Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

В эфире дизайн телеграм-ботов, о существовании которого вы скорее всего не слышали. А он есть. Сегодня разбираем популярную ошибку, из-за которой может теряться до половины новых пользователей. Решение за 1 минуту в комплекте.

Как в большинстве случаев выглядит путь человека для попадания в телеграм-бота: пользователь где-то увидел рекламный пост, перешел по ссылке в бота и что-то там нажал:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Если, например, реклама была в канале, то обычно владельцы ботов судят об эффективности рекламного поста по тому, сколько пользователей его увидели и сколько из них перешли. Если реклама была куплена в боте, то просто молятся, что "пользователь вышел в рубль". И там и там своя аналитика на коленке со своими "слепыми зонами". Сегодня я расскажу об элементарном способе не терять пользователей в одной из самых недооцененных частей маршрута от рекламы к запуску бота.

Для запуска нажмите /start

Именно эти два слова сейчас сэкономили некоторым из вас сумму, равную целому месяцу вашего рекламного бюджета. Можете написать мне и перечислить половину.

А теперь давайте внимательнее посчитаем количество нажатий до момента, когда мы можем понять, что человек из "просмотра" превратился в "пользователя бота". И их будет не два, как на картинке выше, а три:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Вон тот экран посередине, это то, что видит пользователь нажав на ссылку, ведущую в бот. Этот экран непрограммируемый, можно разве что описание добавить в центре чтобы было написано "Что умеет этот бот?" и на этом функциональность экрана заканчивается — пользователи жмут кнопку "Начать" (внизу экрана) и уже дальше развлекаются с ботом, попадают в статистику запустивших и все такое.

Но на самом деле на том экране кроме кнопки "Начать", пользователь может сделать еще одно весомое действие — уйти из бота так и не запустив. И 99% создателей ботов даже не задумаются об этом, не только по причине того, что это технический экран идентичный для всех ботов, но и в том числе из-за невозможности отслеживать переходы по ссылкам в телеграме не уводя пользователей за пределы самого телеграма. Проще ведь каждый год отдавать месячный рекламный бюджет в пустоту, чем обвешать своего бота гипотезами слабых мест и за пару вечеров залатать все дыры.

А трюк, кстати, прост в исполнении, нужно лишь в рекламном посте указать ссылку на пустой телеграм-канал, в котором уже и будет ссылка на бота:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

И когда 100 пользователей нажмут на рекламу, то попадут в "канал-прокладку", где вы увидите 100 просмотров и когда в ваш бот по итогу попадут 70 человек, вы зададитесь вопросом, а куда же эти 100 мотивированных рекламой людей умудрились пропасть? А поскольку единственным местом будет тот самый экран с кнопкой "Начать", то даже банальным перебором описания того, что умеет бот вы скорее всего улучшите ситуацию.

Небольшая предыстория

Обычно, когда я доделываю своих ботов, то даю их попробовать друзьям и знакомым со словами наподобие "вот, держми, повзаимодействуй с этим". Сколько самых крутых айтишников обделывались на моих глазах не понимая, что для запуска бота нужно оказывается нажимать "Начать". Кстати, а правда, а начать что?!

Э-э-эксперимент

Когда-то для этого бота я приводил аудиторию из ВКонтакте, поэтому решил далеко не идти и включить крутиться объявление, чтобы хотя бы как минимум, избежать пересечения аудитории:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Вот такое древнее объявление, в нем с помощью ретаргетинга я сразу исключил повторение и пересечение одних и тех же людей, ну так, на всякий случай. В общем и целом, как выглядел мой поток народу для тестирования:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

То есть, оно все работает, а я только снимаю показатели на обоих концах этой цепочки, снимаю и меняю, снимаю и меняю и смотрю у какого из стартовых экранов бота будет пропускная способность относительно пустого экрана как будет отличаться. Ниже процент пользователей, которые после попадания в "канал-прокладку" дошли до непосредственного запуска бота:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Кстати, можно заметить, что сам по себе "канал-прокладка" может работать без потерь. А влияние разных экранов на "доходимость" выглядит как минимум логично. Забавно конечно получается, что худшее, что можно написать в поле, расчитанном на "Что умеет этот бот?", это сам ответ на вопрос "что у меет этот бот". По каким-то причинам это способно оттолкнуть половину всех привлеченных пользователей.

Почему это может происходить

Слышали когда-нибудь про эффект "баннерной слепоты"? Если кратко, это когда первый раз едешь по дороге и замечаешь рекламу, а в следующие разы уже не обращаешь на нее внимание, она же не поменялась:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Полагаю, что такая экономия внимания может быть связана не только с рекламой, а с любыми штуками, которые окружают человека и долго не меняются, ну правда, зачем мозгу тратить ресурсы на то, что он уже видел, особенно, если оно не двигается. В такие моменты есть вещи поважнее, машины, люди. Дом на тебя не упадет сам по себе, а вот столкнуться с прохожим не хотелось бы:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Потому что это интерфейс. Выходя на улицу вы же не всматриваетесь в свой подъезд как в день переезда, можете уткнувшись в телефон дойти до магазина и обратно. В конце концов, когда напиваетесь в баре до беспамятства и не можете связать двух слов, то благодаря чему попадает домомой? Почему ваш друг со зрением -7 придет к вам в гости даже без очков?

Интерфейс. Неизменные дома, улицы, кнопочки на клавиатуре, вы же когда печатаете текст, не ищите каждую букву по отдельности. Боковое зрение и минимальные усилия внимания делают кучу всего за вас — научитесь жонглировать тремя мячиками и заметите, что вы можете это делать смотря "сквозь них", в зеркало, в глаза другому человеку и все такое.

Давайте переложим идею размыливания интерфейса улицы на интерфейс телеграма:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Тогда зачем смотреть на клавиши и элементы интерфейса, который особо не меняется, если можно не смотреть? Я полагаю, и здесь ваш мозг при первой же возможности включит режим экономии внимания, чтобы уделять его туда, где хоть что-то происходит — в центр экрана, ну, в область где сообщения. И хоть канал это будет, хоть диалог, вы знаете, куда что нажать и все понимаете, большинству из вас не нужно объяснять разницу между каналом и чатом, ведь это основные штучки, которые вы смотрите в телеграме:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Я бы сказал, что так даже удобнее в каком-то смысле и если сообщениями в телеграме пользовались наверное все, то каналами, скорее всего, большинство, просто потому что число подписчиков только тех каналов, которые я нашел в телеметре в три раза превышает число активных пользователей:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

А вот статистика от подобного сервиса, но только для ботов:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Если судить по этим показателям, пользователей у ботов в 20 раз меньше, чем у каналов. Всего 5% подписчиков каналов имеют опыт взаимодействия с телеграм-ботами и минимальные представления, что это такое вообще. Здесь я хотел показать именно соотношение каналов и ботов в плане их популярности у пользователей, как раздела месседжера(поэтому для наглядности можем смотреть на относительные цифры, не учитывающие пересечение)

А как насчет новых пользователей телеграма

За минувшие полгода в телеграме добавилось 200 миллионов активных пользователей(диаграмма слева), а график справа показывает 360 миллионов скачиваний(отрезки между точками равны 15 дней).

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

То есть мы вполне уверенно можем брать в расчет то, что это 200 миллионов за полгода и правда зашли в телеграм первый раз. Получается, 40% пользователей телеграма за это полугодие — новички.

Что получается

Давайте смоделируем самый пессимистичный расклад при котором у нас сейчас в телеграме осталось 60% "старых пользователей" и из них всего 5% знакомы с ботами. Это 3%. Добавим сюда то, что они уже привыкли к интерфейсу, все знают и кнопочки не рассматривают. И покажем им вашего бота в каком-нибудь канале, что они увидят?

Правильно, ничего:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Я напомню, что описание для бота(которое вы могли видеть посередине экрана на предыдущих скриншотах) — по умолчанию отсутствует.

А поскольку наши "пессимистичные 3%" умеют понимать только каналы, то они могут увидеть вместо вашего бота пустой канал и уйти.

А если они человек вообще первый раз в телеграме? Что для него будет означать кнопка "Начать" или "Start"? Это же не стиральная машинка, по боту в лучшем случае не будет видно, что он вообще умеет делать что либо, в худшем — пользователь увидит пустой канал.

Что можно сделать прямо сейчас

Заходите в бота для управления ботами t.me/BotFather, нажимаете /start, затем /mybots, выбираете вашего бота и жмете кнопку "Edit Bot", там нажимаете "Edit Description" и вводите сообщение, которое увидит пользователь, когда уже попал в бота, но еще не запустил:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Если вы все сделали по инструкции, то теперь при первом запуске бота должно быть примерно так:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Но не стоит забывать, что этот технический трюк позволяет улучшить то, что уже работает и в первую очередь направлен на то, чтобы не потерять пользователя, у которого вам удалось вызвать интерес и привести к себе в телеграм-бот. Это не волшебная палочка, крутой микрофон не сделает вас рок-звездой сам по себе. Ну так вот, вернемся же к содержимому это первого экрана.

Что там писать?

В тексте, который увидит человек(живой, такой же, как и вы), вам необходимо убедить его в том, что в вашем продукте он получит большую ценность, чем потратит усилий, либо же то, чего нельзя получить нигде, кроме как у вас, или держать интерес пользователя за счет любопытства. Разберем мой пример:

— Это прогноз погоды в виде одежды — здесь у нас исключительное любопытство, опять же, упомянуто по причине, что выше написан вопрос "Что умеет этот бот?", этот заголовок никуда не убрать, поэтому напомним пользователю о том, где он и что такого, чего он не встречал умеет это маленькое изобретение.

— Для получения прогноза нажмите /start — прямая инструкция, как получить от бота то, зачем ты пришел сюда, написано ровно в том месте, гуда смотрит человек.

Еще раз посмотрите на вариант, который отпугнул меньше всего людей:

Что там не писать?

— Все, что будет превышать ~120 символов — это количество, при котором даже на маленьком экране 5 или 7 айфона текст не превратится в длиннющее полотно. У человека не бесконечный лимит усилий для знакомства с чем-то новым и если вы перегрузите пользователя в самом начале, то либо сразу потеряете или же он "устанет", но чуть позже. Чтение — это и усилия и время. Поверьте, у человека, который тыкнул на вашу рекламу в интернете желания смотреть что вы там такого изобрели может быть на порядок меньше, чем у ваших друзей, которым вы под нос сунете свою новую придумку

— Ссылки, причем, на что угодно — не мешайте человеку увидеть и так еле заметную синюю команду /start, не сбивайте его с толку лишней информацией, не заставляйте его стоять перед дверью вашего ресторана и изучать меню, дайте ему спокойно зайти!

— Картинки, эмодзи и прочая отвлекающая ерунда — не мешайте человеку открыть дверь своими приколами с дверной ручкой!

Вот парочка примеров ботов, где создатели приложили максимум усилий, чтобы человек сделал все, что угодно, кроме запуска бота:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Не надо так.

Ваш интерфейс, должен стремиться к тому, чтобы любой пользователь не напрягаясь понимал, какой следующий шаг ему нужно сделать и что он получит, при этом чтобы у него не было возможности свернуть не туда:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

А то ваш ресторан рискует оказаться без гостей, да еще и обоссаный.

Решение, как подход

Рекомендацию из абзаца выше я дал как универсальное решение, чтобы читатель унес из статьи хоть что-то кроме каши в голове. Да, рекомендация хоть и основанное на моих наблюдениях, тестах и гипотезах, но все же она выведена из анализа моих проектов, но не ваших.

Поэтому считаю более ценным использовать не пример, а именно подход в поиске слабых мест и их устранении.

Вот он:

1) Вы создаете "канал-прокладку", через который пользователи будут попадать в ваш бот, записываете, сколько переходит в него и сколько доходит в бота, это будет стартовая точка

2) Затем, строите предположения относительно текста и действий заходящего человека(о том,что можно улучшить) и на основе этих предположений делаете несколько вариантов

4) Создаете несколько точных копий проекта(можно без функционала или в конструкторе типа botmother.com сделать чтобы просто поймать человека на том, что он зашел) и затем своей рекламой пригоняете туда пользователей через "канал-прокладку" и точно также как в пункте 1 записываете сколько и где пользователей оставило свой след

5) Сравниваете результаты замеров вашего "проблемного" бота с результатами "исправленных", смотрите, что получилось хорошо, что можно улучшить и на основе этого либо применяете изменения, либо строите новые гипотезы и снова проверяете их возвращаясь в пункт 3

На что вообще влияют потери этих 20%

Как правило, ушедших пользователей, которым по какой-то причине не понравилось пользоваться ботом, может быть сложнее привлечь снова хоть как ой рекламой, поскольку они уже могут иметь негативный опыт пользования. Это как то, что у любой пиццерии больше шансов завлечь вас к себе какой-нибудь акцией, чем у той пиццерии, после которой вы блевали пол ночи. Я конечно утрирую, но суть, думаю, вы уловили.

Сложный интерфейс убивает лояльную или целевую аудиторию, которой может быть очень ограниченное количество.

Про деньги

Например, большинство владельцев телеграм-ботов продают рекламу другим ботам и на часть вырученных денег покупают рекламу своего бота.

Давайте представим, что ваш бот приносит вам 200,000 рублей из которых 100,000 идут вам в карман и 100,000 рублей идут на рекламу вашего бота, ну и в результате, с этой рекламы вы получаете 10,000 новых пользователей. За год вы получите 2,400,000 из которых потратите 1,200,000 на рекламу и получите 120,000 пользователей по цене 10 рублей за человека. Остальные 1,200,000 ваша прибыль.

Теперь предположим, что у вас на входе пустота, либо куча текста, в которой теряются 20% заходящих.

Так вот, если вы обнаружите и исправите этот момент, то лишь благодаря этому "доходить" в бота будет на 20% больше, вернее они и так доходят, просто уходят. Не дай вы им ускользнуть и тогда каждый пользователь бы вам стоил уже 0,8 рублей и на привлечение тех же 120,000 человек вы бы потратили 960,000 рублей из 2,400,000 выручки. В таком случае вы не потратите на рекламу лишних 240,000 и ваша прибыль за год из 1,200,000 превратится в 1,440,000.

То есть, просто "что-то там за 1 минуту сделать со словами" принесет вам сумму, которую вы обычно зарабатываете за 2,5 месяца.

Но есть же еще боты, в которых владельцы тратят на привлечение пользователя 10 рублей, а он у них покупает какой-то продукт за 100 рублей. В таком случае, "простая замена надписи на входе в бота" может в течение года принести +2,400,000 рублей.

И это опять же, это если считать только не запустивших бота.

В ботах еще так много дырок, как в сыре...

В этой статье я разобрал пример только одного стартового экрана, преодоление которого все-таки получается осилить у некоторой части пользователей, имевших ранее представление о том, как запускать бота. Но самое интересное начинается как раз после запуска:

Используя пример с туалетом, внутри вашего бота можно легко отыскать что-то подобное:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Да, вариант замерять места, где теряется аудитория и показывать живым людям бота и смотреть, где они начинают теряться, это то, что необходимо делать с любым существующим ботом. Но.

Не каждый разработчик или владелец бота имеет за плечами опыт наблюдения за действиями пользователей в разных интерфейсах ботов. Не каждый строит свою деятельность через выведение гипотез и эксперименты, не каждый увидит полученных результатах данные для анализа и последующих гипотез. У многих это заканчивается суждениями в духе "зашло", не зашло" и с таким подходом если не удалось тупым перебором утнкуться в какое-то решение, то результат воспринимается как ошибка и зря потраченное время.

И это без учета времени, которое тратит на такие "исследования на коленке" создатель бота. Есть логика в том, чтобы передать такую задачу узкопрофильному специалисту по дизайну ботов. Ах да, их же не существует:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Если будущее на рынке предложения еще не наступило, а спрос вот-вот осознает себя в вашей голове, то где же искать дизайнера телеграм-ботов?

Здесь

Давайте так, прежде чем мы перейдем к самой душной части статьи, я вам посоветую человечка по интерфейсам телеграм-ботов, который разберет интерфейс вашего бота на слабые места, переработает или разработает с нуля — t.me/nikralayli. Это я, и наглостью, данною мне моими кейсами, объявляю себя первым дизайнером телеграм-ботов в интернете.

Не будем углубляться в подробности кейсов, если кратко: за 4 года мною было запущено ~40 телеграм-ботов, которыми воспользовались ~4,000,000 человек. Лучший результат это +250,000 пользователей за сутки. Все кейсы, статьи и идеи собираю в канале: t.me/larkenization

Ладно, поехали дальше.

Откуда ноги растут

Преуменьшение значимости интерфейса в телеграм-ботах происходит с одной стороны по причине невежества в духе "Да что там проектировать эти пару кнопок и стри строчки текста", а поскольку значительная часть телеграм-ботов создаются и управляются людьми их разработавшими, здесь важный момент — ботов создавали люди, которые каждый день копаются в десятках строчек кода, работают с базами данных, массивами и другими специфичными словами. И то, что для такого человека может быть элементарным, не будет таковым для других.

Можете посмотреть, что ответил создатель одной из ТОП-10 крупнейших криптовалют в мире на просьбу объяснить восьмилетнему ребенку, что такое блокчейн:

В общем, я отдельно напишу, то, что он сказал:

Ну, это сложно. Базовая идея это то, что блокчейн — это такие децентрализованные компьютеры, которые работают через несколько тысяч компьютеров, которые распределены по всему миру и, тоесть получается такая система, где операция зависит не от какого-то одного компьютера или одного человека или компании, а от всей сети и работы всей сети вместе. Получается система, которая не которолируется каким-то одним человеком или компанией, которая очень безопасная и которую сложно атаковать или взломать.

Даже не будучи восьмилетним можно предположить, когда попытка объяснить что-то простыми словами на 19% состоит профильных терминов или слов, значения которых нужно раскрывать отдельными объяснениями, то скорее всего оно не сможет выполнить свою цель, ну, то есть объяснить. Стивену Хокингу, когда тот писал свою книгу, издатель сказал, что каждая включенная в книгу формула будет уменьшать продажи вдвое. Если эта история имеет под собой весомое основание и формула, занимающая 0,0001% всего текста влияет на результат, тогда термины в вышеупомянутом объяснении "простыми словами" это не просто ложка дегтя в бочке с медом, а целое ведро, пятая часть!

Ирония в том, что чем меньше объем текста, в которые нужно поместить смыслы для пользователя, тем больше будут последствия допущенной ошибки, а не наоборот. "Оформить текстик и кнопочки" в сравнении, например, с дизайном сайте это как купить то же самое количество продуктов для новогоднего стола, только потратить не 10,000 а 1,000.

Почему нельзя было в качестве примера блокчейна сказать, что "блокчейн — это такая тетрадка, которая сама записывает, кто кому из одноклассников дал карандаш или ручку и весь класс может проверить, чтобы никто никого не обманул и вернул вовремя". Восьмой класс же.

Что вообще такого может произойти если текст будет чуточку сложнее?

У меня есть любимая история, как в 2014 году я первый раз столкнулся со статьей про биткоин. В тот день он стоил $537, а за последующие 8 лет вырастет в 100 раз. Кстати, недавно, когда открыл эту статью, то прекрасно понял, почему мне было "влом" читать.

Вот и скрин переписки и кусочек статьи:

Как двумя словами можно поднять выручку телеграм-бота на 20%

Розовым отмечены незнакомые слова. Я, конечно, утрирую, ничего такого страшного не произошло, да и не произойдет, если текст будет сложнее, просто пользоваться таким ботом будет ощутимо меньше человек.

Ссылки

Написать мне: t.me/nikralayli

Кейсы/статьи/идеи: t.me/larkenization

1515
5 комментариев

любишь ты из простой мысли лонгрид захерачить, но ты прав, поменял у себя

3
Ответить

Красиво расписано. Могу только подтвердить. Несколько раз было, раздумывал нажимать на старт, так как сомневался из-за пустого экрана, не зная, что же ждёт дальше.

1
Ответить

Может проблема в ценности того что предлагает продукт? Простой пример одного из самых отстойных интерфейсов это Binance но из за полезности в некоторых кейсах люди продираются через все эти преграды и пользуются этим говном.

Ответить

да, продукт, дающий ценность соизмеримо выше цены это конечно всегда классно, но в этой статье я описал что 1/5 проходящих мимо в поисках кофе не смогли зайти в кофейню, потому что на двери не было написано «нажмите кнопку на стене слева, чтобы дверь открылась»

попадание в бота это всегда кофейня в которую ты заглянул по пути (ты же не устанавливаешь ничего, не покупаешь приложение, подписку и тд) нет, ты просто запускаешь - и здесь передумать и уйти в разы проще, чем когда ты полез скачивать тот же бинанс понимая, зачем он тебе нужен

боты - это про волшебство, это когда можно получив от человека минимум вводных данных дать ему бОльшую ценность/пользу, но это волшебство чаще всего в руках бродячего артиста на самой оживленной улице города

Ответить