Как подготовиться к распродаже Black Friday 2022? Список обязательных мероприятий

В этом году «Черная пятница» случится 25.11.2022, это означает, что на подготовку к мероприятию у вас есть полтора месяца. Какие активности стоит планировать для успешной распродажи — давайте разбираться.

Как подготовиться к распродаже Black Friday 2022? Список обязательных мероприятий

Тренд на распродажи пошел из США, но оставим историю происхождения поскольку это лирика, мы же тут про конкретику, поэтому погнали про подготовку. Все описанное далее это субъективное мнение основанное на опыте, все проверено, пишу только то, что действительно нужно и что работает на примере SAAS бизнеса, но не ограничивается только им.

Ниже пункты с описанием вариантов проведения BF 2022, возможно это поможет вам вдохновиться и успеть подготовиться к главному дню продаж в этом году.

Чем Black Friday отличается от обычной распродажи?

  • Фиксированная дата проведения. Это всегда пятница в конце ноября.
  • Срочность. Это кратковременная акция, не стоит ее растягивать надолго, эффективность точно пострадает
  • Действительно большие скидки. Для онлайн продаж трудно придумать другой формат, пользователи привыкли к большим скидкам. Тот день, когда размер решает.
  • Планирование. Эвент уровня BlackFriday нужно планировать заранее, чем раньше тем лучше.
  • Не только продажи, но и маркетинг. Очень часто в этот период можно привлечь целевую аудиторию, например, переманить ее от конкурентов.

Какие есть варианты предоставления скидок?

  • Фиксированная скидка. Дисконт определяется в % от регулярного прайса.
  • Специальное предложение. Дисконт в дополнение к существующим скидкам.
  • Лимитированное предложение. Торговое предложение, которое доступно только этот период распродажи, например пожизненное владение.
  • Промокоды. Промокоды на скидку, которые могут выражаться в % или деньгах, которые уменьшают регулярную цену после применения.
  • Многоуровневые скидки. Разные типы скидок на разные линейки продуктов

Примечание. Бытует мнение, что скидки для хороших продуктов это зло, классный продукт продает себя сам и вообще, большая скидка в глазах потребителя выглядит как продукт низкого качества, раз его отдают за бесценок.

С такой формулировкой можете рассматривать Black Friday как маркетинговый канал привлечения новых пользователей и, соответственно, скидки это маркетинговые косты.

Теперь к подготовке, ниже список с моими комментариями:

Сформулировать торговое предложение

Уникальное торговое предложение (далее УТП) это ценностное ядро оффера, которое вы транслируете пользователям и от которого дизайнеры будут строить Key Visual (об этом далее), копирайтеры напишут вкусные тексты, разработчики внесут изменения в матрицу цен в коде проекта и тд.

Обычно это:

  • ценностное предложение
  • период проведения
  • типы продуктов, которые попадают / не попадают в оффер

Вы можете и будете вносить правки в дизайн, тексты, но меняя торговое предложение нужно понимать, что это повлияет на все части вашего промо тк является сутью всего мини-проекта.

Пример УТП:

Например у вас SAAS сервис, в котором есть планы на месяц и год. При покупке на год скидка 20% действует всегда, что можно предложить на время распродажи:

- Скидка 50% на все годовые планы, стоимость месяца остается неизменной

- Комбинированная скидка 40% на месяц и 50% при покупке на год

- Добавить эксклюзивный план “Пожизненное владение”, например, за 24 стоимости месяца без скидки

Период проведения

По-опыту скажу, что период более недели снижает внимание к предложению, пик продаж будет на первые 2 дня и далее будет затухать. Поэтому охватите, обязательно, пятницу 25.11, киберпонедельник 28.11 и далее на ваше усмотрение.

Если ваш целевой рынок Северная или Южная Америка, учтите поправку на часовые пояса, чтобы не промахнуться с датой.

Определить целевую аудиторию

Целевая аудитория это сегменты ваших пользователей. В общих чертах это выглядит таким образом, вы определяете клиента и думаете, как адаптировать УТП специально для него.

Зачем это нужно? Чтобы понять, как не потерять лояльность клиента, который купил продукт за полную стоимость за неделю до распродажи. Можно выделить такие сегменты:

  • Новые клиенты
  • Действующие клиенты
  • Действующие клиенты web с активной подпиской
  • Пользователи, которые покупали ранее, но теперь не пользуются сервисом
  • Пользователи мобильного приложения
  • Пользователи мобильного приложения с действующей подпиской и тд.

В данном примере я осознанно разделил клиентов web и мобильного приложения по причине того, что в iOS приложении стоимость нативных подписок (которые обслуживает сам Apple) будет варьироваться в зависимости от матрицы цен, другими словами скорее всего цена подписки в iOS будет незначительно отличаться от тех цен, которые вы можете установить в web.

Зная это можно регулировать вординг в ваших промо, например, использовать формулировки “Скидки до 50%” не равно “Скидка 50%”, внимательный пользователь обязательно вам укажет на ошибку.

Составить календарный план проведения мероприятия

Очевидный пункт, но добавлю немного контекста. В календарном плане учитывайте производительность (capacity) команд разработки, график отпусков, текущие релизы команд и график их выпуска тк все это может и будет влиять на успешность вашего промо. Зная эти переменные вы можете регулировать сложность вашего УТП и логику работы промо.

Планировать лучше с конца, то есть от даты, когда релиз с промо должен быть доступен пользователям. Отмотав назад, вам нужно сформулировать дату, когда требуется передать релиз в тестирование, сколько заложить на разработку, сколько на дизайн и копирайтинг. В этот план следует также заложить время на апдейт версий приложения в AppStore / Google Play, исправление ошибок и непредвиденные обстоятельства, которые обязательно случатся.

Разработать Key Visual

Key visual — это графическая тема, которая появляется на всех рекламных материалах и средствах коммуникации бренда или его продукта, услуги, мероприятия. Он должен выделить компанию среди конкурентов, и в то же время передать ее основные ценности и вызвать соответствующие эмоции у определенной группы получателей.

Простыми словами для Black Friday вам нужно уникальное визуальное сопровождение отражающее и поддерживающее ваше торговое предложение.

Как подготовиться к распродаже Black Friday 2022? Список обязательных мероприятий

Подготовить версии релизов

Версии выпуска - это список мероприятий, которые вы хотите / можете сделать для распродажи. Как - плавило хорошей практикой является проведение промо в 2 этапа:

  1. Подготовить (прогреть) аудиторию к будущей распродаже.
  2. Проведение распродажи.

Для подготовки аудитории разработайте отдельный лендинг мероприятия, целью которого будет а) привлечь внимание к будущей распродаже б) совершить активное действие

Элементы лендинга:

  • торговое предложение
  • обратный отсчет до мероприятия
  • CTA (зарегистрироваться / узнать / вступить в группу tg). Любое действие, в которое вы можете сконвертировать интерес пользователя

Плюсы наличия лендинга мероприятия:

  • дополнительный канал привлечения лидов
  • возможность таргетинга и лидогенерации до мероприятия, вы можете протестировать и прогреть ваши рекламные кампании
  • SEO (попробовать попасть в индекс по ключам не самая плохая идея)

Версии проведения недели распродажи тоже могут отличаться, сильно зависит от специфики продукта, чем детальнее вы это продумаете, тем лучше.

Сформулировать задачи команде

Очевидный пункт, чтобы получить выдающийся результат вы должны координировать команду вокруг цели. В данном случае не лишним будет сообщить команде о важности именно этого релиза и фиксированных датах. Отдельными блоками должны быть:

  • задачи на разработку и тестирование с описанием сценариев для разных сегментов пользователей
  • задачи для маркетинга: на подготовку промо - постов в соц сетях, тексты email рассылок, график публикаций и постов, чтобы подогревать интерес к промо на протяжении все недели распродажи.
  • для копирайтера задачи на написание и адаптацию торгового предложения для разных площадок, локалей и тд.
  • задача для юристов - согласовать используемые формулировки и адаптировать TOS

Навести созидательную суету

Вынес отдельным пунктом, поскольку второй шанс провести классный эвент появится только через год. Обязательно поделитесь вашими планами с ключевыми партнерами и смежными департаментами.

Черная пятница это про деньги, поэтому напишите вашему провайдеру приема платежей:

  • расскажите о планах и датах мероприятия
  • попросите выделенный канал и менеджера технической поддержки на это время
  • поинтересуйтесь, какие антифрод - фильтры активны в вашем аккаунте и не станет ли это проблемой
  • попросите дополнительную аналитику или отчет после первого дня распродажи и после его завершения
  • поинтересуйтесь лучшими практиками в индустрии

Под смежными департаментами я обычно имею ввиду внутренний support первой и второй линии, которые зачастую узнают о промо по факту. Что можно сделать предварительно:

  • сообщить о планах и офферинге для разных сегментов
  • предложите усилить команду поддержки на время проведения эвента
  • подготовьте статью в help с ответами на часто задаваемые вопросы о распродаже (FAQ)
  • в случае необходимости поменяйте порядок рассмотрения тикетов на тему платежей в сторону более высоких приоритетов

Дополнительно стоит выделить дежурных админов на период мероприятия и проверить работоспособность систем мониторинга.

Провести неделю BlackFriday и сделать выводы

При правильном планировании и востребованном продукте ваша распродажа может принести квартальную выручку за несколько дней работы.

Как правило, после запуска релиза ответственность от разработки переходит к маркетингу. Проведение мероприятия - это оценивать как отрабатывают рекламные материалы их доставляемость и охват. Адаптировать торговое предложение в процессе работы промо тоже нормально, если есть обратная связь и запросы от пользователей.

За время недельной распродажи вам потребуется сделать несколько постов и рассылок, каждый раз адаптируя сообщение с указанием сколько дней осталось до распродажи.

Естественно, стоит исключать из повторных рассылок клиентов, которые уже купили, чтобы не вызывать негатив.

По итогам работы промо хорошим тоном будет рассказать команде об успехах и неудачах, что стоит включить в такую презентацию с итогами:

Отчет про деньги:

- общее Revenue за период распродажи с разбивкой по источникам

- среднее медианное Revenue в обычные периоды

- разницу между показателями “средней” недели и BlackFriday

- ARPU в динамике

- ARPPU в динамике

- новые продажи vs допродажи или апгрейд

- специфичные показатели для вас, например, разбивку по планам / продуктам и тд.

Отчет маркетинга

  • охват аудитории, которая увидела ваш оффер
  • новые пользователи
  • новые покупки
  • CAC в динамике
  • специфичные показатели, например, ROI отдельных кампаний или каналов

Отдельной метрикой стоит выделить количество обращений в support за период.

Узнать про метрики больше можно в авторском Telegram канале

О чем еще стоит подумать

Анализируя результаты всегда думайте про продукт и пользователей. Период распродаж это время глобального умопомешательства, вы обнаружите у себя пользователей, которые купили самый дорогой продукт и потом ни разу им не воспользуются.

Выделяйте пользователей, которые пришли к вам в период распродажи, в отдельную когорту для последующего анализа их поведения.

- retention таких пользователей будет сильно отличаться

- ARPPU скорее всего будет выше среднего, если ваше торговое предложение будет с фокусом на продажи дорогих продуктов

- конверсия в покупку будет сильно выше среднего, что не удивительно

- LTV когорты на фоне распродажи может сильно перетянуть на себя одеяло

- маркетинговые показатели, такие как CAC и ROI также будут отличаться от “штатных” значений и это абсолютно нормально.

В качестве заключения.

Период распродажи Black Friday - это отличная возможность не только заработать, но и прокачать маркетинг, особенно работая на международном рынке. Сама индустрия онлайн продаж серьезно вкладывается в продвижение Black Friday, будет ошибкой этим не воспользоваться, не забывая, конечно, о продукте и пользователях.

Есть что обсудить? Я на связи

Метрики обсуждаем тут

44
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Денис, это статья про то как продать со скидкой, чтобы купили )

Ответить