Карта креативных индустрий России

Как творческий бизнес способствует развитию экономики

На платформе Ко-Фи мы предлагаем индивидуальным креативным предпринимателям привлекать инвестиции для реализации самых разных проектов. Наш клэйм так и звучит — «платформа для инвестиций в будущее креативных индустрий». По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, из 3,5 млн представителей творческих профессий в России 2,7 млн специалистов работают в креативных индустриях.

Что такое креативные индустрии?

Это сектор экономики, базирующийся на продаже товаров и услуг, которые являются результатами интеллектуальной деятельности. Поэтому интеллектуальная собственность — его главный актив. Само понятие «креативная экономика» было введено в 2000 году зарубежным журналом BusinessWeek. Всего в мире признано 16 креативных индустрий: арт-индустрия; народные промыслы; музыка, исполнительское искусство и культурно-досуговые мероприятия; кино и анимация; фотография; издательская деятельность; теле- и радиовещание; ИТ и компьютерные игры; реклама; архитектура; дизайн; мода; ювелирное дело; деятельность библиотек, архивов и музеев; культурное наследие; образование в креативных индустриях.

Карта креативных индустрий России

Креативные индустрии в России

Креативное предпринимательство в нашей стране меньше всего защищено законодательством и больше всего нуждается в государственной поддержке. В сентябре 2021 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил Концепцию развития творческих индустрий до 2030 года, согласно которой уже в 2022 институт креативных индустрий должен был быть оформлен в России законодательно. Однако в начале мая Минкультуры решило отложить этот процесс до 2024 года из-за нестабильной экономической ситуации.

Чем важен креативный сектор для экономического развития и какова ситуация сейчас?

Креативный сектор генерирует около 3% мирового ВВП и обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты. Показатель для России пока составляет 2,4%, что сопоставимо со среднемировым уровнем, но ниже, чем в странах-лидерах: Италии (6,1%), Великобритании (5,8%) и Австралии (5,7%). Согласно Концепции развития творческих индустрий, о которой я говорила выше, к 2030 году их продукция должна составлять 6% от общей доли ВВП. В прошлом году, по данным Росстата, ВВП составил 130 трлн рублей. То есть 6% — это примерно 6 трлн. Чтобы получить их, нужно сначала вложить половину этой суммы, но пока общий бюджет Президентского фонда культурных инициатив измеряется в миллиардах, как и бюджет всех креативных индустрий, вместе взятых. Сейчас по валовой добавленной стоимости креативных индустрий впереди Китай (988 млрд долларов по паритету покупательной способности, ППС) и США (921,6 млрд долларов по ППС). Остальные государства существенно отстают, Россия — примерно в девять раз: 104,6 млрд долларов по ППС.

Какие креативные индустрии развиваются активнее всего?

За последние годы прирост креативного рынка в России (348 из добавочных 399 млрд рублей) обеспечила реклама (48%) и информационные технологии (36%). Также среди наиболее динамичных — музыка, мода, телерадиовещание, исполнительское искусство и культурно-досуговые мероприятия.

Кто играет на креативном поле?

Если верить классификатору ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, который составлен на основе градации Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании, всего существует 44 креативных профессии — от швей, гончаров и других ремесленников до артистов, писателей, издателей, дизайнеров разработчиков ПО, специалистов по маркетингу и PR. При этом не всегда представители творческих профессий работают непосредственно в креативных отраслях: в автоконцернах, компаниях сегмента HoReCa тоже есть дизайнеры, копирайтеры и т.д., поэтому творческая экономика очень тесно переплетена с другими направлениями бизнеса.

В каких сферах больше всего творческого персонала?

В музыке, исполнительском искусстве, издательской и культурно-досуговой деятельности. По данным Росстата, две трети креативных специалистов работают именно в этих направлениях. Правда, с модой все не так однозначно. Этот сегмент лидирует благодаря швеям, хотя в разных странах мира нет однозначного согласия по поводу того, относится ли эта профессия к креативным индустриям.

Где живет больше всего креативных предпринимателей?

87% всех представителей креативной экономики живут в городах и поселках городского типа. На платформе Ко-Фи больше всего зарегистрированных предпринимателей — из Москвы и Санкт-Петербурга. Также на ней есть пользователи из Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Самары, Красноярска и Уфы, а среди победителей нашей специальной программы безвозмездного финансирования для креативных индустрий, запущенной весной с Национальным фондом поддержки правообладателей, — также креаторы из Томска и города Чайковский (Пермский край). Творческий бизнес развивается в самых разных уголках страны, и проект Ко-Фи способствует этому.

Начать дискуссию