{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Отзовики-мошенники: как бизнес шантажируют отзывами

Рэкет девяностых и крышевание бизнеса ушли в прошлое, а душок остался. Кто и как шантажирует предпринимателей отзывами и можно ли с этим бороться — расскажем в статье.

Содержание:

Как работает цифровой рэкет

Создается сайт-кормушка с целью публикации негативных отзывов. На случай, если вы решите судиться, он заранее оформляется на чукотскую бабушку или мексиканца на другом конце света. Мошенники копируют популярные ресурсы: Antijob, Правда Сотрудников, О работе, Отзовик, Yell и другие.

Некий JobYell косит под настоящий Yell, только у оригинала сервера в Финляндии, а у подделки в Иркутске.

Хостятся кормушки преимущественно в странах СНГ (так дешевле) или за бугром. Смысл клона — создать видимость «живого» отзовика, подняться в поиске и попасть в поле зрения компании. Дизайн, яркая шапка и наполнение категорий один в один повторяют за «старшим братом». Картографические сервисы мошенники не трогают — слишком много усилий.

Домен может отличаться парой букв в конце: org, biz, com, net, site.

Проверить сайт можно с помощью базы доменов и Веб архива. Способ не стопроцентный, но наглядный: берем JobYell, выясняем, что зарегистрирован он в сентябре 2016 года. А в начале 2017 компании уже имеют по 100+ негативных отзывов. За полгода на ноунейм сайт написало несколько тысяч человек, вот это трафик👌

Чудо!

После создания сайта начинается самое интересное:

📌Выгружается список компаний с реквизитами: ИНН, ОГРН, наименование, город, телефон, email, адрес, ФИО руководителя. Создается карточка с полным именем бренда, чтобы компания и клиенты гарантировано наткнулись на сайт. Иногда мошенники выбирают бренд прицельно, но чаще крутят отзывы скопом на десятки компаний. Кого-то да заденет.

📌Владельцы покупают/парсят с других отзовиков/пишут сами пачку негатива, происходит варварский набег. Качество отзывов варьируется от заспама бессвязными оскорблениями, до вполне осмысленных отзывов и статей общего тона «всё плохо, никогда сюда не ходите». Объем ботоводства зависит от инвестиций.

Пример накрутки негатива: ярко, эмоционально, много громких слов без конкретики. Такой отзыв подойдет хоть автосервису, хоть строительной или юридической фирме.
Заспам

📌Продажи пакетов на удаление идут. Частенько сайты работают в паре с репутационными агентствами и предлагают удалить отзывы через них.

 Баннер-всплывашка

Какие компании выбирают мошенники

Вымогатели целятся на малый и средний бизнес, корпорации им не интересны по нескольким причинам:

  • у крупного бизнеса есть устоявшаяся репутация, которую не пошатнуть пачкой вбросов. Нужен серьезный инфоповод, тиражирование новостей и какие-никакие доказательства. Даже если мошенники придумают убедительный повод для скандала, не факт, что компания отреагирует;
  • у крупных компаний есть ресурсы обелить своё имя: доступ к СМИ, соцсетям с миллионной аудиторией, журналистам, толковым сеошникам;
  • сайт с негативом затратно выбить на вершину поиска, выдача по ключевому запросу давно занята и контролируется.

Совсем другая ситуация обстоит с малым и средним бизнесом. За поиском там не следят, отзывы не отрабатывают или они отсутствуют, такой простор для фантазии!

На стадии формирования имиджа любой просчет бренда может стать фатальным и между тем, чтобы закрыть бизнес, и тем, чтобы заплатить за удаление негатива, выберут последнее. Мошенники прекрасно это понимают. Бизнесу в «стране возможностей» и так живется не сладко, а уж подмочить репутацию = заказать место на виртуальном кладбище. Проще собрать с пяти мелких компаний по 50 тысяч, чем 500 с одной крупной. Маржа приятнее.

Представим ситуацию: некий Егор решил открыть автосервис в Ульяновске. Вложился, открылся, начал работать, всё у Егора идет хорошо. Клиенты есть, Егор внимательно выбирает поставщиков и мастеров с опытом. Иногда ему пишут негативные отзывы, но это редкость. Егору в принципе редко пишут, сервис работает всего четыре месяца и пока неизвестен в городе.

В один «прекрасный» день Егор заходит в поиск и видит картину: про сервис написано 50 негативных отзывов на разных сайтах. Люди в гневе, оказывается, Егор аферист, который кидает владельцев и разбирает чужие машины на запчасти, а мастера его хамы и алкаши. Егор в шоке. Накосячил сам? Топят конкуренты? В думах проходит неделя, две, отзывы никуда не исчезают, появляются новые. Поток клиентов падает — люди не доверяют ремонт сервису с плохой репутацией.

Что делать Егору? Денег на контрконтент и суды у него нет, а работать дальше невозможно. Остается нажать на плашечку и написать «модерации» сайта в надежде на справедливость. Всего за 20 тысяч она любезно соглашается удалить негатив.

Мы встречали и такое мнение:

«Какая разница, что пишут анонимусы в сети? Мой товар отличный, это знаю я и мои реальные клиенты! Нормальные люди не поведутся на такой дешевый обман, понятно же, что это заказуха!»

Всё так, на постоянных клиентов отзывы никак не повлияют. Но они лишат бизнес новых: рядовой пользователь не будет разбираться где и кто написал отзыв, правдивый он или заказной. Он посмотрит на отрицательный рейтинг, на баннер: «Осторожно, мошенники!», и уйдет к конкурентам. У него нет ни желания, ни времени вникать в ситуацию. На это и расчет.

Как шантажируют

Вариант А — переговоры

Как только компания обращает внимание на негатив, на почту приходит письмо с предложением удалить отзывы за n-ую сумму. Особо наглые напишут в личку с фейковых аккаунтов, мошенники сами инициируют общение, не дожидаясь реакции бренда.

Вариант Б — волк в овечьей шкуре

Компания видит негатив на сайте, хочет уточнить детали и пишет «модераторам» на почту. Но вместо корректного разбирательства получает прайс на удаление или предложение обратиться в партнерское агентство по репутации. Сайт до последнего прикидывается независимым отзовиком.

Предлагают либо оплатить годовой пакет, где компанию и отзывы на время скрывают с сайта, либо просят деньги за поштучное удаление. Никаких гарантий и договора нет — утром деньги, вечером стулья. Оплату просят перечислять на Киви, крипту и другие кошельки, где концов перевода не найти.

Вариант В — на испуг

Еще до публикации негатива бренду приходит предупреждение формата: «Через день мы поместим вашу компанию в черный список, чтобы этого не случилось, заплатите n-ую сумму». Как в любой схеме развода, жертве не дают времени подумать и принять взвешенное решение: либо плати здесь и сейчас, либо бизнесу хана! Если запугать удалось и денег дали, не придется напрягаться вообще, идеальный расклад.

Цены за удаление отзывов

Куда же без пруфов, мы провели мини-расследование. Нашли случайную компанию с негативными отзывами и написали администрации сайта на почту с тонким намеком на коммерческое решение вопроса.

Наше сообщение:

Добрый день, обнаружили у вас на сайте ряд негативных отзывов о нашей компании. По нашему мнению, совершенно незаслуженных, но связаться с клиентом для проверки данных мы не смогли. Хотели бы урегулировать этот вопрос мирно. Какие есть варианты для решения?

Все оказалось проще, чем мы думали: половине сайтов всё равно, про какую компанию идет речь, прайс выдают с порога. Дальше пойдут скриншоты нашей переписки с площадками, читать снизу вверх.

Сперва все предлагают выбор без выбора: связаться с автором нереально, судиться дорого и бесполезно, поэтому выбираем третий вариант.
Начальник Мудак просит скромно — 100 зеленых за один отзыв. Даже не поздоровались 👌
У Nahjob расценки уже серьезнее, за 10 отзывов просят 50к с комиссией за безнал и работают по договору через агентство. Оно и понятно, сайт часто мелькает в поиске по запросу «отзывы сотрудников», могут себе позволить.
Один из многих клонов Правда Сотрудников тоже засветился с предложением удалить два отзыва от 2016 года за 20к. Предложили оплату на крипту, ребята идут в ногу со временем.

О работе и Мнение Сотрудников скромно просят по 8к за один отзыв.

Дописаться до Workinfo у нас не вышло, но на сайте есть занятный раздел для компаний.

Еще один интересный сайт — Otzovik. pro, на который не жаловался только ленивый. Помимо конских цен (называют цифры от 35к) ребята очень любят себя и общаются с плебеями соответствующе: на повышенных тонах. В отличие от предыдущих сайтов, добиться от них прайса целое дело, деньги просят завуалировано, но настойчиво. Сложилось впечатление, что у владельца комплекс бога. Никакой модерации негатива на сайте нет, как и обратной связи для компании.

Это лишь парочка сайтов с платным удалением, на самом деле их сотни. Некоторые живут годами, другие работают неделю и отваливаются после получения денег. Старые площадки стараются исполнять договоренности на блок и снятие отзывов, поскольку кормушка уже имеет репутацию и приносит стабильный доход. Новые менее обязательны.

«Честный» отзовик попадется вам или махровый кидок не знает никто. Мы не рискнули проверять. Расценки зависят от уровня наглости и аппетитов конкретных владельцев: чем крупнее рыба, тем выше цена за удаление отзывов. В случае нашего «соцопроса» отзывы были старые, не исключено, что за свежие попросят в два раза больше.

Признаки отзовиков-мошенников

Мошенников отличает абсолютная непрозрачность процессов на всех уровнях. Помимо очевидной копирки доменов и похожего визуала, есть ряд рэд флагов:

🚩 На сайте нет формы для ответа на отзыв. Компания никак не может связаться с «клиентом», уточнить данные и решить проблему.

Здесь компания от безысходности сама написала отзыв, формы ответа то нет.

🚩 Написать отзыв может любой мимокрокодил без профиля, почты и авторизации, нет даже простенькой модерации.

🚩 Отзыв нельзя написать вовсе, форма для этого есть, но она не кликабельна или сайт не пускает положительные отзывы.

🚩 Стойкое дежавю: вы где-то уже видели эти отзывы. Имеет смысл пробить текст на плагиат.

🚩 На главной сайта висит рейтинг худших, черный список, кликбейтные заголовки. Сайт с порога начинает сгущать краски, настраивая пользователей на нужный лад. Создатели активно подчеркивают, что они борцы за права пролетариата и действуют исключительно в интересах народа.

Конечно-конечно

🚩 Нет никаких контактов администрации, кроме анонимной почты. На нормальных отзовиках общение с модерацией происходит через форму на сайте или официальную почту, есть адреса, социальные сети, разветвленная система для коммуникации с организациями.

🚩 Название компании написано с добавлением ключа «отзывы», чтобы вы и пользователи гарантировано нашли сайт по запросу.

Ключ «название компании + отзывы» не разрывают другими словами. Интересно, почему?

🚩 Заказуха. Не плохой репутацией едины, как говорится. Иногда такие сайты охотно берут деньги за публикацию позитива, выглядят отзывы дёшево и сердито, в духе инфоцыган.

Нужно больше ключей и продающих продавашек

🚩 На сайте платная регистрация для компаний. Хотите отвечать на отзывы, контролировать негатив и присутствовать на площадке? Нужно больше золота. Нормальные Отзовики не берут деньги за представительство и возможность отвечать клиентам, регистрация бесплатная.

Справедливости ради, тот же Отзовик предлагает такие услуги, но при этом компания может вести коммуникацию и без вливания денег в доп. опции.

Что делать, если вас шантажируют

Ни при каких условиях нельзя платить мошенникам! Заплатите один раз и отзывы будут множиться с удвоенной скоростью — спрос есть, а никаких гарантий исполнения договоренностей сайты не дают. Вы платите непонятно кому и непонятно за что, один человек может владеть несколькими отзовиками и гонять негатив по кругу, пока не надоест. Хотели купить молчание, а купили вечный генератор гуано. Какой выход?

В первую очередь общаться. Со СМИ, с общественностью, с клиентами, с сотрудниками, в комментариях под отзывами. Публично показывать, что у вас всё «не так». Нашли таракана в йогурте? Организуйте экскурсию на производство для желающих, попросите написать о своем опыте отзыв. Пишут, что диван разваливается на части? Приложите видео краш-теста.

Не лишним будет осветить ситуацию в официальных источниках: сайте, группе VK, СМИ. Кому нечего скрывать, тому нечего и бояться. Мошенникам не нужны сложные клиенты, если один раз ободрать бренд не получилось, они пойдут к другому. Компаний по стране тысячи, а география не препятствие.

Вот что разместил бренд на своем сайте. На странице они ведут отработку заказного негатива и доказывают фактами почему отзывы фейковые.

Клиенты должны видеть вашу активную позицию, знать, что бренд готов разбираться и решать проблемы. Честная и своевременная реакция даст компании поддержку адекватных людей, неадекватным — повод задуматься. Реальным аферистам плевать на своих жертв, поэтому, когда компания «кидала» выходит на связь, это рождает у людей сомнения: действительно ли все так однозначно?

Во вторую очередь принять контрмеры. Найти сеошника, который вычистит мусор из поиска и оптимизирует нужный контент. Поднять рейтинг на других площадках и геосервисах, подключить лидеров мнений. Пожаловаться на сайт хост-провайдеру и поисковику, у Яндекса есть для этого специальная форма.

Яндекс позволяет жаловаться не только на мошеннические сайты, но и на некорректный результат поиска, фишинг и спам.

Можно накрутить негативные ПФ, использовать инструменты крауд-маркетинга с закупкой токсичных ссылок. Если сайт не увидят клиенты, он потеряет вес.

Чистая выдача не гарант безопасности, но это щит на пути ленивых аферистов, которые хотят больше денюжек за меньше усилий. Стоит готовить сани летом и защищать репутацию до того, как мошенники возьмут бренд в оборот. Превентивные меры:

  1. Регистрация компании на ключевых отзовиках и геосервисах.
  2. Оперативное реагирование на упоминания.
  3. Общение с ЦА, подключение лидеров мнений.
  4. Посев позитивного контента.
  5. Отработка и удаление негативных отзывов.
  6. Постоянный мониторинг поисковой выдачи.
  7. Вытеснение отрицательных отзывов контрконтентом.
  8. Оптимизация карточек бренда.
  9. Повышение и контроль рейтингов.

Отзовиков тысячи и не все из них мошенники. Одни работают честно, иногда приторговывая рекламой и расширенным функционалом для бизнеса. Другие вентилируют негатив и живут за счет цифрового гоп-стопа. Коммерция ≠криминал. Поскольку сайты плодятся со скоростью света, перечислять их не имеет смысла. Возможно, пока вы читаете эту статью, некоторые сайты из примеров выше уже схлопнулись и канули в Лету. Выводы делайте сами.

Спасибо, что уделили материалу время! Будем рады обратной связи😎

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Алёна-маркетолог

Спасибо за статью, все ясно-понятно:)))) Всё как всегда – денег лучше не давать, а получить один раз звездюлей))) Русская мафия теперь в интернете)

Ответить
Развернуть ветку
Andr Maks

В теории, все это должно решаться несколькими путями и достаточно оперативно:
обращением в полицию на вымогательство;
обращением к хостеру и регистратору домена, которое в последствии превращается в привлечение хостера к ответственности в качестве третьего лица, лишении лицензии и натяжки на кукан собственников;
блокировкой роскомнадзором недосягаемых хостеров и сайтов.
Но, кому это надо.
Там же не навальный автор или хозяин.

Ответить
Развернуть ветку
Агентство Облик
Автор

Звучит здорово, но жизнь не всегда соответствует теории. Так же с обращением в полицию, хостером, регистратором и роскомнадзором. Это все звучит просто и эффективно в теории, но на практике все не так просто и даже невозможно в некоторых случаях. Поэтому не стоит забывать, что теория и практика - разные вещи. Иногда приходится искать другие способы решения проблем ;)

Ответить
Развернуть ветку
Grizzly

А почему бы вам не осветить не пол проблемы о заказных,лживых, негативных отзывах о хороших и порядочных компаниях, а всю? А как насчет расцветших махровым цветом целой плеяды компаний - мошенников, например в области продажи автомашин, которые сами создают сайты, где всем коллективом, вместе с родственниками и друзьями пендюрят о себе бравурные отзывы, заманивая покупателей для обувания, считая их в массе своей лохами? А народ клюет на их небывалые по щедрости предложения. Например, мне несколько раз приходилось, установив, что автосалон мошенник, врущий что он оф.дилер, прикрывающийся чужим ИНН - добросовестного оф. дилера, и др., видеть в интернете сайты отзывов, где якобы покупатели разливаются в экстазе умиления, описывая свои успешные и шикарные покупки автомобилей. И только на одном -двух сайтах случайно натыкаешься на отзывы соответствующие твоему собственному расследованию. И соотношение их в моем случае 5:1.

Ответить
Развернуть ветку
Grizzly

Дублирую продолжение второй серии ответа. А то вдруг не прочтете. Получится время убил зря.
_________________________________________________________________________________
Какие основания доверять не шести а одному (хотя он не один такой)?
Да потому, что когда я обратился в эту контору, то по сложившейся порочной практике у всех автосалонов, с тебя непременно вытащат телефон для связи, или не дадут всей информации, используя часть даденой, только в качестве червяка на крючке. Меня начала осаждать нахальная баба, которой было по фиг то, что меня интересует. Молотила дабы утрамбовать. Я давно руковожу людьми и могу разговаривать с любым контингентом. Эту надо было только глушить. Среди прочих был задан вопрос: "Вы оф. дилер?" Ответ: "Да." Проверил в представительстве - вранье. Второй вопрос: " Ваш ИНН?" Извивалась два дня, звоня мне каждый день, никак не могла перепрыгнуть мой последний вопрос. Поняв, что не прокатит, дала ИНН.
После проверки он оказался принадлежащим Мейджор Авто, зарегистрированным в Красногорске. Позвонил в Красногорск, по месту регистрации юр. лица. Ответили, что такого автосалона у них нет и благодарили за информацию. Ответьте с двух раз: отзывы какого сайта не замешаны на лжи?
Резюме. Таких салонов больше чем оф. дилеров. Это осиный улей. Без крыши наверху такого махрового паразитизма в Москве не было бы. Поэтому ни одна розовая попа с Рублевки не дала ни копейки на СВО. Вот, ребята, чем нужно всем нам заниматься. Кроме всего еще более важного и великого, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Агентство Облик
Автор

Не зря, мы все читаем :) Такая практика обмана действительно существует, никакой отзыв не обезопасит потребителя от неправильного представления о компании (и позитивного, и негативного). Доверяй, но проверяй. Спасибо за отклик, возьмем ваш материал для подготовки следующей статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Агентство Облик
Автор

Добрый день. Тема мошенничества намного шире, чем мы может осветить в одной статье. В данном материале говорим об отзовиках и рисках для бизнеса.
Тема с деанонимизацией отличная, забрали себе в копилку. Было бы интересно прочитать вашу историю про 5.1, можете рассказать подробнее, скинуть ссылки?

Ответить
Развернуть ветку
Grizzly

Пожалуйста, 6.1.Пример одного автосалона.
https://отзывы-автосалона.рф/автосалоны/center-avto.ru?success=form
https://ok.ru/autosalony/topic/155876340969640
https://отзывнасалон.рф/центр-авто-отзывы-2/?yclid=10354786051220570111
https://otzovik.com/reviews/avtosalon_centr-avto_russia_mosco
https://aboutcars.su/autosalons/otzivi_center_auto.html
https://avtosalon-msk.ru/otzyvy-ob-avtosalone-center-avto Тут на 99% шикарные отзывы или некоторые недочеты. (во вложение вставляется только одна картинка, поэтому вставляю фото отзывов именно 1,а 6 почитайте сами по ссылка приведенным выше. И так:
https://obsydi.ru/avtosalon-center-avto/

Ответить
Развернуть ветку
Grizzly

Какие основания доверять не шести а одному (хотя он не один такой)?
Да потому, что когда я обратился в эту контору, то по сложившейся порочной практике у всех автосалонов, с тебя непременно вытащат телефон для связи, или не дадут всей информации, используя часть даденой, только в качестве червяка на крючке. Меня начала осаждать нахальная баба, которой было по фиг то, что меня интересует. Молотила дабы утрамбовать. Я давно руковожу людьми и могу разговаривать с любым контингентом. Эту надо было только глушить. Среди прочих был задан вопрос: "Вы оф. дилер?" Ответ: "Да." Проверил в представительстве - вранье. Второй вопрос: " Ваш ИНН?" Извивалась два дня, звоня мне каждый день, никак не могла перепрыгнуть мой последний вопрос. Поняв, что не прокатит, дала ИНН.
После проверки он оказался принадлежащим Мейджор Авто, зарегистрированным в Красногорске. Позвонил в Красногорск, по месту регистрации юр. лица. Ответили, что такого автосалона у них нет и благодарили за информацию. Ответьте с двух раз: отзывы какого сайта не замешаны на лжи?
Резюме. Таких салонов больше чем оф. дилеров. Это осиный улей. Без крыши наверху такого махрового паразитизма в Москве не было бы. Поэтому ни одна розовая попа с Рублевки не дала ни копейки на СВО. Вот, ребята, чем нужно всем нам заниматься. Кроме всего еще более важного и великого, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Антиджоб

Интересная статья, прям ждали, что будет какая то более расширенная инфа про Antijob, если результаты расследования были не для клонов, а для antijob.tf antijob.info antijob.net огласите пожалуйста =)

Ато как то выглядит из статьи, что все коммерсы в вакууме, хотя это явно не вся правда.

Ответить
Развернуть ветку
Агентство Облик
Автор

Мы одновременно рады и удивлены, что замотивировали вас для регистрации на VC. Статья больше про общую ситуацию на этом рынке. Решили не повторяться и не затрагивать клонов Antijob, более подробно вы можете прочитать у коллег по цеху https://vc.ru/marketing/442807-plohie-ploshchadki-otzoviki

Ответить
Развернуть ветку
Антиджоб

Мерси за ссылку =)

Ответить
Развернуть ветку
Коля Игошин

Я думаю нормальный Лид, не будет искать информацию о компании на отзовике и тому подобному, а просто посмотрит рэйтинг компании на vc.ru)

Ответить
Развернуть ветку
Агентство Облик
Автор

Николай, рады вашему комментарию. Контекст статьи чуть-чуть о другом. Но любопытно продолжить тему, что по вашему нормальный лид?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда