Как агрегаторы считают цену услуг? Разбираем на примере сервиса эвакуации CarTaxi

Всем привет! Мы вдохновились примером «Яндекс.Такси» и решили рассказать, как рассчитываем стоимость эвакуации в CarTaxi — сервисе эвакуации для частников и сегмента b2b.

Рассказывает Андрей Хохлов, сооснователь и IT-директор сервиса.
Рассказывает Андрей Хохлов, сооснователь и IT-директор сервиса.

Главный тезис материала Яндекса действительно верный — агрегатору невыгодно поднимать цены, если в этом нет нужды. И компания, и покупатель заинтересованы в том, чтобы цена была справедливой. Тогда и агрегатор заработает, и клиенты не будут жаловаться на повышенный тариф. Но что вообще такое справедливая цена?

Говоря маркетинговым языком — это решение задачи оптимизации. Оно подразумевает достижение одной из целей: максимизацию количества заказов или максимизацию прибыли — в случае, если количество заказов и так высокое.

Для каждой из этих задач используют специальные стратегии. В этой статье мы разберем их и покажем на практике, как формируется ценообразование в нашем сервисе. Поехали!

Причем здесь конверсия

Начнем с увеличения количества заказов. Как сделать так, чтобы услугу в городе заказывали как можно чаще? Чтобы разобраться, посмотрим на процесс оформления заказа. Он в CarTaxi состоит из двух этапов:

  • Клиент заходит на сайт или в мобильное приложение и оценивает стоимость заказа. Если она кажется высокой — может уйти искать варианты вне сервиса или взять паузу.
  • Если стоимость устроила и заказ сделан, заявка отправляется исполнителю. Только после того, как исполнитель подтвердил заявку, можно считать, что конверсия в заказ совершена.

Чтобы добиться максимальной конверсии в заказ, агрегатор услуг должен сделать две вещи:

  • максимизировать количество входящих заявок от клиентов;
  • минимизировать количество отказов от исполнителей.

Мы рассчитываем эффективность нашего предложения и для клиентов, и для исполнителей с помощью коэффициента конверсии. Вот как выглядит его формула:

Как агрегаторы считают цену услуг? Разбираем на примере сервиса эвакуации CarTaxi

При этом расчете у нас возникает двухступенчатая воронка:

  • На первом этапе клиент конвертится в заявку.
  • Затем заявка конвертится в заказ.

Чтобы посчитать итоговую конверсию из расчета стоимости клиента в заказ, эти две конверсии перемножаются. Пока просто постараемся запомнить эту информацию, она нам еще пригодится:)

Как рассчитывается стоимость заказа

Теперь посмотрим, как рассчитывается стоимость заказа непосредственно в CarTaxi.

Она складывается из двух критериев:

  • Стоимость подачи машины на место;
  • Стоимость самой поездки.

Система разбивает карту города на равные области — в виде шестиугольников. В каждой области система накапливает расчеты стоимости от пользователей. Затем она смотрит, сколько расчетов конвертировалось в заявку. А после — сколько заявок превратилось в принятый водителем заказ.

Вот как выглядит карта во внутренней системе CarTaxi. Цифры в шестиугольниках — цены на поездки в конкретных участках города.
Вот как выглядит карта во внутренней системе CarTaxi. Цифры в шестиугольниках — цены на поездки в конкретных участках города.

Теперь в ход вступает алгоритм, который называется «генетический». Он меняет стоимость подачи и стоимость километра пути. Представим, как это происходит на практике:

Допустим, наш базовый тариф — 2000 рублей за подачу машины и 50 рублей за каждый километр пути. 50% входящих запросов отправляются на базовый расчет стоимости. Остальные 50% — попеременно отправляются на экспериментальный тариф:

  • 25% из них — на повышенный;
  • остальные 25% — на пониженный. Шаг в тарифах, как правило, 100 или 200 рублей. Меняется именно стоимость подачи машины.

В итоге мы имеем 3 ветки генетического алгоритма. При накоплении достаточного числа расчетов — скажем, 500, система начинает анализировать конверсии. И выбирает ветку с максимальным ее показателем. Теперь тариф этой ветки становится базовым, и алгоритм начинает работать заново.

А что насчет коэффициентов?

В CarTaxi существуют пониженные и повышенные коэффициенты. Они варьируются от 0.9 до 1.3 — в зависимости от загруженности водителей в конкретном шестиугольнике карты. Клиент может получить как скидку до 10%, так и наценку до 30. Так регулируется спрос.

Также учитывается погодный коэффициент. Мы присваиваем ему от 1 до 1.3 баллов.

Коэффициент начинает увеличиваться, если температура в точке расчета цены становится меньше 10 градусов.

Если погода плохая и водители загружены — в бой вступает стратегия максимизации прибыли. Она работает аналогично стратегии максимизации заказов — с помощью 3 веток генетического алгоритма. Только критерий оптимизации здесь — не конверсия, а итоговая стоимость завершенных заказов. На базе анализа этих веток мы принимаем решение о введении тарифного коэффициента.

Все это нужно для того, чтобы учитывать сезонность. Количество заказов летом уменьшается: мы стремимся дать меньшую стоимость, чтобы их было больше. Зимой, наоборот — стоимость заказа увеличивается, потому что спрос обычно растет.

Вот и все, что мы хотели сегодня рассказать. Если у вас есть вопросы о работе агрегаторов — можете писать их в комментах. Постараемся осветить их в новых материалах. Также можете заглянуть на наш сайт или написать Айнуру Рысаеву — нашему руководителю продаж. Почта biz@cartaxi.io.

77
2 комментария

Спасибо за поднятую тему. Можно поподробнее про генетический алгоритм? Допустим 3 клиента хотят получить одинаковую услугу, один видит 100р, другой 110р, третий 120р? Уже на этом этапе возникает диссонанс, и теории заговора, что Яндекс предлагает владельцам iPhone услуги дороже ) Дальше исполнители видят (за вычетом комиссии сервиса) допустим 90р, 100р и 110р. И когда и клиент, и исполнитель подтвердили сделку, это идет в копилку конверсий, которые потом сравниваются в разрезе цен, и сервис переставляет ценник на такую услугу?

Все верно. Только в нашей логике из 4 клиентов - 2 отправляется базовый расчет - 110 руб, одному - 120 и еще одному - 100.