(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(80176045, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(80176045, 'hit', window.location.href);

Раскладываем бренд на знаки и коды: как попасть в сердце аудитории с помощью семиотики

О том, как семиотика помогает построить позиционирование бренда и коммуникацию с клиентами, рассказывает лидер семиотических исследований в нашем агентстве исследований и стратегического консалтинга Signal (part of ONY) Ксения Бабий.

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах, формирующих и окружающий нас культурный контекст. Зачем она маркетологу? Дело в том, что бренд сам по себе является знаковой системой, сообщающей аудитории определенные образы и смыслы. А она считывает их, преломляя через фильтры своих представлений о мире. И для успешной коммуникации необходимо попадать в правильное поле культурных представлений о бренде.

Глубокое погружение в физическую, культурную и коммуникационную среду людей дает нам инструменты для эффективной настройки своей коммуникации и позволяет органично встраивать бренд в культурный контекст общества.

Как мы ориентируемся в мире

Мы распознаем мир через знаки. Через них мы связываемся с конкретными объектами, явлениями и смыслами, из которых складываются наша реальность и культурный контекст. Система распознавания знаков позволяет нам ориентироваться в пространстве, делать выбор и принимать решения. Декодирование происходит бессознательно: наш мозг мгновенно реагирует на стимулы и автоматически отсылает нас к смыслам, обусловленным коллективным или индивидуальным опытом, знаниями и убеждениями.

Мы думаем знаками

Чарльз Сандерс Пирс, один из основоположников семиотики

Семиотика может объяснить, например, разницу в восприятии одного и того же продукта. Так, упаковка в золотую баночку из темного стекла, похожую на склянку, отсылает к стилистике старой традиционной аптеки: к рецептам, индивидуальному подходу и заботе. Но аудитория, больше ценящая критическое мышление, охотнее выберет простую белую упаковку с изображением молекулы ДНК. Почему? Она отсылает к науке и создает впечатление, что продукт изучен и проверен учеными, и, следовательно, вызывает больше доверия.

Сейчас продукты выравниваются по потребительским свойствам и качеству. Поэтому большее значение имеет эмоциональный выбор, то есть возможность присоединиться к близким смыслам и ценностям.

Семиотика позволяет объяснить скрытые смыслы и понять иррациональные мотивы человека. То, что характеризует его внутренний мир: установки, ценности и убеждения. В отличие от стандартного исследования аудитории, семиотический анализ не предполагает взаимодействия с аудиторией и опирается только на реальные артефакты культуры. Поэтому мы получаем ответы на вопросы даже в тех случаях, когда люди не могут обосновать свое поведение.

На этапе изучения аудитории и разработки сегментации семиотика позволяет найти факторы, формирующие восприятие бренда или продукта и поведение людей. А также находить актуальные в культуре концепции или идеи, которые будут хорошо восприниматься аудиторией.

Как раскодировать категорию

Антропологу с другой планеты пришлось бы загрузить весь наш культурный софт, чтобы понять простой отрывок из рекламы пива

Малкольм Эванс, один из создателей маркетинговой семиотики

Семиотический анализ позволяет декодировать категорию, с которой взаимодействует бренд – например, «роскошь», «красота», «безопасность» или «инновационность». И выделить уникальный набор смысловых структур (семиотических кодов), которые можно использовать в коммуникации и айдентике.

В процессе семиотического исследования мы собираем доступные артефакты из культуры: коммуникацию бренда и его конкурентов, медиа, городскую среду, кино, книги, мифологемы и стереотипы. Наша задача — проанализировать и структурировать весь массив информации (5000-7000 стимулов в одной категории).

Первый этап состоит в декодировании знакового поля категории. Мы находим повторяющиеся в категории знаки — базовые элементы семиотики, то, что связывает объект или явление с конкретным смыслом. Самый простой пример: яблоко имеет огромное разнообразие интерпретаций в культуре. Например, его красный цвет может указывать на спелость и сладость, зеленый листок фрукта – свежесть и здоровый образ жизни (поэтому этот символ используется в коммуникации wellness брендов). Яблоко может отсылать к разным смыслам в зависимости от контекста. Добавим в него мужчину и женщину, и получим библейскую трактовку – искушение в райском саду.

Из знаков мы формируем семиотические коды, каждый из которых маркирует определенный набор образов, связанных с комплексом стереотипов в сознании.

Культуру можно назвать языком программирования человека, а коды – «культурным софтом», прошивкой, через которую мы распознаем окружающий контекст.

Например, код «Плавный поток» маркирует сегмент luxury. В рекламе премиальных продуктов и услуг (от бытовой техники до ювелирных украшений) мы отмечаем повторяющийся мотив в виде характерно замедленного движения в кадре. Такая визуальная неторопливость связывает роскошный образ жизни с возможностью наслаждаться каждым моментом. Использование этого кода помещает продукт или бренд в нужный контекст, и он воспринимается аудиторией как более премиальный.

Отдельные категории помимо кодов содержат архетипы. Это устойчивые мотивы или символы, которые укоренены в нашем коллективном бессознательном.

Например, образ горы знаком представителям всех культур. Это недостижимое место, на вершине которого обитают боги, встречающееся почти в каждом национальном эпосе. Гора также может отсылать к религиозным мотивам, трудностям, абсолюту, романтизму или лирике.

Этот насыщенный смыслами образ по-разному используется в реальных сообщениях. «Боржоми» таким образом отсылает нас к энергии вулкана, говоря о том, что вода несет ее. В коммуникации косметики образ горы кодирует чистоту продукта и свежесть, которую он дает. Банки и страховые компании транслируют через него стабильность, ведь гора тысячелетиями сохраняет устойчивость. То есть, бизнес так же надежен, на него можно положиться.

Возможности интерпретации

В процессе исследования мы, как правило, получаем от 20 до 30 семиотических кодов, описывающих смысловое поле категории.

Мы можем упорядочить их с помощью семиотического квадрата или квадрата Греймаса. Он объединяет сумму значений категории в структуру, построенную на системе оппозиций, противоречий и импликаций.

Интерпретация семиотического квадрата дает обширные возможности для аналитики категории. Мы можем оценить эффективность текущего позиционирования бренда, выявить и проанализировать стратегии конкурентов. А также найти свободные или более перспективные ниши.

Как это работает на примере категории премиальности

В процессе исследования мы получили четыре территории. Каждая из них объединяет близкий по смыслу набор кодов, отсылающих к роскоши, качеству и высокому уровню жизни. Однако эти качества выражаются в сегментах по-разному.

  • Сегмент Material — соотносит понятие с владением, накоплением капитала и демонстрацией своих возможностей и ресурсов;
  • Сегмент Intelligence — содержит более утонченные смыслы. Премиальность здесь опирается на интеллект, знания, возможности для развития. Визуально это выражается в лаконичности и сдержанном минимализме;
  • Сегмент Tradition — отсылает к приверженности традициям и воспроизводству проверенных временем конвенциональных практик;
  • Сегмент Freedom ассоциирует премиальность с внутренней свободой, разнообразием опыта и возможностью выбора (настоящая роскошь – это возможность проявлять себя как хочется и не следовать правилам).

Семиотический квадрат позволяет найти возможности для позиционирования бренда с учетом его капитала, задач и активности конкурентов. Например, анализ может выявить, что выбранная территория занята другими брендами. В этом случае отстроиться от конкурентов будет намного сложнее, поэтому стоит обратить внимание на другие перспективные сегменты.

Также семиотический анализ позволяет сделать коммуникацию целостной и выразительной. В частности, люди не считывают коды, расположенные в квадрате по диагонали: они противоречат по смыслу и не воспринимаются сознанием корректно. Таким образом мы понимаем, что образ премиальности, объединяющий смыслы сегментов Material и Freedom или Tradition и Intelligence, не будет достоверным. А бренд, построенный на противоречащих смыслах, не будет консистентным.

Мы можем подобрать более перспективные смыслы и актуализировать коммуникацию с помощью типологии RDE (residual, dominant and emerging codes).

Культура не статична. Поэтому коды каждой категории, сформированные знаками из массовой культуры, динамично развиваются. Одни покидают контекст, а другие, наоборот, набирают актуальность для аудитории.

Например, в старой рекламе духов J'Adore роскошь транслируется через уходящие коды: дива в замкнутом пространстве ведет себя доминантно по отношению к окружающим. Создается впечатление, что премиальность доступна лишь закрытому кругу.

В более современном ролике героиня Шарлиз Терон не скована обстоятельствами. Она выходит на берег моря, где активно двигается в кадре. При этом сохраняются маркеры роскоши (золото и выразительные ювелирные изделия). Таким образом бренд начал говорить, что люкс – не материальная привилегия, а прежде всего, внутренняя свобода.

Виды кодов

Разделение кодов на устаревающие, доминантные и зарождающиеся позволяет определить перспективные смыслы и территории для коммуникации бренда в зависимости от его задач и текущего контекста категории. Использование доминантных кодов релевантно для коммуникации с массовой аудиторией. Возникающих – для брендов, которые хотят актуализировать свои сообщения и привлечь более современных и «насмотренных» людей.

Если премиальный бренд ориентируется на молодых и прогрессивных, ему стоит избегать кодов сегмента Material. Ярко выраженная дороговизна и демонстрация возможностей напоказ все меньше ассоциируется с роскошью в массовой культуре. Золотой руль Porshe или часы за 10 млн долларов остаются в 90-х. Сегодня же понимание люкса смещается на территории Intelligence и Freedom.

Чтобы получить 360-градусный анализ, стоит совместить два фреймворка: семиотический квадрат и RDE типологию.

Итоги

Семиотика может быть полезна практически на всех этапах построения бренда и разработки маркетинговых коммуникаций. Она помогает добиться максимального резонанса с ценностями и потребностями целевой аудитории. Это важно на этапе разработки стратегии бренда. Также она позволяет подобрать эффективно работающие знаки и символы для кодирования смыслов в коммуникации и адаптировать визуальный стиль и айдентику под восприятие ЦА.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Не очень хороший человек

Игру в ассоциации маркетологи снова переназвали

Хитрецы залупцы молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Эвелина Андреева
Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Очень интересно, честно.
+1 слово в мой запас.
Хочу статью с разбором брендов по семиотике!
Теперь буду смотреть на рекламу с другой стороны

Ответить
Развернуть ветку
Покер

Ага, Комитет попал в сердце аудитории послав всех на VC и DTF на три весёлых буквы.

Ответить
Развернуть ветку
Vladilen Gazov

как из знаков формируются коды? просто мнением антрополога? звучит субъективно

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

Показывает вам человек "фак", а вы ему лопатой "хуяк", мол, код я твой считал, сам попросил

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

В голос ))))))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей петров

там еще 3буква символ есть - О

Ответить
Развернуть ветку
Апрель Обормотов

С чего это вдруг "наука"?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

С того, что аффтар так решил ) На самом деле не наука, конечно

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шарун

Очень интересная статья. По своему направлению работаю со смыслами и по наитию примерно так же, как описал автор. Даже не задумывался о семиотике. Нужно взять себе на вооружение. Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда