Линкбилдинг: как сделать аудит ссылочного профиля и какие стратегии использовать?

Мы — агентство поискового маркетинга Zum Punkt. В этой статьей рассказываем про критерии качественных ссылок, аудит ссылочного профиля, необычные тактики и другие нюансы линкбилдинга.

Оглавление

Линкбилдинг: как сделать аудит ссылочного профиля и какие стратегии использовать?

Что такое линкбилдинг?

Линкбилдинг – процесс создания качественной ссылочной массы (не путать с бездумной закупкой обратных ссылок). Это направление в SEO, относящееся к внешней оптимизации сайта. Поисковые системы учитывают обратные ссылки при оценке контента. Сайты с сильным ссылочным профилем ранжируются выше.

Почему продвижение без линкбилдинга не работает?

Андрей Липатцев (старший стратег по качеству поиска в Google) отмечал, что обратные ссылки имеют важнейшее значение наравне с качеством контента. Это один из основных факторов ранжирования.

Гипотетически в поиске Яндекса без линкбилдинга продвинуться можно, в Google – точно нет. Учитывая, что в России рекламные инструменты Google сейчас не доступны, SEO-продвижение в принципе становится критически важным. А без линкбилдинга оно не возможно.

Главные критерии качественных обратных ссылок

Не все ссылки помогут вам в продвижении. Некоторые могут не оказать эффекта вообще, а какие-то могут даже навредить. Ниже мы перечислим главные критерии качественных ссылок. При этом стоит иметь в виду, что получить ссылку, соответствующую всем критериям вряд ли получится. Это скорее основания, по которым вы сможете оценивать риски. Например, будете точно понимать, каких сайтов стоит избегать.

1. Релевантность

Изучите сайт, на котором вы хотите разместить ссылку. Насколько он соотносится с вашей нишей? Если его направленность нерелевантна вашей теме, ссылка будет иметь мало веса. Также имеет значение доменная зона и регион. Если ваш бизнес ориентирован на российский рынок, то обратные ссылки с китайских ресурсов, вам никак не помогут.

2. Авторитетность (трастовость) ссылающегося сайта

Насколько ссылающийся на вас сайт авторитетен? Google называет эту метрику рейтингом страницы (PageRank). Данных с рейтингами нет в открытом доступе. В Яндекс Вебмастере есть метрика ИКС (индекс качества сайта). Хорошим показателем считается ИКС от 100 и выше. Ahrefs оценивает трастовость сайта иначе – по шкале от 0 до 100. Тогда стоит ориентироваться на показатель от 30.

При этом важно понимать, что трастовость – вспомогательный критерий. У нового сайта сейчас может быть совсем небольшие показатели. Но если он качественный и нацелен на рост, то вместе с ним ваша ссылка тоже будет становиться влиятельнее.

Пример трастовости в Ahrefs, метрика Domain Rate.
Пример трастовости в Ahrefs, метрика Domain Rate.

3. Трафик

Получает ли сайт постоянный органический трафик? Если вы видите, что динамика трафика в какой-то момент резко уменьшилась и продолжает стремиться вниз, это риск. Даже если сайт подходит по другим показателям, лучше не спешить с размещением ссылки. Этот ресурс мог попасть под фильтры или санкции поисковых систем. Понаблюдайте за дальнейшей динамикой.

4. Атрибут ссылки (dofollow или nofollow)

Dofollow и nofollow – это атрибуты гиперссылок, которые предназначены для поисковых роботов. Если ссылка снабжена тегом dofollow, то она автоматически индексируется поисковиками. Тег nofollow наоборот не влияет на ранжирование страниц.

У большинства ссылок сайта, на котором вы хотите разместиться, атрибут nofollow? Тогда размещение принесет вам мало пользы с точки зрения линкбилдинга (только как возможность получить упоминание и реферальный трафик).

Чтобы выяснить, какие атрибуты превалируют, не нужны специальные инструменты:

1. Кликните правой кнопкой на ссылку.
2. Выберите в появившемся меню Inspect.
3. Посмотрите атрибут в открывшемся HTML-коде.

Если у сайта большинство ссылок nofollow, шансы, что для вас сделают исключение, малы.

5. Качество исходящих ссылок

Изучите качество ресурсов, на которые ссылается сайт. В этом помогут следующие вопросы:

  • Насколько ссылки релевантны?
  • Ведут ли они на авторитетные ресурсы?
  • Они выглядят как естественные или проплаченные?

Также рекомендуем обратить внимание на гайдлайны сайта (многие ресурсы принимают публикации и имеют требования, которым они должны соответствовать). Чем строже гайдлайны и сложнее получить ссылку, тем больший вес она будет иметь.

Гайдлайн ресурса SEOnews состоит из 14 пунктов.
Гайдлайн ресурса SEOnews состоит из 14 пунктов.

Самые лучшие ссылки – те, по которым к вам могут перейти через запрос в поиске. Например, потенциальный клиент ищет «как выбрать пылесос». По этому запросу ему выдаются общетематические сайты, обзоры, листинги. В процессе знакомства с ними пользователь может перейти по ссылке на ваш сайт. За счет переходов значительно увеличивается вес ссылки, а поисковому роботу передается положительный сигнал для ранжирования сайта.

Как делается аудит обратных ссылок?

Мы изучаем объем и качество ссылочной массы самого сайта и его конкурентов. В отрыве от них аудит проводить бессмысленно. Наша цель – обогнать конкурентов, для этого нам нужно понять, какой существует разрыв в количестве и качестве ссылок. От конкурентного анализа будет зависеть стратегия линкбилдинга. Также он сможет подсказать какие-то решения (например, какие сайты иметь в виду в качестве доноров).

Что именно мы анализируем?

1. Количество ссылок и динамику их увеличения.

2. Качество ссылочной массы (соответствуют ли ссылки важным критериям, мы подробно рассматривали их выше). В первую очередь анализируем авторитетность сайтов-доноров, изучаем, на какие страницы ссылаются чаще всего, соотношение анкорных (поисковый запрос в теле гиперссылки) и безанкорных ссылок.

3. Есть ли ссылки, мешающие росту позиций.

Некоторые ссылки могут буквально не давать вам расти. Во времена расцвета черных методов SEO были распространены так называемые «ссылочные помойки». Они создавались только ради размещения ссылок. Потом поисковики научились их распознавать. Если в прошлом сайт закупал такие ссылки, то сейчас они буквально не дают продвигаться.

Если поисковик видит вашу ссылку на таком сайте, он занижает вам ранжирование. Такие ссылки надо вычищать из ссылочного профиля. Проще всего это сделать через Google Search Console. Там есть инструмент отказа от ссылочной массы – можно загрузить список сайтов, которые мы можем для себя «заблокировать».

4. Отдельно анализируем ссылочную массу конкурентов по тем запросам, по которым сами хотим показываться.

Как создается стратегия линкбилдинга?

Из анализа этих факторов складывается стратегия линкбилдинга. Мы можем рассчитать, сколько ссылок нам нужно для количества, сколько для качества, какой объем мы можем закрыть крауд-маркетингом (нативное размещение ссылок на релевантных форумах и в соцсетях).

Крауд-маркетинг хорош тем, что в целом помогает улучшить видимость продукта. Это не только источник ссылок, но и нативная реклама.

В то же время динамика увеличения ссылочной массы не должна быть слишком стремительной. Это может вызвать подозрение у поисковых систем. Например, если сайт молодой, то динамика должна быть особенно плавной. То же самое в ситуации стагнации сайта. Если у сайта давно не было обратных ссылок, нельзя сразу закупить 100-200 ссылок. Если до этого была средняя динамика в 10 ссылок в месяц, мы можем рассчитывать на закупку не более 20. Задача – создать естественную динамику ссылочной массы.

Интерфейс биржи Miralinks.
Интерфейс биржи Miralinks.

Стратегию линкбилдинга стоит корректировать каждые полгода. Проанализировав результаты первой итерации, вы поймете, можно ли поставить более высокую планку по количеству ссылок или стоит продолжать в том же темпе. Результат отслеживается по росту видимости тех страниц, на которые закупались ссылки.

Где найти сайты для размещения ссылок?Ссылки закупаются через специальные биржи. Можно найти площадки под самый разный бюджет. Есть ссылки за 50 000 рублей, есть за 200 рублей. Какие-то доноры адекватно оценивают свои сайты, какие-то – заламывают цены. Тщательная проверка площадок – большой пласт работы. Мы пользуемся биржами Gogetlinks и Miralinks.

Платные размещения и крауд-маркетинг – не единственные инструменты. Можно использовать:

  • Гест-постинг (договариваться о бесплатных размещениях с подходящими корпоративными блогами, с которыми у вас пересекается аудитория).
  • Питчить материалы в значимые медиа из вашей индустрии (обычно на таких ресурсах есть подробные гайдлайны) или налаживать прямые контакты с журналистами.
  • Давать комментарии журналистам через специальные сервисы (например, Pressfeed в России; подвох в том, что не все издания делают упоминания с обратной ссылкой).

Резюме. Стратегия линкбилдинга строится на платных размещениях ссылок. Бюджет зависит от ниши (для каких-то сфер размещения не будут дорогими) и от возможностей клиента. Какой-то объем ссылок можно компенсировать крауд-маркетингом и бесплатными публикациями.

Четыре способа бесплатно проверить свой ссылочный профиль

Есть четыре способа бесплатного анализа своих обратных ссылок (имейте в виду, что он проще, чем анализ с помощью платных сервисов, подходит для поверхностного изучения).

1) Google Search Console. Если она у вас не установлена, пройдите через процесс верификации. Потом зайдите в раздел «Ссылки». Там вы увидите страницы, у которых наибольшее количество обратных ссылок, сайты, которые ссылаются на вас чаще всего, наиболее распространенные анкоры ссылок (текст ссылки, являющийся поисковым запросом). Этот инструмент подойдет для справки. С его помощью невозможно изучить, насколько ссылки качественные.

2) Ahrefs’ Backlink Checker (сейчас работает только с VPN). Показывает уровень трастовости вашего домена, количество обратных ссылок с адресами ссылающихся страниц, число ссылающихся сайтов, процент ссылок с атрибутом dofollow. Вообще, Ahrefs – платный сервис, этот инструмент – урезанная бесплатная версия.

Пример данных, сервис МегаИндекс.
Пример данных, сервис МегаИндекс.

3) МегаИндекс – российский сервис. С его помощью можно базово посмотреть динамику прироста ссылочной массы, рейтинг домена, трастовость сайта и сделать простой конкурентный анализ.

4) CheckTrust – сервис, позволяющий проверить качество потенциальных сайтов для обратных ссылок.

Какие есть нестандартные тактики линкбилдинга?

1. Обновления гест-постов

Обычно работа с гест-постами строится так: вы договариваетесь с редактором какого-то блога о публикации и готовите для него уникальный материал. В этом материале есть одна-две ссылки на ваш сайт. Звучит отлично. Но у этого процесса есть обратная сторона. Пост выходит на новом URL, который в свою очередь не имеет обратных ссылок. А значит, авторитетности.

Решение: просить редакторов не опубликовать новый материал, а внести изменения в какую-то существующую, авторитетную страницу, добавив туда вашу ссылку. В чем их польза? Обновление материала оживит приток органического трафика. Особенно это касается статей с привязкой ко времени (например, «Самые действенные SEO-стратегии 2020 года»). Трафик подобных материалов влиятельных доменов сначала обычно растет, потом предсказуемо падает, потому что теряет свою актуальность.

Это взаимовыгодно: предложите обновить материал, чтобы получить обратную ссылку.

Для начала собрать пул подходящих сайтов и материалов, найти контакты (если на сайте их нет, в помощь LinkedIn и другие соцсети), написать короткое питчинговое сообщение.

2. Обратная связь о продукте

  • Находим материалы-листинги, в которых ваш продукт не указан.
  • Связываемся с авторами, предлагая продукт в обмен на обратную связь.
  • Если продукт им понравится, вы можете попросить указать его в посте. Если нет, у вас будет ценная обратная связь.

К сожалению, не каждый продукт подойдет. Эта тактика больше для диджитал-проектов. К тому же вы должны быть уверены в качестве своего продукта и его конкурентоспособности.

Получить ссылку в обмен за бесплатное предоставление продукта – против правил Google. Этически верно было бы просто предложить попробовать продукт.

Так может выглядеть письмо для питчинга:«Привет, это [Имя и позиция] из компании [Название]. Я заметил, что в этом материале (ссылка) нет нашего проекта. Хотел поинтересоваться, почему. Вы считаете, что другие инструменты лучше или у вас не было возможности попробовать наш продукт? Если причина в первом, будем признательны вашей обратной связи по поводу того, что стоит улучшить. Если последнее – будет рады предоставить вам 30-дневный доступ к сервису, чтобы вы могли протестировать наши инструменты».

3. Использование рекламы

В чем смысл использования рекламы на поиске? В SEO есть такое понятие как «Порочный круг SEO». Вот как это выглядит

Линкбилдинг: как сделать аудит ссылочного профиля и какие стратегии использовать?

Это значит, что материал может получить естественные обратные ссылки, просто потому что он заметен и находится на первом месте в поиске (находится он там с помощью рекламы). Но способ ненадежный – должен быть действительно полезный, виральный контент. Может сработать с исследованиями, статистиками, фактами. По идее, если ваш материал действительно хорош и сделан с оглядкой на SEO, он имеет шансы попасть в топ без рекламы.

Заключение

У линкбилдинга есть как плюсы, так и минусы. Среди последних – временные затраты. Это не быстрый способ продвижения. Нарастить качественную ссылочную массу за несколько месяцев не получится. К тому же нужно время, чтобы поисковые системы начали индексировать новые бэклинки.

Плюсов значительно больше: видимость вашего сайта улучшается, вы выше ранжируетесь по целевым запросам и удерживаете позиции за счет качественной ссылочной массы. Также обратные ссылки являются источником реферального трафика и помогают улучшить репутацию (больше упоминаний бренда).

Линкбилдинг – одна из услуг нашего агентства. Если вам нужен качественный ссылочный профиль, мы всегда готовы помочь.

33
Начать дискуссию