Фрида Кало как бренд и маркетинговый феномен: супергерой должен быть уязвим

В Москве проходит выставка Фриды Кало, и мне кажется, что с творчеством Фриды надо знакомиться в первую очередь маркетологам. В статье раскрою этот тезис.

Фрида Кало
Фрида Кало

Я почти не знаю знаменитых женщин-художников. По статистике Metropolitan Museum of Arts в Нью-Йорке, меньше 5% художников в секции современного искусства — это женщины, но зато 85% картин с обнажённой натурой изображают женские тела.

В этом смысле популярность Фриды Кало — это феномен: судя по Google Search Trends, она не только затмила славу своего мужа, Диего Ривера, который изначально был великим художником в их паре, но и стала популярнее, например, культового секс-символа Мэрилин Монро.

Я никак не могу перестать думать про этот феномен, потому что очевидно, что, кроме несомненного таланта Фриды, для такого взлета популярности нужны и другие факторы, которые ближе к маркетингу, чем к ремеслу. Именно эти маркетинговые, брендообразующие факторы мне стало интересно поисследовать в этом длинном тексте: вдруг их получится сформулировать и применить в работе над ИТ-продуктами, например.

Насколько популярна

Если спросить про “famous women painters” у Google, то он покажет:

Фрида Кало как бренд и маркетинговый феномен: супергерой должен быть уязвим

Тут у меня один из восьми: из этого списка я слышала только про Фриду Кало.

А вот если спросить то же самое, но про “famous men painters”, то выдача будет более предсказуемой:

Фрида Кало как бренд и маркетинговый феномен: супергерой должен быть уязвим

Восемь из восьми: кто же не знает этих почтенных господ.

Судя по Google Search Trends, Фрида Кало сегодня гораздо популярнее своего мужа, Диего Ривера, который считался великим мексиканским художником в начале 20 века, и в тени которого она жила.

Фрида Кало как бренд и маркетинговый феномен: супергерой должен быть уязвим

Более того, судя по Google Search Trends, Фрида Кало популярнее даже культового секс-символа Мэрилин Монро.

Фрида Кало как бренд и маркетинговый феномен: супергерой должен быть уязвим

Что за Фрида вообще

Пару месяцев назад я целый день гуляла по Берлину, не пропуская ни одного книжного. Почти в каждом я натыкалась на островок феминистской литературы с удивительным ассортиментом.

Я немного передергиваю сейчас, но самые популярные книжные заголовки можно вольно перевести так: как быть бунтаркой или искательницей приключений, если ты родилась девочкой, как покорить мир, если ты родился темнокожим, и даже (к моему удивлению) как быть, если ты родился белокожим мальчиком (то есть, оказался никаким не меньшинством).

Фрида Кало как бренд и маркетинговый феномен: супергерой должен быть уязвим

И вот на этом островке всегда была книжка про Фриду Кало, авторства Vanna Vinci, вот такая:

Фрида Кало как бренд и маркетинговый феномен: супергерой должен быть уязвим

Я засмотрелась картинками, сто раз ударила себя по рукам, чтобы не купить книжку прямо там же, несмотря на то, что не читаю по-немецки, и как-то убедила себя в том, что надо заказать на Amazon читабельный англоязычный вариант, который ко мне и приехал спустя пару недель.

Черты бренда Фриды Кало

Я сейчас перескажу историю Фриды, делая акцент на тех моментах, которые, как мне кажется, сильнее всего повлияли на её бренд.

1. Человек, которого можно описать двумя словами

We put "pain" in "painting".

История позади этого узнаваемого образа такая: сначала, в детстве, — полиомиелит, из-за которого Фрида остается хромой; потом, в юности – автокатастрофа, после которой её собирают по кусочкам, она оказывается прикованной к постели на несколько месяцев и вынуждена носить корсеты всю оставшуюся жизнь.

Восстанавливаясь после автокатастрофы и страдая от боли, она начинает рисовать.

Выходит замуж за известного мексиканского художника Диего Ривера, про которого она говорит, что в её жизни было две катастрофы: когда автобус врезался в трамвай и Диего; Диего пока хуже.

Фриду можно описать двумя словами: рисование, боль.

2. Узнаваемый визуально образ

В какой-то момент Фрида вырабатывает свой уникальный стиль во внешности и одежде: монобровь, красный и зелёный, массивные украшения, чёрные волосы — в поп-культуре не так много женских образов, которые узнаются безоговорочно всеми, особенно если это не женщина-секс-символ.

Наташа Богданович присылала фотографии нарядов Фриды из её дома-музея в Мехико и рассказывала, что Фрида первая сделала корсет (без которого она не могла обходиться по медицинским соображениям) частью гардероба и носила его поверх одежды.

Этот стиль вдохновлял дизайнеров одежды. Например, корсеты Жана-Поля Готье — это Фрида.

3. Шок и скандал

В изменившей её жизнь автокатастрофе её одежда полностью сгорела, а сама она оказалась — господи, вдуматься только! – дефлорирована токоприемником трамвая, который проткнул ее живот и вышел через вагину.

Будучи замужем за Диего Ривера, имеет множество любовников и любовниц. Бисексуальна.

Носит штаны, ругается матом, пьет и курит.

Эти детали, которую не принято обсуждать в приличном обществе, но которые расходятся в сплетнях.

(Вспоминается история Сальвадора Дали, которую он описывает в «Дневнике одного гения», когда тот в подробностях рассказывает, как находит раненую летучую мышь, рана которой облеплена красными муравьями, и, повинуясь внезапному порыву, откусывает ей, ещё живой, голову, вместе с муравьями.)

Сальвадор Дали и Фрида Кало
Сальвадор Дали и Фрида Кало
Символы инстаграмм-пользователя  <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fchriscureton%2F&postId=55010" rel="nofollow noopener" target="_blank">@chriscureton</a>
Символы инстаграмм-пользователя  @chriscureton

4. Одна тема в творчестве

В её творчестве по сути один объект – она сама, в череде селфи, которые со временем становятся все более и более сюрреалистичными.

Автопортреты Фриды Кало: 1926 год, 1938 год, 1939 год, 1944 год, 1946 год — от реализма к сюрреализму
Автопортреты Фриды Кало: 1926 год, 1938 год, 1939 год, 1944 год, 1946 год — от реализма к сюрреализму

5. Предсказуемость (несмотря на экстравагантность)

Фрай в «Футураме» как-то рассуждал про секрет успешных ТВ-шоу. «В серии может происходить что угодно, — говорил Фрай. — Но когда серия заканчивается, всё должно становиться как было: люди не любят перемен!»

Несмотря на свою экстравагантность, Фрида постоянна.

После любой жизненной драмы — всегда возвращается к рисованию.

После любого романа — всегда возвращается к Диего.

6. Вложения в коммерциализацию имени

Ну и, наконец, в раскрутке бренда участвуют и привычные нам каналы.

Как сообщает «Википедия»: «В начале 21 века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kahlo Corporation, которому родственники великой художницы предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало».

Формула бренда по Фриде Кало

Итак, резюмируя вышесказанное, компоненты бренда по Фриде Кало такие:

  • суперпростое и односложное определение себя, которое легко передаётся из уст в уста без искажений — суть бренда должна в буквальном смысле умещаться в одно-два слова;
  • запоминающийся внешний образ;
  • шокирующие, скандальные, удивительные детали, из-за чего историей бренда становится интересно делиться; в идеале, чтобы обсуждение истории вызывало у обсуждающих чувство виноватого удовольствия, чтобы хотелось сплетничать;
  • одна тема в творчестве, предсказуемость и постоянство;
  • ну и немного старых-добрых связей и спонсорских денег.

Чьи бренды ещё работают по этой формуле

Стивен Хокинг

  • Односложное определение: ученый, физик-теоретик.
  • Сплетня: парализованный, прикованный к супертехнологичному креслу.
  • Узнаваемый образ: Стивен на своем кресле — мониторы, скошенное плечо, рычажок управления возле щеки.
  • Одна тема: «Теория Всего».

Лев Толстой

  • Односложное определение: автор четырех томов «Войны и Мира».
  • Сплетня: отлучен от церкви в преклонном возрасте, то есть по сути оказался вне закона (кстати, после отлучения от церкви популярность Толстого действительно драматически взлетела).
  • Узнаваемый образ: борода, сапоги, крестьяне, Ясная Поляна.
  • Одна тема: морализаторство.
  • Односложное определение: университетский профессор, хорошо одевается.
  • Сплетня: из-за стиля одежды по ошибке принята за знаменитость.
  • Узнаваемый образ: белые волосы, очки в красной оправе, массивные украшения.
  • Одна тема: мода.

Вместо вывода: супергерой должен быть уязвим

Про важность чёткого определения своей области деятельности, узнаваемого визуального стиля и следования одной теме все маркетологи и пиарщики, конечно, понимают.

Но вот осознание того, что наличие сплетни, скандала и шокирующих деталей вокруг бренда является очень важным компонентом успешного рецепта, мне раньше не приходило в голову. Это ведь сложно, вот этой скандальной составляющей бренда невозможно добиться специально, оно должно честно само вырасти, причем из реальных событий.

Безупречный перфекционист ванилен и скучен. Только уязвимость делает образ живым и выпуклым настолько, что о нём хочется рассказывать.

Прав был мой тренер по публичным выступлениям, когда учил удерживать внимание аудитории: даже будучи супергероем на сцене, ты все равно должен быть уязвим.

2727
реклама
разместить
9 комментариев

С этой стороны я про Фриду еще не читал. Занятная статья, респект. Мне еще вот этого автора понравились статьи про Фриду - http://figgery.com.ua/frida-kalo-biografiya-hudozhnitsy/ и http://figgery.com.ua/frida-kalo-kartiny-meksikanskoj-hudozhnitsy/ В неформальном ключе написано, интересно читать.

1

Спасибо за статью. Не думала, что встречу что-то искусствоведческое на vc:)
Мне кажется, Фриде ещё удачно попала в тренд феминизма, MeToo, ее образ отлично подходит и его активно используют.
К слову, в моем результате поиска famous women artists на первом месте Джорджия О’Кифф. Ещё один вариант, отлично укладывающийся в вашу формулу.
И просто повыпендриваться: мне известны все художницы из вашего результата поиска. И из моего тоже, хотя он отличается немного. Просто потому что на досуге изучаю историю искусства и для меня сейчас очевиден тренд на продвижение женщин в искусстве. Например, National Gallery активно пиарит Артемизию Джентиллески - ещё один пример бренда по вашей формуле). И в принципе, это ок. Искусство должно увлекать и развлекать.

5

Майкл Джексон сюда тоже неплохо подходит

4

прозрел. крутая статья. спасибо

2

В Лондоне в Tate modern аж несколько залов посвятили женщинам в искусстве, как их недооценивают

1

А их действительно недооценивали очень. В прошлом году в Антверпене прошла выставка работ Микаэлины Вотье. Потрясающий портретист, уровня Рубенса и Ван Дейка. При этом все (!) ее работы были приписаны другим художникам, мужчинам. Особенно ее брату (а вот у него качество работ было не айс). В своё время она была коммерчески успешной, а после смерти просто пропала с радаров искусствоведов. И только стараниями куратора выставки, которая последние лет десять посвятила раскапыванию ее работ, теперь известно, что такая Микаэлина существовала и отлично справлялась с живописными задачами.
Подавляющее большинство женщин художниц до 19 века примерно имели среди родственников мужчин художников, иначе в профессию пробиться было очень и очень сложно.
И вишенка на торте: конец 19 века, дирижабли бороздят воздушные пространства, в Лондоне метро построили. Мужчины штудируют обнаженную натуру, изучая строение человеческого тела. Знаете какой максимум предлагали женщинам в натурных классах? Корову. Где-то разрешалось изучать женскую фигуру, потом мужскую только в плавках и то ооочень соскрипом.
В общем, я за спокойный феминизм, без перегибов и салемских ведьм. Но диспропорция до сих пор существует, вот ее и выравнивают.

1

Чапаева забыли.

1