Чеклист: 217 пунктов для отличного интернет-магазина

Каким должен быть современный интернет-магазин? Как удержать в голове все необходимые функции? Для проекта “E-cats”, который направлен на быструю разработку интернет-магазинов, мы собрали основные элементы главного инструмента онлайн-продаж в чеклист и рады поделиться им с читателями vc.ru.

Александра Цапко, product-менеджер проекта “E-cats”

Помогая заказчикам заполнять брифы на создание интернет-магазинов и сайтов, мы поняли, что во-первых, не все функции и разделы являются очевидными, а во-вторых, при проектировании ресурса приходится держать в зоне внимания большое количество информации и легко упустить нечто существенное.

Чтобы облегчить жизнь себе и заказчикам, мы собрали все важные элементы интернет-магазина в один список, которым теперь можете пользоваться и вы.

Сначала поговорим о разделах и структуре.

Обязательный минимум выглядит так:

  • главная
  • корзина
  • личный кабинет пользователя
  • контакты и адреса магазинов или пунктов выдачи
  • о компании
  • каталог
  • оплата и доставка
  • гарантии и возврат

В зависимости от специфики ниши вам могут пригодиться следующие разделы:

  • отзывы (не путать с отзывами в карточке товара)
  • команда
  • новости, блог
  • FAQ (вопрос-ответ)
  • сертификаты, лицензии
  • публикации
  • видео/фото
  • клиенты/партнеры
  • кредит/лизинг
  • награды
  • вакансии
  • проекты/кейсы
  • помощь

У хорошего каталога почти всегда есть:

  • фильтры (цена, производитель, важные характеристики товара, например, размер и цвет, возможность выбрать товары со скидкой)
  • умный фильтр с ссылками для seo или “часто ищут”
  • сортировка (по рейтингу, дате поступления, цене, алфавиту, размеру скидки)
  • быстрый просмотр карточек товаров
  • возможность добавить в избранное
  • добавление товара к сравнению
  • возможность формировать отдельные страницы для брендов
  • возможность показывать товар в нескольких категориях

Важный момент! Если вы планируете в дальнейшем заниматься SEO-продвижением вашего интернет-магазина, то планировать структуру каталога и всего сайта лучше после сбора семантического ядра, подключая для этого специалиста.

Помните, что у всех страниц на сайте есть общие элементы. Кроме меню, это шапка, футер, сквозные баннеры и виджеты.

А теперь давайте посмотрим, какие блоки можно разместить в общих элементах:

  • телефон (желательно располагать в шапке и футере)
  • поиск по сайту
  • кнопки/виджеты социальных сетей
  • форма заказа обратного звонка
  • выбор города
  • адреса и режимы работы магазинов/складов
  • ссылки на рейтинги на сторонних сервисах
  • способы оплаты
  • кнопка “наверх” для длинных страниц
  • виджет онлайн-консультанта
  • заметная ссылка на корзину и личный кабинет (желательно располагать в шапке)
  • дублирование основных пунктов навигации в футере; для интернет-магазинов это, как правило, разделы “каталог”, “оплата и доставка” и “ гарантии и возврат”

Что можно разместить на главной странице?

  • рекламные баннеры со специальными предложениями
  • почему мы/инфографика преимуществ
  • ссылки на популярные разделы каталога
  • товары из категорий “Популярные”/”Со скидкой” и т.д.
  • новости/статьи
  • бренды/партнеры
  • видео
  • текст о компании для SEO-продвижения
  • “живой” блок соц. сетей: посты из Instagram, последние видео на Youtube, виджеты ВК и т.д.

Что может включать в себя карточка товара помимо цены, наименования и артикула?

  • цена по акции + зачеркнутая старая цена
  • кнопки “в корзину” и “заказать в 1 клик”
  • крупное изображение товара
  • несколько дополнительных фото товара
  • лупа для увеличения фотографии
  • видеообзор
  • кнопка “360”, чтобы посмотреть на товар со всех сторон
  • вывод кратких характеристик в превью карточки
  • выбор цвета/размера/комплектации/других важных характеристик
  • связь фото с комплектацией (на фото отображается товар того цвета, который выбран в характеристиках)
  • таблица размеров или другая важная информация, помогающая сделать выбор
  • рейтинг+отзывы о товарах
  • лейблы у карточек товаров (например, размер скидки или надпись “акция”)
  • информер наличия товара (в наличии/нет в наличии, остаток числом, много/мало/достаточно)
  • отображение наличия и количества на складах для каждого товара
  • возможность предзаказа товара, которого нет в наличии
  • водяной знак на фото
  • иконки преимуществ (например, бесплатная доставка)
  • блок “нашли дешевле?”
  • подробная информация о товаре на вкладках “описание”, “характеристики”, “отзывы”
  • возможность поделиться ссылкой на товар в социальных сетях и мессенджерах
  • блок “ранее вы смотрели”
  • аналоги “похожие товары”, “рекомендуем”
  • комплекты “с этим товаром покупают”
  • возможность прикреплять файлы для скачивания (инструкции, руководства, сертификаты и т.д.)

Какие функции могут понадобиться в личном кабинете?

  • авторизация через соц. сети и Google
  • персональный лицевой счет пользователя
  • несколько аккаунтов – один личный кабинет
  • техническая поддержка от администрации магазина
  • отслеживание стадии выполнения заказа по статусу
  • история заказов
  • возможность повторить заказ
  • возможность изменения личных данных/пароля
  • управление подписками
  • оповещения на E-mail или SMS о событиях
  • программы лояльности - специальные цены/скидки для зарегистрированных пользователей

Корзина. Ах, как владельцам магазинов хочется, чтобы из корзины люди всегда переходили на страницу оплаты! Чтобы этого добиться, делаем ее максимально удобной, не забываем про важные функции:

  • возможность онлайн-оплаты
  • кассовый чек согласно ФЗ-54 при оплате онлайн
  • печать заказа из корзины
  • возможность активировать промокоды/скидочные купоны
  • возможность сразу распечатать счет или квитанцию на оплату
  • возможность оформить заказ без регистрации
  • автоматический расчет стоимости доставки
  • поиск и добавление товара по артикулу (для постоянных покупателей)
  • допродажи с помощью блоков “Вы смотрели” и “Рекомендуем”

Вам совершенно точно пригодятся формы обратной связи:

  • форма отправки заказа
  • подписка на новости
  • лид-магнит (полезность в обмен на контакты)
  • обратный звонок
  • заявка на кредит
  • задать вопрос
  • напишите нам

Поиск должен быть удобным, перед запуском обязательно протестируйте сами:

  • поиск по заголовкам, торговым предложениям, артикулу и другим свойствам товаров
  • скрывать в строке поиска отсутствующие товары
  • “живой поиск" - предлагает подходящие варианты товаров

Не забываем о служебных страницах:

  • страница благодарности при отправке заказа/сообщения
  • 404 страница
  • правила использования сайта
  • политика обработки персональных данных
  • карта сайта

Шаблоны триггерных писем сократят ваши временные затраты на административные и маркетинговые рассылки:

  • письмо с информацией о заказе
  • для забытой корзины (с промокодом на скидку и без него)
  • запрос отзыва на Яндекс.Маркет
  • реактивация пользователей
  • шаблон для акций и распродаж с привязкой к соответствующему разделу
  • общий шаблон для менеджеров

На что еще обратить внимание?

Мультирегиональность+мультисайтовость

  • автоподмена контактов для регионов по IP
  • всплывающее окно с выбором города на мобильных устройствах
  • передача региональных переменных в почтовые шаблоны
  • отдельная страница с персональной контактной информацией по регионам для поисковиков
  • возможность автономной корректировки на поддоменах каталогов, цен, наличия
  • индивидуальные robots и sitemap для доменов в автоматическом режиме
  • автогенерация тегов для региона с его наименованием
  • мультивалютность

Маркетинг

  • конструктор посадочных страниц для рекламных кампаний
  • всплывающие окна pop-up
  • push-уведомления
  • подмена номеров для колл-трекинга
  • модуль внутренней статистики посещаемости и продаж
  • виджеты для связи через мессенджеры
  • бонусная программа для покупателей
  • подарочные карты
  • A/B тестирование
  • динамический контент на основе поведения пользователей/сегментов/истории покупок

Интеграция с внешними системами

  • Поддержка интеграции с 1С

❏ товары

❏ заказы

❏ результаты обработанных заказов

  • Интеграция с товарными системам

❏ выгрузка файла в спец формате

❏ Яндекс.Маркет

❏ Google Merchant

❏ eBay

❏ Amazon

  • Возможность выгрузки товаров в магазины в соц. сетях

❏ ВКонтакте

❏ Facebook Shop

❏ Instagram

  • CRM-системы
  • Сервисы доставки

❏ DHL

❏ СДЭК

❏ Деловые линии

❏ Boxberry

❏ Почта России

❏ Курьером/самовывоз

❏ Фиксированная цена

❏ Бесплатная доставка при определенной сумме заказа

  • Сервисы оплаты

❏ банковский перевод

❏ Visa/MasterCard

❏ Яндекс.Деньги

❏ WebMoney

❏ Robo kassa

❏ Qiwi

❏ с мобильного телефона

  • Мой Склад
  • Интеграция с системами контекстной рекламы
  • Яндекс.Метрика и Google Analytics

❏ Общие и отдельные цели для веб-форм «Товар под заказ», «Задать вопрос», «Обратная связь», «Заказать услугу» и «Заказать звонок»

❏ Цели корзины, покупки в 1 клик, быстрого и полного заказа

❏ E-commerce Яндекс.Метрика

  • вывод данных Google analytics / метрики в административной панели сайта
  • Парсеры

Безопасность

  • контроль целостности
  • анализ запросов на предмет наличия в них вредоносных конструкций
  • антивирус
  • visa PCI Certificate для зарубежных рынков
  • защита от DDos атак
  • проверка работы системы и вывод информации на панель и т.д.

Соответствие законам

  • ФЗ-152 (о персональных данных): страница соглашения, чек-бокс в формах/блок внизу страницы с правилами
  • соответствие ФЗ-54 (О применении ККТ)
  • модуль интеграции с сервисом АТОЛ.ONLINE

SEO

  • Хлебные крошки
  • ЧПУ-урлы
  • ЧПУ и отдельные метатеги для страниц с SEO-фильтрами
  • Склейка адресов www и без
  • Автоматическая генерация XML и HTML карты сайта
  • Микроразметка
  • Разметка SCHEMA.ORG для поисковых систем
  • Разметка OpenGraph для социальных сетей
  • Разметка Dublin Core
  • Автогенерация мета-тегов в карточках товаров по маске
  • Автогенерация описаний в карточки товаров по маске
  • Автогенерация alt и title картинок
  • Защита текста от копирования
  • Для товаров с SKU название торгового предложения подставляется в заголовок
  • Поддержка микроформата Yandex.hProduct
  • Last-Modified и If-Modified-Since
  • Автоматический 301 редирект при смене урла товара
  • Автоматически robots.txt с закрытием служебных страниц
  • Rel-canonical

И на сладкое, дополнительно:

  • SSL-сертификат
  • Кеширование, оптимизация изображений и загрузка страницы
  • Автоматическая цена по формуле
  • Персональные цены по типам пользователей
  • Настраиваемые цены для разных каналов трафика, регионов и т.д.
  • Адаптивность под все устройства (соответствует стандартам Google Mobile Friendly)
  • Оповещения об отзывах, заказах, на телефон, в мессенджеры и т.д.
  • Мобильное приложение для администратора
  • Мобильное приложение-магазин

Надеемся, наши подсказки будут вам полезны! Пишите свои идеи и дополнения в комментариях.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Nathan Zachary

большое спасибо, прямо сейчас этим и занимаюсь, да вот не получалось всё так систематизировать. реально очень помогло. в приказном порядке все сотрудникам. с удержанием из зарплаты, если не. спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Цапко
Автор

Спасибо) Всегда приятно помочь людям!

