Я перечислю явления, которые влияют на внешние коммуникации компаний и то, как они отразились на работе.
Изменился медийный ландшафт.
От печатных СМИ остались крупицы, среди больших электронных выживают те, кто сумел перестроиться с учётом новых способов потребления контента. Поэтому фокус внимания PR-специалиста сместился с традиционных СМИ на другие каналы, о которых ниже.
Растут СМИ брендов.
Для многих эффективнее не бороться за внимание трёх с половиной журналистов из уцелевших традиционных медиа, а создавать своё. Журнал, Telegram-канал, рассылку. Этим тоже часто занимается пиарщик.
Сократилась дистанция между участниками медийного поля.
Причём между всеми: журналистами, PR-специалистами, брендами, аудиторией. Отсюда новые инструменты, новые требования к скорости реакции, стилю и каналам общения. Мало кто пишет письма. И никто, кроме продажников, не звонит на городские номера.
Личность стала важнее бренда.
Свято место пусто не бывает, и на смену традиционным медиа пришли маленькие онлайн-издания, блогеры, лидеры мнений, отношения с которыми строятся на другой основе (речь не о деньгах). Аудитория слушает человека гораздо внимательнее, чем бренд. Поэтому проще вырастить лидеров мнений внутри компании.
Коммуникация бренда больше не монолог.
Вы получаете обратную связь от аудитории, даже когда не хотите этого. Особенно когда не хотите. Но есть и плюсы: когда работа в команде выстроена правильно, у PR-специалиста есть возможность влиять на продукт и менять его, учитывая интересы пользователей.
Хороший бизнес — открытый бизнес.
Поэтому связка PR-специалиста с бизнес-подразделением и вовлечение бизнеса в коммуникации теперь гораздо сильнее.
Прозрачность ведёт и к личной ответственности.
Частное мнение PR-специалиста и раньше было табуировано, а с годами запрет всё суровее. Шаг влево, шаг вправо — коллеги с превеликим удовольствием распнут вас и всю вашу компанию заодно.
Отсутствие внутрикорпоративной этики — это тоже примета времени, которую нужно иметь в виду. Причём это касается не только личных промахов. Любой PR-просчёт бренда в публичном поле теперь разбирают под лупой. Кстати, некоторые пользуются и собственными просчётами, придерживаясь давнего представления о том, что всё PR, кроме некролога.
Закончить всё-таки хочется на хорошем.
Горизонтальные связи значат всё больше. Конкуренты обсуждают отраслевые проблемы, неконкуренты из одной индустрии делятся ресурсами, масса проектов делается в партнёрствах. Это позволяет неплохо экономить и делать гораздо более мощные и интересные проекты.
Ценится то, что полезно. Причина понятна — перегрузка информационного поля, умноженная на всеобщую жажду саморазвития. Поэтому производите полезный контент, делайте полезные продукты, учите, объединяйте — аудитория будет безмерно благодарна.
Задача PR-специалиста сейчас — придумать, как всё это сделать, организовать процессы внутри компании, вовлечь другие подразделения и сделать хороший продукт. Возможно, это сложнее, чем провести пресс-конференцию.
Как и всегда, PR строит или спасает репутацию. Или рушит. Неприятный для многих специалистов момент — теперь во многих случаях можно посчитать, как PR влияет на продажи. Руководители получают обоснование для того, чтобы требовать продаж. Но это по-прежнему не ключевая ценность налаженных внешних коммуникаций.
Какой отличный материал! Спасибо!
Будто побывал на PR-конференции. Спасибо!