Разбираемся с программами лояльности для интернет-магазинов и сайтов, продающих услуги. Где разместить информацию для клиентов и как интегрировать систему бонусов в бизнес-процесс.Схема программы лояльностиВ компании Ratio мы продаём разработку на заказ. Частый случай: клиент хочет обновить сайт и прикрутить к нему программу лояльности.С точки зрения веб-разработчика программа лояльности состоит из трёх блоков.Система учёта скидок и бонусов — техническая часть программы. Обычно она привязана к карточкам и бонусному счёту клиента. Некоторые компании используют прогрессивную шкалу скидок – вместо бонусов или вместе с ними.Информация знакомит покупателей с программой лояльности. В этом блоке описывается участие в программе, отображается статус клиента и количество баллов на бонусном счёте. Блок состоит из информационных страниц и личного кабинета пользователя.Дополнительные инструменты подстраивают программу под специфику бизнеса или выполняют особые требования заказчика. Например, создают вокруг бренда площадку для профессионального сообщества.На примере клиентов Ratio покажем, как схема адаптируется к трём типам проектов.Интернет-магазин без офлайн-продажВ книжном магазине Book24 действует бонусная программа с системой статусов. Пользователь получает персональную скидку от 4 до 10% и бонусы, которыми можно оплатить до 30% следующего заказа.Магазин работает без офлайн-продаж, все заказы только на доставку. Для программы лояльности это самый простой вариант — можно обойтись без дополнительных инструментов.Начисление/списание бонусовПеред проработкой системы начисления/списания нужно определить переменные, от которых зависят скидки и количество бонусов за покупку.В Book24 для каждого товара количество бонусов прописывается отдельно. Но в теории оно может зависеть от:статуса в программе лояльностиобщей суммы покупкитого, где клиент совершил покупку: в офлайн-магазине, на сайте или в мобильном приложенииБонусы могут начисляться и за другие действия: Book24 дарит их за регистрацию, отзывы и подписку на рассылку.Система статусовЧем больше клиент покупает, тем выше его уровень — и тем больше скидок он должен получать. В зависимости от статуса в программе лояльности магазин Book24 даёт скидку от 4 до 10%.Важно, чтобы уровень клиента верно учитывался при отображении цен. В Book24 статус влияет только на размер персональной скидки, но некоторые магазины устраивают для вип-пользователей закрытые распродажи — в таком случае скидки должны видеть только клиенты с высоким статусом.Страница с информацией о программеИнформационная страница отвечает на основные вопросы: какие статусы есть в программе лояльности, как получить баллы и по какому курсу они конвертируются в рубли.Обычно такая страница доступна всем посетителям сайта, но бывают исключения. Например, если программа лояльности действует только для вип-клиентов.На отдельных страницах размещены полные правила участия в программе и пошаговая инструкция по оплате баллами.Личный кабинет пользователяЛичный кабинет — как панель приборов, пользователь должен видеть здесь свой прогресс в программе лояльности.Чеклист для информации в личном кабинете:— размер персональной скидки— статус в программе лояльности— количество баллов на счёте— история покупок— персональные предложения— ссылка на пошаговую инструкцию по оплате балламиСайт по продаже офлайн-услугС нашей помощью сеть студий маникюра Лены Лениной перешла с процентных скидок на систему бонусов. За каждые 20 рублей в чеке можно получить от 11 до 33 баллов, а потом обменять их на скидку.Начиная со статуса VIP, пользователи попадают в закрытый клуб с выгодными предложениями. Участникам программы лояльности достаются купоны на скидку и другие подарки.Маникюр — это офлайн-услуга, поэтому программой лояльности должно быть удобно пользоваться на ходу. Для этого мы добавили личный кабинет пользователя в мобильное приложение студии.Внутри отображается остаток баллов на счёте и статус в программе лояльности. Приложение стабильнее, чем мобильная версия сайта — и интерфейс в нём крупнее. Дамы со свежим маникюром оценят ;)При регистрации в приложении пользователь получает виртуальную бонусную карту. Пластик можно взять во время сеанса, но виртуальная карта удобнее — она всегда в смартфоне. Это мотивирует людей не удалять приложение после первого использования.Крупная сеть с профессиональным сообществомТорговый дом «Петрович» продаёт стройматериалы, основные клиенты — прорабы и мастера. У Петровича уже была крепкая программа лояльности со статусами и бонусной системой. Нашей задачей было создать на её основе площадку для профессионального сообщества.Петрович решил привлечь строителей с помощью полезных веб-сервисов. Чтобы не перегружать интерфейс интернет-магазина, сделали из программы лояльности отдельный сайт — Клуб друзей Петровича.Полезные веб-сервисы для покупателейДля Петровича мы разработали первую версию Биржи профессионалов. Это сервис для поиска исполнителей и заказов на строительные работы. Биржу разместили на сайте Клуба друзей Петровича, как один из разделов. Строители освоились быстро, Петровичу даже пришлось создать Высшую Лигу — закрытый клуб, в который попадают лучшие специалисты на Бирже.Ещё мы сделали конструктор сайтов для строителей. За первый год работы сервиса мастера создали 4000 посадочных страниц с портфолио.Создать страницу можно за шесть кликов, но конструктор доступен только членам Клуба друзей. Дополнительная мотивация завести клубную карту.Каталог призовБаллами в Петровиче можно оплатить покупку или обменять их на подарки из каталога призов. Призы мы разместили отдельно от каталога товаров — чтобы клиент понимал, что тратит бонусы, а не деньги.Краткое содержаниеВ основе любой программы лояльности лежит информация для клиентов и система учёта скидок и бонусов.Хорошая программа адаптируется под специфику бизнеса с помощью дополнительных инструментов: мобильных приложений и веб-сервисов.Если программа лояльности направлена на профессиональное сообщество и в ней много элементов — лучше разместить её на отдельном сайте.
Прикольная статья! Спасибо!