77 полезных вещей, которые узнал после создания 10+ технологических стартапов

Привет! Меня зовут Максим Кульгин, я основатель xmldatafeed.com и clickfraud.ru. Мы занимаемся парсингом сайтов и защитой от скликивания, и не оставляем надежду выйти на глобальные рынки. Т. к. у нас своего опыта еще нет, я ищу интересные, откровенные статьи с сторонним опытом, которые перевожу для себя и теперь хочу поделиться с вами.

Прошлая статья (см. ниже), где переводил авторский опыт получения 35 000 скачиваний приложения по миру за ~50$ была позитивно воспринята сообществом, поэтому решил продолжать. Да и самому интересно читать…

В этот раз меня «зацепила» статья, где автор (довольно опытный, судя по его постам и комментариям) делится своим опытом в виде ~77 советов (в оригинальной статье было ровно 100 пунктов, но часть я удалил, т.к. они мне показались крайне странными — к нашей действительности не применимы). Изначально я подумал, что эта статья а-ля «капитан очевидность», но когда вчитался — очень понравилось, т. к. это полностью отражает и наш небольшой опыт запуска ИТ- проектов в РФ. Посчитал, что будет полезно перевести.

Я позволил себе делать перевод «вольный» с своими комментариями, дополнениями и уточнениями (где-то расшифровал термины, где-то детализировал идею автора, адаптировал к Российской действительности и т. п.) . Больше информации вы можете найти на телеграм- канале «Русский ИТ бизнес» — в нем пишу всё, с чем сталкиваемся в процессе работы, без приукрашивания.

Дальше рассказ пойдет от первого лица автора с моими комментариями в скобках курсивом… Оригинал статьи на английском языке доступен здесь (вам потребуется VPN для чтения).

Итак, поехали (дальше от первого лица — автора)…

Прошло более десяти лет с тех пор, как я начал создавать различные ИТ- стартапы. Некоторые из них запуска с большими командами, другие — с несколькими людьми. Некоторые из них преуспели, часть провалились. Однако ряд вещей, которым они все меня научили… были одинаковыми. Итак, вот список совершенно (действительно — совершенно) случайных фактов, которые, как мне кажется, я теперь знаю наизусть:

1. Тестирование гипотез является ключевым моментом — вы можете думать, что у вас самая лучшая идея, но в конечном итоге только (желательно платящий) пользователь скажет вам, что работает, а что нет.

2. Качество стоит на втором месте — хотя оно несомненно важно, не нужно слишком много уделять ему внимания, поскольку вам, возможно, придется бросить все, что вы уже сделали, и начать работать над новой идеей.

3. Никто не пользуется столом для пинг-понга, который показывают в каждом объявлении о работе в стартапе (согласен, у нас настольный хоккей — пылится уже несколько лет… зачем покупали?, здесь и далее прим. пер.)

Сотрудники просили - купи, купи нам турник - мы будем подтягиваться и качать пресс. Теперь используется как вешалка :) Никто не занимается. Сделал только что фото из офиса, пока готовил статью.
Сотрудники просили - купи, купи нам турник - мы будем подтягиваться и качать пресс. Теперь используется как вешалка :) Никто не занимается. Сделал только что фото из офиса, пока готовил статью.

4. Не зацикливайтесь на ошибках и неудачах, извлекайте уроки и в следующий раз поступайте умнее.

5. Маркетинг влияния (Influencer marketing) с блогерами — это азартная игра, результат непредсказуем.

6. Туристическая индустрия намного сложнее, чем может показаться обычному, отдыхающему туристу.

7. У пользователей обычно крайне высокие ожидания — даже в отношении бесплатного продукта (совершенно согласен, у нас есть ряд бесплатных продуктов — иногда получаем массу претензий от клиентов, как будто они заплатили — лучше сразу брать деньги, все равно будет негатив:)

8. Простая похвала сотрудника за хорошо выполненную работу может многократно окупиться в будущем.

9. Бесплатные кофе и сладости — вещи, которые ощутимо повысят мотивацию сотрудников и увеличат количество рабочих часов в офисе.

10. Люди (пользователи/клиенты) очень устойчивы в своих привычках, и их трудно изменить - это делает вывод нового продукта на любой рынок крайне сложным.

11. Более высокий уровень квалификации сотрудников не обязательно делает команду лучше (согласен на 100%. Мы с удовольствием берем ребят, которые заканчивают учиться в ВУЗах — просто замечательно работают!)

12. Работая с агентами влияния или блогерами, предварительно проверьте, какие известные бренды сотрудничают с ними в течение длительного времени.

13. У пользователей безумно короткий промежуток внимания к вашему продукту — вам нужно доказать им, что ваш продукт стоит посмотреть за считанные секунды.

14. Простое, но постоянное «продолжаем работать, все будет хорошо, мы это решим» — гораздо более полезный инструмент мотивации команды (видимо тут отсылка к soft skill, который так популярен в западной корпоративной культуре).

15. Наем людей с различными наборами навыков, вместо того чтобы концентрироваться на том, что требуется для данной должности, повышает общую гибкость вашего стартапа.

16. Утренние 15-минутные совещания для подведения итогов и составления планов — очень полезно для стартапа.

17. Собственная команда чаще лучше, чем аутсорсинговая.

18. Вам придется "постучать в миллион дверей", пока вам не откроют одну.

19. Настойчивость часто является ключом к успеху.

20. О чем бы вы ни спрашивали/оповещали ваших клиентов, «догоняйте» их. Не более 2-3 раз. Для одних это спам, для других — напоминание, в котором они нуждаются.

21. Время от времени меняйте заголовки статей в блоге и следите за тенденциями посещаемости. Вы увидите, что работает, а что нет (совет отличный, но довольно сложный в реализации).

22. Объясняйте потенциальным клиентам свой продукт так, как будто им 4 года.

23. В настоящее время самый удовлетворенные работники — это те, кто имеет свободу в решениях и ощущает ваше доверие.

24. Тестируйте, тестируйте, тестируйте — если что-то сработало однажды, это не значит, что оно сработает снова, и наоборот.

25. Попробуйте ChatGPT. Что вы теряете? Может быть, он предложит то, о чем вы еще не думали.

26. Надо уметь «сдаться». Не стоит продолжать работать над улучшением того, что имеет низкую ценность в глазах клиентов.

27. Всегда будьте готовы к неожиданностям. Даже когда кажется, что все идет супер хорошо, есть 98% вероятность того, что за очередным «поворотом» все пойдет наперекосяк.

28. Попробуйте Tiktok — если вы не найдете там свою аудиторию, по крайней мере, вы получите удовольствие.

29. Продавайте и рекламируйте свой продукт везде, где бы вы ни находились — вы никогда не знаете, когда наступит ваш «судьбоносный» момент.

30. Поручение большего объема работы одному человеку (или самому себе) часто приводит к тому, что вся она выполняется за то же время, что и поручение только 30% этой работы.

31. Бесплатной версии Slack достаточно для большинства функций, которые могут вам понадобиться — не переплачивайте.

32. Не спешите монетизировать свой продукт (странно, но мне кажется, что монетизация должна быть сразу).

33. Чем прямолинейнее и простите "грубее" ваше рекламное объявление, тем выше его эффективность.

34. Для прессы «продавайте» свои знания, а не свой продукт. Вы будете чаще и быстрее получать освещение в СМИ и, иногда, даже обратные ссылки do-follow на ваш сайт.

35. Класть все "яйца в одну корзину" — ошибка: даже если один проект работает очень хорошо, не бросайте другие (совершенно согласен, мы, хоть и скрипя, делаем сразу несколько продуктов).

36. Маркетинг никогда не продаст продукт, если (продукт) он не заполняет определенный «пробел» на рынке.

37. Своевременное реагирование на тенденции очень важно. Особенно это касается социальных сетей и блогов — чем раньше вы освещаете тему, тем выше вы поднимаетесь в поиске Google (и Яндекс).

38. Не стесняйтесь делиться своими проблемами с единомышленниками. Иногда один комментарий может дать вам необходимые подсказки и новые идеи.

39. Тестируйте на практике даже самые глупые мысли, которые приходят вам в голову.

40. Попробуйте воспользоваться сервисом OnePitch. Это бесплатная платформа, которая находит журналистов в соответствии с вашим запросом.

OnePitch — это инструмент для специалистов по связям с общественностью и коммуникациям. Помогает найти подходящих журналистов для презентации на основе вашей истории.
OnePitch — это инструмент для специалистов по связям с общественностью и коммуникациям. Помогает найти подходящих журналистов для презентации на основе вашей истории.

41. Если вы не знаете, откуда приходят ваши пользователи, вы не знаете, что вы делаете правильно, а где вы просто теряете время (речь, полагаю, про аналитику).

42. Не пишите в своем блоге на любую тему, которая приходит в голову. Разберитесь в концепции ключевых слов — это один из способов привлечь внимание к своему контенту.

43. Очень важно передать точный посыл о сути вашего продукта. Вы можете потерять потенциальных клиентов, делая акцент на тех аспектах, которые не так важны.

44. Риск — это еще одно ключевое слово каждого стартапа.

45. Чтобы увеличить свою аудиторию в Twitter, следите за людьми, которые следят за брендами, с которыми вы конкурируете (для РФ не очень актуально:).

46. Поделитесь своим опытом на Indie Hackers— это отличный способ найти людей, которые сталкиваются с похожими проблемами (заблокирован в РФ, работает через VPN).

47. Высококлассная поддержка существующих клиентов — один из первых шагов к успешному продукту.

48. Персонализируйте все, что вы делаете — никто не обращает внимания на сообщения, которые выглядят как написанные роботом.

49. Усталость от собственного продукта происходит время от времени. Это нормально.

50. Даже если рынок сбыта вашего продукта кажется очень очевидным, посмотрите дальше. Если вы можете продавать его, например, в сфере путешествий, возможно, у него есть потенциал, который может показаться интересным людям из сферы технологий или финансов.

51. Используйте личные встречи для стратегического сотрудничества. Это ускорит и облегчит процесс для обеих сторон.

52. На туристический рынок трудно пробиться, потому что он очень консервативен и может быть назван дуополией (дуополия — ситуация, при которой имеются только два продавца определённого товара, не связанных между собой монополистическим).

53. Делитесь всем, что вы пишете в блоге в том числе и на Medium (в России на VC. RU — лучшая площадка, как по мне).

54. Загружайте свои пресс-релизы даже на самые «дерьмовые» сайты их распространения (к сожалению в России не развита система рассылки пресс-релизов с помощью платных сервисов, а жаль).

55. Будьте прозрачны и честны с клиентами. Даже самая невинная ложь для продвижения вашего продукта может разрушить то, что вы долго создавали.

56. Делясь своим «закулисьем», вы делаете любой продукт ближе к пользователю.

57. Нет неразрешимых проблем — все они временные.

58. Продукт не умрет без вас. Отдыхайте, потому что выгорание рано или поздно наступит.

59. Даже самые незначительные изменения могут привести к большим результатам.

60. Гибкость и обучение различным навыкам окупаются в долгосрочной перспективе.

61. Иногда ваши аккаунты в социальных сетях могут быть приостановлены или заблокированы. Но в этом нет ничего страшного.

62. Бывают ситуации, когда количество важнее качества.

63. Не пытайтесь решить все самостоятельно — не стеснитесь спрашивать совета у вашей команды.

64. Доверяйте своей интуиции. Если вы чувствуете, что пришло время бросить или возобновить какой-то проект — сделайте это.

65. Всегда следите за своими конкурентами.

66. Иногда проблема заключается не в вашем продукте — это может быть просто неудачное время для старта. Например, запуск туристического продукта в разгар пандемии COVID.

67. Делать все самому — плохой вариант.

68. Если ваша аудитория охватывает весь мир, поработайте над добавлением не только английского, но и других языков.

69. Обязательно делитесь всеми положительными отзывами, которые вы получаете, чтобы их видели ваши будущие пользователи.

70. Не стоит слишком сильно держаться за свое видение, которое было начале стартапа, — адаптируйте его в соответствии с потребностями ваших пользователей.

71. LinkedIn — это полезная платформа для того, чтобы делиться своим опытом, выстраивать отношения, обмениваться идеями и наблюдать за тем, что происходит вокруг вас («капитан очевидность» — это справедливо для любой социальной сети).

72. Нормально, что в какой-то момент у вас заканчиваются идеи.

73. Количество негативных и нелепых отзывов — обычное дело. И это не означает, что ваш продукт плох.

74. Полезные свойства, а не характеристики продукта — вот что его продает.

75. Особенности вашего продукта не на столько понятны другим, как вам.

76. A/B-тестирование приносит хорошие результаты только в том случае, если вы тестируете только одно конкретное изменение, а не сразу несколько.

77. Именно получение обратных ссылок (do follow), а не сам контент, является составляющей успеха в охвате аудитории (речь о том, что Google очень «любит» внешние ссылки и улучшает ранжирование сайта).

6262
19 комментариев

Круто что первым пунктом вынесена важность тестирования гипотез. Мы в smartesta.com на этом всю культуру работы со стартапами строим.

За статью лайк, новичкам маст хэв подборка)

5
Ответить

Турник за сколько продаёте?

4
Ответить

советы действительно интересные, спасибо

2
Ответить

30. Поручение большего объема работы одному человеку (или самому себе) часто приводит к тому, что вся она выполняется за то же время, что и поручение только 30% этой работы.

- Вот это поворот) удачи вам!

Ответить

По другому: Работа занимает всё отведённое на неё время.

5
Ответить

Думал будет какая-то муть, но прочитал каждый пункт прям. С удовольствием. Благодарю за хороший контент!

1
Ответить

вот да, в каждом пункте свои полезности)

Ответить