Маркировка рекламы в интернете: что делать агентствам и заказчикам + шаблон допсоглашения к договору
Вокруг маркировки много паники и слухов, а проверенной информации — мало. Павел Мищенко, управляющий партнёр RUNETLEX и один из лучших юристов русского диджитала, помог во всём разобраться.
Что за шум, а штрафов нет?
Вступила в силу статья 18.1 «Закона о рекламе» и подзаконных актов Правительства РФ и Роскомнадзора в части маркировки и учёта интернет-рекламы. Всем участвующим в размещении рекламы нужно маркировать и подавать данные о каждом рекламном объявлении в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через так называемых операторов рекламных данных (ОРД).
Маркировка подразумевает размещение слова «реклама» и указание на рекламодателя/сайт с информацией, кроме теле- и радиопрограмм, которые распространяются в интернете.
Передавать информацию должны:
- рекламодатели;
- рекламораспространитель (агентство, блогер, etc);
- оператор рекламной сети.
Исключение к первом пункту: производители/продавцы и владельцы исключительного права на объект рекламы имеют право передать обязанность по передаче информации посреднику.
Рекламой считается привлечение внимания потребителя из РФ к товару или услуге. Но есть «но»:
- социальная реклама: её не нужно маркировать, потому что для неё прописаны отдельные требования;
- рассылки по электронной почте по собственной базе: маркировать обязательно, подавать информацию в реестр — не нужно;
- рассылки в мессенджерах: маркировать обязательно, подавать информацию в реестр — не нужно.
И в чём проблема?
Во-первых, кому-то нужно тратить время и платить комиссию ОРД. Никто точно не знает, сколько времени, но все боятся, что много. Конечно, рекламодатели попытаются всё спихнуть на агентства — и расходы, и время. Ответственность не получится, она записана в законе.
Комиссия ОРД пока не объявлена. Некоторые уже объявили бесплатный период до зимы.
Во-вторых, контролирующие органы будут знать всё про вашу рекламу: кто, что, за сколько и кому.
Агентствам неприятно, что рекламодатель сможет увидеть всю цепочку размещения рекламы и суммы. Частая ситуация: агентство договаривается с блогером за 1 000 ₽, а заказчику продаёт рекламу за 10 000 ₽. Сейчас заказчик про это ничего не знает. Представьте его эмоции, когда он увидит х10.
Отдельно скажем, что ответственность за неподачу данных пока не прописана. На уровне слухов: налоговая грозится не зачитывать расходы на рекламу, если нет данных в ЕРИР, а Роскомнадзор грозится внимательно смотреть за крупными агентствами. Никому не нравится, когда за ними внимательно смотрят.
А вот за отсутствие маркировки штраф есть.
Коротко о ситуации
Мы попросили прокомментировать происходящее Павла Мищенко, управляющего партнёра RUNETLEX. Краткая выжимка из нашего разговора:
- Закон свежий, практика ещё не наработана. Поэтому внимательно всё читаем, следим за новостями, консультируемся с юристами и не делаем лишнего, о чём можно пожалеть.
- Ещё нет утверждённых ОРД, есть только кандидаты (КОРД): МТС, Билайн, ОЗОН, Яндекс, Вконтакте, Сбербанк, Amberdata. Утверждение должно произойти в середине октября. Звучала дата 13 октября.
- Передача данных уже работает, но нужно быть готовым к ошибкам. Системы новая, поэтому проверять, проверять и ещё раз проверять, что у вас всё хорошо.
- У разных ОРД идентификатор рекламы выгляди по-разному. Видимо, стандарт ещё не принят. Ждём.
- Непонятно, как присваивать идентификаторы некоторым рекламным активностям. С объявлением или статьёй, у которых есть ссылка, всё чётко, а что делать, например, с прямым эфиром, у которого нет записи?
После прочтения этих пунктов у вас может сложиться впечатление, что ничего не понятно. На самом деле суть и процесс понятны, осталось отладить технические детали.
Как выглядит процесс маркировки и подачи данных:
- Рекламодатель или рекламораспространитель регистрируют договор и каждый креатив.
- Креатив получает уникальный идентификатор (токен).
- Реклама публикуется/откручивается.
- Все участники цепочки подают информацию в ОРД: от количества просмотров до стоимости.
- ОРД направляет данные в Роскомнадзор.
Если готовы к схеме посложнее, вот она:
Это скриншот из документа, подготовленного «общественными рекламными ассоциациями АКАР и АРИР при участии технологических компании рынка рекламы и Федеральнои службы по надзору в сфере связи, информационных технологии и массовых коммуникации».
В систему попадает много данных:
- сведения о каждом участнике цепочки;
- описание объекта рекламы;
- тип рекламной кампании;
- средства распространения рекламы/рекламных системах;
- объём и распределение показов;
- форма распространения рекламы;
- срок размещения и дата начала рекламной кампании;
- параметры целевой аудитории;
- содержание договоров на размещение рекламы, включая цену и прочие тайно-коммерческие штуки.
Полный список тут: http://ivo.garant.ru/#/document/404773803/paragraph/10:0.
Во-первых, подумайте, кому от этого хорошо.
Во-вторых, представьте, что данные утекут. А это случается с завидной регулярностью, даже с базами серьёзных компаний и организаций.
Что делать агентствам и рекламодателям
Слово Павлу:
Если выразить сказанное одним словом: думайте.
Шаблон дополнительного соглашения к договору на размещение рекламы
Если у вас действующий договор, к нему нужно подписать допник.
Мы сделали шаблон на основе документа, подготовленного замечательными юристами:
- Ирина Шурмина, глава практики цифрового права, SEAMLESS Legal
- Шермет Курбанов, помощника юриста, SEAMLESS Legal
- Павел Мищенко, управляющии партнер RUNETLEX
- Антон Качанов, руководитель правовои практики AdTech & Marketing в Яндекс
- Михаил Хохолков, руководитель практики «Медиаправо», INTELLECT
- Дмитрии Григорьев, руководитель юридического департамента Европеискои медиагруппы
- Александр Ведешкин, юрисконсульт, МТС
Его можно использовать как основу для раздела в новом договоре.
Жёлтым цветом выделено то, что вам нужно поменять под себя.
Вопросы пишите, пожалуйста, в комментарии. Постараемся быстро ответить.
Чтобы не пропускать новые статьи, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
за иллюстрацию отдельный +
гайки закручивали, закручивали, закручивали, закручивали, да недозакрутили
Спасибо! Теперь все статьи будут с иллюстрациями.
Комментарий недоступен
Александр, уточните, пожалуйста, пруф чего вы хотите увидеть? Если принятого закона, то он опубликован в открытых источниках.
Комментарий недоступен
Любое рекламное объявление нужно маркировать одинаково: писать слово «реклама» и данные рекламодателя. Куда ведёт ссылка, значения не имеет, если мы всё правильно понимаем.
Комментарий недоступен
Яндекс — лучшая ИТ-контора в стране. Если не у них, то у кого?
Куча дегенератов напринимали дерьмо. Тупое говно тупого говна.
Вы про закон?
Я уже 19-й материал читаю на эту тему и всё равно в голове не могу уложить как и что надо делать с контекстной рекламой в Яндекс, например. Объясните пожалуйста "на пальцах", как правильно это всё делать агентству, которое для клиентов настраивает и ведёт контекстную рекламу?
Как работает агентство:
1. С клиентом заключается договор о том, что агентство за деньги настроит ему контекстную рекламу и будет помогать её оптимизировать и вести каждый месяц. То есть по сути клиент платить за настройку и оптимизацию рекламы в системе Яндекс.директ
2. В рамках этого договора создаются:
- рекламные объявления
- картинки+рекламные объявления
3. Объявления создаются с учётом ключевых слов, то есть могут отличаться на 1-2 слова в рамках какого-то текстового шаблона объявления, а могут быть написаны совсем по-разному.
Всё это показывается в Яндексе и у партнёров рекламной сети Яндекса
Что с этим должно делать агентство? И главное как правильно учитывать все эти 100500 рекламных объявлений (с картинками или без) ?
Комментарий недоступен
Вот и мы об этом. Как действует конкретная площадка — отдельный вопрос. Думаю, все приличные площадки постепенно возьмут на себя процесс подачи данных в ОРД.
Комментарий недоступен
Думаю, ваш разум отказывается принимать абсурдную простоту систему.
Вы должны маркировать каждое объявление. Каждое. И подавать о нём данные в ОРД. Всё.
Но Яндекс же и так маркирует рекламу (возле объявления написано, что это реклама) и он вроде как сам эти сведения подаёт за нас? Что в таком случае должно делать агентство? Какая механика конкретно?
Это вопрос не про закон и контроль исполнения, а про взаимодействие с конкретной площадкой. Тут вы знаете больше нас. Если Яндекс делает всё за вас — отлично. Только убедитесь, что он это действительно делает, потому что ответственность на вас и рекламодателе, а не на площадке.
Отдельный респект за иллюстрацию. Пытаюсь структурировать возникшую кашу в голове)) А рекламодатель может самостоятельно подать информацию в ОРД, исключив из цепочки рекламное агентство?
Спасибо)
Может.
Подскажите, как это сделать практически? Наша организация - рекламодатель. Мы напрямую размещаем рекламу в Яндекс.Директе, сами размещаем бесплатные (!кстати!) объявления на досках объявлений, сами размещаем платную баннерную рекламу на различных сайтах. Размещение этих объявлений не имеет никакого отношения к Яндексу. Как маркировать эти креативы? В кабинете Яндекса, где формируется отчетность за рекламу в Яндекс.Директе где-то есть "места", куда надо загрузить текст, картинку и получить к ней маркировку?
Анастасия, вижу несколько вопросов:
1. Как маркировать рекламу в Яндекс.Директе?
2. Как маркировать рекламу на досках объявлений?
3. Как маркировать баннерную рекламу на неких сайтах, которые размещают её без участия посредника-рекламной сети?
Я прав или...?
Proactivity Group, Вы правы.
1. Я так понимаю, маркировку и отправку отчетов Яндекс.Директ осуществляет сам, если мы размещаем рекламу через Яндекс.Директ.
2. Вы правы.
3. Вы правы.
Спасибо за материал! Очень актуально, потому что «базы»как нужно делать - нет
Теперь хоть какое-то понимание появилось?
Спасибо за разъяснения! Очевидно, что информационные материалы получат широкое распространение...
Абсолютно. Причём это хорошо, потому что рекламу начнут делать элегантнее, нативнее, думать, как облечь её в форму рассказа или совета. Согласны?
Большое спасибо за работу. Прошу прощения, если я не очень внимателен и пропустил где-то этот момент, но как правильно это всё делать при условии телеграм-канала?
Ситуация:
1. у меня есть тг-канал с тысячей подписчиков
2. человек извне хочет купить у меня рекламу
Мы должны теперь всё это проводить официально с 2023 года, просто на карту физлица деньги принимать нельзя?
И раньше, и сейчас если вы принимаете деньги на карту как физическое лицо, то должны были платить налог 13%.
Если все делать правильно для канала в телеграме, то до размещения поста рекламодатель или вы регистрируете креатив в ОРД и получаете ссылку с токеном. Эту ссылку вставляете в пост. В самом посте ставите пометку "реклама" и указываете на рекламодателя. В течение 30 дней после месяца, в котором была размещена реклама, вы и рекламодатель через ОРД отчитываетесь о параметрах рекламы.
За отсутствие пометки "реклама" можно получить штраф от антимонопольных органов.
За не передачу данных в ОРД ответственности пока нет.
Спасибо. Похоже, потенциально нужно отдельного человека подтягивать (делегировать) под эту механику с размещениями, отчётами и всем остальным.
Ну в целом если масштаб не 1 тг-канал на 1000 подписчиков, а 20, то пожалуй да, уже работа для отдельного сотрудника
А если блоггер у себя прописывает ссылки *заказывала там* - это носит рекомендательный характер, как они это будут оценивать?
В этом будут разбираться антимонопольные органы – это реклама или это информационный материал. Если второе, то конечно к нему эти все требования не применимы.
Часть критериев можно из практики ФАС достать, часть в этом письме сформулирована как ФАС смотрит на реклама/не реклама http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334032/
Павел с коллегами написал про основные моменты по маркировке и учету рекламы в интернете у себя на сайте: https://runetlex.ru/knowledge/novosti/osnovnye-momenty-po-markirovke-i-ucetu-reklamy-v-internete
Шаблон приложения недоступен по ссылке, можете обновить?
Бизнесу нужно помогать жить и развиваться, а не мешать новыми непонятными законами. Пока такое будет творится, люди будут недовольны, а бизнес искать варианты за границей. Кто-нибудь, если не сложно, объясните, как власти хотя бы мотивируют этот закон? В двух словах, если можно
Два слова: контроль расходов.
Чуть подробнее: сейчас много платежей проходят всерую, заказчики не знают, кто участвует в рекламе и сколько они получают, а реклама притворяется информационными сообщениями и «просто советами», в результате чего налоговая недополучает деньги, положенные ей по закону. Можно спорить о том, насколько справедлив этот закон, но он вот такой, он есть.
Контроль должен осуществляться движением безналичных и наличных средств, а лезть в бизнес компаний и частных лиц не нужно, это не правильно. Такие законы усложняют взаимодействие между бизнесом и государством и серьёзно увеличивают бюрократическую нагрузку. В свою очередь эта нагрузка снижает доходность, увеличивает время исполнения работ и в целом мешает развитию бизнеса. Потому я искренне убеждён, такие законы принимать нельзя и это явное лоббирование чьих-то интересов
На всякий случай: мы не защищаем закон, а объясняем, как мы его понимаем.
Как бы вы решили проблему серых платежей, накруток и непрозрачности?
Понимаю и потому мои высказывания не относятся к претензиям в вашу сторону. Пишу для того, кто может быть когда-нибудь задумается об этом и будет иметь влияние на разработку законов.
Я бы проблему серых платежей решал на уровне анализа безнальных платежей, а незаконные наличные платежи ввёл бы в зону более высокой ответственности, вплоть до уголовной, как в США. Там от налогов прятаться опасно, грозит реальное тюремное заключение, вплоть до пожизненного. В целом все процессы должны максимально автоматизироваться