рынка он не впишется ). Ради последнего придется попотеть. Но за методологию уже не стыдно.

С самым маленьким продуктом - курсом по менторингу на два занятия, читатели из Беларуси смогут познакомиться на lipen.pro, который пройдет в эти выходные под Минском. А с моими рассуждениями на тему продукта вообще - на стриме с Михаилом Руденко, который мы скоро сделаем. Ссылку размещу в своем блоге здесь.

В общем, с продуктом как с самолетом: сначала надо примерить маску на себя, а уже потом на рынок. А всё остальное - от лукавого, призывающего прогнуться под золотого тельца.

44
4 комментария

Поэтому "раем"

Ответить

спасибо

Ответить

а можно создать https://ru.wikipedia.org/wiki/Volkswagen_Phaeton , идеальный авто , который оказался никому не нужным

Ответить

В таком подходе нельзя. Ибо третий шаг - примериться к рынку. Сделать концепт и попробовать продать, собрать предзаказы и тп. и не выпускать партию пока не поймёшь что рынку это нужно. Или пока не поймёшь что именно ему нужно и как нужно изменить свой продукт.

Ответить