Подрядчики или партнеры?

Пара слов об эдвайзинге в стратегии.

В том, что любой бизнес по задачам, требующим специальных, профильных компетенций, обращается к внешним консультантам или исполнителям, уже давно нет ничего удивительного.

Независимо от масштаба деятельности компании и её размеров, “раздувать” в штате пул экспертов и специалистов — слишком высокая нагрузка на платежную ведомость и явно не самый верный путь к оптимизации и повышении эффективности бизнеса. Поэтому вполне нормально, когда время от времени компании прибегают к помощи подрядчиков или агентств в решении текущих, периодически возникающих вопросов.

Когда мы говорим о стратегии в широком смысле или переходим к чему-то более конкретному — маркетинговой или бренд-стратегии — правильным будет разобраться, а кто же нам нужен: очередной исполнитель или партнёр, заинтересованный не в предоставлении конкретного решения здесь и сейчас, а в содействии долгосрочному развитию бизнеса?

В реальности работа чаще всего строится следующим образом: агентство или команда разработчиков предоставляет конкретное решение в вверенной им области (допустим, речь идёт о бренд- или коммуникационной стратегии), успешно его презентует и передаёт в реализацию заказчику. Что дальше? Встаёт выбор между тем, чтобы внедрять разработки собственными силами или же снова привлекать для выполнения работ подрядчиков. На роль последних зачастую вызывается всё тот же разработчик стратегии, главным аргументом которого становится “это наши разработки, поэтому мы лучше других знаем, как это реализовать”.

Но может ли хороший стратег быть хорошим тактиком и исполнителем?

Размышляя о форматах такого взаимодействия и опираясь на собственный опыт работы, мы приходим к согласию с мнением известного гуру брендинга Сергея Славинского — в таких случаях необходим эдвайзинг (advising). Процесс, который стартует уже после разработки и утверждения бренд-платформы. Сергей Славинский трактует его как “Смешение двух процессов: процесса внедрения необходимых изменений и процесса обучения сотрудников компании”.

Для себя, правда, мы определили этот термин и его применимость к нашей деятельности несколько в ином ключе (но, безусловно, опираемся на вышеуказанное). В нашем понимании, эдвайзинг становится оптимальным форматом работы компании с её партнёром, внешним консультантом по стратегии, так как позволяет в режиме постоянного (читай, абонентского) взаимодействия осуществлять стратегирование.

В нашем видении эдвайзинг подразумевает следующее:

  • Он является логически обоснованным продолжением совместной деятельности консультанта и компании после формирования базового стратегического документа.
  • Внешний эксперт по стратегии консультирует заказчика по общим вопросам реализации и внедрению разработок, предоставляет оценку и осуществляет анализ на предмет соответствия реализации и стратегии, прогнозирует будущие изменения и предоставляет рекомендации по их внедрению и достижению.
  • Совместно с компанией консультант определяет критерии и производит отбор исполнителей для выполнения тактических задач (внедрения).
  • С определённой периодичностью совместно с заказчиком внешний эксперт производит корректировку стратегического плана, определяет пул тактических задач, дает обратную связь с точки зрения внешней оценки происходящих с компанией на пути реализации стратегии процессов.
  • Компания и консультант выступают партнёрами, объединёнными общей целью — построением и реализацией эффективной стратегической деятельности.

Иначе говоря, стратег должен оставаться стратегом

А значит, его работа не заканчивается на передаче утверждённого стратегического документа, но и не переходит на уровень тактической реализации.

22
Начать дискуссию