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Gavrilenko

прекрасный набор))) только реально, кроме хорошего товара и правильно оформленного ФИДА с картинками вам это совершенно не понадобится, если вы не магазин уровня МВИДЕО .... не заморачивайтесь, подключайтесь к любому доступному базовому магазину для тестов и начинайте торговать. и расширять сеть на маркетплэйсы..а то пока вы заполните 217 пунктов - зубы на полку положите... кстати, если по 2 тысячи за пункт , то как раз получится пол-ляма для хорошего подрядчика

Ответить
Развернуть ветку
Александра Цапко
Автор

Константин, вы совершенно правы, начинать лучше всего с минимума функции, я и не предлагала использовать их все - выбрать то, что нужно в вашей ситуации и ничего не забыть - вот задача чеклиста. Но вот с тем, что большинство пунктов полезны лишь магазинам-гигантам, не соглашусь.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Gavrilenko

написал от седены в голове от всех требований ))) хорошая подборка у Вас ... Лучше это сразу предусмотреть)))

Ответить
Развернуть ветку
Вебик Хороший

Товары@Mail.ru уже всё

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Яньшина

Что “все”?

Ответить
Развернуть ветку
Вебик Хороший
Ответить
Развернуть ветку
Александр Литвинов

люди не в тренде

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Яньшина

Спасибо! Действительно, упустили, что дата завершения работы сервиса уже назначена )

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Енгашева

Крутой список, спасибо! Осталось понять, что пригодится нашему магазину.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шамшур

Спасибо, классный чеклист. Хочу добавить, если кому-то будет интересно, что для создания различных форм и всплывающих окон, и интеграции их с сервисами смс и email рассылок, CRM системами и т.д., отлично подойдет вот этот сервис - FormDesigner.ru. Отлично экономит время!

Ответить
Развернуть ветку
Dora Levush

По опыту работы, гораздо проще все-таки обзавестись готовым решением, где уже отлажены все процессы и полностью безопасно. И как писали выше, активно юзать маркетплейс.
Изобретать велосипед все же не стоит, да и в век дикой нехватки времени и денег, гораздо рентабельнее порой даже отказаться от старого магазина, который съедает кучу денег и времени, а пользы все меньше и перенести его на более приятный движок.
В любом случае, всегда нужно исходить от ситуации, но лучше не усложнять :)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Сколько времени вы потратили на составление этого чек-листа?

Ответить
Развернуть ветку
Cloudy Mone

1) кнопки “в корзину” и “заказать в 1 клик” - если с корзиной все понятно, то "заказать в 1 клик" абсолютно вредительская кнопка, которая только вводит в заблуждение, уменьшает средний чек. На просторах интернета уже много раз объясняли почему это плохо. Основная проблема это уменьшение среднего чека и отказ более 80% от быстрых заказов. 

2) водяной знак на фото - опять же большое заблуждение. Поисковики достаточны умны, чтобы распознать оригинал от скопированной фотографии. Поэтому при копировании фотографий конкурентов вы делаете хуже только себе. Так же можно зарегистрировать фотографии авторским правом и создавать проблемы. (Это рабочая практика, даже для России). Водяной знак в свою очередь портит общую картину и авторитет интернет-магазина.

3) блок “нашли дешевле?” - бессмысленный блок, который только рушит всю экономическую стратегию. Означает он только то, что у вас может быть дороже, чем у конкурентов и заставляет найти дешевле.

В целом, чек-лист неплохой. Удобно для начинающих.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Литвинов

Ну и Баян..

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Яньшина

Александр, почему же?

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда