Тренды в маркетинге на 2023 год

Тренды в маркетинге на 2023 год

В 2022 году рынок рекламы перевернулся в России с ног на голову. Следил за новостями, новыми фишками и подготовил свою выжимку из рабочих инструментов на 2023 год.

  • Омниканальность

О ней я говорил и в прошлом году в своем блоге. Существует множество каналов коммуникаций с клиентом и использовать только один — это путь в никуда. Если у человека, живой мой пример, предположим, нет на телефоне Viber, а вы предлагаете связь только по этому каналу — вы потеряли клиента. Никто не будет специально устанавливать приложение, чтобы связаться с вами.

Сейчас существует множество сервисов, которые позволяют отвечать на сообщения в одном окне, даже если пишут на разных площадках. Эффективно вложиться в этот момент, зато дать потенциальным клиентам удобный способ связи для них.

  • Чат-боты

Да, казалось бы, уже избитая тема, но она все активнее внедряется всеми компаниями. Чат-бот может отвечать пользователю 24/7, принимать оплаты, отвечать на звонки и даже давать консультации. Все это связано с активным развитием ИИ, что позволяет налаживать более персонализированное общение с клиентами. По статистике клиенты не стремятся ждать ответ более 10 минут, поэтому, если нет возможности закрыть эту потребность руками специалистов, чат-боты — отличный вариант.

  • Вертикальные видео

VK Клипы — более 20 млн. просмотров и 2-х кратный рост, видео в Дзен, TikTok до сих пор лидер роста, Shorts в YouTube и конечно же Reels в Instagram* (компания Meta, владеющая Instagram, запрещена на территории Российской Федерации).

Мы каждый день видим, что площадки переориентируются на видеоконтент и особенно вертикальный формат. Что касается Reels, то в 2022 и в 2023 году это останется одним из основных способов развития своего аккаунта и привлечения новых подписчиков.

Однако тут есть свои подводные камни — длительность ролика. Если вы не смогли сразу захватить внимание человек, то он просто свайпнет на следующее видео и забудет про вас. Средняя длительность просмотра составляет от 15 до 20 секунд, больше уже требует совершенно другого подхода и разработки отдельной контент-стратегии.

  • Метавселенные

Метавселенные — это цифровые пространства, которые создают симуляцию реального мира. В них можно “ловить” клиентов в виртуальных магазинах, давать рекламу в цифровом пространстве, продавать продукты и многое другое. Сейчас их не много и нет одной, которая объединила большую часть людей вокруг себя, но надо смотреть правде в глаза — это будущее.

Обратите внимание на крупные рекламные кампании мировых брендов, которые проводятся в метавселенных. Туда идут миллионы $ и уже сейчас они приносят свои плоды.

  • NFT

NFT — это невзаимозаменяемый токен, с помощью которого можно создать цифровой вариант для любого уникального предмета. Картины, музыка, гифки, фотографии, видео — любой авторский контент можно превратить в NFT, который будет уникальным и его нельзя повторить за счет шифрования.

Мое личное мнение: большой рывок в развитии и популяризации NFT в России принесет онлайн-образование. Уже сейчас рассматриваются варианты на законодательном уровне о внедрении NFT в сертификацию. Представьте — вы прошли курс, получили диплом в электронном виде, он уникальный, он только ваш и его невозможно подделать!

Мировые бренды моды создают целые коллекции NFT-вещей и продают их за реальные деньги, хоть и кажется глупо — купил “картинку” за 1000$.

  • Клиентская политика

Новый закон о хранении персональных данных, безумные штрафы для юридических лиц за их утечку, новые правила Apple, Google про конфиденциальность — звоночки, над которыми пора задуматься.

Почти все компании, с которыми я работаю и за которыми слежу, внесли изменения в порядок хранения и обработки персональных данных своих клиентов. Все больше людей осознают важность безопасности персональной информации, когда ей делятся и ставят эту потребность выше “нужды” получить продукт или услугу.

Компаниям надо поставить конфиденциальность и сохранность персональных данных на первое место. Таким образом можно сформировать доверие и создать позитивное отношение к себе.

  • Нативная реклама

“Баннерная слепота” развивается с безумной скоростью, а когда из нашей страны ушли некоторые площадки, многие пользователи просто перестают обращать внимание на рекламные объявления и позывы. Реклама людей окружает всегда и везде, и, конечно, она им приедается.

По статистике нативная реклама просматривается на 50% больше, чем обычные медийные объявления. Этот формат можно сравнивать с имиджевой рекламной кампанией — когда важно, чтобы о вас узнали и «привыкли” к вам, а не купили в моменте. Продажи »в лоб” уже не работают.

  • Преобладание контекстной рекламы

Ну здорово же…. мы теперь листаем ленту или сторис в Instagram* и не видим никакой рекламы. Только контент! А значит все меньше способов поймать людей которые в моменте заинтересованы именно в вашем продукте или услуге. Тут на помощь и придет контекстная реклама (разумеется у нас остался только Яндекс). Пользователь вводит запрос и видит релевантные предложения. Горячий лид, как говорят маркетологи.

Многие на это сразу пытаются парировать — первые 2-3 выдачи в поисковой системе люди специально пролистывают! Да, это так, не буду спорить. Но по статистике наших клиентов от этого объем совершенно не изменился.

Конечно, не стоит забывать, что реклама стала в разы дороже и необходимо заранее заложить хороший бюджет на данный рекламный канал.

  • Influencer-маркетинг

После ухода некоторых компаний с рынка России возможностей для рекламодателей стало меньше, но они не исчезли полностью. Исследования, которые приводятся по активности россиян в иностранных сетях сомнительны и не вызывают доверия. Лично в моем окружении никто не ушел из того же Instagram*, но стали меньше им пользоваться.

Из всего этого следует, что и инфлюенсеры, которые там вели деятельность, продолжили ее. В 2022 году мы активно покупали рекламу у микро-/макроблогеров и получали хорошие результаты. Конечно цена заявки стала выше, и подход к самой рекламе изменился, но свои результаты это приносит и будет приносить. Что еще важно — результат стал появляться с личных блогов и сторис Вконтакте, площадка медленно, но набирает обороты в этом направлении.

  • Социальная ответственность

Люди готовы платить больше, если компании демонстрируют социальную ответственность! Знаю даже на личном опыте, ведь лично отдаю предпочтение таким компаниям. Раньше сложно было представить, что человеку будет важна возможность переработки посуды из которой он ест, но все исследования доказывают обратное. И это огромными шагами приходит и в нашу страну.

Благотворительность, перерабатываемые материалы, поддержка социальных мероприятий, повышение осведомленности об общественных проблемах — выбирайте и попробуйте это использовать в своем бизнесе.

  • Персонализированная реклама

В следующем году придется еще больше углубляться в изучение вашей аудитории и ее потребностей. Классическая концепция Целевой аудитории исчезает или не приносит результатов (я говорил об этом весь 2022 год и использовал другие подходы в работе с клиентами, которые приносили результаты), потому что сильно “размазана”.

Используйте все доступные виды исследований, инструменты ретаргетинга и ремаркетинга.

  • CRM-маркетинг

То чего все старались избегать или махали рукой со словами "как-нибудь потом" или "нам это не надо” — теперь это сыграет против вас.

Если у вас нет оцифрованной клиентской базы и возможности коммуникаций с ней, то вы можете терять до 30% потенциальной выручки ежемесячно. Основной инструмент RFM-анализ.

  • Прозрачный контент

Тут я подразумеваю отсутствие какой-либо “искусственности”. Уже второй год живые фотографии, отзывы или видео от клиентов работают в несколько раз лучше стандартных и всем привычных рекламных макетов. Конверсия в некоторых проектах отличалась в 5 раз! Люди хотят видеть людей. Везде! Социальные сети компаний, сторис владельцев, отзывы клиентов.

Просто для понимания — найдите исследования по изучению отзывов перед покупкой потребителей из России. Лично скажу, что например на том же Ozon в 2022 году я начал смотреть распаковки и обзоры товаров от пользователей, при этом никакие видео от официальных производителей даже не открывал. Нативно из пункта выше даже тут, для тех, кто понял намек.

Буду рад, если поделитесь своими мыслями в комментариях.

44
4 комментария

чатботы?
не знаю ни одного нормального чатбота, который бы умел хоть что-то и не раздражал. чатбот нужен только для одного - позвать живого специалиста.

метавселенные?
они же уже признаны несостоявшимися, как и VR. тратятся миллиарды долларов, а на вечеринку в метавселенной приходят только 5 журналистов

nft?
это же разводилово и нужно для выпендрежа. почти как сумка луи витонн, но сумка хоть выглядит симпатично, и в нее вещи можно засунуть. а нфт это просто картинка обезъяны, которая показывать что ты дурак с большим состоянием.

клиентская политика?
на нее давно уже все положили, базы сливаются или взламываются, текст политик не обновляется годами, в судах нет ни одного дела. почему? потому что нереально доказать, что твой номер слил билайн, яндекс или кто угодно.

и у вы опираетесь на что-то, кроме своего личного опыта?
а то в тексте через одно слово разные "Лично в моем окружении", "Лично скажу", "на личном опыте".

Ответить

Опираюсь на успешные реализованные проекты в сфере маркетинга с помощью этих инструментов.
Даже после всех ситуаций мы живем в 21 веке, автоматизация и новые технологии - то что нас ждет всех.

Ответить

После упоминания NFT статью можно закрывать. Автор очевидно не в курсе, что все следы разложение NFT-труппа были на лицо еще весной 2022.
Глубина экспертности, что называется, на поверхности.

Ответить

Я скажу больше, рынок NFT потерял 80% в 2022 году, причем после событий, которые всем известны. Но это далеко не значит - что он мертв в части маркетинга для компаний, было много успешных коллекций от брендов с капитализацией больше 1 ярда долларов

Ответить