Ностальгия как драйвер успеха, или феномен Чебурашки

Главный фильм новогодних каникул 2023 – семейное кино про Чебурашку. По данным ЕАИС, общие кассовые сборы перевалили за 2,5 млрд рублей за неделю в прокате. Рассказываем, почему фильм с таким персонажем был обречен на успех и как работает ностальгия в кино, музыке и даже рекламе.

Чай, чемодан, чебуреки, Чебоксары

В 2023 году ушастому герою исполняется ни много ни мало 57 лет – Чебурашку придумал писатель Эдуард Успенский в 1966 году. В 1969-м вышел первый мультфильм про Чебурашку и его друзей – именно тогда персонаж получил широкую известность. Наверное, найти соотечественника, который не знал бы, кто такой Чебурашка, невозможно – он стал частью нашего культурного кода.

Первое знакомство с героем у большинства из нас состоялось в самом раннем детстве – трогательная история про дружбу и добро, песни, в которых до сих пор помнится каждое слово. Новый выход Чебурашки на экраны многие кинообозреватели так и называют – «билет в детство».

В детстве все было проще, мир был большим, ярким, полным открытий и возможностей – для многих взрослых символы из этого времени становятся своеобразными якорьками стабильности и спокойствия.

И хотя нам прошлого немного жаль

Ностальгию сегодня можно назвать основой массовой культуры. Во всем мире, не только в России, выходят новые фильмы с знакомыми героями, продолжения всеми любимых сериалов. Хиты прошлых лет переодеваются в новые аранжировки. Даже в рекламных кампаниях используются символы из культуры прошлого. И все это, как правило, имеет огромный резонанс, хоть и не всегда фанаты оригинала согласны с новой интерпретацией.

В книге «Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого» ее автор Саймон Рейнольдс утверждает, что даже сам тренд на ностальгию не новый – по его подсчетам, человечество испытывает тоску по воспоминаниям из прошлого примерно с середины XX века. Он выделяет две причины:

1. Кризис идей. Массовая культура перерабатывает сама себя

2. Кризис настоящего. В мире постоянно происходят различные кризисы, и люди ищут утешения в прошлом, которое, как им кажется, было гораздо лучше.

И действительно, ученые, исследовавшие поведение людей в пандемию COVID-19, подтвердили, что ностальгия – распространенный ответ на тревогу и неуверенность в моменте.

Именно поэтому узнаваемые образы, имеющие позитивные ассоциации с чем-то хорошим в прошлом, способны стать одним из ключевых факторов, приносящих успех и фильму в широком прокате, и бренду через рекламу, и даже конкретному продукту.

Формула успеха «Чебурашки» оказалась даже шире: если взрослых в фильме привлекает именно чувство ностальгии, то для современных детей персонаж до сих пор остается интересным сам по себе – как и для нас всех когда-то в детстве.

0
2 комментария
Григорий Саламадин

Большую роль скорее играет тот факт, что в новогодние праздники в России собирает практически все

Ответить
Развернуть ветку
UNHCR

Вообще ни о чем фильм, если честно. Графика убогая для 2023

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда